Стихополотно. Лис

_____________________________
Загадка про лиса
Олег Витальевич Михайлов

Хитрый лис был не только змеею.
Он был волком, считал до пяти.
Загребая своей пятернею,
Стал, вдруг, львом, что храбрей не найти.
Много лет он гулял по саванне.
И рычал в трудный час на других.
Как-то раз, оказавшись в капкане.
Стал вновь лисом, на время затих.
За позор ... отомстил он сроками.
Становясь все мудрей и хитрей.
Много раз поменявшись местами,
Запугал всех обычных зверей.
Только время его невзлюбило.
И будильник включило на ноль.
Стал он стрелкой, что быстро крутила.
И часами, что носит король.
От часов ... стал рукой королевской.
А потом ... и самим королем.
Здесь загадка у сказочки детской:
Когда лис ... станет грозным орлом?
....
© Олег Витальевич Михайлов, 2016
http://www.stihi.ru/2016/09/19/9611



Рецензия на «Загадка про лиса» (Олег Витальевич Михайлов):

ЛИС - Линии Искусства Сказа. Это сила! В любой момент рассказчик обратит лиса в орла - словом. СМИ на этом знают толк. И все поверят.
Ирина Петал   13.01.2017 13:42   

 
Это неожиданное прочтение, но в наше время лучше переходить улицу не на пешеходном переходе - там давят чаще.
Могу рассказать анекдот:
Вовочка отвечает на уроке арифметики у доски.
Учитель спрашивает его:"Почему ты считаешь в восьмеричной системе , а не в десятиричной?"
Вовочка удивленно ответил вопросом на вопрос:"А разве бывает девятое и десятое управление?"
Педагог задумался, а потом посоветовал:"В таком случае, Вам, Владимир, лучше считать до пяти."
На что Вовочка ответил:"Если я буду считать до пяти, то многие начнуть считать от восьми до пятнадцати."
Олег Витальевич Михайлов   13.01.2017 14:24   

 
Прикольный анекдот. Рассмотрим глобальнее, ЛИС - Логотип Из Системы, в каждой свой сказ, своё строение, свои символы. Стоит только что-то чуть сдвинуть, как линии на Вашем рисунке, появится новый образ.
Ирина Петал   13.01.2017 16:27   

 
И, может быть, в какой-то другой языковой системе, не русской, образ орла называют звуками "л и с"... Я мало знаю, конкретный ответ на загадку знает только сам Автор.

С улыбкой и интересом к теме,
Ирина Петал   13.01.2017 17:23   

 
Вам спасибо, что интересно трактуете загадку. Всего доброго.
Олег Витальевич Михайлов   13.01.2017 18:21   Заявить о нарушении / Удалить


Лис - рыжий цвет - он(цвет) горел - в глаголе убрать "г" - орел!

Загрузила Вашу картинку в Инет, поисковик воспринял изображение как "ангел".
Ирина Петал   13.01.2017 19:39   Заявить о нарушении / Удалить


Поисковик не ошибся, если брать внешнюю сторону нашего героя, но я думаю, что другая сторона значительно отличается. Пользуясь случаем хочу поздравить Вас Новым годом (по старому стилю). В этом году пусть все будет лучше, чем все думают! Всего доброго!
Олег Витальевич Михайлов   13.01.2017 23:32   

 
Другая сторона - диавол, у многих народов хитрый лис ассоциируется с дьяволом(чертом). Понравилась Ваша абстракция. Сами рисовали?
Ирина Петал   14.01.2017 15:23   

 
Спасибо за поздравление. Добра вашему дому, Олег. Старый Новый Год. О, как, названо. Противоположности к одному лицу Праздника : )
Ирина Петал   14.01.2017 15:34   

 
Я рад, что Вам понравился рисунок. Это ведь детское стихотворение, поэтому хотелось соответствовать. Вообще детские стихи писать очень трудно, стараюсь делать это как можно реже, много забирают внутренних сил. Всего доброго.
Олег Витальевич Михайлов   14.01.2017 20:29   

 
Прилива Вам жизненных сил, Олег Витальевич, в новом году.
Ирина Петал   14.01.2017 21:07   

И Вам того же! Успехов в творчестве и всего доброго!
Олег Витальевич Михайлов   14.01.2017 21:17   

;

______________________________________________________
Лис, животное - Краткая энциклопедия символов

Лис, животное



В символике преобладает негативное значение.

В Европейском фольклоре играет роль трюкача, подобную той, которую у североамериканских индейцев играл койот.

Основные значения:
• пронырливость, хитрость;
• лицемерие, лукавство, вероломство;
• долголетие, плодородие.
________________________________________

Античность

Праздник Цереры, среди прочего призванный защитить урожай от огня, сопровождался полевой охотой на лис, к хвостам которых привязывали пылающие факелы.

В Древнем Риме лис расценивался как демон огня.

Северная традиция

В Скандинавии «лисий свет — это северное сияние».
У германцев — животное богатого трюками бога Локи.
Рейнеке-лис — злобные лукавство и коварство.

Китай

Символизирует долголетие, лукавство, силу трансформации, духов мёртвых.
Как во всей Юго-Восточной Азии лисы играют большую роль в качестве эротического символа и в искусстве соблазнения:
• растертые в вине лисьи тестикулы ценились как непревзойдённый любовный напиток;
• лисий хвост, носимый на руке, считается средством сексуального возбуждения.

Япония

Символизирует долголетие, магические силы (и для добрых, и для злых дел), посыльного.

Нередко конец лисьего хвоста символизирует «сокровище счастья».
Падающие звезды именуются «небесными лисами».

Белый лис Китсуне — спутник, ездовое животное и посыльный Инари (бога или богини риса и изобилия). Его деревянные или каменные фигурки устанавливают у торий. В зубах у них обычно:
• ключ от амбара с рисом — райское изобилие;
• миска — символ духа пищи;
• свиток буддийских сутр.
В последовательно негативной роли не выступает, хотя на лисах наездничают призраки. Фольклор признает за лисом (ху-ли) необычайную жизненную силу:
• животное живет в норах, близко к жизнетворящим силам земли;
• в пятидесятилетнем возрасте он может превратиться в женщину, а в столетнем — в юную девушку;
• столетний лиса приобретает этом сверхъестественную прозорливость:
• он знает, что происходит на расстоянии в тысячу миль,
• может повлиять на разум человека и превратить его в идиота;
• в тысячелетнем возрасте он становится небесным Лисом (тьен-ху), чрезвычайно чувственным и с девятью хвостами как символом его сверхъестественной силы.

Лисицы (супруги лисов) никогда не переменяют одежд, но, несмотря на это, всегда чисты и опрятны. Они невероятно соблазнительны и неутомимы в эротических играх, могут лишить своих человеческих мужей всей жизненной силы.

Лисьи духи могут превращаться в людей, являясь собственно лисами-вампирами (коки-тено). Своим искусством обмана чувств они вводят людей в заблуждение и в порчу. В японских сказаниях играют роль ведьм (которые могут выступать и в другом виде). Предлагалось их сжигать, а пепел рассеивать в реках. В качестве средства от колдовства к дверям прибивали смазанную лисьей кровью морскую звезду (???).

Северная Америка

Хитрость, лукавство, любовь к надувательству.

Библия / Ветхий Завет

В библейском словоупотреблении воплощает коварство и злобу.

Христианство

Негативная оценка «Майстера Рейнеке» находит своё выражение также в средневековых книгах о животных. В средневековых бестиариях лис характеризуется как животное, непревзойдённое в лукавстве, вероломстве, обмане и хитрости; его сравнивают с людьми развратными, соблазнителями, лжесвидетельствующими, совершающими кражи, убийства. Обычны представления о лисе как воплощении дьявола:
• красноватый окрас меха напоминает огонь, что (наряду с рысью и белкой) причисляет его к охвостью (свите) дьявола;
• умение прикинуться мертвым, чтобы схватить свою жертву — любимая тактика Сатаны;
• порча виноградной лозы олицетворяет действия еретиков и врагов Церкви.

Атрибут:
• Бонифаций, Св.;
• Януарий, Св.

Астрономия/логия

Существует созвездие Лисички, лат. Vulpecula, называемое в некоторых традициях «Лиса с гусем».

Магия

Лисий жир. Успокаивает ушную боль. Если растопить с маслом лилии и кусочек жира положить в ухо, то успокоит также и зубную боль, А если смазать им кусочек дерева или щепку и положить в каком-нибудь углу дома, то все блохи соберутся там. Испытано.
[ AANN ]

Гадания

Черный лис — к счастью;
белый — к беде;
три лиса — катастрофа.

В онейрокритике лис, увиденный во сне мужчиной, символизирует духовные способности[1], остающиеся неосознанными или неразвитыми — непознаваемую и непостижимую часть души, которой невозможно овладеть с помощью анализа. В женских снах он олицетворяет Анимус.


Геральдика
«Лис на гербовых щитах ли. На знаменах ли вообще означает ум лукавый, и у таковых, если их на гербах возводят, слово и дело едины суть».
Бёклер, 1688 г.

Эмблематика

«Когда он голоден и не находит ничего пожрать, так роется он в красной глине, пока не станет похож на окровавленного, растянется, как убитый, и сечет по сторонам. Птички видят, как он якобы истек кровью и язык отвалил, да и думают, что издох. Они на него, а он-то их тут-то и ловит, и жрет. Таков и дьявол: перед живущими он притворяется мертвым, пока в свои расчеты не заманит, да и совратит».

Унтеркирхер

Лисица прислушивающаяся к звукам разносящимся вдоль реки.
• Я не могу всецело положиться на это.
Преследуемая лисица, перебираясь через реку «прислушивается к звукам, доносящимся с больших расстояний, по которым определяет, где находятся её преследователи».
EMSI 6-9
Лисица, любующаяся головой статуи.
• Голова красива, но лишена мозгов.
Символ необходимости обустройства и украшения головы не только и не столько снаружи, сколько внутри.
EMSI 7-12

Искусство

Немецкий роман о «Рейнике-лисе».
Изображения лисы часты в средневековой скульптуре, в эпоху Возрождения лиса стала основным персонажем книжных иллюстраций.
На картине Дюрера «Мария со многими животными» присутствует привязанный лис, как образ связанного порока и/или дьявола.

Ad vocem

• Fox-fire — англ. букв. лисий огонь: фосфоресцирующие гнилушки символизирующие собой огонь судьбы (ignes fatui).
• Fuchsteufelswild — нем. бешеный, взбешённый < Fuchs — лис; Teufel — черт; wild — дикий.
• «Лис тебя побери» — выражение, бытующее в Верхней Австрии, в котором лис служит эвфемизмом дьявола.
• «Лис куховарит» — выражение, бытующее в Верхней Силезии при надвигающейся грозе.
• Выражение из «Симплициссимуса» Гриммельсгаузена, дословно переводимое как «лисохвостить» — «лицемерно льстить».
• Старинное выражение о лисе-проповеднике у гусей указывает на изощренное корыстолюбие.

Черновые материалы

В мифопоэтических традициях образ лиса выступает как распространённый зооморфный классификатор, нередко функционирующий и в языковой сфере [ср. рус. «лиса» — о хитром человеке; англ. fox — «хитрец» (при основном значении — «лиса») и т. п.]. Символические значения, связываемые с лисами в разных традициях, образуют единый и весьма устойчивый комплекс лишь отчасти мифологизированных значений (хитрость, ловкость, пронырливость, сообразительность, льстивость, вороватость, обман, лицемерие, осторожность, терпеливость, эгоизм, себялюбие, жадность, сладострастие, злонамеренность, злоумышленность, мстительность, одиночество). С образом лис обычно соотносится представление о чем-то сомнительном, фальшивом; лиса нередко оказывается неудачницей, попадает впросак и т. п. Поэтому лиса не связывается с мифологическими персонажами высших уровней[2].
Лиса может характеризоваться магическими способностями. Так, в китайской сказочной традиции лиса в возрасте 100 лет превращается в колдуна, обладающего магической силой, в возрасте 1000 лет попадает на небо и становится небесной лисой — тремя звёздами в созвездии Скорпиона. Широко распространены истории о превращении лисы в человека (особенно при полнолунии). У индейцев Северной Америки, гренландских эскимосов, коряков, народов Сибири, в Китае известен сюжет о бедном человеке, к которому каждое утро в дом приходит лиса, сбрасывает свою шкуру и становится женщиной; когда человек это случайно обнаруживает, он прячет шкуру и женщина становится его женой; но жена находит свою шкуру, оборачивается лисой и убегает из дома. В Северо-Восточной Азии при обилии сказок о хитростях и проделках лисы существуют сюжеты, связывающие её с вороном, творцом мира, создателем солнца, луны, звёзд, земли, культурным героем; в них лиса противостоит ворону как (отчасти) хтоническое животное. Особенно показателен мотив измены ворона Кутха с лисой своей жене в мифах ительменов. Изменение лисой своего облика объясняет её роль как демона, злого духа, оборотня, колдуна и даже самого дьявола (в христианской символике; в китайской и японской традициях рассказы о лисах обнаруживают совпадения с европейскими средневековыми историями о суккубах, инкубах, роковых невестах и т. п.), с одной стороны, и функцию лисы как трикстера (обманщицы, шутницы и т. п.), соперничающего с другим трикстером (поедание мяса у Койота, обман Ворона у народов Северо-Восточной Азии) или животным, пользующимся особым престижем (медведь) или известностью (волк, заяц, петух и т. п.), — с другой. Именно в этой функции лиса становится одним из персонажей животного эпоса в двух главных его формах — фольклорно-сказочной и литературной (иногда даже поэтической).
В русской фольклорной традиции лиса является главным героем животной сказки, позже перешедшим и в лубок.
В Западной Европе складывается начиная с XI в. эпос о Ренаре (Ренар, первоначально мужское собственное имя, стало во французском языке обычным обозначением лисы). Особую роль сыграл старофранцузский «Роман о Лисе» («Roman de Renart»). В конце XII в. появилась немецкая, а в сер. XIII в. нидерландская переработка этой темы, послужившая источником для нижненемецкого «Рейнеке-Лиса» («Reinecke-Fuchs»). Сходные циклы о лисах известны в Китае («лисий» эпос Ляо Чжая о «лисьих чарах» и вмешательстве лис в жизнь людей; в китайской мифопоэтической традиции лис считалась воплощением души мертвеца, и системе оберегов от лис придавалось особое значение), в Америке (ср. отчасти «Сказки дядюшки Римуса», где наряду с Братцем Кроликом участвует Л.). Специализированный «лисий фольклор», особый словарь охоты на лис и приёмы «лисьей магии» создаются среди охотников (напр., в английских охотничьих клубах). В народной традиции отмечался особый день, связанный с лисой или с началом охоты на неё, напр. день Мартына-лисогона (14 апреля); были популярны многочисленные разработки мотива мести (или награды) охотнику со стороны лисы.

Литература
• AANN
• Топоров В. Н. Статья «Лиса» в MNME
• Колначевский Л., Животный эпос на Западе и у славян, Казань, 1882 < MNME
• Pу Сун-лин, Рассказы о людях необычайных, пер. с кит., М., 1954 < MNME
• Gubernatls A. de, Zoological mythology or the legends of animals, v. 1-2, L., 1872 < MNME
• Funk and Wagnalls standard dictionary of folklore, mythology and legend, N. Y., 1972, p. 412-15 < MNME
• Jobes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, v. l, N. Y., 1962, p. 606 < MNME
• Burkhardt V. R., Chinese creeds and customs, v. 1-3, Hong Kong. 1958 < MNME
Иллюстрации
• Лис, укравший гуся. В. X. фон Хохберг, 1675 г.
• Лис. Иллюстрация из детской книжки Франца Поччи, 1847 г.
Примечания
1. Перейти; Мудрость, способность к отвлеченному мышлению, проницательность.
2. Перейти; Ср. редкое исключение — лиса как одна из ипостасей Диониса и как вестница японской богини урожая и риса Инари, обладающая колдовскими чарами и способностью воплощаться в человека
http://www.symbolarium.ru/index.php/Лис,_животное









__________________________________
Баллада о печальном лисе.


Жил-был маленький, печальный и ужасно робкий лис.
Он смеяться не решался и не путал верх и низ.
Хоть и был, как полагалось, лопоух и ярко-ал,
Но знакомых лис-летуний только взглядом провожал.

А меж тем неподалеку жил охотник сам не свой,
Ведь родилась Несмеяной, по несчастью, дочь его.
Он не знал, что с этим делать и в какой податься суд,
Но знакомый инквизитор дал совет: достать лису.

Лисы, мол, тем и известны, что смеются день и ночь,
Принимайте в час по ложке, вот и вылечится дочь.
И охотник, взяв рецепты и старинный ржавый ствол,
Как в дежурную аптеку, потихоньку в лес пошел.

Там увидел он полянку с пнем трухлявым посреди
И заветное лекарство, что в тоске на пне сидит.
И охотник засмеялся, и вскричал: "Попался, лис!
Хоть из шкуры повылазь, а дочь мою развесели!"

Лис пытался объясниться, но охотник был упрям:
"Лис без смеха - это нонсенс, небылица, стыд и срам!"
И доставил он лисенка в терем дочери своей,
Чтобы ей - понятно дело! - сразу стало веселей.

Дочь охотника на лиса искоса взглянула раз,
И другой, и сладко-сладко зарыдала тот же час.
"Папа, может, он просрочен?" - вопрошала, вся в слезах,
Но лисенок только грустно к люстре возводил глаза.

И такой он был трагичный, в сотни раз трагичней всех,
Что девицу потихоньку разобрал здоровый смех.
Из окна она упала, разрешив больной вопрос,
И по воздуху лисенок плыл за ней, как рыжий хвост.

И они летели рядом, громким хором хохоча,
И о том, как жизнь прекрасна, на два голоса крича.
Инквизитор подавился, но отец возликовал,
И на свадьбе дочки с лисом даже лучше лис плясал!
© Copyright А К М
http://samlib.ru/a/akm/lis.shtml




память крови
Льнуть
память крови


и надо же было рыжим рыжим рыжим лисом
родиться
лисом рыскать в полях всю жизнь
лисом любить
лисом о память биться
лисом лаять на давно погибшие в веках миражи

кто-то ведает — сколько тёплое сердце птицы
будет в пасти моей трепетать?
сердце птичье умрёт а время — замрёт
чтобы когда-то без нас повториться
а значит птица — допустим феникс —
однажды снова станет летать

зуб даю самый крепкий клык самый острый —
будь ты чёрен как вран или как голубь сиз
оборву твой полёт сокрушу твои кости
я голодный хозяин лесов
я рыжий лис
© Copyright: Льнуть, 2017
http://www.stihi.ru/2017/11/02/5484


Рецензии