Крещение
В моём раннем стихотворении «Крещение Господне», опубликованном в сборнике «Светлые воды» (1984), есть такие строки об этом:
Кверху взор устремив и головы,
В день крещения люди видели,
Как Дух вечности в виде голубя
Снизошел на главу Учителя.
Голос слышали – звуки трубные
К нам дошли через толщу времени:
– Сей есть Сын Мой с небес, Возлюбленный,
Сын, в Котором – благоволение!
Слава Богу за то событие!
Вспоминая Христа крещение,
Мы услышали и увидели
Волю Божью и путь спасения!
Как известно, крещение, совершаемое Иоанном Предтечей, было крещением “во оставление грехов”. Однако Христос не был грешником. “ Кто из вас обвинит Меня в неправде”, – говорил Он Своим противникам. И они ничего не могли сказать в ответ. Но почему Он пришёл креститься? Почему Он сказал Иоанну: “Так надлежит нам исполнить всякую правду”?
Потому что Он хотел оставить нам пример, что путь спасения надо начинать с покаяния, с осознания своей немощи, с помазанья Духом Святым.
Что такое крещение? С филологической точки зрения, оригинальное слово библейского текста означает “погружение”. В данном случае имеется в виду погружение в воду. В духовном значении крещение – это погружение верующих из разных народов “в одно Тело”, то есть в Церковь Христову. Такова среда, в которую осуществляется это погружение. Личностью Крестителя является Дух Святой. Таким образом, крещение представляет собой духовный акт, внешняя сторона которого выражается в полном погружении в воду, а внутренняя сторона заключается в погружении в среду Церкви Христа. Если крещение Иоанново совершалось “в покаянье” (Мф. 3:11), то крещение Духом Святым предназначено для присоединения крещаемого ко вселенскому церковному организму (1Кор.12:13): “Ибо все вы одним духом крестились в одно тело”.
Так происходит запечатление Духом Святым: “В Нём и вы... запечатлены обетованным Святым Духом” (Еф. 1:13). О том же апостол Павел пишет и во 2 Кор.1:21-22; Еф.4:30. И как при сотворении мира Дух Божий носился над водою (Быт.1:2), так и в случае святого водного крещения Он запечатлевает христианина печатью искупления и усыновления, как знаком собственности Божьей. Крещение Духом Святым многие богословы понимают как процесс, начинающийся с запечатления и продолжающийся систематическим исполнением силой Духа Святого, как о том пишет апостол Павел к эфесянам: “Исполняйтесь Духом”.
Необходимым условием для принятия крещения является вера в Иисуса Христа как Сына Божьего и личного Спасителя.
Крещение – это духовное обручение, как о том писал тот же апостол Павел: “Я обручил вас Единому Мужу, дабы представить Христу чистою девою”. С этого момента Христос становится нашим Женихом, а мы, верующие, Его невестой. Всем известно, каково приданое невесты: прежде всего, послушание жениху, любовь к нему. Кстати, апостол Пётр определяет крещение как “обещание Богу доброй совести”, и подчёркивает, что оно спасает нас, верующих, воскресением Иисуса Христа. Отсюда следует вывод, что спасает не крещение, а вера в воскресение Иисуса Христа. Недаром Спаситель когда-то сказал: “Кто будет веровать и креститься, спасён будет, а кто не будет веровать, осуждён будет” (Мр. 16:16). Потому-то покаявшийся разбойник был спасён и первым вошёл в рай, не приняв водного крещения.
Однако, идя путём послушания Богу, креститься необходимо, поскольку крещение – дверь в Церковь и в Новый Иерусалим. Возрождённые и полноправные члены церкви становятся гражданами Нового Иерусалима.
Водное крещение имеет несколько значений:
1) исполнение воли Божьей;
2) открытое исповедание своей веры;
3) обещание служить Богу в доброй совести;
4) погребение ветхого человека в водную могилу;
5) воскресение для новой жизни во Христе.
Об этом пишет апостол Павел в послании к Римлянам: “Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни. Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху” (6:3-6).
Погружение верующего в воду – прообраз погребения и воскрешения, знамение миру, что он умер, был погребён и воскрес для новой жизни во Христе. В послании к Колоссянам (2:12) эта мысль выражена другими словами: “Бывши погребены с Ним в крещении, в Нём вы и совоскресли”.
Крещение – это принятие в видимую церковь. Наряду с правами на участие в Причастии и в духовной жизни церкви, оно сопровождается многочисленными обязанностями. Это, прежде всего, необходимость любить всех детей Божиих – “хороших и плохих”, уважать священнослужителей, поддерживать церковь духовным трудом, молитвой и материальными средствами и, безусловно, быть верными ей, причём, в самых тяжёлых испытаниях не покидать её рядов.
Крещение совершается во имя Отца и Сына, и Святого Духа в водоёме или баптистерии, содержащем “много воды” (Мф. 3:13-17; Ин. 3:22-23; Деян. 16:13-15;16:33).
Крещение является заповедью, данной нам Христом. И настоящий христианин должен исполнить эту заповедь. Да благословит всех нас в этом Господь!
Как известно, крещение Господа совершил Его двоюродный брат Иоанн Предтеча. И мы должны к какой-то мере стать предтечами для Христа в сердцах наших ближних. Об этом идет речь в стихотворении «Предтечи».
В то время, как адскому зелью
Народ поклоняться устал,
Он послан был Богом на землю –
Крестить Иисуса Христа.
Он был величайшим аскетом –
Акриды ел и дикий мёд.
Меж Ветхим и Новым Заветом
Греховный звал свергнуть он гнёт.
Носил он, набросив на плечи
Хитон из верблюжьих волос.
Его называли Предтечей…
За ним появился Христос.
Господь подошёл к Иордану –
Креститься, как делал народ.
– Я этого делать не стану,
должно быть всё наоборот.
Тебе бы крестить меня надо, –
Сказал Иоанн, но Христос:
«Должна быть исполнена правда», –
в смиренье души произнёс.
И смолкли ненужные речи.
Спаситель крестился в воде…
И мы – христиане – предтечи
Христа в душах близких людей.
Предтечи – мы, а это значит:
Идти, не чуждаясь креста,
И знать, что нет выше задачи –
Содействовать славе Христа!
КРЕЩЕНИЕ ОКУДЖАВЫ
Булат Окуджава перед смертью крестился и принял имя: Иоанн.
Он в переулке жил Безбожном –
Поэт и песенник Булат,
И как-то раз с вопросом мощным
Соприкоснулся, как Пилат.
«Где истина?» – звучал, как эхо,
Мировоззренческий вопрос.
Когда смерть рядом – не до смеха.
Он понял: истина – Христос!
Христос – начальник вечной жизни,
Источник радости и свет,
И устремился к звездной выси
В бессмертье рвущийся поэт.
И потянулся к Богу жадно,
Так как христианином стал.
С тех пор увидел Окуджава
Смысл жизни в личности Христа.
Крестившись, стал он Иоанном,
Что означает: «Божий дар».
Святая благодать – как манна
Для тех, кого Бог оправдал.
Процесс пошел паденья мощный,
Атеистической листвы:
Стал Протопоповским Безбожный
Тот переулок из Москвы.
Дай Бог, расставшись с жизнью прошлой,
Увидеть благодати клад,
Как стал божественным безбожный,
Нашедший истину Булат.
Свидетельство о публикации №117011900303