В пещере темной и прохладной...

«Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2:14)

* * *

Ночная мгла, соломы запах,
И ясли вместо колыбели...
В пещере темной и прохладной
Явился Свет - Спасение миру!

И вол с ослицею дыханием,
Дитя Святое согревают...
И ночью темной...ярко в небе,
Звезда торжественно сияет!

В смирении кротком и великом,
Дитя Святое - Радость миру!
И Богородица Святая...
Кладет поклон пред Богом-Сыном.

Спасения Радость в каждом звуке!
И хоры Ангелов ликуют!
И мир земле, благоволение...
Людским сердцам благовествуют!

Вся Слава Богу! Слава в Вышних!
Дитя Святое - Радость миру!
Христа Великое Рождение...
Явил Господь - Спасение миру!

В пещере темной и прохладной,
Где ясли вместо колыбели...
Явился Свет Неизреченный!
Иисус Христос - Спаситель мира!


*  *  *



Вифлеем находился в 130 километрах от Назарета. Город был переполнен, Иосиф и Мария не нашли комнаты, а потому вынуждены были поселиться в одной из пещер, какими богата Палестина и куда пастухи сгоняли скот в ненастную погоду.

Здесь-то и родился Божественный Мессия, положенный вместо детской колыбели в ясли, приняв тем самым от самого Своего рождения крест унижений и страданий для искупления человечества и самым Своим рождением давая нам урок смирения, этой высочайшей добродетели, которой Он потом постоянно учил Своих последователей.

Пастухам, которые ночевали в поле, явился Ангел Господень, осиянный Божественной славой, и сказал: я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк. 2, 10– 11)

Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает: «Здесь важно отметить слова Ангела о том, что эта “великая радость” будет “всем людям”, то есть что Мессия пришел не для одних евреев, но для всего человеческого рода. И как бы в подтверждение истинности слов Ангела явилось “многочисленное воинство небесное”, целый сонм Ангелов, воспевавших дивную хвалу новорожденному Богомладенцу — Мессии: “Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение”».

Ангелы славят Бога, пославшего в мир Спасителя; они воспевают мир, который водворится в душах людей, уверовавших в Спасителя; они радуются за людей, которым возвращено Божие благоволение. Смысл славословия Ангелов состоит в том, что небесные духи достойно славят Бога, ибо на земле водворяется мир и спасение, так как люди сподобились особенного Божьего благословения.

Как весь мир в течение тысячелетий готовился к этому величайшему событию, когда Бог воплотился на земле и вошел в человеческую историю, так, дорогие братья и сестры, и мы должны подготовиться, чтобы самим стать духовными участниками этого события, позволив нашим сердцам стать колыбелью для родившегося Христа. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)


Рецензии