По конкурсу Метафора, ч. 1
http://www.stihi.ru/2017/01/14/3115 - Итоги конкурса
На мой взгляд, это наиболее сложный в серии Тропы конкурсный тур. Метафоры в наших стихах встречаются достаточно часто. Они не имеет столь четкой конструкции , как например, тропы вида сравнения (где есть особые "сравнивающие" слова) или вида эпитет (образы-характеристики, отвечающие на вопрос - Какой?), более того, метафоры легко спутать со сравнениями и эпитетами, потому что они тоже и определяют объект, и сравнивают его с чем-то нам знакомым.
Что характеризуют метафору? Вспомним ее определение: это речевой оборот, вид сложного тропа, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов. В метафоре то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором.
Главное слово в этом определении - ПЕРЕНОС. С помощью метафоры мы говорим о чем-то, употребляя свойства, этому не свойственные, а только напоминающие нам что-то. Мы подразумеваем сравнение, но не делаем его явно с помощью специальных слов (как, будто, словно...). Метафора чаще всего имеет отношение к действию, гораздо реже - к качеству определяемого слова.
Зачем мы используем в стихах метафоры? Это средство создание образа в литературной речи: поэт не просто описывает то, что он видит и знает, (это вам не научная статья, не деловое письмо!), а хочет помочь читателю УВИДЕТЬ и ОЩУТИТЬ то, что автор имеет в виду, как он это видит и чувствует. Поэтический образ - это всегда чуть больше, чем детальное и правильное описание, это то, что нам запоминается (должно запоминаться!) и что сообщает нам не столько о предмете, сколько о лирическом герое - его состоянии и внутреннем мире. Поэзия без метафор, конечно, возможна, но с метафорами она гораздо ярче, выразительнее. Хотя...
Метафора - это всегда подводный камень. Ею нужно уметь пользоваться, остерегаясь "пересолить": слишком много метафор в стихах так же плохо, как и их полное отсутствие. Но самое главное требование к метафоре - это ее НАСУЩНОСТЬ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ и АДЕКВАТНОСТЬ.
Метафора должна служить мысли автора, дополнять ее, а не заменять отсутствие оной. При любой ее неожиданности и оригинальности, метафора должна быть ПРЕДСТАВИМА и применена К МЕСТУ, а не жить самой по себе - не заполнять строку чем-то безумно красивым, но столь же "безумно" непонятным и не представимым.
А еще метафора (как, впрочем, и любой другой троп!) особенно хороша тогда, когда она ПРОДОЛЖЕНА, РАСКРЫТА в теме стихов, то есть, либо ее наполнение раскрывается автором дальнейшим содержанием, либо она включена В определенную СИСТЕМУ ОБРАЗОВ. Например, начал автор сравнивать что-то с музыкой - пусть и еще несколько его тропов продолжат этот музыкальный ряд - будут иметь отношение к звукам, мелодиям или музыкальным инструментам (тому, что слышит ухо, а не к тому, что видит глаз, например...) Начал автор сравнивать что-то с танцем, с движением - пусть и дальнейшие тропы будут подобраны из этой же группы образов и т.д. Как только в одном коротком стихотворении появляется множество разнородных тропов - никак не связанных друг с другом, не продолженных, ни чем не поддерживающих и не раскрывающих тему стихотворения, так все стихотворение становится любительским "винегретом" - его содержание не запоминается, а авторская мысль теряется, отношение к автору стихов - снижается. Метафора - это то, что показывает либо профессионализм автора, либо его дилетантизм.
Самое удивительное, что в хорошем (профессионально написанном) стихотворении метафоры, как правило, незаметны: они настолько естественно, непринужденно положены в строку, что их не замечаешь, хотя именно благодаря им стихи кажутся объемными, зримыми, из метафор не просто узнаешь то, о чем рассказывает тебе автор стихами, а ВИДИШЬ это, ощущаешь, улавливаешь СОСТОЯНИЕ и НАСТРОЕНИЕ, которое передают тебе метафоры. И совсем не важно, насколько эти метафоры редки, необычны, ослепительно ярки - хорошие метафоры никогда "не выпирают из текста", не берут на себя все внимание читателя, а только СЛУЖАТ содержанию. Знакомыми словами талантливые метафоры создают незнакомый и неожиданный образ.
Мой обзор будет состоять из двух частей. Для изучения метафор вам вполне достаточно прочесть только первую часть. В ней я хочу показать вам несколько разных по стилю письма стихотворений участников конкурса, которые (конечно же - только на мой взгляд!) не просто хороши сами по себе или чем-то понравились мне по их содержанию, а исключительно те, где автор удачно применил в них метафоры, где все тропы и уместны, и выразительны, и небанальны, служат содержанию, а не живут сами по себе - для украшения и привлечения к себе внимания неискушенных читателей. Во второй части статьи я постараюсь показать вам примеры плохой техники и поразмышлять над ошибками.
Начнем с хорошего.
Напоминаю, номер перед стихами ЭТОЙ ЧАСТИ СТАТЬИ = номеру участника в анонимном пакете. Заглавными буквами в тексте выделены ТРОПЫ вида МЕТАФОРА (без входящих в их о состав других тропов и дополнений).
8. Человеку дождя. Любовь Левитина
ВЕЧЕР, полный дурмана и запахов леса,
ОБНИМАЕТ ЛУНУ, В ЗАНЕБЕСЬЕ МАНЯ,
Дождевою, почти непрозрачной ЗАВЕСОЙ
ОТДЕЛЯЕТ ПРОСТРАНСТВО ТВОЁ ОТ МЕНЯ.
ОТПУСКАЕТ К ЗЕМЛЕ беспокойные СТРУИ,
ТЕ ВОНЗАЮТСЯ - каждая, словно копьё,
МИЛЛИОНАМИ жгучих шальных ПОЦЕЛУЕВ
ВОЗБУЖДАЯ ЕЁ И ПИТАЯ ЕЁ.
Ты врождённо влюблён в эту ДРОЖЬ НЕБОСВОДА,
в эту зыбкую хлябь и унылую хмарь,
близкий мне человек из осенней породы,
ПОЛОЖИВШИЙ ЛЮБОВЬ ПОД ДОЖДЁМ НА АЛТАРЬ.
Слыша ВЗДОХИ ОРГАНА В ТРУБЕ ВОДОСТОЧНОЙ,
рвёшься слиться с водой, раствориться в дожде
и, ГЛОТАЯ ВЗАХЛЁБ ВЛАЖНЫЙ ВОЗДУХ непрочный,
ты ТЕРЯЕШЬСЯ В НЁМ. Ты везде и нигде.
Молчаливые тучи - небесные профи
ПО ЭСКИЗАМ ВЕТРОВ ИЗ ДАЛЁКИХ СТОРОН
ЛЕПЯТ В НЕБЕ ТВОЙ БЛЕДНЫЙ ЗАДУМЧИВЫЙ ПРОФИЛЬ,
ОН ИЗ РАЗНЫХ ДОЖДЕЙ ДЛЯ МЕНЯ СОТВОРЁН.
Силуэты домов за стеклом эфемерны,
МИР СТУЧИТСЯ В ОКНО, НЕ ПРОСЯСЬ НА НОЧЛЕГ.
В КАЖДОЙ КАПЛЕ ДОЖДЯ лебединую верность
Я ХРАНЮ ДЛЯ ТЕБЯ, странный мой человек.
Стихи, богатые метафорами. Практически каждая строчка - метафорична, но все вместе они "об одном", не грешат мешаниной сравнений и вычурностью каждой, а создают зримую и понятную картину природы и настроения. Поэтому - хорошо!
9. Ах, осень, - царская особа! Альмира Камалова
Ах, осень, - царская особа!
Прощальный королевский ЖЕСТ -
ИЗ ЗОЛОТА ВЫСОКОЙ ПРОБЫ
НАРЯДЫ СШИЛА ДЛЯ ФИЕСТ.
УСТРОИВ КАРНАВАЛ осенний,
НЕ ПОЖАЛЕЛА ЯНТАРЯ.
НЕ ВЕДАЛИ ДАРОВ бесценней:
НИ ЛЕС, НИ ГОРЫ, НИ ПОЛЯ.
КОРОНЫ царские НАДЕЛА
На клён, берёзу и ольху.
РЯБИНА робкая ЗАРДЕЛАСЬ:
- Теперь ПОНРАВЛЮСЬ ЖЕНИХУ.
Пусть тот наряд недолговечен,-
Щедрот осенних не забыть.
И, как-нибудь, - при новой встрече
ПОЗВОЛИТ осень вновь ЦАРИТЬ.
Здесь мне понравилась единая система образов - осенний карнавал нарядов растений. Осенний парк (или лес) автором олицетворен (хотя олицетворение - это частный вид метафоры и тема другого тура!). Все метафоры-олицетворения достаточно ожидаемые, довольно простые, но все вместе они создают слаженный ансамбль образов и зримую картинку. Поэтому - хорошо сделано!
12. Неси меня, моя строка. Борис Поляков 2
Неси меня, моя строка!
А вот куда, и сам не знаю,
Когда тебя я начинаю –
ДОЧУРКОЙ НЯНЧУ НА РУКАХ…
Неси меня ВОЛНОЙ ГРЕХА,
ПОЛУНОЧНОГО НЕТЕРПЕНЬЯ
НА ПЬЯНЫЙ ПРАЗДНИК ОТКРОВЕНЬЯ,
На ПИР РОДНОГО ЯЗЫКА.
ВОЛНОЙ СТЫДА неси меня,
Прихлынув утром к изголовью, –
В ОБХОД ТЩЕТЫ И СУЕСЛОВЬЯ,
И АНГЕЛОВ, И ВОРОНЬЯ.
И ВЫПЛЕСНИ ВОЛНОЙ ЛЮБВИ,
ОТМЫВ от похотливой славы,
На СУД СЕРДЕЦ, святой и правый –
И тем спаси и погуби.
Совсем иной стиль стихов - подражание высокому стилю золотого века поэзии, классике. К сожалению - великому сожалению! - таким языком ныне уже не говорят. Метафор здесь много и они очень гармонично вросли во фразы, мысль нигде не натыкается на "метафоричность", тропы - естественные носители содержания стихов. Великолепный язык, фрагменты которого мы многократно прочитывали и у русских классиков - Пушкина, Лермонтова... Отлично, хотя очень хочется чуть больше авторского языка...
13. Лицо сатиновой осины... Зинаида Палайя
ЛИЦО САТИНОВОЙ ОСИНЫ
мне улыбается хитро.
Я ненавязчиво спросила:
– Добро тебе ВСТРЕЧАТЬ ПАРОМ
С ТОЙ СТОРОНЫ ДНЕВНОГО СВЕТА
и СНЕЖНЫЙ КУПОЛ МАСТЕРИТЬ,
ПРОТЯГИВАЯ в дом согретый
ЗВУЧАЩУЮ ПРОХЛАДОЙ НИТЬ?
– Ох, как добро! – едва кивает
ЗАСАХАРЕННОЙ ГОЛОВОЙ.
Мой чай тихонько остывает,
подслушивая разговор.
Вновь кипячу холодный чайник
и думаю: она права –
СЧАСТЛИВИТ УТРОМ беспечальным
и СЫПЛЕТ САХАРОМ СЛОВА.
Одно из самых любопытных стихотворений. Тропы необычные, местами трудно представимые: почему осина - сатиновая? А потом вспоминаешь лист осины - с более светлой "подкладочной" стороной и почти матерчатой мягкостью и понимаешь смысл этого тропа - "сатиновой" осины. Метафоры точны, им почему-то веришь, представив себе картинку этой, видимо, покрывшейся инеем осины, еще не сбросившей свои листья. Мне очень понравилась такая олицетворенная осина, которая "счастливит" и "сыплет сахаром слова". И даже "звучащая прохладой нить" заинтересовала, мне захотелось подумать о смысле этого непростого образа.
14. Отвлечённо. Любовь Голейчук Коэн Белл
...С КАКОЙ ЛУНЫ УПАЛА эта ГРУСТЬ
Мне прямо В ДУШУ, ласково сияя?
И СКОЛЬКО ЛУН – я подсчитать боюсь –
ПОКРЫЛИ ВЫСЬ от края и до края?
СМОТРЮ ПОВЕРХ СОБЫТИЙ и голов,
Чужая всем, сама себе чужая,
Избавившись от логики оков,
ПРЫЖКОМ В СЕБЯ СОЗНАНЬЕ УСЛАЖДАЯ.
Не упрекай за отвлечённый взгляд,
Не укоряй за странные привычки,
Ты знаешь, как ПО ОСЕНИ БОЛЯТ
СЛОВА И ЗВУКИ, ТОЧКИ И КАВЫЧКИ?!
Я ВТИСНУ В ЛИСТ СВОЙ одинокий МИР:
В РЕАЛЬНОСТИ ЕМУ НЕ ПОМЕСТИТЬСЯ!
Кружу над строчкой, руки заломив,
Не женщина – голодная орлица...
А ты поймёшь когда – нибудь потом:
В пересеченье разных измерений,
СТРАДАЮЩИЕ ОБА СЛЕПОТОЙ,
ДРУГ ДРУГУ МЫ ВИДНЫ В ЧАСЫ ГОРЕНИЙ.
Но как суметь гореть и не сгорать,
Приобретая видимость в пространстве,
Когда НЕПОНИМАНИЯ ГОРА
К ПЛЕЧУ ПРИНИКЛА тяжко и бесстрастно?
Я не вздыхаю... знаю: там, внутри
Описанных процессов и явлений,
Однажды кто-то трепетно узрит
МОЙ ТАЙНЫЙ СВЕТ ВСЕХ ЛУННЫХ ОТКРОВЕНИЙ...
Еще одни прекрасные стихи и совершенно иной тип метафор. Здесь больше психологии, размышлений поэта, описания внутреннего состояния, чем передачи внешней картинки. Образы выполнены простыми словами, но очень выразительны: "страдающие оба слепотой, друг другу мы видны в часы горений" или " когда непонимания гора
к плечу приникла". А это: "прыжком в себя сознанье услаждая"? Интересные метафоры- находки!
16. Ночь июльская в деревне. Владимир Квашнин 2
СПЯТ ТУМАНЫ за КАЛИТКОЙ.
ЛЕС ОКУТАН крепким СНОМ.
Ночь, серебряную нитку
ВЬЁТ В ЛУГАХ ВЕРЕТЕНОМ.
Домовёнок СПИТ ЗА ПЕЧКОЙ.
Смолк на пойме хор гусей.
БРОДИТ ПО НЕБУ С УЗДЕЧКОЙ
ЗА КЕНТАВРАМИ ПЕРСЕЙ.
Спят в тайге лесные звери,
Спит на дне в корягах сом,
МЕСЯЦ, ТКНУЛСЯ, словно мерин,
В ТОРБУ ЗВЁЗДНУЮ с овсом.
КТО С КОВША, КТО ПОВАРЁШКОЙ
ЛЬЮТ Медведицы, кто скор,
С НЕБА ЗВЁЗДНУЮ ОКРОШКУ
В БЛЮДЦА КРУГЛЫЕ ОЗЁР.
А вокруг уже светает...
ПЕЧИ БУДЯТ ДОМОВЯТ.
Звёзды искорками ТАЮТ,
Травы РОСАМИ ЗВЕНЯТ.
СЕЛ ТУМАН НА ОГОРОДЕ...
И ЗА РЕЧКОЮ В ПАРЧЕ
ЗОРЬКА ЛЕТНЯЯ ВЫХОДИТ
С КОРОМЫСЛОМ НА ПЛЕЧЕ.
Еще один стиль письма - здесь что-то фольклорное, в котором все вокруг - живое, все олицетворено: и вещи, и явления, и животные, и даже сказочные персонажи: " домовёнок спит за печкой " и далее, в концовке - "печи будят домовят", а на улице - "сел туман на огороде, и за речкою в парче зорька летняя выходит с коромыслом на плече". Большинству судей более всего приглянулись метафоры именно этого стихотворения.
37. Река. Ольга Рачицкая
СКИНЕМ ОДЕЖДЫ –
ПРОШЛОГО СКУЧНЫЕ ДНИ.
Стыд наготы нас пьянит.
ВОЛНЫ небрежно
СМОЮТ цепочку следов -
СВЯЗЬ МЕЖДУ "ПОСЛЕ" И "ДО".
НАШИ ЛАДОНИ -
БЕЛАЯ СТАЙКА ПЛОТВЫ.
В НЕЖНОСТИ ТОНЕМ:
КАЖДЫЙ К ПУСТЫНЕ ПРИВЫК.
Стихи написаны в старинной твердой форме "вилланель". И метафоры этого стихотворения совсем не похожи на метафоры предыдущего: они все - символы, все несут переносное и даже многослойное значение: "одежды –прошлого скучные дни"; "цепочка следов - связь между "после" и "до""; "в нежности тонем: каждый к пустыне привык".
44. Мелодии Павловского парка. Елена Заостровцева
Какое утро!
ЗАНАВЕСОМ СИНИМ
ИГРАЕТ НЕБО В ТРЕПЕТНОМ СИЯНЬЕ.
Сегодня отмечает парк старинный
Верхушку лета, день солнцестоянья.
Над пёстрым лугом, у границы леса
РАСКИНУЛИ ШАТРЫ ЦЫГАНКИ-ЕЛИ.
ПРЕЛЮДИЮ ИЗ ЗВОНКИХ ПТИЧЬИХ ПЕСЕН
СЫГРАЛ ИЮНЬ на тоненькой свирели.
Мелодиями Павловского парка
Наполнен мир - и снова жизнь ликует:
ТО НЕЖНО, ТО НЕИСТОВО И ЖАРКО
ПОЮТ ЛУЧИ СКВОЗЬ ЗЕЛЕНЬ ЗОЛОТУЮ.
МЕЛОДИЯМИ Павловского парка
ПЛЕНИЛСЯ ТЁПЛЫЙ ВЕТЕР в одночасье -
И ЗАКРУЖИЛСЯ ЛИХО, ПО-ГУСАРСКИ
С БЕРЁЗКОЙ ЮНОЙ в вечном Венском вальсе!
С мелодиями Павловского парка -
СИМФОНИЕЙ ЛИСТВЫ, ВОДЫ И СВЕТА -
Сквозь радуги сверкающую арку
В КОРОНЕ ИЗУМРУДНОЙ ВХОДИТ ЛЕТО .
Очень профессиональное, изысканное, интеллигентное стихотворение. Во-первых, общая система образов: мелодия парка, где все описывается через СИМФОНИЮ - полифонию разных звуков (листвы, воды, света, архитектуры), где все ликует и кружится в вальсе: и ветер с березкой, и цыганки-ели, и играющий на свирели июнь, и поющие лучи солнца, и вся ликующая жизнь. Во-вторых, каждая метафора работает - не выпирает из текста, не красуется редкостью слов, а гармонично сливается с содержанием, точно и выразительно передает настроение автора.
50. Ночь и день. Евгений Аксельрод
УХОДИТ НОЧЬ, СУЖАЯ ТЁМНЫЕ ЗРАЧКИ,
ОГНЁМ ХОЛОДНЫМ ЗАЖИГАЯ ОКНА.
И снова нам замаливать грехи,
Гореть и дрогнуть, засыхать и мокнуть.
И снова ДЕНЬ, вчерашнего близнец,
НАЧНЁТ СКУЛИТЬ У КАЖДОГО ПОРОГА,
Неся одним венец, другим - конец,
Немногим - много и немного - многим.
И чей-то КРИК МОЛЧАНЬЕМ ОБРАСТЁТ,
И чей-то смех вдруг обратится плачем,
И ничего не ищущий найдёт
То, что от ищущего жизнь упрямо прячет.
...День стихнет, и ВЕЧЕРНИЕ СМЫЧКИ
ВЗМЕТНУТ НАД МИРОМ ПЕСНЬ про жизнь иную,
И снова НОЧЬ В ХОЛОДНЫЕ ЗРАЧКИ
ВБЕРЁТ всю нашу суету земную.
Здесь метафоры построены как олицетворения ночи и дня, которые становятся способными то "сужать зрачки", то "скулить у каждого порога", то "взметать над миром песнь", но описывает автор вовсе не день и не ночь, а свое состояние - умело передает через эти образы весьма глубокие авторские мысли, больше похожие на афоризмы: "немногим - много и немного - многим" и "и ничего не ищущий найдёт то, что от ищущего жизнь упрямо прячет". Казалось бы, какая связь между этими мыслями и метафорами? Но каким унылым и пустым стало бы стихотворение, не будь в нем этого очеловечивания постоянно меняющего свой лик времени!
52. Дышала комната теплом... Янина Юдина 2
Я засиделась допоздна.
ДРОЖАЛ ОГОНЬ в моём камине.
На чёрном полотне ЛУНА
УВЯЗЛА В ЗВЁЗДНОЙ ПАУТИНЕ.
СЫРЫМ КОСНУЛАСЬ РУКАВОМ
КРЫЛЬЦА осенняя ПРОХЛАДА,
И МЯГКИЙ ГОВОР ЛИСТОПАДА
За тёмным СЛЫШАЛСЯ стеклом...
О чём я думала, бог мой?
Куда хотелось так вернуться?
С кем повстречаться....разминуться
На старой гулкой мостовой?
Зачем хотелось попросить
Мне уходящее остаться?
Чтобы по жизни не скитаться
С тем, что не так легко носить?..
ДЫШАЛА КОМНАТА ТЕПЛОМ
И ЛЁГКОСТЬЮ ШАГОВ БЫЛОГО.
И ЖАР НЕСКАЗАННОГО СЛОВА
НОЧЬ ОСТУЖАЛА за окном....
Здесь тоже очень простые на вид метафоры, которые, на первый взгляд просто создают образ комнаты, места и времени происходящего. Все содержание далее - это размышления ЛГ о себе. Но метафоры не просто описывают помещение, они работают на тему: если в начале стихотворения они передают напряженность (огонь дрожит, луна увязла, прохлада "коснулась сырым рукавом"), то в концовке, после размышлений героини, метафоры говорят совсем иное - о гармонизации состояния: комната уже "дышит теплом", а у "былого - легкость шагов"... И все это мы непостижимым образом узнаем только благодаря метафорам.
57. Прекрасные места. Демидов Владимир Евгеньевич
КЛЁН,ПРОСНУВШИСЬ ПОУТРУ,
РАЗОГНАВ ДРЕМОТУ,
ПОТОПТАВШИСЬ У КРЫЛЬЦА,
РОБКО ПОСТУЧИТ.
Но за дверью как всегда
тихо, никого там,
а над дверью на гвозде
ржавые ключи.
Над колодцем журавель
наклонился низко.
От него на самом дне
СПРЯТАЛОСЬ ВЕДРО.
И лежат у сруба ковш
да собачья миска,
где устроило гнездо
белое перо.
Эх! Прекрасные места:
лес, луга и речка.
Здесь бы жить, не зная бед,
и детей растить.
Но ГЛЯДИТ НА ОБЛАКА
в дыры крыши ПЕЧКА,
и плетёт в углу паук
шёлковую нить.
Тишина и пустота…
Брошена деревня.
Оказалась никому
не нужна земля.
Где-то ЖИЗНЬ ЛЕТИТ СТРЕЛОЙ,
здесь – ЗАСТЫЛО ВРЕМЯ,
безнадёжною ТОСКОЙ
ЗАТОПИВ ПОЛЯ.
Тоже простые метафоры - олицетворяющие то, о чем рассказывает автор - клен, ведро, облака, печку, жизнь и время. Главная мысль стихов проста: "Тишина и пустота…Брошена деревня". Можно было сказать об этом декларативно, перечисляя факты и обличая, а можно - языком поэзии, языком метафор. Последний способ всегда производит гораздо большее воздействие на читателя. Для этого, собственно, нам и нужны метафоры.
60. Воздушное озеро. Овчинникова Татьяна Сергеевна
Весна БУШУЕТ, УКРАШАЯ САД.
Цветёт каштан и вьётся виноград.
За садом сопки УЗЕНЬКИЙ РУКАВ
Из МАЛАХИТА сочных, ярких трав.
Открою я в заветный мир окно,
Впущу с весной ВОЗДУШНОЕ ВИНО:
Почти забытый сладко-терпкий вкус...
Я АРОМАТОМ ЛАНДЫШЕЙ НАПЬЮСЬ,
Задорным, звонким СМЕХОМ ДЕТВОРЫ,
Заполнившим площадки и дворы.
НАПЬЮСЬ весенним ТЕНЬКАНЬЕМ СИНИЦ,
УЛЫБКАМИ весёлых женских лиц...
ВПОРХНЁТ В ОКНО НАДЕЖДА на любовь -
С весною всё начнётся в жизни вновь.
Любви навстречу руки протяну
И в ОЗЕРЕ ВОЗДУШНОМ утону...
Сколько стихов написано о весне, а каждый раз получается по новому! Замечательная метафора "воздушное вино" продолжена родственными этой фразе метафорами "ароматом ландышей НАПЬЮСЬ", "НАПЬЮСЬ весенним теньканьем синиц, улыбками..." да в концовке ЛГ тонет не где-нибудь, а в "ВОЗДУШНОМ озере". Когда метафоры стихотворения связаны общей темой - это всегда хорошо и профессионально.
61. Улиточное. Татьяна Шкодина 2
Мне плохо. Неотложные дела
Заброшены, забыты… ЖИЗНЬ ПОТЕРПИТ.
Еще одна МИНУТА УМЕРЛА…
Я УБИВАЮ ВРЕМЯ. Слабый ЛЕПЕТ
МГНОВЕНИЯ, потерянного мной…
И МАЯТНИК не хуже гильотины
ВЗЛЕТАЕТ БЕЗУЧАСТНО ЗА СПИНОЙ,
РАСКАЛЫВАЯ ДЕНЬ до середины.
Часы бегут… А я, оцепенев,
Ушла в себя… Укрылась. Я - УЛИТКА.
Снаружи – ПУСТОТЫ ГОЛОДНЫЙ ЗЕВ,
А в домике УЮТ ШЕЛКАМИ ВЫТКАН.
Я знаю: эволюция, отбор…
Какой-то ген в упрямой хромосоме
Покинуть мне мешает до сих пор
МЕДЛИТЕЛЬНУЮ НЕЖНОСТЬ в ХРУПКОМ ДОМЕ,
Обзавестись приютом попрочней,
В процессе выживания ЗВЕРЕЯ…
Но без привычных сердцу мелочей
Собой остаться вряд ли я сумею…
Стихи- переживания, стихи о внутреннем мире, где персонаж сравнивает себя с улиткой - метафора, вызвавшая наибольшее одобрение у членов жюри. Сначала идет тема времени, которое умирает, убивает или убивается, а потом - незаметный переход на образ улитки: " Часы БЕГУТ… А я, оцепенев, УШЛА В СЕБЯ…" От внешнего мира уход во внутренний. Правда, мне хочется бОльших связок ЛГ с выбранной метафорой "улитки", но их нет, идет рассказ о самой героине и ее "домике", метафоры времени, как и метафора улитки забыты, нет убедительного разворачивания качеств персонажа, доказывающих фразу "я -улитка", так как метафора "зверея" совсем не вяжется с "улиткой". В этом небольшой минус композиции стихов.
66. Из глубин океана. Рамина Джасс
Кто-то ВЫБЕЛИЛ мир за окном АКВАРЕЛЬЮ ТУМАНА,
Скрыв привычно рогатые серые профили крыш.
Погружаемся в сладкую НЕГУ ПОДУШЕК диванных,
В нашей маленькой комнате ты безраздельно царишь.
Чашку кофе, чуть тёплую, бережно держишь в ладонях
И молчишь… так светло и беспечно о чём-то своём.
В тишине отрешённости СЛОВО бесцельное ТОНЕТ,
А МЕЧТЫ УСКОЛЬЗАЮТ бесшумно в оконный проём.
И РОЖДАЕТСЯ ПАМЯТЬ – глубокая, древняя сила,
ПРОЗЯБАВШАЯ В УЗКИХ ГРАНИЦАХ СТУЧАЩИХ СЕКУНД,
ИЗ ГЛУБИН ОКЕАНА ПРИХОДИТ, едва выносима,
Создавая с реальностью острый до слёз контрапункт.
Исчезают границы, туман проникает повсюду.
ВРЕМЯ РЕЖЕТ СПИРАЛЬ, я бесстрашно молчу, как и ты,
А вокруг, в первозданном эфире, КОЧУЮТ ВЕРБЛЮДЫ,
В НЕВЕСОМОСТИ МЛЕЧНОЙ СКОЛЬЗЯТ, РАСТВОРЯЯСЬ, КИТЫ.
Просто новая ОСЕНЬ СДАВИЛА СИЛЬНЕЕ, чем прежде.
От неё не сбежать больше в клетчатый твидовый плед.
СКОРО ВЫЗРЕЕТ СОЛНЦЕ, давая дорогу надежде,
Но поможет едва ли… Я В СПЛИН, как в петлицу, ПРОДЕТ.
Красивые метафоры, если только рассматривать их каждую по отдельности, но, к сожалению, они все разнородны и мало работают на содержание, каждая - о своем. Самая удачная связка здесь : "слово ТОНЕТ" и "ИЗ ГЛУБИН ОКЕАНА РОЖДАЕТСЯ..." - есть хоть что-то общее в этих образах. Самая неудачная строфа (при том, что она КАЖЕТСЯ самой красивой!)- это четвертая: верблюды и киты, совершенно неожиданно появившись в теме, исчезают далее навсегда, никак не раскрывшись, а фраза " время режет спираль" мне вообще непонятна ни по смыслу, ни по согласованию смысла с рядом стоящими предложениями. Стихотворение спасает его последняя строфа, где опять есть логика в использовании метафор: "осень сдавила" - "скоро вызреет солнце" - "Я в сплин, как в петлицу, продет"
*********************************************
На этом обзор "положительных" примеров можно закончить, чтобы в следующей части статьи поговорить об "отрицательных"
Продолжение см. http://www.stihi.ru/2017/01/16/5265
Свидетельство о публикации №117011406550