Имяславие по Мандельштаму

"Безымянную мы губим вместе с именем любовь", - у этих строк Мандельштама два смысла: с одной стороны мы губим безымянную любовь, давая ей имя; с другой стороны, с безымянной любовью мы теряем имя, названное по ошибке: "Господи! сказал я по ошибке", а истинное имя на Афоне: "На крутом зелёном склоне имя Божие поёт", и оно "чистое веселье, исцеленье от тоски", "блаженное бессмысленное слово", бессмысленное, так как оно выше всех смыслов.

2017


Рецензии
Благодарю Вас.
Грубовато все же тогда с имябожниками расправились...
Бывало, что египетский царь, по существу одно из воплощений бога, мог просто перебить имя на статуе предшественника, заменив на свое. И тогда , несмотря на внешние различия, эта статуя изображала уже нового царя...

Николай Старорусский   10.03.2017 14:51     Заявить о нарушении
Так же расправились и с православной философией. А к имябожию были привержены Флоренский, Лосев и даже Мандельштам. А что касается Египта, не является ли идея Платона эллинской модификацией иероглифа? Это не более чем гипотеза, но ведь недаром Платон провёл в Египте, по преданию, 15 лет.

Владимир Микушевич   10.03.2017 22:34   Заявить о нарушении
Жизнь в несравненно более глубокой культуре, несомненно, оказала (бы?) влияние на мышление. Скажем, утверждение "время - подвижный образ вечности" подразумевает понятной саму вечность, что очень соответствует египетскому мировоззрению.

И сами иероглифы - божественные слова по-египетски - не только служили для коммуникации, но и могли восприниматься как живые существа, наделенные божественной (или магической?) силой. Т.е., в каком-то смысле удваивали мир...
Стирание имени усопшего с надписей в гробницах - худший вред ему, лишающий того существования .

Николай Старорусский   11.03.2017 07:00   Заявить о нарушении
А иероглифы опасных животных в гробницах намеренно искажали, чтобы они не приносили вреда...

Николай Старорусский   11.03.2017 07:15   Заявить о нарушении
Я не уверен, что мы правильно понимаем египетское мировоззрение и не привносим ли в него ему чуждое. В египетской культуре стали находить африканские черты. Во всяком случае, время для них - нечто осязаемое, как, по-моему, иероглиф в отличие от буквы. Или как воды Нила. Я не уверен, что они вообще различали время и вечность (соотношение Ка и Ба). Собственно, Вы так и пишете.

Владимир Микушевич   11.03.2017 20:48   Заявить о нарушении