В школу как Филиппок
Семья мамы была многодетная – теперь не помню, но, кажется, два ее братишки родились уже в Казахстане. И прожила она свои счастливые годы уже здесь. Счастливые, потому что жила мама там с родителями, сестрой и братьями – все были еще живы. Теперь никого нет, только память о них, наших родных, осталась. И воспоминания. Все, о чем мама нам рассказывала – жаль, не всегда внимательно мы ее слушали. Ну, а если что услышали, уже не забывали.
Мы, ее дети, для учебы имели все условия, но, за исключением старшей сестры, учились без особого усердия.
Почему об учебе я вдруг вспомнила? Так был довольно любопытный факт в биографии нашей мамы. Поучительный для нас, ее детей, и последующего поколения, вот только не все знают о нем. Я, к примеру, никогда своим сыновьям не рассказывала об этом. А не мешало бы, но много раньше – по-иному относились бы и они к учебе, возможно.
Родители мамы нашей в колхозе работали с утра до вечера, садиков не было, а она – старшая в семье. Вот и выходило, что за младшенькими ей смотреть приходилось. Занимать их чем-то, следить, чтоб малыши не натворили чего. И покормить, конечно, - в чугунке у матери всегда вареная картошка была, вкуснее которой ничего тогда не было. Потому что не знали они, что сахар, а тем более конфеты, существуют на свете.
Дети, поджидая родителей, конечно же, и в окошко смотрели. Слышали и даже видели - ребята, что постарше, в школу ходят, читать там учатся и писать. А маме нашей в то время шесть исполнилось. В школу хотелось, но кто ее возьмет в таком возрасте. Да и отец строгий был, даже суровый – не отдал бы ее учиться и в восемь – кто за малышами смотреть будет! А что школа – читать и писать научится когда-нибудь – в колхозе работать больших знаний не требовалось.
Но очень уж учиться маме нашей хотелось. Сейчас.
Подождав однажды, когда родители в колхоз уйдут, заперла ребятишек, строго-настрого приказав тихо без нее сидеть, куклы из тряпок им смастерила, пообещав при этом принести из школы что-нибудь вкусное – слышала, что ребят кормят.
Подошла к школе. Учительница заметила:
- Тебе чего, девочка?
- Учиться хочу.
В класс завела, за парту усадила. Карандаш, тетрадка нашлись.
В школе, действительно, кормили ребят. И мама сдержала слово: принесла и накормила ребятишек, сама не съела.
Так и пошло. Только родители за порог – мама в школу. А детям строго наказывает: не проговоритесь. И те молчали. Только гостинца ожидали.
Случайно родители домой однажды раньше пришли, а дочери-то старшей нет. Тут малышам пришлось рассказать правду.
Пошел отец в школу. Забрать дочь, наказать за непослушание. Теперь-то она забудет о школе. Ишь, чего выдумала – учиться! Глупость все это.
И тут узнает, что дочь-то его полгода уже в школу ходит и учится хорошо, лучшая в классе.
Теперь учительница за нее просить стала. Пришлось отцу уступить – уважали в то время учителей очень, робели даже перед ними.
Первый класс мама с отличием окончила. На родном украинском языке. А потом семья вынуждена была переехать на постоянное место жительства в Казахстан – шел голодный 33-й год.
Здесь продолжила мама учебу, вот только посадили ее снова в первый класс – не говорила она по-русски, не понимала учительницу. Это потом вся семья чисто говорила на трех языках – украинском, русском и казахском. Возможно, и рассказ «Филиппок» читали, не догадываясь, что старшая дочь и сестра так же начинала свой путь к знаниям.
Вот только война помешала маме нашей школу закончить – учителей на фронт отправили. А подросткам пришлось вместе с оставшимися взрослыми в колхозе работать – не до учебы было. И после войны долго семья их на ноги вставала – не могла мама о себе думать, работать пошла. Но нам, своим детям, хотела лучшей доли и все для этого сделала.
Свидетельство о публикации №117010705069