Смысл жизни и смерти
http://russolit.ru/books/download/item/3358/
Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/tmhw
==========================================
(Из трактата «Единая этика»)
Все, что рождается, все умирает. И в этом больше смысла и справедливости, нежели было б в обратном.
Рассмотрим, какие могут быть варианты соотношения смертей и рождений.
1. Ничего не рождается, ничего не умирает.
Этот вариант, очевидно, ни для чего не годится. Хотя можно все же допустить следующее: ничего не рождается, ничего не умирает, но что-то в мире присутствует вечно. Что-то независящее от смертей и рождений.
При простейшем анализе становится ясным, что это «что-то может быть только либо абсолютно статичным, либо поддерживающим свое состояние в кругу бесконечно повторяющихся изменений замкнутого цикла. Это «что-то» не может ни развиваться, ни деградировать и, безусловно, не может обладать разумом. Таковой может быть только субстанция, обладающая единичной исчерпывающей информацией. Однако, как мы уже разбирали, субстанции в мире реальном не существует.
2. Ничего не рождается, все умирает.
Этот вариант еще хуже первого. В такой постановке даже то, что есть уже в мире, все исчезает, последовательно переходя во все более простые структуры и состояния. Этот процесс имеет пределом все ту же субстанцию, вечно движущуюся, везде себе равную и равномерно распределенную и, потому, не вступающую сама с собою во взаимодействия.
Мир съест сам себя.
3. Все, что рождается, не умирает.
Довольно тяжело представить себе такую картину. Однако, попробуем.
Допустим, материя может быть пассивной и активной. Активная - несет в себе «я», от самых простейших до высших ступеней человечества; пассивная - все остальное. Пассивная материя путем все новых рождений последовательно переходит в активную. Развитие идет до тех пор, пока есть и та и другая материя. Так же, как костер горит, пока есть дрова, и гаснет, когда больше их нет.
В процессе развития мира активная материя, однажды возникнув, начинает перерабатывать пассивную в себя. Появляются все новые «я», и «я» все более высокого уровня. Когда не останется вовсе пассивной материи, активная замкнется на самою себя, наступит предел развитию мира.
Т.к. ни что не будет умирать, даже и простейшие частицы и атомы (ведь либо все умирают - от высшего до низшего, либо не умирает ни что), ни что уже не сможет рождаться и ни что не сможет далее развиваться. Не из чего уже будет далее развиваться, т.к. для развития необходимо увеличение количества охваченной процессом развития материи.
Такой мир может принять вид какого-то статус-кво, всеобщего состояния зацикливания.
Можно рассмотреть под вариант. Все рождается, что-то умирает, а что-то не умирает никогда. И пожелать, чтобы не умирали никогда именно структуры самые развитые, высшие, например, человек. Возможно ли это? Очевидно, что в замкнутой материальной сфере сие невозможно. Когда-нибудь обязательно наступит ее заполнение высшими иерархиями, низших практически не останется. Наступит тупик. В открытой вселенной, однако, такое возможно, т.к. в ней нет материальных ограничений.
Но тут есть другое соображение. То, что вечно, то, что не умирает, нуждается ли оно в творчестве? Смертные люди желают бессмертия, хотя бы духовного, вообще имеют массу желаний. И здесь двигатель развития мира. Чего желать вечному? То, что вечно, ни в чем не нуждается, ни в чем не заинтересовано. Зачем вечному желать собственных изменений? Они могут привести только к худшему, к потере бессмертия. Потому, даже и бессмертие какой-то высокоорганизованной части от Целого также отрицает развитие и может привести только лишь к некому статус-кво.
4. Все рождается, все умирает.
Из рассмотрения предыдущих вариантов становится очевидным: мы живем в «лучшем из миров». Только там, где непрерывно происходят рождения и случаются смерти, возможно развитие мира. Только там присутствует творческое начало.
То, что мы умираем, предоставляет возможность нашим детям рождаться. Бессмертному не нужны дети, не нужны изменения.
Лишь в мире, где непрерывно происходит гибель и разрушение частей его, возможно вечное развитие, плодотворное, творческое бессмертие Целого.
Свидетельство о публикации №117011804762