Социальная политика эсеров

    На снимке Чернов Виктор Михайлович (1873-1952),
    один из основателей партии эсеров и ее теоретик.
   

     ЭСЕРЫ – члены российской партии социалистов-революционеров, которая формировалась путем объединения народнических групп как левое крыло антимонархических демократических сил в конце 1901– начале 1902 года. В целом члены партии были сторонниками социализма, который виделся им как общество с общинно-демократическими принципами развития, но на более высоком уровне хозяйственной и политической деятельности на основе развития науки и техники. Эсеры являлись прямыми наследниками народничества, сущность которого составляла идея о возможности перехода России к социализму минуя капиталистический путь развития.

      http://www.proza.ru/2014/06/18/736

      По экономической программе эсеры были сторонниками демократического социализма, то есть сторонниками хозяйственной и политической демократии, которая должна была выражаться после свержения монархии не только через партийный парламентаризм, но и через представительство организованных производителей (профсоюзы и союзы кооператоров), и организованных граждан в лице общественных организаций. Их основные требования отразила Программа, принятая на Первом учредительном съезде партии в конце декабря 1905 – начале января 1906 года.

       Эсеры считали, что надвигающаяся социальная революция в России должна совершаться организованными в партию трудящимися массами, которые объединяются для революционных изменений социально-экономических взаимоотношений в обществе, чтобы после свержения монархии и победы на демократических выборах стать правящей  и вместе с избравшим её народом реализовать свою программу и направить все силы на осуществление коренных социальных преобразований на благо всего народа при постепенном сокращении монополии капитала и его эксплуатационной сущности в виде наёмного, кредитного и прочего экономического рабства и морального угнетения.
      Главной задачей этой партии была более справедливая организация труда и замена товарно-денежной формы распределения средств для жизни на более справедливое, уравнительно-трудовое или полупрямое распределение при социально-бытовых гарантиях относительно равномерно по относительному равенству рабочего времени как количества труда, а качеством по результатам квалификации труда, а не от неизвестно как добытых денег. Это необходимо сделать для уничтожении социального деления общества на противоборствующие антагонистические классы угнетателей и угнетённых, чтобы независимо от выполняемой работы или службы необходимой для блага всего народа, каждый имел право на нормальные социально-бытовые условия жизни без какой-либо дискриминации по профессии, полу, национальности и прочее, если человек добросовестно выполняет свои обязанности на рабочем месте в экономике страны, чтобы иметь от страны необходимое для благополучной жизни.  А это необходимо сделать, чтобы у каждого были условия для своего нормального индивидуального развития как Человека и не тормозилось дальнейшее морально-нравственное и интеллектуально-духовное развитие всего общества.
        После свержения монархии в программе эсеров формулировались задачи в политическом плане на демократической парламентарной основе, а в экономическом на социалистической форме хозяйствования, совершив социальную революцию, главным требованием которой является установлению власти народного большинства диктовать свои законы жизнеустройства при организации производства и всей общественной жизни страны на социалистических началах!  А это значит направлять всю экономику страны на благо всего народа, где каждый будет трудиться на благо всех и все на благо каждого, формируя социальные гарантии от количества и квалификации труда независимо от формы собственности, финансового капитала и социального происхождения граждан, сохраняя рынок вне социальной сферы, если человек добросовестно выполняет свои обязанности на рабочем месте в экономике страны. А это должно предполагать полную победу трудящихся масс организованных в мощную социально-революционную партию, способную посредством уголовного закона и государственных служб обеспечения законности наказать любого нарушителя прав человека на социально-экономические гарантии от количества и квалификации труда прежде всего в социально-бытовой сфере и в случае надобности установить на местах временную революционную диктатуры до полной победы избранных народом норм социальной справедливости во всех уголках страны.

      Оригинальность эсеровского социализма заключалась в теории организации благоустройства всего народа России через социализацию землепользования. Эта теория составляла русскую национальную особенность эсеровского демократического социально справедливо устроенного общества и являлась вкладом в развитие мировой социалистической мысли. Исходная идея этой теории заключалась в том, что социализм в России должен начать своё развитие прежде всего с изменения формы землепользования и почвой для него, его предварительной стадией, должна была стать социализация земли.

      Социализация земли означала, во-первых, отмену частной собственности на землю, вместе с тем не превращение её в государственную собственность, не её национализацию, а превращение в общенародное достояние без права купли-продажи на правах совместной безвозмездной аренды за пользование землёй и её недрами на основе закона и договора с обществом через государственные структуры, чтобы каждому гарантированно иметь необходимое для жизни от количества и квалификации своего труда на правах честного партнёрства и сотрудничества при добросовестном выполнении своих договорных обязанностей. Это необходимо сделать для добросовестного возделывания её и использование её недр во исполнение воли народа по удовлетворению всех его потребностей в необходимых социальных средствах для жизни, где один трудится  для всех и все для каждого, где каждый имеет право на необходимое для жизни и своего благополучия от общей массы производимого количеством относительно равномерно по относительному равенству рабочего времени как количества труда, а качество благоустройства, приготовления пищи, изготовления одежды будет определяться по зарплате от результатов квалификации по месту работы или службы на благо всего народа со всеми политическими правами и свободами необходимыми для счастливой жизни населения страны. Это справедливо уже в силу того, что исчезает наёмный труд, а с ним и эксплуатация человека человеком, качество социальных условий жизни каждого будет зависеть от результатов его труда или службы на благо общества, а взять необходимое для жизни народа, кроме как у своей земли, больше негде, поэтому необходимо сохранять экологию и создавать технологии по возобновлению потребляемых природных ресурсов.

      Во-вторых, переход всех земельных угодий в заведование центральных и местных органов народного самоуправления, начиная от демократически организованных сельских и городских общин и кончая областными и центральными учреждениями для обеспечения населения качественными продуктами питания, добротной фактурой для необходимой одежды, для строительства жилья и прочее.

      В-третьих, при пользовании землёй и её ресурсами удовлетворение потребностей населения при его полной занятости в служении отечеству должно производиться по полупрямому уравнительно-трудовому принципу на основе как удовлетворения необходимых норм потребления населения от общей массы производимых в стране качественных продуктов питания, добротного жилья и фактуры на одежду в относительно равном количестве по относительному равенству рабочего времени как необходимого количества труда для благополучной жизни народа, так и в финансах по результатам квалификации каждого для формирования качества своей жизни и удовлетворения всех прочих своих потребностей по достойным человека нормам при участии в экономике страны по установленному законом государственному договору с обществом единолично или в товариществе при сохранении рынка на продукты труда вне социальной сферы и на излишки от необходимых норм потребления по принципу: кто как трудится на благо общества, тот так и имеет от общества! А ведь именно это развивает в людях честность и трудолюбие, благородство и взаимопонимание при жёстком контроле общества над мерой труда и мерой потребления! А для более полного удовлетворения потребностей населения последовательно развивается лёгкая и тяжёлая промышленность, формируется развитие технологий для возобновления ресурсов и для сохранения экологии, что уже давно практикуется в Швейцарии, в некоторых скандинавских странах, в Канаде, а гораздо позднее это в какой-то мере решили применить в Израиле, а затем и в Китае.

      Эсеры отрицали социальное расслоение и привилегии по сословиям, не разделяли идеи установления диктатуры пролетариата, активно пропагандировавшейся в то время марксистами. Программа социализации земли после устранения монархии должна была обеспечить мирный, эволюционный путь перехода от полуфеодальной-полукапиталистической России к демократическому социализму и для этого эсеры создали социально-демократическую концепцию, привлекательную и для крестьянства, и для интеллигенции, и для промышленных рабочих. Это одна из причин, по которой они в 1917 году стали одной из самых влиятельных партий в России.

      В Программе эсеровской партии содержались требования введения в России демократических прав и свобод – созыва Учредительного собрания, установления республики с автономией областей и общин на федеральных началах, введения всеобщего избирательного права и демократических свобод, таких, как свобода слова, печати, совести, собраний, союзов, отделения церкви от государства, всеобщего бесплатного образования, уничтожения постоянной армии, введение восьмичасового рабочего дня, социального страхования за счет государства и хозяев предприятий, организации профсоюзов.

      Считая главными предпосылками социализма в России социальные гарантии, политические свободы и парламентарную демократию при сплочении народа в социально-прогрессивные политические партии, они придавали большое значение массовому народному движению в их достижении. Но в вопросах тактики политической борьбы эсеры оговаривали, что борьба за выполнение программы будет осуществляться «в формах, соответствующих конкретным условиям русской действительности», что в какой-то мере предполагало использование всего арсенала средств борьбы.  В том числе руководство эсеров не отрицали политический террор, который большевики активно применяли и после прихода к власти вместо внедрения социально-бытовых гарантий для населения и развития социалистической экономики необходимой для морально-нравственного здоровья каждого и для интеллектуально-духовного развития и сплочения нации. А вот для себя любимых устроить буржуазные социальные привилегии с кремлёвским распределителем не постеснялись, что и привело их в конечном итоге к буржуазному мировоззрению и к реставрации капитализма...

      Однако отсутствие идейного единства в рядах партии по экономическим и политическим вопросам стало одним из главных факторов, объясняющих организационную слабость эсеровской партии в обстановке политической реакции как с 1907 по 1910, так и с 1917 по 1923 год. Кризис партии усугублялся столыпинской аграрной реформой, укреплявшей в крестьянах буржуазное чувство собственников и подрывавшей основы эсеровского аграрного социализма. В обстановке кризиса в стране и в партии многие ее деятели, разочаровавшись в идее подготовки терактов, почти целиком сосредоточились на литературной деятельности. Ее плоды публиковали легальные эсеровские газеты – «Сын Отечества», «Народный вестник»,«Трудовой народ».

      После победы Февральской революции 1917 года и свержения монархии в России партия социалистов-революционеров стала полностью легальной, влиятельной, массовой и одной из правящих в стране. По темпам роста эсеры опережали другие политические партии: к лету 1917 их было около 1 млн. чел., объединенных в 436 организаций в 62 губерниях, на флотах и на фронтах действующей армии. В эсеровскую партию в тот год вступали целыми деревнями, полками и фабриками. Это были крестьяне, солдаты, рабочие, интеллигенция, мелкие чиновники и офицеры, студенты, имевшие слабые представления о теоретических установках партии, ее целях и задачах. Разброс взглядов был огромным – от большевистского-анархистских до меньшевистско-энесовских. Кто-то надеялся извлечь личную выгоду от членства в самой влиятельной партии и вступал из корыстных соображений (их впоследствии прозвали «мартовскими эсерами», так как они объявили о своем членстве после отречения царя в марте 1917).

       Внутреннее развитие эсеровской партии в 1917 характеризуется складыванием в ней трех течений – правого, центристского и левого.

       Правые эсеры считали, что вопрос о социалистическом переустройстве не стоит на повестке дня и потому полагали необходимым сосредоточиться на вопросах демократизации политического строя и форм собственности. Правые были сторонниками коалиционных правительств, «оборончества» во внешней политике. Правые эсеры и энесы (с 1917 – Трудовая народно-социалистическая партия) были представлены даже во Временном правительстве, в частности А.Ф.Керенский был вначале министром юстиции (март-апрель 1917), затем военным и морским министром (в 1-ом и 2-ом коалиционных правительствах), а с сентября 1917 – главой 3-го коалиционного правительства. В коалиционных составах Временного правительства участвовали и другие правые эсеры: Н.Д.Авксентьев (министр внутренних дел во 2-ом составе), Б.В.Савинков (управлял военным и морским министерством в 1-ом и 2-ом составе).

       Не согласные с ними левые эсеры,  публиковавшие свои статьи в газетах «Дело народа», «Земля и воля», «Знамя труда», полагали сложившуюся обстановку возможной для «прорыва к социализму», а потому выступали за немедленную передачу земли тем, кто на ней работает и организацию производительных сил для формирования удовлетворения насущных потребностей населения России. Они считали мировую революцию способной покончить с войной и потому некоторые из них призывали (как и большевики) не оказывать доверия Временному правительству, идти до конца, до установления социалистических принципов в экономике и народовластия в политике по программе партии.

      Однако центристы, которые заняли промежуточное и более либеральное положение между правыми и левыми, важнейшей предпосылкой и основой для социализма считали политические права и свободы при демократическом парламентаризме и это стало определять общий курс партии без особого внимания на экономическую конкретику.

      Политическая демократия и социализация земли были основными требованиями эсеровской программы-минимум и они хотели обеспечить мирный, эволюционный, переход России к социализму путём парламентской борьбы  с привлечением на свою стороны большинства населения России. В программе, в частности, говорилось про установление демократической республики с неотъемлемыми правами человека и гражданина: свобода совести, слова, печати, собраний, союзов, стачек, неприкосновенность личности и жилища, всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина с 20 лет, без различия пола, религии и национальности, при условии прямой системы выборов и закрытой подачи голосов. Требовались также широкая автономия для областей и общин как городских, так и сельских и возможно более широкое применение федеративных отношений между отдельными национальными регионами при признании за ними безусловного права на самоопределение. Эсеры раньше, чем социал-демократы, выдвинули требование федеративного устройства Российского государства. Смелее и демократичнее они были и в постановке таких требований, как пропорциональное представительство в выборных органах и прямое народное законодательство.

      В воззвании ЦК ПСР «Ко всей революционной демократии России», выпущенном 25 октября 1917 года, попытка большевиков захватить государственную власть вооружённой силой называлась «безумной». Фракция эсеров ушла со II съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, заявив, что захват власти большевиками является преступлением перед родиной и революцией. Для координации действий антибольшевистских демократических сил был создан Комитет спасения Родины и революции во главе с Абрамом Гоцем.
      Однако левые эсеры поддержали большевиков и вошли в состав Совнаркома. IV съезд партии эсеров, который проходил в Петрограде с 26 ноября по 5 декабря 1917 года подтвердил постановления ЦК об исключении из партии левых эсеров-интернационалистов, а также тех членов партии, которые вошли в состав Советского правительства. В то же время съезд осудил проводившуюся ЦК политику коалиции всех антибольшевистских сил и одобрил решение ЦК об исключении из партии крайне правых эсеров-оборонцев.

      Эсеры получили большинство на выборах во Всероссийское учредительное собрание Они играли активную роль в Союзе защиты Учредительного собрания, возглавлявшемся Василием Филипповским. На заседании ЦК ПСР, состоявшемся 3 января 1918 года, было отвергнуто, «как несвоевременное и ненадежное деяние», вооружённое выступление в день открытия Учредительного собрания, предлагавшееся военной комиссией партии. Председателем открывшегося 5 января 1918 года и проработавшего всего один день Учредительного собрания был избран лидер эсеров Виктор Чернов. После роспуска Учредительного собрания борьба за немедленное возобновление его работы была провозглашена первоочередной задачей партии.

      VIII Совет ПСР, который состоялся в Москве с 7 по 16 мая 1918 года назвал ликвидацию большевистской диктатуры «очередной и неотложной» задачей всей демократии. Совет предостерегал членов партии от заговорщической тактики в борьбе с большевизмом, но заявлял, что партия будет оказывать всяческую помощь массовому движению демократии, направленному к замене «комиссародержавия действительным народовластием». В начале июня 1918 года эсеры, опираясь на поддержку восставших Чехословацкого корпуса, образовали в Самаре Комитет членов Учредительного собрания под председательством Владимира Вольского. Была создана Народная армия КОМУЧа. После этого «правые эсеры» были исключены из Советов всех уровней 14 июня 1918 года решением ВЦИК.

      В начале 1919 года Московское бюро ПСР, а затем конференция эсеровских организаций, функционировавших на территории советской России, высказались против каких-либо соглашений как с большевиками, так и с «буржуазной реакцией». Вместе с тем было признано, что опасность справа является большей, и потому было решено отказаться от вооруженной борьбы с советской властью. Однако группа эсеров во главе с бывшим главой Комуча Владимиром Вольским, так называемой «Уфимской делегации», вступившей в переговоры с большевиками о более тесном сотрудничестве, подверглась осуждению.

      Для использования потенциала партии эсеров в борьбе с Белым движением, 26 февраля советское правительство легализовало партию эсеров. В Москву стали съезжаться члены ЦК, там было возобновлено издание центральной партийной газеты «Дело народа». Но эсеры не прекращали резкую критику большевистского режима и гонения на партию были возобновлены: было запрещено издание «Дела народа», был арестован ряд активных членов партии. Тем не менее пленум ЦК ПСР, состоявшийся в апреле 1919 г., исходя из того, что у партии нет сил вести вооруженную борьбу сразу на два фронта, призвал пока не возобновлять её против большевиков. Вместе с тем было подчеркнуто, что не должны иметь место какие-либо соглашения с большевиками.

      IX Совет партии подтвердил решение об отказе партии от вооруженной борьбы с советской властью при продолжении политической борьбы с ней. Предписывалось направить свои усилия на то, чтобы мобилизовать, организовать и привести в боевую готовность силы демократии, чтобы в случае, если большевики добровольно не откажутся от своей политики, устранить их силой во имя «народовластия, свободы и социализма».
      При этом лидеры правого крыла партии, находившиеся тогда уже за границей, с неприязнью отнеслись к таким решениям и продолжали считать, что может быть успешной лишь вооруженная борьба против большевиков, что в этой борьбе допустима коалиция даже с недемократическими силами, которые можно демократизировать с помощью тактики «обволакивания». Они допускали и иностранную интервенцию для помощи «антибольшевистскому фронту».

      Состоявшийся в августе 1921 г. в Самаре Х Совет партии определил в качестве ближайшей задачи накопление и организацию сил трудовой демократии, членов партии призывали воздерживаться от экстремистских действий против Советской власти и удерживать народные массы от разрозненных и стихийных выступлений, распыляющих силы демократии. В. М. Чернов, находившийся во время Кронштадтского мятежа в марте 1921 года в Ревеле, призывал поддержать кронштадтцев всеобщей стачкой и восстанием.

      Летом 1922 года «контрреволюционная деятельность» правых эсеров была «окончательно всенародно разоблачена» и на московском процессе членов ЦК ПСР Гоца, Тимофеева и других, несмотря на защиту их лидерами II Интернационала, обвинили в организации терактов против большевистских лидеров в 1918 г. (убийство Моисея Урицкого и В. Володарского, покушение на Ленина). В августе 1922 года лидеры партии (12 человек, среди них 8 членов ЦК) были условно приговорены Верховным трибуналом ВЦИК к смертной казни.  Приговор в отношении их должен был быть незамедлительно приведен в исполнение, если ПСР станет использовать вооруженные методы борьбы против советской власти. 14 января 1924 года смертный приговор был заменен 5-летним тюремным заключением с последующей 3-летней ссылкой в отдаленные районы страны.  Уже после процесса, в сентябре 1922 года был арестован и приговорен к расстрелу, замененному 10 годами заключения ещё один член ЦК партии, Владимир Рихтер.

     В начале января 1923 года бюро Петроградского Губкома РКП(б) разрешило «инициативной группе» эсеров под негласным контролем ГПУ провести городское совещание. В результате был достигнут результат — решение о роспуске городской организации партии социалистов-революционеров.

     В марте 1923 года при участии «петроградских инициативников» в Москве прошёл Всероссийский съезд бывших рядовых членов партии эсеров, который лишил полномочий бывшее руководство партии и принял решение о роспуске партии. Партия, а вскоре и её региональные организации вынужденно прекратили своё существование на территории РСФСР. В 1925 году был арестован последний состав Центрального бюро партии. Продолжала свою деятельность лишь эсеровская эмиграция, существовавшая до 1960-х годов сначала в Париже, Берлине, Праге, а потом в Нью-Йорке.


     PS.  И сегодня, вместо того, чтобы думать о том, как полнее удовлетворить потребности населения в необходимых для жизни средствах потребления, вместо организации рабочих мест по производству необходимого для формирования социальных гарантий необходимых для полноценной жизни россиян и развития общества, чтобы меньше было морально-нравственных и интеллектуально-духовных уродов, правительство России опять говорит о рентабельности, о прибыли, о бюджете, о увеличении зарплаты, о финансировании автопрома после уничтожения двух московских автозаводов и ни слова о развитии социальных гарантий и о том, что собираются  сделать для снижения нищеты, преступности и деградации населения России, для снижения огромного экономического разрыва между богатыми и бедными.  И это называется социальное государство?

     Прошло 100 лет!  Чем похвастаемся? -

     http://www.proza.ru/2015/06/30/1207

     http://www.proza.ru/2017/01/06/154


Рецензии