1. Качели
Снится маминых рук прощенье.
Отведи в тот пресветлый край,
покачай меня на качелях,
петли старые скрип да скрип,
двор, по пояс в бурьяны вросший,
бурый мох по стволам налип,
одичала моя дорожка.
Память – выбывший адресат,
дом, контральто виолончели,
паутина, вишнёвый сад.
Покачай меня на качелях.
Гул пожаров и гул речей,
закрутился кошмарный таймер,
обезумевшая качель
петли мёртвые выплетает.
Петли. Мёртвые. Средь живых –
точно призраков. Тьмы по горло.
Голод, гложет, и бьёт под дых –
и качается дымный город,
тень качели в нём на домах,
на скрижалях, на наших лицах.
Исполинский её размах
серой тенью плывёт и длится…
Кач – кач…
вдовий плач,
на дороге чёрный грач,
в скользком небе алый звон,
кто не помнит – выйди вон…
от надежды – до клейма,
от письма и до письма,
от куска ржаного хлеба –
до пропитого ума,
от вины и до венца,
от сельца и до сельца,
от пожара до озноба,
от юнца до мертвеца…
от рожденья и до гроба,
от начала до конца.
Всё пройдёт, всё минует, всё.
Мальчик, воин, в свой час вечерний
на руках меня донесёт
к уцелевшим в саду качелям,
на ростке – молодом дубке –
чья-то ленточка, блик на крыше,
в исхудавшей моей руке –
ворох листьев поблёкло-рыжих,
словно фото, смешенье дат,
и смещенье лет, и прощенье…
Город Память, … дитя, солдат…
покачай меня на качелях...
Свидетельство о публикации №117011502953
Сколько всего вместило это стихотворение! Мне, признаться, ещё в первой строфе (когда память-качели стали возвращать картины пережитого), подумалось - как же анапест справится с двухдольно-челночно-качельным ритмом? Но всё продолжалось очень гармонично (отмечу аллюзию с Вишнёвым садом, ибо в брянско-орловском "реале" более двух-трёх рядомстоящих вишен не встречал). И вот - подарок ожиданию. Двудольная вставка или антитеза первоначальной форме. Очень уместный приём. Он ещё и некоторой "лубочностью" расширяет временнЫе рамки...
И, конечно же, возврат к трёхдольности (и к нынешней действительности) здесь – верное следование законам развития фактуры, да и художественной логики. Когда в последней строчке география Памяти сливается с Городом (детства, видимо) и теми самыми качелями, можно смело воскликнуть - стихотворение получилось. И получилось прекрасным!
Автору - браво!
Геннадий Соболев-Трубецкий 15.01.2017 12:04 Заявить о нарушении
Анапеста у меня мало - что да, то да; ну вот тут "сам пришёл" :) Вишнёвый сад подспудно вспомнился - та же память, древо, корни, одна из первых моих ассоциаций, ну как было не отразить! (А вишенки у нас - и в самом деле, только по дачам да по частному сектору; хотя до Вашего комментария не задумывалась:))).
А потом - да, пошла двухдольная считалочка... считалочка-страшилочка-напоминалочка. И - Вы совершенно правы: закончить ею было бы... было бы не закончить. Нужен был логический итог, итог-переход на последующие части, на сквозной символ Хранительницы-Памяти...
Анна Попова 7 18.02.2017 09:55 Заявить о нарушении