По конкурсу Метафора, ч. 2
http://www.stihi.ru/2017/01/14/3115 - Итоги конкурса
Начало статьи - http://www.stihi.ru/2017/01/14/6550
В данной части разбора конкурса я планирую показать вам примеры не самого удачного использования метафор, а заодно и разобрать другие ошибки исполнения. С тех пор, как я перестала вести серию конкурсов для начинающих поэтов ("Большие конкурсы Фонда ВСМ") я почти не занимаюсь разбором технических ошибок, сосредоточившись на примерах достоинств стихов. Между тем в наших конкурсах участвуют не только мастера, но и начинающие поэты, и чтобы они поскорее стали мастерами, иногда необходимо поговорить и о типичных ошибках стихосложения, чтобы авторы не повторяли их в будущих стихах. Чем я и займусь в данной части статьи.
Важное ее отличие от предыдущей части - я не указываю здесь ни имен авторов, ни названий их стихов, а нумерация стихов (в отличие от части 1) не совпадает с номерами участников в конкурсном пакете. Она просто сквозная.
Почему? Ответ очевиден: наша цель ВСЕМ ВМЕСТЕ, НА ПРИМЕРЕ СВОИХ И ЧУЖИХ ОШИБОК учиться мастерству, а вовсе не возвышать или ронять одних авторов перед другими! Мне бы не хотелось, чтобы кому-то было дискомфортно читать мой разбор их произведений. Поэтому анонимность будет сохранена.
Заглавными буквами в тексте выделены ТРОПЫ вида МЕТАФОРА (без входящих в их о состав других тропов и дополнений), а все технические недочеты я буду пояснять ниже, в комментариях.
№1.
Наутро лунного затмения,
Когда бредовым стылым сном
КАЧНЁТСЯ ЖИЗНЬ обыкновенная
за коченеющим окном,
Когда звезда - насмешкой горестной
СКРИВИТ ТВОЙ рот - своим путем,
Недосягаемою скоростью, ???
Меняя облик и объем, ???
Когда глаза твои НАСЫТЯТСЯ
Холодной вязкой тишиной,
И тополь у окна осыплется -
Застынет веткою одной ??
Когда мгновение покажется ??
Пропащей жизнью, – вот тогда,
Невероятно, но окажется,
Что и не жил ты никогда!
Имея дурную привычку вдумываться в смысл прочитанного, я обнаружила здесь много непонятного. "Жизнь КАЧНЕТСЯ сном за коченеющим окном" - это о чем? "Звезда - насмешкой горестной скривит твой рот"- Насмешка горестная у звезды или у персонажа, скривившего рот? Далее идут ошибки употребления слов и разные непонятки: "Недосягаемою скоростью, меняя облик и объем" - не скорость что-то меняет, а "с недосягаемой скоростью" что-то меняется, но только вот как понять концовку "меняя облик и объем"? -это о прибавке веса и о старении? Но при чем тут (см. выше ) звезда? А как понять фразу "застынет веткою ОДНОЙ"? А фраза " Когда мгновение покажется пропащей жизнью" - может, логичнее, наоборот: пропащая жизнь покажется мгновением? И, наконец, все это вместе, весь этот набор разрозненных наблюдений "наутро затмения" должен же все-таки иметь хоть какую-то общую идею или нет?
№2
ТАЕТ тёплой горчинкой СОН, ?
золотистыми снится листьями. ?
И шершавым, цветным ковром
всё под утро красиво выстлано.
Осторожно раздень меня,
НЕ РАСПЛАКАЛАСЬ ЧТОБ В ТУМАНЫ Я.
Необъятное - вдруг объять?
Вероятности снова равные...
От горчинки твоей тепло.
И поверится - это на'долго... ???
Распахнув поутру окно,
я увижу однажды радугу...
НАУЧУСЬ я вот-вот ДЫШАТЬ, ???
в небеса заглянув нездешние...
Успокоится вдруг душа.
Ночь качает меня, безгрешную...
"Тает теплой горчинкой сон" - сложный образ, который адекватным можно считать с большой долей фантазии. Далее хуже - "сон.... снится". Первая и вторая строфы, если прочесть их внимательно меня ошеломляют: где логика повествования: сон снится, а под утро все выстлано реально и далее вдруг фраза: " Осторожно раздень меня, не расплакалась чтоб в туманы я" - звучит это красиво, но где смысловые связи между фразами? Далее не хочется комментировать - метафоры есть, но смысла в них мало и даже нераскрытая ничем фраза " научусь я вот-вот дышать" уже не удивляет.
№3
День РОДИЛСЯ, солнышко СМЕЁТСЯ,
Ручеёк вприпрыжку ПОБЕЖАЛ.
Словно звон хрустальный раздаётся,
Лучик солнца ВЗГЛЯДОМ ПРОВОЖАЛ.
Он БЕЖИТ преград не замечая, (Кто? Лучик?)
И вступая с солнышком в контакт.
Как дитя бежит озорничая,
Птички, словно подпевают в такт.
По утрам ещё морозы давят,
К ночи, ручеёк уйдёт под лёд.
Март пришёл и пусть зима ЛУКАВИТ,
Всё равно тепло пойдёт на взлёт.
На первый взгляд, метафор много, точнее олицетворений - природа "смеется, бежит, провожает взглядом, лукавит". Все это мило, но банально, да и три глагола "бежать" в коротком стихотворении - бедность даже разговорного языка, тем более - для поэтического пейзажа. "Тепло пойдет НА ВЗЛЕТ" и "морозы ДАВЯТ" - разговорный жаргон. Рифмовка двух деепричастий друг с другом "замечая-озорничая" так же непрофессиональна, как рифмовка глаголов в конце строки. Задумано неплохо, исполнено неряшливо. Но впечатление, что автор и не работал над текстом - как сочинилось, так и опубликовал.
№4
Ноябрь просветлел за вечер,
Снег выпал белым полотном
И НЕБО души ПОИТ ВЕЧНЫМ
СИЯНЬЯ ЗВЕЗДНЫМ МОЛОКОМ...
Помеланхолил месяц юный ??
СтекОл оконных серебро,
Из темной выси КОТ ПОДЛУННЫЙ
Мне словно подмигнул хитро:
- Ты не грусти моя родная.
Смотри как ясно и светло.
Зима, ведь не такая злая,
Когда тебе самой... тепло!
Я не грустить пообещала,
Зарывшись под пушистый плед,
Все время, что я засыпала,
Мне лунный кот дарил свой свет...
Лечь полотном снег может, а вот " выпасть полотном", не уверена.... Да и рифма "молоком-полотном" - не звучит. А что за шедевр речи "помеланхолил месяц стекОл оконных серебро "? Автор понимает ли значение слова "меланхолия"? Не говоря уже о том, что правильное ударение -"стЁкол"? А что за подлунный кот? Сказал метафорой - раскрой далее, но автор только побеседовал стихами с "котом" и, видимо, заснул. ))) А о чем стихи-то?
№5
Видны в иллюминатор СНЕЖНЫЕ ЗАРЯДЫ,
Мигалка белая включилась на крыле.
Мы над своей землёй уже. Лечу из АДА.
Минут пятнадцать, и я снова на земле.
Плевать уже, что после этого случится,
Ведь в АД обратно всё равно не попаду.
И ничего, что на конце пути - больница:
Больница эта на земле, а не в аду.
Внизу заснеженные вижу я кварталы,
Что ярким светом фонарей озарены.
Какого чуда на земле мне не хватало?
О чём тогда мне снились радужные сны?
Ну, разве только дети верить могут в сказки?
Кто хочет верить, что чудес на свете нет?
И просто может КЛЮНУТЬ НА ДЕВИЧЬЮ ЛАСКУ
Любой, кому отнюдь не восемнадцать лет.
Да просто женщин молодых, девиц не надо.
Чуть-чуть заботы С НИХ, и ты уже В БРЕДУ.
Устроят те тебе экскурсию по АДУ,
Поверишь ты, как хорошо тебе в АДУ.
Увидишь ты, что ты в АДУ всем СИЛЬНО НУЖЕН.
Пусть говорят:"Подумай о пути назад!"
Но ты уже таких речей не будешь слушать,
А скажешь твёрдо:"Нет, хочу навечно в АД!"
На месте тоже разве нужно удивляться?
Полно рекламных представителей таких,
За деньги станут торопить обосноваться
(Мол,не торопятся осесть лишь дураки).
Да, НА ЗЕМЛЕ уже. Гляди, уже мы катим
По мокрой и обледеневшей полосе.
Быть может, холод, ветер, дождь тут и некстати,
Но КРУГИ АДА ПОЗАДИ остались все.
Сам в АД поедешь за каким там интересом?
Какими ГРЁЗАМИ И ЛАСКАМИ ГОНИМ?
И снова пробуждает голос стюардессы:
"С мест не вставать, покуда мы НЕ ЗАРУЛИМ!"
О поэзии, как и о метафорах тут просто рано начинать разговор, ибо для меня это - кошмар русской речи, зарифмованной в четверостишия. Автор мне этих слов не простит, но он уже не первый год публикуется и даже в конкурсах моих не первый раз участвует - НА ЭТОМ ЖЕ САМОМ УРОВНЕ. В советах моих он не нуждается.
№6
Не нам судить чужие боли,
Тем более, что боли нет.
Лишь ветер свищет в диком поле
И задувает санный след.
Но жить то нужно. Переложим
Мы стопочку на край стола,
Польём цветы. Бельё разложим
В шкафу на полки для белья. ?????
И ВСЕ СОСУЛЬКИ СОСЧИТАЕМ,???
И все ПУТИ ПРОТАРАХТИМ,????
Так, день за днём весну встречаем,
Глядеть назад, мы не глядим.
Как и вперёд...
на влажном склоне
Пробьётся ёжиком трава,
СЫГРАЕТ СОЛНЦЕ НА ТРОМБОНЕ,
Все запахи в одном флаконе
Весна ЗАДУЕТ В РУКАВА. ????
Неплохое начало - есть начало развития темы, хотя и есть избыточное топтание на бытовых подробностях:" Но жить то нужно. Переложим мы стопочку на край стола, польём цветы. Бельё разложим в шкафу на полки для белья", но далее начинается уже совсем странное: " все сосульки сосчитаем, и все пути ПРОТАРАХТИМ(!)", за которым появилось на время интересное я философское наблюдение " Глядеть назад, мы не глядим. Как и вперёд...", которое, к сожалению, ничем осмысленным и понятным так и не завершается, разве что наблюдением: "сыграет солнце на тромбоне... весна задует в рукава". В чем суть-то была?
№7
САРАФАН в кипарисах ??
Светло-синего УТРА
СУШИТ ВЕТЕР батистом.
ТЕНИ КРОШАТСЯ ПУДРОЙ. ????
САД КАЧАЕТ ветвисто ????
Позолоченный ВОЗДУХ, ????
НАДЕВАЯ МОНИСТОМ
ВИНОГРАДНЫЕ ГРОЗДЬЯ.
Собираясь ПРИМЕРИТЬ
СОЛНЦЕ К нежной ПРОХЛАДЕ, ???
Многоярусный БЕРЕГ
НАРЯЖАЕТСЯ на день.
Пейзажное стихотворение особого развития темы не требует, но и в метафорических описаниях я далеко не все поняла. Что означает "сарафан в кипарисах...утра"? И почему тени "крошатся пудрой"?А как это "качать ВЕТВИСТО... воздух"? А почему "берег примеривает солнце к прохладе" - раскрыть бы как-нибудь или чем-нибудь далее это намерение... берега (!).
№8
КОБАЛЬТ ВЕЧЕРА.
Взгляд царапиной.
Незамеченно ??
Души ранены.
СЕЯ вычурно
ЗВЁЗДЫ золотом, ???
НОЧКА вычернит
РЕДКИМ СОБОЛЕМ. ???
За заборами
Вновь охотится
Месяц бодренький -
Звездоходец ли? ???
Ты. Девичество. ???
Тишь. Молчание.
ЭЛЕКТРИЧЕСТВОМ
РУК КАСАНИЕ...
У меня ощущение, что автор просто играл со звучанием, подбирая слова россыпью, не удосуживаясь и не собираясь с самого начала что-то связное сказать читателю. Он просто хотел удивить рифмой или строфой. Не хочется даже комментировать.
№8-а
УГРЮМЫЙ ХОЛОД ГНАЛ В РОДНЫЕ СТЕНЫ,
И томно САД КАЧАЛСЯ В ЛАПАХ СНА,
Но почки вдруг набухли, словно вены,
И ПОТЕКЛА по улицам ВЕСНА.
Из этого стихотворения я покажу только одну строфу - как пример часто встречающегося недочета исполнения: неправильно явление природы сравнивать с творением рук человеческих (наоборот - можно!). Здесь набухшие вены хотя и не продукт творения человека, но все же продукт его нездоровья, патологии в теле, и сравнение "Но почки вдруг набухли, словно вены" - звучит несимпатично. Точно такое же сравнение есть и в следующем стихотворении:
№8
ЗАПАД ПОЛОЖИЛ НА БЛЮДЦЕ
СОЛНЦЕ, словно сочный фрукт.
В камыше ТУМАНЫ ТКУТСЯ* (цит. из Вероники Тушновой)
Из восторженных минут.
ВЕТЕР ВЫСТЕЛИЛ дорожку
ИЗ вечерней ТИШИНЫ,
На охоту вышла кошка,
СВЕЖЕЙ МЯТОЙ ПАХНУТ СНЫ.
Посекундно, помгновенно,
По-вечернему легко... ?????
Из реки – набухшей вены
НОЧЬ ЛАКАЕТ молоко. ????
Не ВСТРЕВОЖИТ ВЕТКУ ХРУСТОМ
МЯГКОЙ ЛАПОЙ ТИШИНА, ????
СЕРЕБРОМ ПОСЫПЕТ ГУСТО
Шкуру чёрную луна. ????
Изумрудными глазами
В сны заглянет, и сверкнут
Две планеты без названья,
Где волшебники живут.
Как видите, здесь тоже " Из реки – набухшей вены" - достаточно отталкивающий образ... Не поняла логику и смысл фразы: " Посекундно, помгновенно, по вечернему легко...", особенно этот шедевр речи "помгновенно". А почему" ночь лакает молоко?" - это было бы здорово, если бы в других строфах образ ночи- кошки был бы продолжен по отношению к НОЧИ, но здесь каждая строфа идет со своей отдельной новой метафорой, начатой и навсегда забытой. Например, почему у луны (а не у ночи) "черная шкура"? Я понимаю, что автор хотел ночь представить в образе кошки, но его метафоры относятся к разным словам, разорваны, между ними нет четкой смысловой связи.
№9
Лёгкие метели, а мороз крепчает.
Песни все пропели – одной не хватает.
И СНЕЖИНКИ СТАЕЙ, и позёмка вихрем,
Снова заметают, а к утру всё стихнет.
Разговор безмолвный, лишь глаза и руки,
Светит месяц полный. Боль в груди к – разлуке.
ЗАТИХАЕТ СКАЗКА, а ЗИМЕ НЕ СПИТСЯ…
И твоя мне ласка будет долго сниться.
Песню обрывая, СЕРДЦЕ ЗАСТОНАЛО,
И ЗИМА, РЫДАЯ, хлопьями КИДАЛА.
В ДИКОМ ТАНЦЕ ЕЛИ, СОСНЫ И МЕТЕЛИ;
Жаль, что мы с тобою песню не допели.
Злая тётка ВЬЮГА СНЕГ в лицо БРОСАЕТ.
Потерял ты друга… А мороз крепчает.
Не проси – не надо, измену не прощают.
С МОРОЗОМ- Воеводой - нас нынче ОБВЕНЧАЮТ.
Буду я невестой, только не твоею,
Отпою все песни и рано поседею.
А здесь непорядок с расстановкой Иктов - ударные слоги часто попадают не на те места, кое-где разное количество стоп в строке, что при самой простой, попарной, рифмовке особенно слышно. Желающие могут потренироваться и нарисовать звуковую схему этого стихотворения - (чит. http://www.stihi.ru/2012/09/19/7898 и далее в сборнике "Все о ритме") - много нестыковок в ритме найдете!
От перечисления через запятую "елей, сосен и МЕТЕЛЕЙ в диком танце" я тоже не в восторге... Концовка удивила.
№10
Шорохи, шорохи, шелест, шептание,
Так РАСШУМЕЛИСЬ по осени ДНИ...
В парках рассыпались по умолчанию
глазорябящие листья. Лови
Те, что ВАЛЬСИРУЮТ ВРЕМЕНИ ВЕТРЕНОСТЬ ??? согласование
В ярком безумстве цветов и лучей.
Миг торжества и пьянящая женственность
в трепетном "па" оголенья...
ТЬМА НАСТУПАЕТ на краткость и кротость, ????
Холод тревожит. Сентябрь-чародей
В красках МЕЧТАЕТ ПРОЖИТЬ или В ПРОПАСТЬ (где глагол?)
ВСЛЕД ЗА ЛИСТВОЮ, СУДЬБОЮ СВОЕЙ...
" Глазорябящие листья" - не в восторге от этого новодела. Во фразе " Те, что ВАЛЬСИРУЮТ ВРЕМЕНИ ВЕТРЕНОСТЬ" неправильное согласование слов. Вальсировать - это сказуемое (танцевать вальс), оно не требует дополнения, иначе это уже не "вальсировать, а "танцевать" что-то другое. "ТЬМА НАСТУПАЕТ на краткость и кротость" - это о чем??? Случайный подбор слов по похожему звучанию??? В последнем предложении отсутствует глагол - (упасть) в пропасть.
№11
Лучи от солнца ПРОНЗИЛИ НЕБО, ???
Смешав оттенки синевы.
Наверно, все же прекрасным не был
Забытый край твоей любви. ???
Пытаюсь вспомнить твои объятья, ???
Услышать ласковый шепот в ночи…
Но в памяти только соперниц проклятья…
И страсть, и любовь ты в изменах гасил!
Теперь лишь ОТБЛЕСК ЛЮБВИ ушедшей
ТОМИТСЯ В СЕРДЦЕ, ЕГО ТЕРЗАЯ -
ОСКОЛОК ЖИЗНИ, давно прошедшей,
Когда летала, творя, дерзая.
Когда мечты сливались с чудом,
Когда СИЯЛА ДУША ОТ СЧАСТЬЯ...
Бог даст – еще желанна буду,
И СОЛНЦА ЛУЧ ПРОНЗИТ НЕНАСТЬЕ!
"лучи ОТ солнца". - Правильно "лучи солнца". В этой же строфе удивляет полное отсутствие логической связи между двумя предложениями. "Забытый КРАЙ твоей любви" - не самый удачный образ. Как и то, что дважды использовано притяжательное местоимение "твой" вместо которого можно было бы подобрать более выразительный и значащий эпитет. Начиная с третьей строфы меняется порядок рифменных окончаний (вместо чередований мужских и женских стали все женские), кроме того, рифмовка двух деепричастий "терзая-дерзая" - не лучшая рифмовка и не лучшая конструкция фразы. В целом все метафоры здесь не блещут новизной.
№12
В железобетонной коробке
В моей черепной коробке,
Проделав путь длиной в лечение,
Рукой – левой, правой –
Не имеет значения.
ОТКРЫЛ СКОБКУ
ОТКРЫВАШКОЙ НА ЗАПЯСТЬЕ.
И не было страшно? Ну, здрасьте! ???
И, вот, МНОГОТОЧИЕМ
НА ПОЛУ, СТЕНАХ
ВО ВСЕЙ КРАСЕ КАРТЕЧЬ. ???
И не заклеить ее скотчем.
Возгласы «Ах»!
СТРУИТСЯ
ИЗ ЧЕРЕПНОЙ КОРОБКИ МОЕЙ РЕЧЬ. ?????
О не понятно о чем красной нитью, ????
О рамках, закрытых пространствах.
РАЗМАШИСТО СОБСТВЕННОЙ КИСТЬЮ
НА ХОЛСТ БЕЛОГО ДНЯ НЕПОСТОЯНСТВА
РАЗ-МА-ЗАЛ!
В порыве экстаза изнутри железобетонной
Беспардонно,
Но искусно и ловко,
ЗАКРЫВ СКОБКУ В КОНЦЕ СТРОЧКИ.
Выхожу - моя остановка.
Не помешал бы стакан скотча. ??????
Ведь я расстроен,
Раздвоен, раскроен на кусочки.
Искусство – оно такое…
Точка.
Игра словами и рифмами. Не всегда грамотная речь ("речь струится из.... черепной коробки"), отсутствие подлинной темы (что хочет сказать автор - неизвестно, да и кого это волнует?) Идет игра слов и попытка подражания авангарду. Не оценили ее судьи, и - молодцы.
№13
Мы все - СВЯТОЙ ОГОНЬ ВОСПОМИНАНИЙ,
Хоть верим просто, будто мы есть мы,
Нас создают не мегабайты знаний, ???
А то, ЧТО СЕРДЦЕ ВЫХВАТИТ ИЗ ТЬМЫ.
НАХЛЫНУТ ВОЛНЫ ПАМЯТИ, как море,
ОСТАВЯТ НА ПЕСКЕ ОТМЕТИН СОЛЬ:
Обрывки пьесы, ПЛЕЩУЩЕЙ В МИНОРЕ, ????
(Ведь ПАЛЬЦЫ ПОМНЯТ это "до, ми, соль..."),
Предчувствие любви, печаль разлуки,
Несбывшегося сладостную боль,
Где ВЫЗРЕВАЕТ В ПРОШЛОГО ТУЗЛУ'КЕ ???
тобой ещё не игранная роль..
ГУЛ ВПЕЧАТЛЕНИЙ. ПЕРЕКРЕСТЬЕ ВЗГЛЯДОВ
И голос, что читал: "Мело, мело..."
И "Арабески" ( композитор Лядов).
Вот так ЖИВЁШЬ - ДУШОЮ НАГОЛО. ????
Из ОСТРОЙ КАКОФОНИИ СЮЖЕТОВ,
ОШМЁТКОВ ФРАЗ, нечаянных реприз
И ЛАСКИ ВЕТРА, легче креп-жоржета, ???
И счастья, мимолётней, чем каприз,
РАСТЁТ КРИСТАЛЛ СУДЬБЫ, СТИХОВ И СВЕТА,
Что ТАЙНОЙ НАПОЛНЯЕТ ВИТРАЖИ ????
И НАЛАГАЕТ НА ЗАБВЕНЬЕ ВЕТО,
КРИСТАЛЛ ПУТИ с простым названьем "жизнь".
Странное ощущение от этих стихов уважаемого мною, талантливого автора. О чем они? Есть "острая какофония сюжетов" и "ошметки фраз" - тут автор абсолютно прав, но для чего эта какофония ? И метафоры все своей жизнью живут, и сравнения - скорее для рифмы, чем для понимания темы ("ласки ветра, легче креп-жоржета"), и почему вдруг использован кристалл ("кристалл судьбы", а потом "кристалл жизни")? Словом, ни один образ не раскрыт и кажется абсолютно случайным (на его месте может быть и другой при другой рифме!)
№14
Дорогой лунной тройка мчится,
Ночь поздняя, искрится снег,
А память РАЗГРЕБЕТ СВОИ СУГРОБЫ
И растрясет ЗАПРЕТНЫЙ СВОЙ СУСЕК. ????
Не опоздать бы нам с тобой
За тройкой быстрой,
Уж больно скор
Коней тех бег.
Там ЖМЕТСЯ ПАМЯТЬ
ПО УГЛАМ КАЗЕННЫМ
И тихо просит нас,
ДАТЬ ЕЙ НОЧЛЕГ. ????
Но нет ответов нам, так скорых,
Идет по прежнему
Все снег и снег.
Лишь где то с боку, позади немного, ???
Прогалина в снегу ПЛЕСНУЛА СВЕТ, ????
То было все, нам чуть подсказка
Киношный яркий ход,
ФЛЭШБЭК.
"Мчащаяся тройка", "сусек " вместе с "казенными углами" и "флешбэком" - жуткая мешанина разных стилей речи. Кроме того, метафоры удивляют странностью: у памяти есть "сугробы и сусеки", она просит нас "дать ей ночлег", но ЛГ на это "не дает ответов скорых" и дальше все почему-то завершается подробностями про снег и про, видимо, очень существенную для понимания темы "прогалину в снегу "что "где то с боку, позади немного". Эта прогалина каким-то образом "плеснула свет! Напоминаю: прогалина в снегу - это место, НЕ ЗАПОЛНЕННОЕ снегом. Это оно - "плещет свет"???
№15
Эх, как по льду да по осеннему
я пробегу ногами бо'сыми,
да ОКУНУСЬ В ЗАКАТ сиреневый
и с головой в купель белёсую.
и ЗАИСКРЯТ РЕСНИЦЫ инеем,
и ПЕРЕХВАТИТ враз ДЫХАНИЕ, (враз!!!)
да в небо ДУХ СОРВЁТСЯ синее
под зычный возглас ликования ???
И ПОЛЕТИТ морозным облаком,
да ПЕРЕБОРАМИ ЗВЕНЯЩИМИ
ЗАБЬЁТСЯ СЕРДЦЕ, словно колокол - (??? )
какое счастье настоящее!
Парная с веником берёзовым
ВОСТОРГ НА ГРАНИ восхищения!
Эх, БАНЯ русская ПО-ЧЁРНОМУ,
как в церкви таинство крещения!
Кошмарный русский... Тут и "враз" (в стихах!), и "зычный возглас у.... духа", и сердце, которое бьется ..." колоколом" (автор слышал хоть раз колокольный звон?), и шедевр речи "восторг на грани восхищения" и на сладкое - сравнение бани с таинством крещения.... Вообще-то это таинство раз в жизни бывает, видимо, с посещением бани у персонажа та же история! Что тут сказать, кроме того, что " не читатель Автор: Автор - писатель!!!" .
№16
Снег КРУЖИТСЯ ЗОЛОТОЙ
В ФОНАРЕ ВЕСЕННЕЙ СТУЖИ. ???
МАРТ СТОИТ И ТОПЧЕТ тут
Слякоть и МОКРОТЫ ЛУЖИ.????
Он ПРОСТЫЛ И ШЕПЧЕТ ТИХО,
Что ВЕСНА УЖЕ ИДЕТ,
Только вот, беда, ЗАБЫЛА
Где-то толстый кошелек.
В нем лежат листочков зелень,
Первый ландыш и ОЧКОВ,
ЗАПОТЕВШИЕ КАПЕЛЬЮ,
ОКУЛЯРЫ ЧЕРВЯЧКОВ. ???? (согласование)
Он СТОИТ...НЕ СХОДИТ С МЕСТА,
Ему СТОРОЖЕМ СТОЯТЬ, ????
ПРИКАЗАЛА МАТЬ-ПРИРОДА,
ЗИМУ В ГОРОД НЕ ПУСКТЬ.
А та ЗЛИТСЯ И СТРЕКОЧЕТ, ????
Что ОНА ЕЩЕ ПРИДЕТ.
И тогда завалы снега ???
В СВОЕЙ СУМКЕ ПРИНЕСЕТ.
И ЗАКРУЖИТ В БЕЛОМ ВИХРЕ
Город снежный, ледяной,
ЗАМОРОЗИТ, ЗАКОЛДУЕТ
И СУГРОБЫ НАМЕТЕТ.
Там рассядутся по веткам
Снегири и воробьи,
ЗАМОРОЖЕННЫЕ ДЕТКИ
ОДИНОКОЙ ЗЛОЙ ЗИМЫ.
Стихи под стать предыдущим. И тоже не без странностей высказываний: "снег кружится В ФОНАРЕ", у лужи есть "мокроты", весна забыла "толстый кошелек" в котором полное несогласование русской речи, как то: " В нем лежат листочков зелень, первый ландыш и очков, запотевшие капелью, окуляры червячков". А пока "март СТОИТ сторожем", зима "СТРЕКОЧЕТ" и несет в сумке ЗАВАЛЫ снега". Я уже не говорю про постоянные потери рифм в катренах и распад ритмического ударения, типа "в свОей сумке принесет".
Я не думаю, что данный автор не может писать лучше. Может. Есть у него поэтический взгляд на мир. Просто он опубликовал скороспелку, не перечитывая. И на конкурс ее подал. Лень - страшная сила...
№17
В полутьмах. ЛЕЖУ РАСКОЛОТЫЙ. ???
Шепчу вполголоса. Терплю удар судьбы.
ХОЛОДОМ И ДРЁМОЙ СКОВАННЫЙ.
По окнам марш стучит, разрозненной воды. ?????
Видится. ЛЕЧУ МЕЧТОЙ ВПЕРЁД. ????
МНЕ Б ТОЛЬКО КЛЮЧ НАЙТИ. Не проглядеть секрет.
Мнится мне, или сознанье врёт, ???
Что за стеной дождя смогу найти ответ.
Спой же мне. Отбрось стеснение.
Пойми и смилуйся. Я так хочу заснуть!
Выдохнув, забыть волнения,
И в нежном голосе ВСЮ НОЧЬ ТОНУТЬ...
Грубая ошибка лексики: "вполутьмах" - вместо существующих "впотьмах" и "в полутьме". Непонятное по смыслу выражение " По окнам марш стучит, разрозненной воды". Аналогично; "лечу мечтой вперед". Тему стихов я даже не решусь комментировать, как и способ ее выражения. Очень плохой русский.
№18
Гулял неспешно. Вечер. Плёл последний круг. ???
МИГАЛИ, УЛЫБАЯСЬ, ОКНА ДОМА. ??
Откуда взялся и вцепился, как УСТЮГ, ???
Мой одноклассник с головой бедовой.
Не смог я вырваться - пришлось ПРИНЯТЬ НА ГРУДЬ. ???
А третьим был красноречивый Бахус*!
"Слова" его для рук и ног моих - как спрут: ???
Не помню, как попал я в свой "пентхаус". ???
Моя там Муза отдыхала не одна!
ДОГАДКА ИНЕЕМ ПОКРЫЛА ТЕЛО - ???
На столике бокалы, полные вина,
И песня – упоённо, а капелла.
Два женских голоса, ЛИБРЕТТО РАЗЛОЖИВ ???
НА ДРАМУ И КОМЕДИЮ МОМЕНТА,
То замолкали, то ВКЛЮЧАЛИ МОЩНЫЙ ВЗРЫВ, ????
Страдая и смеясь одновременно…
А однокашник-то стремительно исчез,
Увидев, что в гостях у Музы Кали*.
Искусство пения - божественный процесс! -
Его нисколечко не задержало.
Я от вокала начал приходить в себя: ???
Смущали, правда, сабли индианки,
И "Реквием"* - второй мотив - давно звучал…
Пустое – я же веры протестантской!
Моё ДЫХАНИЕ СПОКОЙСТВИЕМ ЛУЧИТ. ???
БЕСШУМНЫЙ ВЗДОХ пружинного МАТРАЦА.
Есть КАПЛЯ ВРЕМЕНИ до утренней зари - ????
И здесь я передумал просыпаться...
Еще один кошмар русского языка. "Ветер ПЛЁЛ последний круг", "вцепился, как УСТЮГ" (что это? Город?), "принять на грудь", "попал в свой пентахус", "либретто разложив на драму и комедию момента", "догадка инеем покрыла тело", "есть капля времени".... и т.д. и т.п. Короче - "мое дыхание спокойствием лучит", поскольку, как выяснилось в концовке, все это "пустое - (он) же веры протестантской!".
А может быть автор так шутит? Невозможно же таким языком говорить в стихах...
*****************************
Мне кажется, примеров достаточно. Все они взяты из числа не номинированных ни одним из судей произведений. Всего из 69 принятых было не номинировано - 38, из них я показала вам наугад только 18. Зачем я это уточняю?
В последнее время я в своих статьях показываю вам только лучшие стихи, на примере которых можно учиться. Но таковых В КАЖДОМ КОНКУРСЕ от силы - половина, остальные содержат разного рода ошибки, недочеты, слабое раскрытие заданной конкурсом темы или задания. Читая мои разборы некоторые авторы участники чувствуют себя неуверенно - а достойны ли их стихи?
Не надо этого бояться. Добрая половина наших участников - начинающие поэты. Вся разница в том, что одни из них, начиная с ошибок и поняв, что в их стихах нехорошо, имеют желание работать над своими текстами далее, отчего их мастерство постоянно растет. Другие, оставившие заявку, потом совсем не читают мои разборы: им вообще ничего не надо от сайта, их устраивает и собственный уровень начитанности и их уровень культуры, и их русский язык, и их способ времяпрепровождения - публикации на сайте своих "стишат". Это их право.
Но те, кто хочет роста мастерства, обязательно участвуйте в конкурсах ТМА. Это верный способ посмотреть на свои и чужие тексты со стороны, понять их недочеты и идти дальше. Я желаю всем успеха на этом пути!
И, конечно же, я буду рада вашему участия в 4 туре серии "Тропы" - ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Прием заявок - до 27 января 2017г.
С уважением, Ваша Алкора.
Свидетельство о публикации №117011605265
Не имею претензий к судьям, не номинировавшим "стихотворение". Госпожа Алкора, позволю только пояснения на ваши замечания ниже моего "произведения"
Алкора: "Еще один кошмар русского языка."
1 - ВеЧер - а не веТер - наверное, опечатка у Алкоры (1 строка)
(Я)Гулял неспешно. Вечер. (Я)Плёл последний круг. - то есть гулял воКРУГ квартала
2- Алкора: ..."вцепился, как УСТЮГ" (что это? Город?)" -
устюг (с маленькой буквы) - трава, научное название этого злака — hordeum leporinum, а в народе его называют заячьим ячменем. Семена в разных регионах называют по-разному: ость, остюк, устюк, устюг, копье, колючка - растёт на Юге России (я здесь живу и многократно слышал фразеологизм: вцепился, как устюг - именно устюг, а не остюк или другой синоним = пристал). Конечно, "пристал, как репей" - более употребительное...
3 - ..."принять на грудь" - фразеологизм, означает:
клюкнуть, выпить, принять, залить за воротник, дернуть, хряпнуть, дерябнуть, клюнуть, тяпнуть, залить загалстук, заложить за ухо, зашибить муху, дюбнуть, зарубить муху, заложить за воротник, раздавитьбутылочку, заложить, подзаправиться, дербалызнуть, куликнуть, бросить на колосники, пропустить стопаря,хватить, пропустить по маленькой, раздавить муху, заправиться, дрызнуть, заложить за галстук, поддать. Словарь русских синонимов.
4- Алкора: ..."попал в свой пентахус -
в "произведении": Не помню, как попал я в свой "пентхаус", а не "пентахус")
Пентха́ус (англ. penthouse) — технический чердак, позже помещение для жилья (квартира, особняк) на крыше небоскрёба или отделённая площадь на верхнем этаже здания. Пентхаус — отдельное жилье на верхнем этаже (или нескольких этажах) многоэтажного дома, который имеет собственную террасу (Википедия)
6 - ..."догадка инеем покрыла тело" = мороз по коже (фразеологизм)... (авторское выражение - без комментария)
7 -..."либретто разложив на драму и комедию момента"(это тоже авторское - без комментария)
8 - ..."есть капля времени" = есть немного времени
9 - Алкора: "Короче - "мое дыхание спокойствием лучит", поскольку, как выяснилось в концовке, все это "пустое - (он) же веры протестантской!". -
в моей концовке: "...я передумал просыпаться", а "пустое" относится к "Реквиему", который исполняют по усопшему только у католиков (и то не у всех), а я - веры протестантской, значит, реквием не по мне... я (ЛГ) живой, только пьяный)
10 - Алкора: "А может быть автор так шутит? Невозможно же таким языком говорить в стихах..." -
несмотря на то, что "стихотворение" заявлено в разделе "Мистика и эзотерика" (сон ), это явно шутливое (имхо)... Мне непонятно, почему Алкора приняла его за серьёзное...
Спасибо за внимание!
Сергей Чел 16.01.2017 22:52 Заявить о нарушении
Судьи сделали правильный выбор, не номинировав ваши стихи.
Творческая Мастерская Алкоры 16.01.2017 23:56 Заявить о нарушении
Извините, но считаю некоторые ваши замечания и оценки некорректными...
PS Ваш имидж из-за огромной работы, которую вы проделываете в обучении и наставлении других, скажем так: "молодых" авторов - в моём лице не пострадал...
Всего хорошего и успехов!
Сергей Чел 17.01.2017 00:23 Заявить о нарушении