Праздник света
"...посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной" (Лк.1:78-79).
"Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их" (Лк.2:9)
У каждого человека есть день рождения. У Христа – это не просто день, который мы не можем точно зафиксировать, потому-то и празднуют его 25 декабря или 7 января в зависимости от Григорианского или Юлианского календаря.
Рождение Христа – это величайшее событие в истории человечества, и его называют не Днём Рождения, а Рождеством. Рождество Христово – это праздник света, поскольку «Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы» (1Ин. 1:5). Рождество – это луч света в мрачном царстве греха, печали и смерти. Это событие стало началом новой эры, эпохи благодати Божьей. Христос родился в 4-м или 5-ом годах до н. э. Это новая точка отсчёта для Его второго пришествия. Когда Он придёт снова? Обычно исходят из масштаба, упомянутого Петром, что у Бога один день как тысяча лет. А что, если это – образное выражение, своего рода фразеологизм? Да и откуда правильно вести этот отсчёт? Скорее всего, его следует вести от года открытого выступления на нашего Спасителя на служение, от момента крещения в Иордане, или от года Его смерти на Голгофском кресте. Таким образом, время Его второго пришествия выпадает ориентировочно на 2026-2030 годы.
Разумеется, не наше дело знать времена и сроки, тем более, что ни дня, ни часа этого события не знает никто. Точное время нового прихода Христа не известно ни людям, ни ангелам, и все попытки установить эту дату заканчивались позорными конфузами.
«Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего...» (Гал. 4:4). Человечество погрузилось во тьму языческого идолопоклонства. Апостол Павел свидетельствует, что люди духовно одичали настолько, что не прославляли Бога, "и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим..." (Рим.1:21-23).
Вместе с тем языческое многобожие побуждало людей искать истинного Бога, и они даже памятники ставили, вроде того, который апостол Павел обнаружил в Афинах – "Неведомому Богу". Впрочем, римский поэт Вергилий воспевал Божественного Младенца, Который обеспечит мир между народами и вернёт на землю "золотой век". Недаром Его назовут "Эммануил", что значит «с нами Бог». Он воссоединит землю с небом, человеческое с божественным, временное с вечным. И вот наконец, как пишет апостол Иоанн, эта мечта осуществилась, и "Слово стало плотью", Бог стал Человеком, Сын Божий – Сыном Человеческим , то есть Богочеловеком. Бог, являясь Духом по своей сущности, умереть не мог. Но "Слово стало плотью".
Как наша мысль, нематериальная сама по себе, недоступна нашим ближним, так и Бог до времени дистанцировался от человека. Была черта или граница, преступив которую, человек не мог остаться в живых. Но как мысль материализуется в речи, овеществляется в словах, так и Бог воплотился и стал доступен и близок нам. Слово стало плотью, Бог – Человеком, чтобы умереть за нас и таким образом, удовлетворить божественное правосудие.
Есть примитивно-бытовое восприятие Рождества. Оно ассоциируется в сознании с пушистым белым снегом, рождественскими подарками и песней "Тихая ночь". Оно оставляет всего лишь светлые детские воспоминания и мечтательные грёзы.
Необходимо углублять своё понимание Рождества. И тогда мы осознаем, что рождественская ночь была необыкновенной, ведь она положила начало подвигу Богочеловека на грешной земле. Под таинственным небесным шатром, скрытый покрывалом ночи, родился в мир Сын Божий, зародилось новое семя христианской веры. И без этой веры жить нельзя, так как она является фундаментом нашей надежды. В то время, как многие люди безмятежно спали, в вифлеемском хлеву забилось сердце Сына Божьего. В Вифлееме, то есть в "доме хлеба" незримо проросло истинное пшеничное зерно, которое потом пало в землю, умерло и принесло много плодов.
Христос воплотился, чтобы, родившись уже в наших сердцах, верою вселяясь в них, научить нас смирению, победе над эгоистичным "я", избавить от уныния, отчаяния и страха, обеспечить смысл жизни на земле и подарить вечную жизнь на небе. А Вифлеем – это сердце человеческое. Рождаясь в нём, как в яслях, Божественный Младенец возрастает до нашего преображения в образ Божий. Сокровище это обитает в глиняном сосуде человеческого тела. Сердце, таким образом, становится храмом Духа Святого или молитвенным домом, в котором совершается богослужение, а с алтаря возносится хвала и благодарение Богу. «Да даст вам по богатству славы Своей крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3:16-17).
Для меня, как Истины носителя,
Очень много значит Рождество:
Рождество – рождение Спасителя
В Вифлееме сердца моего!
Рождество – не дата, а событие –
Необычное по красоте.
Это тайны вечности открытие
В воплощённом Логосе-Христе!
По-новому начинает биться это сердце, по-новому пульсирует сознание. Воистину, "был Свет истинный, Который просвещает всякого человека приходящего мир". Солнце правды несёт исцеление в Своих лучах. И в сердцах верующих людей становится уютно, тепло и светло. “Свет к просвещению язычников". Мысленно представим себе человека, оказавшегося в завале шахты или среди обломков здания, рухнувшего при землетрясении. Можно сказать, в могильном склепе находится этот несчастный, почти заживо погребённый. Надежда на спасение тает с каждым часом. И вдруг раскопки завершаются успешно, и этого человека выводят из жуткой темницы на свет Божий. Как он рад этому освобождению!
Или больной, страдающий хроническим недугом, вдруг, в результате радикальной операции получает исцеление. Может быть, его глаза поразила катаракта, и он ничего уже не видел, но после хирургического вмешательства прозрел.
Как ликуют эти люди! Они свободны и здоровы! Пожалуй, их торжество невозможно переоценить. В Евангелии от Иоанна (6:15-18) рассказывается, как на Генисаретском озере становилось темно, а Иисус не приходил. В жизни часто бывает темно вследствие скорбей и тяжёлых болезней, лечить которые современная медицина не всегда может. И тогда из груди рвутся горькие слова: "Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?" (Пс. 42:5). И ответ находится тут же: "Уповай на Бога; ибо я буду ещё славить Его, Спасителя моего и Бога моего" (Пс. 42:6). Тьма – это отсутствие света. Свет же является антагонистом тьмы, и куда он приходит, там уже тьмы нет.
Свет разума просвещает тьму невежества, изгоняет мрак предрассудков и суеверий, приподнимает завесу над будущим.
Не случайно апостол Павел восклицает: "Встань, спящий, воскресни из мёртвых, и да осветит тебя Христос!" (Еф. 5:14). Ведь Господь пришёл обратить нас от тьмы к свету, от власти сатаны к Богу (Деян. 26:18)
Есть притча о двух близнецах, мирно возрастающих в материнском чреве. Один – верующий, другой – скептик и агностик. По мере приближения их к выходу из материнского организма, верующий брат заявляет:
– После нашей "смерти" мы будем жить в новом прекрасном мире. Мы будем видеть и слышать. Близнец-атеист возражает:
– Чепуха все это. Ты ищешь что-то для приглушения страха смерти. Существует только мир, в котором мы сейчас обитаем. Другого – нет.
Вдруг чрево начинает содрогаться в конвульсиях, как при землетрясении. Верующий брат оказывается в мрачном тоннеле, в конце которого виден свет и новый мир. Другой – пытается удержаться, скорбит и воспринимает как трагедию выход из тьмы.
Согласно Фрейду и Юнгу мы постоянно, большей частью в подсознании, мыслим о смерти.
Ален Уотс утверждал: "Нет ничего более притягательного, чем мысль о смерти. Поскольку человеку известно, что он умрёт, он создал искусство, науку, философию и религию. Нет ничего, что так побуждало бы мыслить, как мысль о том, что и мыслям придёт конец". Долина смертной тени – мрачная долина. Но в конце её брезжит свет. Свет Рождества и свет Воскресения Христова. "Умирая, человек рождается в загробную жизнь так же, как младенец рождается в жизнь земную", – писал Фламмарион. Христос просвещает нас божественным светом свыше. Он разъясняет смысл жизни и смерти. И если человек, воображающий себя просвещённым, не понимает того, что сделал для него Отец Небесный в Лице Сына Своего, смиренно принявшего образ маленького ребёнка и затем умершего за наши грехи на Голгофе и, наконец, триумфально воскресшего из мёртвых для нашего оправдания, то касательно вечности и духовных предметов этот человек – весьма тёмная , непросвещённая личность. Но мы, христиане, "знаем, что Сын Божий пришёл и дал нам свет и разум..." (1Ин. 5:20).
Слава Богу за то, что Он есть свет и нет в Нём никакой тьмы. В Нём – «жизнь, и свет человеков». Он освещает всё скрытое во мраке. И Его Рождество – это великий праздник света.
Свидетельство о публикации №117010800662