Сальери оклеветан... Кто виновен?

Сальери оклеветан... Кто виновен?
Никто! Но написал глухой Бетховен,
Что, мол, Сальери, отправляясь в ад,
Сказал, что Моцарту подсыпал яд.
 
Общался он с людьми через тетради.
Но как глухой, скажите, бога ради,
Услышать мог признанье старика,
В ком разлилась предсмертная тоска?

Напрасно написали показанье
Врач, санитары, что того признанья
Сальери не давал перед концом:
Толпа подла, и видеть подлецом

Ей честного и доброго приятно,
А гения – особенно вдвойне…
Вот так у нас, в России, многократно
Чернят героев, павших на войне.

Им любо, коль замараны герои,
А если скажут, что героев нет,
Им, мудрым трусам, радостнее втрое,
И – вчетверо, коль не герой поэт.


18 января 2017 г.
(17:12).
Москва.


Рецензии
К сожалению, сложившиеся стереотипы почти невозможно разрушить, и, увы, Сальери стал символом злодейства. Но стихотворение гораздо шире этой темы, здесь трагедия любого выдаюшегося человека и бездарности, делаюшей себе имя на его очернении.Герострат не мог и не умел построить храм, но сумел его разрушить. Увы, гениев мало, а геростратов - тьмы и тьмы.

С уважением

Светлана Галс   22.01.2017 14:51     Заявить о нарушении
Светлана, дело в том, что людям нужен не только Бог, но и чёрт. Поэтому они гению, которому посчастливилось стать признанным, приписывают почти божественные моральные свойства. Он обязательно должен "страдать". Даже Высоцкий в СССР "страдал", его "преследовали" (такова легенда!), хотя его выпускали за границу, когда никого не выпускали и прочее. И обязательно при обожествлённом гении, по понятиям толпы, должен был быть его антипод, враг, завистник и прочее. Я прочитал, что как раз Моцарт завидовал Сальери, но не таланту его, а положению и успехам: он был придворным капельмайстером и любимцем императора Австро-Венгрии Иосифа, его оперы ставили с успехов в Париже, в Италии и т.п. Кстати, Сальери поддерживал Моцарта и даже дирижировал его произведениями, а Моцарт при жизни был мало признан, поэтому так прошли его похороны... А вот завидовал и таланту Сальери Людвиг Моцарт - отец Вольфганга Амадеуса Моцарта. Отец был неудачником, он не смог достичь успехов Сальери (тем более итальянца в немецкой стране!), и поэтому он, держа сына в ежовых рукавицах, вымуштровал его так, что тот уже в 5 лет давал концерты даже при дворе как в.ундеркинд. Более того, он привил сыну неприязнь к Сальери. То есть гениальный сын был орудием борьбы неудачливого отца против Сальери. Сальери был добр, бесплатно учил многих великих композиторов, как то: Листа, Бетховена, Шуберта, Черни, Мейербера и др. Ого называли "отцом композиторов". См. http://2queens.ru/Articles/Muzyka/Kem-zhe-byl-Antonio-Saleri.aspx?ID=2872

Константин Фёдорович Ковалёв   22.01.2017 17:40   Заявить о нарушении
Вы правы, Константин Фёдорович, человечество только и делает, что создает кумиров и ниспровергает. Гений может быть злым, мелочным, распоследней сволочью в жизни (извините!), а в творчестве или другой деятельности - бог. Но многим это непонятно, и его воспринимают только по его творениям, а не как обычного человека со всеми слабостями.

Светлана Галс   22.01.2017 17:52   Заявить о нарушении
Наверное это отголоски родо-племенного идолопоклонства на генетическом уровне.:)

Светлана Галс   22.01.2017 17:56   Заявить о нарушении
Изумительное умозаключение сделали Вы! Стае нужен вожак, как бы не имеющий недостатков! Тогда стая уверена в своём самосохранении. Но вожак - это не только вождь, воитель, но и духовный вождь - шаман, жрец, пророк, поэт. И композитор. А поэтому ему приписывают идеальное житие без греха(!).

Константин Фёдорович Ковалёв   22.01.2017 18:11   Заявить о нарушении
У меня опечатка: Ого = Его.

Константин Фёдорович Ковалёв   22.01.2017 18:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.