Мои рассуждения о методах познания

Мои рассуждения о методах познания и о высказывании П.Лапласа

Когда мы говорим о познании, мы применяем какой-либо метод. Существует два научных метода познания: рациональный (теоретический) и эмпирический (чувственный). В рациональном методе познающий, опираясь на свой жизненный опыт, сопоставляет приобретенные понятия, знания, суждения. На основе сопоставления он делает определенные умозаключения, выводы. Таким образом, теория, концепция, закон обретают выраженную форму и означают некую завершенность и направленность. В результате конечный продукт познания имеет определенную ограниченность. Кроме того, такой процесс постижения напрямую зависит от характера жизненного опыта исследователя и его умственных способностей.
А теперь, для сравнения, обратимся к эмпирическому методу. Формами данного метода являются ощущение, восприятие, представление. Чувственное переживание каждого человека определенного опыта – это очень субъективный процесс. Я бы назвала данное переживание – «субъективной переменной». Таких переменных может быть бесконечное множество. Даже если мы для эмпирического исследования берем узкую определенную область, то его результаты могут преломляться и изменяться бесконечное количество раз, т.к. палитра восприятий широка и разнообразна. Таким образом, чувственное познание – совершенно практический метод и его объемность можно оценить лишь с позиции самого познающего, а с позиции других – это будет крайне субъективно.
Я полагаю, что процессы познания как теоретический, так и эмпирический всегда ограничены. Ограничены они и особенностями, опытом самого познающего и внешними заданными условиями исследования.
А теперь обратим внимание на сами объекты исследования: знания, истину. Вот здесь, очень даже вероятно, мы и можем найти аспект объективности и бесконечности. Само расширение области познания бесконечно. Можно, конечно, предположить, что истина, как некий центр, источник всего существующего конечен и постижим. К примеру, существует один «главный закон», познание которого приведет к глубокому пониманию всего, выстроенного по единому принципу. Но, когда возникает субъект, оценивающий этот принцип и его проявления, то он уже лишает его объективности и неискаженности, а соответственно вновь возникает бесконечное количество способов интерпретации одного знания.
А теперь вспомним высказывание П.Лапласа: «То, что мы знаем, - ограничено, а то, чего мы не знаем, - бесконечно».
На мой взгляд, данное высказывание имеет очень глубокий смысл. Я бы даже сказала, что оно обращено к самому источнику бытия и высшему знанию истины. И извечный философский вопрос о сути всего сущего частично обрел свой ответ именно в этой фразе П.Лапласа.
Первую часть фразы «то, что мы знаем – ограничено» можно обосновать следующим образом: существует субъект – «мы», и это «мы» всегда наложит ограниченность и субъективность на восприятие информации. Нам кажется, что мы знаем, но с позиции себя самих. Мы лишь предполагаем истинность этого знания. Вторая часть высказывания «чего мы не знаем, - бесконечно», мне кажется, относится к самому понятию истины, истинного знания.  Истина – это бесконечная величина, т.к. существует сама по себе и в полной объективности. Можно ли ее постичь нам? Вероятно можно, но тогда она перестает быть бесконечной, а соответственно теряет качество объективности. И остается ли она в таком случае истиной, потеряв свою первозданность?
И очень хочется в заключении добавить стихотворение А.С.Пушкина:
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И разум, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель,
И беззаботный созидатель –
Блаженный гений и талант –
Один – алмаз, другой – бриллиант,
Воображенье – дерзкий странник,
И восхищение творцом,
Чей неизвестный нам посланник
С неузнаваемым лицом
И в величайших откровеньях,
И в мимолётнейших прозреньях
Явленью всякому дал суд –
Всё достигается чрез труд.
Как замечательно в этих строках раскрыто желание человечества к познанию мира. Здесь есть и о чувственном восприятии мира: «и опыт, сын ошибок трудных» и о рациональном восприятии: «и разум, парадоксов друг». И как легко и восхитительно автор говорит о божественной драгоценной природе мирозданья: «и случай, бог изобретатель…». Лишь наше воображенье открывает нам пути постижения этой божественной сути с величайшего дозволения - «явленью всякому дал суд».
Но, как результат, постигает лишь тот, кто стремится – «всё достигается чрез труд»!


20.10.2015


Рецензии