1. Качели

Вот и смолк полоумный грай.   
Снится маминых рук прощенье.
Отведи в тот пресветлый край,
покачай меня на качелях,
петли старые скрип да скрип,
двор, по пояс в бурьяны вросший,
бурый мох по стволам налип,
одичала моя дорожка.

Память – выбывший адресат,
дом, контральто виолончели,
паутина, вишнёвый сад. 
Покачай меня на качелях.

Гул пожаров и гул речей,   
закрутился кошмарный таймер, 
обезумевшая качель
петли мёртвые выплетает.
Петли. Мёртвые. Средь живых –
точно призраков. Тьмы по горло.
Голод, гложет, и бьёт под дых –
и качается дымный город, 
тень качели в нём на домах,
на скрижалях, на наших лицах. 
Исполинский её размах
серой тенью плывёт и длится…

Кач – кач…
вдовий плач,
на дороге чёрный грач,
в скользком небе алый звон,
кто не помнит – выйди вон…
от надежды – до клейма,
от письма и до письма,
от куска ржаного хлеба –
до пропитого ума,
от вины и до венца,
от сельца и до сельца,
от пожара до озноба,
от юнца до мертвеца…
от рожденья и до гроба, 
от начала до конца.

Всё пройдёт, всё минует, всё. 
Мальчик, воин, в свой час вечерний
на руках меня донесёт
к уцелевшим в саду качелям,

на ростке – молодом дубке –
чья-то ленточка, блик на крыше,   
в исхудавшей моей руке –
ворох листьев поблёкло-рыжих,

словно фото, смешенье дат,   
и смещенье лет, и прощенье…
Город Память, … дитя, солдат… 
покачай меня на качелях...


Рецензии
Здравствуте, Анна!
Сколько всего вместило это стихотворение! Мне, признаться, ещё в первой строфе (когда память-качели стали возвращать картины пережитого), подумалось - как же анапест справится с двухдольно-челночно-качельным ритмом? Но всё продолжалось очень гармонично (отмечу аллюзию с Вишнёвым садом, ибо в брянско-орловском "реале" более двух-трёх рядомстоящих вишен не встречал). И вот - подарок ожиданию. Двудольная вставка или антитеза первоначальной форме. Очень уместный приём. Он ещё и некоторой "лубочностью" расширяет временнЫе рамки...
И, конечно же, возврат к трёхдольности (и к нынешней действительности) здесь – верное следование законам развития фактуры, да и художественной логики. Когда в последней строчке география Памяти сливается с Городом (детства, видимо) и теми самыми качелями, можно смело воскликнуть - стихотворение получилось. И получилось прекрасным!
Автору - браво!

Геннадий Соболев-Трубецкий   15.01.2017 12:04     Заявить о нарушении
Добрый день, Геннадий! Как интересно вернуться с Вашей помощью в поэтическую кухню, попытаться вспомнить, что и почему в этом тексте написалось так, а не иначе, что было в нём вполне сознательно сделано, а что интуитивно.
Анапеста у меня мало - что да, то да; ну вот тут "сам пришёл" :) Вишнёвый сад подспудно вспомнился - та же память, древо, корни, одна из первых моих ассоциаций, ну как было не отразить! (А вишенки у нас - и в самом деле, только по дачам да по частному сектору; хотя до Вашего комментария не задумывалась:))).
А потом - да, пошла двухдольная считалочка... считалочка-страшилочка-напоминалочка. И - Вы совершенно правы: закончить ею было бы... было бы не закончить. Нужен был логический итог, итог-переход на последующие части, на сквозной символ Хранительницы-Памяти...

Анна Попова 7   18.02.2017 09:55   Заявить о нарушении

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →