Гражданская лирика Марины Струковой

Время от времени случаются на страницах «проза…» и «стихи. ру» открытия и откровения.
Есть люди, которые украшают своим присутствием эти страницы. Несомненным открытием можно считать и М.Струкову, даже если бы она не была уже членом Союза писателей и лауреатом многих литературных премий.
Когда человек анонсирует себя перечнем заслуженных премий, званий и авторитетных изданий, напечатавших его произведения – а таких у М.Струковой более десятка – нельзя исключать, что в рядовом «прозописце» проснётся, если не зависть Сальери, не желание «срезать» почтенного писателя и поэта, то, хотя бы, желание обнаружить изъяны,  а лучше сразу порок, достойный какого-нибудь клейма. Объективно, и эти строки могут быть заражены желанием под благовидным предлогом критики не признать авторитета или, хотя бы, принизить его величие.
Поэтому добавлю, что моё открытие поэта М.Струковой было радостным.
Сказать, что стихи «задели» - значит ничего не сказать. Сказать, что «потрясли» - значит сильно преувеличить. Они просто обрадовали тем, что, во-первых, «есть женщины в русских селеньях…», которые ещё так верят в поэтические формы, что доверяют им такое патриотическое содержание.
А во-вторых, среди обилия так называемой гражданской лирики эти стихи женщины поэта отличаются  мужеством. 
После первых же прочтённых стихов вместе с отчётливым осознанием солидарности и несогласия с некоторыми их мыслями, появилось убеждение в том, что Марина Струкова – это  поэт и личность с активной жизненной позицией.
«…Уверенно вдаль смотрю
навстречу огню и тьме.
Что Родине подарю?
 
Меч, выкованный в тюрьме».
Наверное, не будет преувеличением сказать, что  поэзия стала более местом исповеди и психоанализа, чем трибуной или амвоном.
М.Струкова жёстко обозначает свою поэтическую и жизненную позицию:

«И  спины  холопов до трона - ковром
и воздух дрожит от витийств.
Но я не посредник меж злом и добром,
я -  катализатор убийств!»

«…Я выхожу из-под контроля
идей, законов и знамён,
орла, звезды на красном поле
и исторических имен.
Я выхожу из-под контроля
вельможной лжи и звонких фраз,
творцов чужой беды и боли
и узурпаторов на час».
В повести «Русская готика» лейтмотив её творчества обозначен не менее отчётливо:
 «Русская "готика" - это сваленные в кучу трупы детей Беслана, шея русского солдата под бензопилой чеченца, ожесточенные подростки с цепями и кастетами, дерущиеся по-пьяни после матча. Русская "готика" - это не кастрированный романтизм Европы, не декоративные замки Трансильвании, а руины могучих заводов, отравленная ограбленная душа народа, ветер, хлопающий воротами вымерших деревень»
После таких «заявок» не приходит в голову искать огрехи стихосложения. Да и поводов для этого мало.
Прохоровское поле
…Ваня, чему же ты рад?
Новым надеждам благим?
Русским достался парад,
прибыль – другим.
Кремль и бесчестен и лют,
трижды изменится гимн.
Русским достался салют,
воля – другим…»
М.Струкова берёт на себя смелость обращаться к народу с некоторым укором:
Выпили и вспомнили
«…Ошалев от спирта чистого,
славя давнюю весну,
хор нестройный грянул истово
про священную войну.

И сквозь горе нетверёзое,
сквозь забывшееся зло,
что-то верное и грозное
просияло…
                И  ушло».
«…Пуста казна, пусты карманы,
не отобрали лишь души...
А люди смотрят на экраны
и верят в оправданья лжи.

Звучит молитвенное пенье
над нищим, умершим в снегу.
Святое русское терпенье -
дар беспощадному врагу».
А может быть, М.Струкова идеализирует Русский народ? Начиталась про народников, декабристов, про беспощадный бунт…
Ещё не забыт громкий тезис известного поэта С.Куняева:
«Добро должно быть с кулаками.
Добро суровым быть должно,
чтобы летела шерсть клоками
со всех, кто лезет на добро…»
 Через 3 года после написания этих строк, в 1962 году,  Куняев пишет опровержение своих лозунгов:

«Неграмотные формулы свои
я помню. И тем горше сожаленье,
что не одни лишь термины ввели
меня тогда в такое заблужденье»

Иногда укор М.Струковой русскому терпению  совсем не плавно переходит в обвинение, чуть-чуть прикрытое иронией:
«Ты - слабый и лукавый,
что видел на веку?
Слабо пойти за славой,
как в "Слове о полку"?
В вине твое приволье,
в окурке дань огню.
Слабо, презрев подполье,
шагнуть навстречу дню?
Нора за дымной хмарью
как грусть твоя, пуста.
Но ты дрожащей тварью
решил дожить до ста?»
Кого-то сравнение с дрожащей тварью может и обидеть: если человек не взял в руки булыжник, как орудие пролетариата, то он уже сразу и тварь?
А что, собственно, она предлагает, к чему зовёт? И можно ли ей доверять?
Есть у М.Струковой проба пера в жанре юморесок. Чувство юмора в них, прямо скажем, настораживает.
Съесть коллегу
«В России, после тридцати лет санкций и импортозамещения царил голод, и было разрешено людоедство. Правда, выбор жертвы происходил путём голосования – в коллективе или в семействе – всё едино. …Наши деды закрывали собой доты, а мы должны быть готовыми стать голубцами, гуляшом и котлетами ради сограждан! Может быть, найдутся добровольцы?»
Кандидатами на съедение были бухгалтер, пышногрудая девица и  еврей, но остановились на уборщице тёте Маше.
Захочет ли кто на фоне такого людоедского юмора размышлять о судьбах страны?
В другой юмореске, «Остановите бабушку», градус ужаса пониже:
«За кого будете голосовать, мама? – Поинтересовался Александр Иванович у тёщи  накануне очередных выборов.
- Конечно, за «Единую Россию»!
….- Может, хотя бы за КПРФ?
Но тёщу было не сбить с выбранного курса.
- Путин и его партия дали нам стабильность! Вернули Крым! Показали Америке Кузькину мать!»
 Родственники, желая повлиять на выборы, хотят не допустить бабушку на выборы, но она прыгает с балкона, и кричит после приземления:
…- Путин – наш президент! … «Единая Россия» - да!»…

Говоря о себе, М Струкова рассказывает о полученном ею письме от скинхеда:
"Я хочу поблагодарить Вас за Ваше творчество от имени своего друга Паши Рязанцева, который недавно погиб в уличном бою с кавказскими оккупантами. Он очень любил Ваши стихи!"
Я горжусь такими читателями. Пусть большая часть молодёжи болтается по клубам и пьянкам, кого-то арестовывают с героином в кармане, кто-то подаётся в секъюрити к власть имущим, но кто-то приходит в националистическую организацию, рискует свободой, даже жизнью в борьбе за Россию. …. русским необходимо мощное, объединяющее всех нас, национальное движение…»
Трудно сказать, будет ли гордиться  М.Струкова, если  скинхеды отзовутся на её стихи всем многообразием своих подвигов.
 
Но воинственность своих призывов она не скрывает:

«Купцы  на торг сдадут державу.
Волхвы уйдут в свои мечты.
Одни бойцы  не примут права
клинки отбросить и щиты».
«…И Америка потопа хлебнет,
И Европа жгучим пеплом подавится,
А нам пламя мятежей, словно мед.
Все пройдет, одна Россия останется».
 – эти строки, безусловно, приятны многим патриотам и гражданским лирикам. Только сразу настораживает фраза: «А нам пламя мятежей, словно мёд»…
Ту уж, воистину, ради красного словца, не жалеют отца. Это кому «пламя мятежей»  -  мёд?
Поколениям, погибшим от голода разрухи, от бедствий войны, ставших щепками при рубке леса?
 Но автор продолжает мысль:

«Белый бинт и с кровью смешанный йод.
Пьяный ветер по руинам шатается,
он в полнеба алый стяг разовьёт.
Все пройдет, одна Россия останется». – А что-то ещё кроме бинтов с кровью и йодом и пьяного ветра от России останется?
Воинственность М.Струковой - это не гормоны, не революционная  романтика, и, тем более, не мятежный характер, ищущий бури, а итог размышлений:
  « Не умея бить, не желая драк,
     в мире книжной искал красивости.
     Было время, я умолял — дурак:
     Справедливости! Справедливости!
      …     Пусть не плач и песнь, а лишь меч и меч
     будут звоном будить окрестности.
     Только сечь и сечь — вот с врагами речь:
     Справедливости! Справедливости!»
Кто же она, поэт Марина Струкова, повзрослевшая «Железная кнопка» из старого фильма «Чучело» или реинкарнация Жанны де Арк или Веры Засулич?
Готовность к жертвам и подвигам получает философское обоснование:
«Воля к жизни толпе дана,
этим чувством слаба страна -
тяга к сытости и углу
поклониться принудит злу».
И это не противоречит словам апостола, о том, что через страх смерти люди подвержены рабству.
Но есть строки, в которых поэтесса , возможно, сама не заметила глубокомысленную двусмысленность:
«Яблоко с Древа гибели,
просит: поймай меня,
я твои слезы выпило,
свет твоего огня…»
Аналогия с Древом жизни понятна. Но тогда должна быть и аналогия с искусителем…
Или М.Струкова вступает с ним в союз?
Церковное смирение византийского образца она в одном из своих стихов отвергает без всяких оговорок. Более того, рассуждая о причинах бед страны, она пришла к такому выводу:
«… Но я во тьме дурной и синей
кричу в огонь небесных глаз:
Господь,  что сделал ты с Россией?
Проси прощения у нас!»
«Проси прощения…» -  это ещё, может быть, не угроза, но уже твёрдое убеждение в том, что Россия страдает без всякой вины. И это оправдывает  революционный выбор М.Струковой:
«Отрекутся родные,
отрекутся друзья,
на погромы шальные
разрыдавшись: «Нельзя!»
Ну а как ещё можно
свет – Россию спасти? –
Вымирать осторожно?
Крест замшелый нести?»
Спасать Россию?   Да кто ж себе враг: многие хотели бы её спасать, но не разжигать же старые покрышки на площадях… Не знаем, что делать! Кто бы подсказал…
«На большую дорогу
выходи все равно.
Слава русскому Богу,
Слава батьке Махно…» - считает М.Струкова…
Слова о «большой дороге» напомнили «работников ножа и топора, романтиков с большой дороги». Как ни удивительно, но при симпатиях к батьке Махно, М.Струкова отвергает И.Сталина.
А Ленина , кажется, нигде и не упоминает. А чем Махно лучше Красина, Котовского или  Камо? Просто трудно представить себе весы справедливости М.Струковой.
Новому сталинисту
«Скажи, зачем ты пьёшь за Кобу,
богемный недоросль, чудак,
на деньги папеньки крутого
пришедший в дорогой кабак?»
Логика неуловима.  Поэтесса в своей  решимости неумолима:
«Анафема тебе, толпа рабов.
Пока тобою правит без стыда
бесстыжая кремлёвская орда,
ты не народ, ты – полуфабрикат.
Тебя сожрут и сплюнут на закат,
крестом поковыряют меж зубов.
Анафема тебе, толпа рабов.
Ползи на брюхе в западную дверь.
Я думала – в тебе есть Бог и Зверь.
Я думала – в тебе есть Тьма и Свет.
Я ошибалась…

Не ищи закона и правоты,
так в стогу не найти иголки.
А вождям все равно, как подохнешь  ты,
ты - последний русский в посёлке.

…Отсюда уходят к границам команды
и грязные деньги в кавказские банды,
сюда возвращаются чёрные вести.
Москва и Россия – не вместе! Не вместе!

«Москва - город весёлый, но нельзя ему доверять, оглянуться не успеешь, как сожрёт и не подавится. Он весь в дыму и грязи, в пыли и человеческих отбросах, в россыпи огней, в мареве злобы и страсти. Тихо и чисто только на кладбищах… -Пишет М.Струкова в повести «Русская готика».
Не считая некоторых частностей типа оценки роли И.Сталина, Н.Махно и В.Цоя в истории, признаюсь, что с большинством её поэтических утверждений я соглашаюсь и умом, и сердцем.
Но даже без этих частностей, одно обстоятельство остановило бы  меня от того, чтобы всецело довериться её чувству справедливости:
это полное игнорирование ею огромного трагического опыта России, в котором люди романтического склада характера с обострённым чувством справедливости стали не только инструментом в руках её разрушителей,  а  и жертвами управляемых ими событий. 
И что бы я сказал, случись быть мне в каком-нибудь цензурном заседании, решающим судьбу напечатания стихов М.Струковой?
Однозначно: «Пусть будут!». Потому что, на мой взгляд,  к этой жажде справедливости и возмездия обязательно добавится чисто тактическое понимание  причин всех постигших нас бед,
с которым толпа рабов станет не стадом, не стаей, тем более, не бандой, а обществом, объединённым идеей.  Хотя, даже и при этом условии без издержек не может быть.
Но тут я соглашусь с поэтом:
«Ну а как ещё можно
свет – Россию спасти? –
Вымирать осторожно?
Крест замшелый нести?»

P.S:в 2023 году некоторые стихи М.Струковой внесены решением суда
в Федеральный список ЭКСТРЕМИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ.


Рецензии
Интересные критерии патриотизма. Мадам, воспевавшая эсэсовцев, проливших море крови нашего народа ("Вы не ждали, а мы уже здесь"), оказывается, ярая патриотка! А какой страны? России или полицайского наместничества третьего, или чёрт знает какого, рейха?

Владимир Павлов 8   24.03.2025 15:28     Заявить о нарушении
Стал искать стих "Вы не ждали...". Нашёл только то, что он среди прочих внесён в федеральный список запрещённых.
Меня встревожила её строка "«А нам пламя мятежей, словно мёд»…".
Бывает, что горение из сердца переходит в голову. Полбеды, если на краткое время.
Если кто выйдет опалённым, но живым, может помочь искушаемым.

Геннадий Гаврилов   25.03.2025 09:34   Заявить о нарушении
Я дам Вам ссылку на свою немного длинноватую статью: http://stihi.ru/2025/01/27/4581 Там это "творение" цитировано полностью. И ещё кое-что. Запретили? Просто это вызвало возмущение многих порядочных людей, и эти гадости решили убрать. Но сама "патриотка" ведь не понесла наказания за экстремистские, фашистские призывы. Вот и судите сами, какого рода патриотизм теперь в чести.

Владимир Павлов 8   25.03.2025 10:03   Заявить о нарушении