Экспертный обзор декабрьского тура БЛК
Мне всегда хотелось узнать, как воспринимают стихи пресловутого «формата БЛК» обычные люди – рядовые, так сказать, читатели. Необходимость писать экспертный обзор стала лучшим поводом это выяснить. Я нашла подходящего рядового читателя и попросила его кратко прокомментировать свои впечатления от каждого из представленных стихотворений. Вы найдёте эти комментарии в графе под названием «Глас народа».
Для интересующихся даю портрет моего рядового читателя. Это совершенно реальный человек мужского пола, среднего возраста, с техническим, правда, образованием, но с широким кругом интересов (и в области литературы тоже). Сам он тоже иногда рифмует, но исключительно для родных и близких. На Стихах.ру не зарегистрирован. С современными поэтами не знаком. Любимый поэт – Брюсов. Никакие консультации и обсуждения стихотворений с ним предварительно не проводились. Стиль комментариев сохранён.
***
Оправдание
Арсений Ж-С
Если образ отца формирует на уровне подсознания
образ бога,
значит, мой бог, заделав, меня оставил.
Это я говорю, не чтобы устраивать тут разборки
или плакаться - горло уже не сдавит.
Поначалу являлся ещё чудесами по воскресеньям,
приносил пескарей в целлофане, улыбчив был и спокоен.
А потом вознесся: мол, здесь на земле не ценят,
там на небе и чище, и ангелы чтут законы.
Я не то чтоб привык и смирился, а просто совсем не помню.
Знаю только рассказы: вцепился в его штанину,
волочился до самой двери, дурак, по полу.
Он ушел, помахав на прощанье широкополым нимбом.
Нет, ещё раза три спускался потом на землю:
дней на семь, подтвердить скрижали - чтоб без обмана.
Звал апостолов, шлялся по заведеньям,
отсыпал от щедрот на прощанье небесной манны.
Так что мне ли тут быть, одаренному, недовольным?
Благо, техника вот уж две тысячи лет...
антенны над каждым стогом.
Просто входишь во храм, подходишь к его иконам,
говоришь там с ним о пустом о чем-нибудь, о высоком.
*
Я и к Родине отношусь, как к матери - это сидит в подкорке.
В детстве считал её самой красивой, самой талантливой,
самой-самой.
Очень жалко было её: вот ведь - живет без бога,
крутится, как умеет, кругом - засада.
А потом подростковый максимализм,
всё умничал да скандалил:
ну зачем ты, родная, так лечишься, начерта? - и
бил кулаком о стол, и упрашивал со слезами.
А в итоге махнул рукой: да делай ты, как считаешь.
Я теперь уже сам большой, живу тут во взрослом мире.
Оказалось, что все в этом мире вот так же крутятся,
дышат тяжёлым потом,
оказалось, что всем тут ставят диагнозы,
чаще рано, чем поздно, или
что бывает хуже, их ставят друзьям,
и что это совсем не повод.
Но закончим на этом. Просили интима - вот вам.
Так о чем я пытался сказать, что-то мысль виляет...
Я хотел бы тут стать православным и патриотом,
только вот...
подсознание как-то не позволяет.
О ГЛАВНОМ
Очень талантливо. Хочется перечитывать и спорить с автором.
Подозреваю, что автор достаточно молод.
ДЕТАЛИ
Есть строчки с большим количеством коротких слов (напр., «Оказалось, что все в этом мире вот так же крутятся» и т.п.), читать их тяжеловато. Но для рэперского исполнения – если войдёшь в ритм – это не препятствие.
ЕЩЁ ПАРА СЛОВ
ЛГ не повезло с папой и мамой. Следуя его логике, именно поэтому у него всё сложно и с богом, и с Родиной, и, следовательно, он не может быть ни православным, ни патриотом. Были бы родители (читай, бог и Родина) посимпатичнее, всё бы у героя получилось с высокими чувствами.
Ни в коем случае не оценивая данный образ мыслей с точки зрения хорошо/плохо, хочу заметить, что знаю людей, которых тоже не устраивали родители (небеспочвенно, кстати). Следствием этого чувства являлось то, что эти люди просто от таких родителей отказывались – может, не формально, но фактически (опять-таки добавлю – было за что). И прекрасно себя при этом чувствовали. Но знаю я и других людей – в такой же ситуации, с такими же непутёвыми, допустим, родителями. Но отказаться от них им в голову не приходит, хотя ситуация привносит в их жизнь множество всяческих обременений. Думаю, что это признак состоявшейся взрослой мудрости, до которой не каждый, сколько бы он ни прожил, дорастает.
В стихотворении (во второй его части) прекрасно показаны психологические этапы взросления, но по-настоящему взрослым герой не становится. Повзрослеть – это принять свой контекст, свои корни, и неважно, что это – пьющий папа или несимпатичное православие. И ключевое слово в стихотворении – глагол «стать» («я хотел бы стать православным и патриотом»). Распространённая позиция – ты, мол, веди себя прилично, и тогда я снова буду считать, что у меня есть папа. К сожалению, так просто не получится. Ни православным, ни патриотом нельзя стать. Им можно только быть – если ты не отказался от Родины по причине её непривлекательных родимых пятен. И тогда ты просто живёшь – без всякого демонстративного патриотизма, а в трудные для Родины времена без лишних размышлений ложишься на амбразуру. Потому что за маму, какая уж ни есть.
ГЛАС НАРОДА
Это не столько оправдание, сколько объяснение – ведь автор считает себя правым во всём. Читается очень тяжело. И очень многословно.
***
он был роднёй моей родни
Елена Наильевна
он был роднёй моей родни
мы оставались с ним одни
и он шептал мне: Лика
пойдём за земляникой
и шла, не чувствуя вины
глаза-то были влюблены
и цвета апатита
ну как же не пойти-то
и на пригорке, позабыв
что шли по ягоды-грибы
да ясно, что предлог же
устраивали ложе
он был так нежен мне, так люб
мы наслаждались болью губ
и дерзостью, и силой
которая сносила
я улетала в облака
от позвонка до позвонка
пронизанная током
пропитанная соком
пастушья сумка и полынь
давай, со щёк румянец схлынь
душа, сожмись в комочек
и застегнись замочек
с помятых пастбищ шли стада
он провожал меня когда
оглядывались тётки
сын агронома всё-тки
О ГЛАВНОМ
Хорошо сделанное стихотворение, демонстрирующее все характерные черты авторского стиля: безукоризненное владение словом, легчайшая ирония, музыкальность, общий мажор.
ДЕТАЛИ
Цвет апатита вызвал вопросы – он варьируется в природе от белого до синего, а иногда бывает даже красным. Но рифма, конечно, удалась.
Отсутствие запятых очень мешает чтению.
ГЛАС НАРОДА
Забавное, интересное, название само по себе интригует.
***
Воздушные замки
Марина Намис
Как свет стары, эпохами пестры
куда-то косяком плывут миры
диковинной играя чешуёю,
и только я лежу особняком,
подушку подпирая локотком
и кроме глазок ничего не строю.
У самых ног – тумана лоскуты,
вокруг – мои учёные коты
дни напролёт невозмутимо дремлют,
забыв чудес дремучих чехарду,
и лишь часы неспящие ведут
сквозь сон и явь дрейфующую землю.
Ведут корабль, однажды выбрав курс,
ветра хитрят, к себе его влекут,
но что котам – им только бы лизаться,
и сонно мух-мгновения ловя,
смотреть, как дозревают на ветвях
неспелые плоды цивилизаций.
Так и плывём, фиксируя едва,
как соком наливаются слова,
как вечности стремятся к полюсам, как
вода крадется, вздрагивая чуть.
Вдыхает ночь века, а я ращу
волшебные сады воздушных замков.
И зреет не спеша за домом дом,
пустой побег, становится листом,
оконные выглядывая очи,
к неведомому тянется тайком,
а кот волну цепляет коготком
и даже сказку говорить не хочет
О ГЛАВНОМ
Текст не показался мне окончательно отшлифованным. Смотришь на него в целом – видишь хорошо переданное неспешное движение всего во всём, чем-то напоминающее бодлеровскую луну, которая уже «плывёт медлительно и низко». Но стоит приглядеться попристальней, как в каждой строчке замечаешь шероховатости.
ДЕТАЛИ
Вот некоторые примеры.
Самое начало: «и только я…кроме глазок ничего не строю». А кто строит? В предыдущих строчках миры мирно плыли, и всё.
Коты – они всё-таки дни напролёт дремлют, или им только бы лизаться? Не говоря уже о ловле мух-мгновений.
Как именно крадётся вода? Как-то это непредставимо.
И ещё один момент. Центральный образ стихотворения – медленное движение мира/земли/корабля, который ведут часы, «однажды выбрав курс». Автор использует здесь понятие «дрейф». Однако дрейф – это движение именно что неуправляемое (если не иметь в виду узкопрофессиональное значение этого термина). Поэтому здесь даже часы бессильны направить землю куда бы то ни было.
«Волшебные сады воздушных замков» - очень красиво.
ГЛАС НАРОДА
Понравилось. Вызвало у меня тягостное чувство проходящей мимо жизни.
***
Время бессонницы
Михаил Минаичев
Память часто прячет то, что было,
завтра – отражение вчера.
Этой ночью вспомнилась могила
та, где захоронена сестра,
мёртвые цветы на мёртвом теле,
пара слов водой сквозь решето,
а ещё над нами птицы пели,
а под нами ехало метро.
Если честно – схоронили проще,
урну закопали и пошли:
мимо церкви, озера и рощи,
мимо солнца, неба и земли.
О ГЛАВНОМ
Запоминающееся стихотворение. Может, потому что короткое, может, потому что честное, может, потому что обманчиво бесхитростное.
Немного не хватает контраста: если в реальности сестру героя «схоронили проще, урну закопали и пошли», то версия, построенная в его памяти, должна быть более впечатляющая, как мне кажется. «Мёртвые цветы на мёртвом теле» и пара слов – это тоже достаточно просто.
ДЕТАЛИ
…«а ещё над нами птицы пели,
а под нами ехало метро» – вроде бы просто, но невероятно пронзительно и ярко.
ГЛАС НАРОДА
Очень понравилось. Проникает вглубь. «Завтра – отражение вчера» – здорово.
***
Любовь грузчиков
Жан-Поль Прутков
Седьмицы стопуются дёнами, опилки ссыпаются в дни.
А грузчики любят зелёное, и жёлтое любят они.
Народы смешалися кучами, наездник кричит: "Иго-го!",
Но грузчики любят по случаю... веспуччее - пуще всего.
Все в деле и в чём-то горазды мы: снопуем, снедаем, снуём.
А грузчикам - шарообразность бы, - на раз закантуют её.
Снесут коридорами узкими и ваш габарит, и не ваш.
Нет смысла следить за погрузками, блюсти перекос и тоннаж.
К среде затопили в подъезде, и не надо мотать на кулак.
Но грузчики любят созвездия... и полулуну, на крайняк...
...Но коврик закончено вы;следен... Тускнеет испуг у котов.
Уходит наполненной при;сядью газелька в расцвете бортов.
Вещуют прао;тцы из пра;ютца - доходит одна перемать,
Ведь грузчики не обижаются, что их не берут разгружать...
О ГЛАВНОМ
Затейливо. Прикольно. Словечка в простоте не сказано ни одного.
Однако я не смогла понять, какое чувство заставило автора взяться за перо. Такой же загадкой стало для меня выдвижение этого стихотворения в лонг.
ДЕТАЛИ
«Тускнеет испуг у котов» - прелестное предложение, в некотором роде оправдывающее для меня существование этого текста.
ГЛАС НАРОДА
Не очень понял, что хотел сказать автор. Что «шарообразность» проще кантовать? Но её, вообще-то, кантовать невозможно. Её можно катить. Или что грузчиков не берут разгружать?
А читается легко.
***
слуга
Альберт Эм
«Кроме водки, из взрослых игрушек - лишь порох и спички.»
(Альфа Люм, «Бенгальское»)
http://www.stihi.ru/2014/10/26/7035
все нормально, мессир,
только что-то не действуют шутки
на меня, а шучу если сам — просто брызгаю ядом.
из последних игрушек, к которым остыл — проститутки.
понимаю, что глупо, но больше — ни близко, ни рядом.
я не встретил, должно быть, чего-то в пути — селяви,
время быстро бежит, пронеслась за эпохой эпоха.
кто-то, вроде, шептал по дороге о вечной любви,
но недолго, поскольку любовь — это больно и плохо.
и вино, господин, мне не нравится больше вино.
нету в нынешнем прежнего солнца, оттенков и вкуса.
я хорошее пил с аппетитом — ну очень давно,
мне запомнился праздник и крики: распни! Иисуса!
а ведь я собирался — вы помните? — парня спасти,
собирался украсть, подшурупить и дать ему время.
перепил накануне, проспал — увели из горсти...
этот мёд за гроши мы купили тогда в Вифлееме.
в неподверженном теле подвержен, как правило, дух.
я был полон идеями, нынче — не полон ни разу.
я когда-то хотел, я когда-то горел и потух,
но по-прежнему ваш —
продолжаю дышать по приказу.
О ГЛАВНОМ
Очень литературное стихотворение, автор прекрасно владеет версификацией, текст легко читается. Но отклика в моей душе не вызывает.
ДЕТАЛИ
Непонятно, зачем автору, так хорошо владеющему техникой, женские окончания первой и третьей строчек в первой строфе, притом, что во всём остальном тексте ничего подобного не встречается.
ГЛАС НАРОДА
Понравилось. Даже очень. Эпиграф хороший. Герой расписывается в собственной никчемности.
***
апрельское
Ольга Домрачева
в апреле небо особенное –
можно долго смотреть на белые эфемерные острова,
выступающие над лазурной гладью вод,
и чувствовать, как бродившие в голове
по-броуновски слова
начинают складываться в отчаянные сочетания,
ничем не обоснованные.
понимаешь,
в тебе просыпается что-то странное.
обостряются слух, зрение:
слышишь, как поёт влажная,
ещё холодная земля,
пронзённая изнутри
звонкими зелёными стрелами,
мелькают неуловимые образы
обнаглевшими солнечными зайчиками –
всплёскиваешь руками,
трёшь глаза. грачи –
говорливые цыгане –
табором ищут пропитание
в прошлогодней траве. её
резкий, пряный запах бьёт в ноздри.
набережная, дома, деревья, заплаты ворот,
видевшиеся фрагментами идеальной арабески,
наливаются плотью, дышат.
рассеянные события,
обрастают радужными деталями,
становятся легкокрылыми.
ветер шмелём жужжит в уши: «держи, держи..»
остаётся лишь ловить порхающие
мгновения и нанизывать на иглу стихотворения,
которое называется
«жизнь».
О ГЛАВНОМ
Очень красиво. Сразу хочется в апрель. Это всё, что я могу сказать, поскольку верлибры для меня – всё-таки не стихи, да простят меня все буквы Арабского Алфавита.
ДЕТАЛИ
Грачи – говорливые цыгане – отличный образ.
ГЛАС НАРОДА
Я ни черта не понял. И если мне кто-нибудь объяснит, что это за вид поэзии, буду очень признателен.
***
Встанька
Игорь Брен
... ящик, чёрный до иссинья,
под материей соснов.
... не забыть бы вбить осину.
... мы теряем, что просили.
... матерея, тянут силу:
кто – с основ,
а мы – со снов.
***
красный крестик на могиле –
хошь не хошь, а вылезай.
"тили-тили, с юга швили".
спор сосны с осиной в силе.
зря мы, грешные, рубили
богомольные леса?!
чёрный ящик, пьяный ящик –
"мы – попьём, а ты – сыграй".
грянет шёпотом мертвящим:
"на миру и редька слаще".
***
между мной и настоящим
неподъёмная сакраль:
... скачет князь жестоковыйный
земли верой
обрекать
... овцы целы, были львы ли
... я – на вы, а ты – на киев
... ткнутся робко вилы в вымя
... я себе державу выем!
верещу болотным вием:
- поднимите мне
века!
поднимите на знамёна,
а знамёна – до небес!!
всем давно одноимённо –
подступает время оно,
алым паводком солёным,
липкой плёнкой по неве.
***
- я, страна, не виновата –
сам позвался, сам пришёл, –
всё уверенней по датам
дребезжит военный атом.
аты-баты, шли солдаты
в что-такое-хорошо.
О ГЛАВНОМ
Непростой текст. Как и всегда, Игорь Брен пишет для своего читателя. Надеюсь, что этот читатель не одинок. Но, если в стихотворении выражена мысль «Войне – нет!», то я поддерживаю.
ДЕТАЛИ
Великолепный конец. Не уверена, что поняла, что именно он венчает, но он и сам по себе хорош.
ГЛАС НАРОДА
Для меня это очень сложно.
***
федор иванович вдали
Наташа Денисова
федор иванович просыпается заполночь,
думает, что сейчас двухтысячный.
вечно так, вечно так:
нельзя определить время.
федор иванович наравне со всеми
превращается в тишину.
— господи, я же сам выбрал себе страну,
я же в детстве стрелял рябиной
по тем, кто бездомных собак обидел.
я на твоей стороне, сын человеческий,
почему ты — вечно, а я — нет?
почему она вон тогда
внимательно чистила мандарины,
внимательно поправляла шаль,
внимательно смотрела,
как за дверьми истлевает снег,
но была так невнимательна ко мне?
помнишь раньше за несколько монет
можно было купить сахар-рафинад?
я возьму его с собой, чтоб у леты-реки
меня встретил советский ангел,
чтоб мы плыли с ним в белом как ночь челноке
мимо ада.
чтоб мы плыли туда, где воронье гнездо,
где в ситцевом платье мама,
где по телевизору князь гвидон
ведет "международную панораму".
чтоб мы плыли туда, где весеннее варево гроз
превращает тебя в листья.
отчего ты, господи, меня спас?
отчего ты, господи, понадеялся, что я выстою?
мне говорят: смотри, россия
надела жемчуга зимы.
вон там, вдали... мы лучше них,
вон там вдали не мы.
я говорю: смотри, россия...
в высоком яблоневом дыму
федор иванович выпил керосина,
и врастает в землю,
прадедами-подпоручиками
завещанную ему.
О ГЛАВНОМ
История Фёдора Ивановача вызвала много вопросов, но не вызвала желания искать на них ответы. Я всё думала – почему так? Почему текст, задуманный автором как драматический, никак не ускоряет сердцебиение (моё)? Почему древнеегипетская строчка «Смерть сегодня стоит передо мной, как запах лотоса» вызывает трепет, а здесь с советским ангелом плывёшь мимо ада в белом челноке, и ничего?.. Загадка. Может, потому что образ ада как-то девальвировался от частого употребления.
ДЕТАЛИ
Россия, надевшая жемчуга зимы – это очень красиво.
ГЛАС НАРОДА
Опять ни черта не понял.
***
Магазин Якова
Любовь Левитина
В южной части Тель-Авива,
не особенно престижной,
Яков держит бакалею –
магазинчик небольшой.
Всё расставлено красиво,
протирает полки трижды
в день его супруга Лея,
аккуратно и с душой.
От семьи Багратишвили
он из «Грузии печальной»
отчей Грузии чудесной,
по рождению еврей.
Вы к нему не заходили?
Яков – сам себе начальник.
Сам придумывает песни,
напевая у дверей.
У него детишек двое,
их автобус возит в школу,
сын Давид и дочка Сандра.
Яков хочет четверых.
И плывут в потоке зноя
звуки песенки весёлой
юрким стилем саламандры
вдоль кирпичных мостовых.
Магазин открыт до ночи.
Покупателей немало.
В сотне метров синагога,
рядом сквер хранит уют.
Забегает люд рабочий,
забредают нелегалы.
Собираясь у порога,
под беседу пиво пьют.
Никого не обижая,
он со всеми одинаков.
Хорошо идёт торговля,
для страны и для семьи.
А страна-то не чужая,
был бы мир, и будет Яков,
сберегая дом и кровлю,
песни складывать свои.
О ГЛАВНОМ
В ритме бессмертного «Птицелова» Багрицкого автор разворачивает перед нами немудрящую картинку мирной милой жизни, какой она и должна быть, даже если вокруг теракт следует за терактом – этот контекст в кадр не входит, но мы-то знаем. Знаем, к сожалению.
И совершенно согласна с автором в финальной мысли – ты делай своё дело хорошо, тогда и вокруг всё хорошо будет. Но это, понятно, самый трудный путь.
ДЕТАЛИ
Множество симпатичных подробностей, перечислять которые бессмысленно, лучше перечитать стихотворение ещё раз.
ГЛАС НАРОДНЫЙ
Прекрасное «тонусоповышающее» стихотворение.
***
а мне нельзя
Наташа Дубрау
Вдруг высыпет смешная детвора
На хрупкую нехоженость двора
Есть свежий снег немытыми руками.
Как жаль, что можно им, а мне нельзя,
На удочку коварных железяк
Попавшись языком, проситься к маме.
И кровь свою распробовав на вкус,
Не слушать, не мотать себе на ус,
А новую потом придумать смелость:
Держаться на плаву - великий труд.
Как будто под ногами белый пруд,
В сугробную свалиться мягкотелость
И так лежать, пока не заберут.
О ГЛАВНОМ
Милая ясная картинка из детства, воспоминание о чудесном времени полной беззаботности.
ДЕТАЛИ
Сугробная мягкотелость понравилось чрезвычайно.
ЕЩЁ ПАРА СЛОВ
Стихотворение называется «а мне нельзя», но для меня, читателя, этот запрет ни на чём не основан, ничем не подкреплён. Да его и не подкрепишь ничем, потому что на самом деле – можно. Всё описанное можно делать в любом возрасте. Вот разве что мама придёт не ко всем.
ГЛАС НАРОДА
Прекрасно. Сразу захотелось вернуться в беззаботное детство.
***
Герань
Владимир Иванович Бородкин
Весной пробуждённая, снежная лава,
Зевнув, обратилась в рычащий поток.
У птиц зимовавших сменилась октава.
У неба задрался наверх потолок.
Шмели зашмелели от солнца лучинок.
Молочные капли на склонах блестят.
Мамашки в ячейки сажают личинок
И ждут полосатых, жужжащих тигрят.
И вот уже лысое темя пригорка
Зелёных волос покрывает копна,
В нём дырка от суслика – вырыта норка...
Не горка, а сыр – там дыра не одна…
Уж лето в разгаре - мальчишки в загаре.
На поле растут для гаданья цветы.
Скамья на бульваре, бренчат на гитаре.
По шиферным крышам блуждают коты.
Нежданно сентябрь поскользнулся на листьях.
Осеннее небо упало на лес.
Мигрирует осень на бархатных крыльях.
Дед снежное кружево сбросил с небес.
Прилип к монитору, как к лампочке мошка.
А жизнь за стеклом, как немое кино.
Живу понарошку, а жизнь - за окошком.
Герань с подоконника смотрит в окно...
О ГЛАВНОМ
Симпатично написанные заметки поэта-фенолога со столь же немудрящим, сколь и спорным выводом о том, что настоящая жизнь – она за окном, а не за компьютерным экраном.
ДЕТАЛИ
При общей симпатичности, относящейся, скорее, к ритму, многие места текста кажутся неотшлифованными. Например, следующие практически друг за другом строчки, где сначала на лес падает осеннее небо, и тут же дед (Мороз, очевидно) туда же сбрасывает снежное кружево. С небес сбрасывает. С тех небес, которые уже упали парой строчек выше.
Задравшийся наверх потолок неба вообще поставил в тупик. И, возможно, не только меня.
ГЛАС НАРОДА
Прав я или нет, но мне показалось, что это стихотворение отчаяния, заточения. Автор словно бы приговорён к заточению вместе со своей геранью. Но двери-то открыты. Так возьми герань, выйди на улицу.
А само стихотворение понравилось.
***
Бабий Яр
Григорий Оклендский
Я стою над обрывом
Я сегодня умру
Как последний обрывок
Я дрожу на ветру
Мне осталось немного
Мысли черные гнать
И с простреленным боком
В яму черную пасть
У последней секунды
Неизбывна тоска
А у Цили под утро
Разболелась спина
Полицаи разбили
Мне прикладом очки
Я не вижу там Циля
Неуклюже лежит
Среди тел недвижимых
Среди голых телес
Мы с ней с детства дружили
В школу бегали вмес...
Усыпил и покинул
Нас невидимый бог
Малышей неповинных
От беды не сберег
Я тебя не покину
Голос мамы шептал
И любимого сына
К животу прижимал
Дети с нами погибнут
И не будет сирот
Осень косточки стынут
Перемелют наш род
Перепашут землицу
С нашей костной мукой
Сквозь пустые глазницы
Прорастем лебедой
Не забудем вовеки
Гнавших нас на убой
И кровавые реки
Засыпавших землей
Не молю о спасенье
В кровожадном дыму
Заклинаю к отмщенью
Умирая во рву
И среди этой муки
Шевелилась земля
Мы отмучились Мулик
Я любила тебя
О ГЛАВНОМ
Тема страшная, а никаких чувств стихотворение не вызывает.
Может, дело в штампах: тут и кровавые реки, и пустые глазницы, и даже кровожадный дым (что это за напасть, автор, надеюсь, себе представляет).
Может, дело в небрежных рифмах: гнать – пасть, очки – лежит и т.п.
А может, в нелепых картинках вроде такой:
«Я тебя не покину
Голос мамы шептал
И любимого сына
К животу прижимал».
Ничего не могу поделать: прижимающий к животу голос не даёт воспринимать этот текст серьёзно.
ГЛАС НАРОДА
Слишком уж мрачно.
***
Кумпарсита
Марина Быстрова-Докс
Я - точка на груди катка.
В лучах слепящего софита
Пью до последнего глотка
Вино пьянящей «Кумпарситы».
Неудержим и невесом
Мой танец на ледовом ложе,
И танго, как волшебный сон,
Бежит мурашками по коже.
Я – легкокрылый мотылёк,
Вспорхнувший из ладоней Бога.
Полёт и ярок, и высок,
Но слишком коротка дорога.
И жизнь, как талая вода,
Ушла под каменные плиты.
Пусть нет меня – я навсегда
Осталась в брызгах «Кумпарситы».
О ГЛАВНОМ
«Кумпарсита» - лучшее, что я видела в фигурном катании. Разве что «Зима» Ягудина может с ней соперничать. Приятно на фоне общей, но уже привычной безотрадности лонга встретить такой сюжет. Отдельное спасибо автору за этот выбор.
ДЕТАЛИ
«Точка на груди катка» как образ понравилась очень. А вот танец на ледовом ложе показался небесспорным. На ложе всё-таки лежат.
ЕЩЁ ПАРА СЛОВ
Людмила Пахомова, конечно, бессмертна.
ГЛАС НАРОДА
Я, конечно, не помню выступления Пахомовой и Горшкова, поэтому специально посмотрел «Tango La Cumparsita» по интернету. Полностью согласен с автором. Мне понравилось. Читается легко. Жаль, что судьба Пахомовой оказалась такой нелёгкой.
***
Элементарно
Елена Загугли
Частностей нет. Детали скрыты от посторонних.
Видно, поэтому хитрые зимы впрок монохромно одеты.
И, пока рыжие листья гонят стихи в агонии,
Посторонитесь, рожи: вагоны с холодным блеском близко
(под Гомелем где-то).
Листья безвольно падают в грязь, лица – в чужие ладони,
Словно опора в том есть. О городе воет Земфира
(чувства вины вендетта).
Ты не со мной. Но зачем в стотысячный раз в эфире об этом?
Что, Шерлок Холмс, дал маху хвалёной дедукции метод?
О ГЛАВНОМ
Шерлока поставило бы в тупик это стихотворение. Бедняга сошёл бы с ума в поисках причинно-следственных связей. Спасти его могло бы только авторство Ирен Адлер, и если Елена Загугли – это её псевдоним, то всё в порядке. Я же поняла только то, что стихотворение, видимо, про любовь.
ДЕТАЛИ
Неожиданно понравились «хитрые зимы» - какое-то очень симпатичное определение.
ГЛАС НАРОДА
Э-э-э-э… О чём здесь речь? Надо отдать лучшим специалистам для дешифровки.
***
риторическое
Липа Липовая
В твоих багдадах тихо. Вой не вой
в час волка на оскольчатые звёзды,
полночно забывая, что живой
молитвами чужими. Только поздно
жить-поживать, коль горе от ума
и ум от горя выгорел. Горелки
с костлявой дамой нынче задарма -
национальный спорт. И пляшут белки
delirium – черлидерши. Туман -
ежиный тракт для поиска ответов.
Не зарекался? Вот тебе - сума
и далее… по тексту трафаретов.
Ю андестенд - порвалась связь времён?
У косоруких швей иссякли нити
суровые. Пошив гнилых знамён
троянских войн в разгаре. Раккун-сити
беспечен, предвкушая зомбирай.
Гертруды пьют, безбожно и повально
отеческие тени врут. Стирай
гримасы века, йорик привокзальный…
Пить иль не пить, май дарлинг?
Не вопрос…
О ГЛАВНОМ
Вот видно, что очень начитанный автор, а стихотворение неинтересное получилось – простое нанизывание крылатых и не очень фраз на стержень неявственной мысли. Это теперь называется постмодернизм.
ДЕТАЛИ
Белки-черлидерши забавны.
ЕЩЁ ПАРА СЛОВ
Пить – это не выход, дарлинг.
ГЛАС НАРОДА
Хотя я жаловался, что некоторые стихи сложно читаются, это произведение убедило меня в том, что читать нужно уметь. Мне понравилась некая жёсткость сочетания согласных «ж» и «з» в начале. Короче говоря, я под большим впечатлением.
***
Время разбрасывать лодки...
Юлия Долгановских
Время разбрасывать лодки на отмелях рек —
время разыскивать руль и ветрила в приливах.
Время выдёргивать с корнем разросшийся век —
время высаживать семя священной оливы.
Время рождаться молчит — то ли спит, то ли ждёт?
Выстроишь, выплывешь, выйдешь на берег незнамый:
вслушайся — кто там трубит? — через птичий галдёж
не докричишься до впавшего в дрёму Сезама.
Пальцы утонут в песке и накличут часы —
полупуста и покрыта морщинами склянка.
Всмотришься, вздрогнешь, поймаешь внезапный посыл:
время сберечь. Собираешь секунды-беглянки.
Полнится колба часов, под ногами — вода,
хлюпает и обнажает ростки асфодели.
Время бежать — знать бы только, зачем и куда?
Время погибнуть? А птицы летели, летели...
Всё же бежишь — спотыкаешься, падаешь и
видишь попавшую в глиняный плен черепаху.
Плакать не время, но плачешь. Копаешь, спешишь —
сердце колотится. Взлёт за мгновенье до краха —
руки сжимают искомое. Время сполна
недостающее рушит, печали не внемля.
Вслушайся — кто там трубит? — три упрямых слона,
стоя на панцире, держат зеркальную Землю.
О ГЛАВНОМ
Множество красивых и глубокомысленных образов, которые меня никуда не привели. Хотя конец – отдельно от стихотворения – мне понравился своими упрямыми слонами. Но непонятная зеркальность земли вернула к прежнему недоумению.
ДЕТАЛИ
«Пальцы утонут в песке и накличут часы» - ну почему не нащупают или не нашарят? Как пальцы могут что-то накликать?
ГЛАС НАРОДА
Я не философ, но мне понравилось. Особенно четверостишие про склянки. Времени всегда не хватает, по крайней мере у меня. Конец, правда, не совсем понял.
***
Запомните меня
Наталья Малинина
Запомните меня, прошу, такой:
наивно пухлогубой, подвенечной;
и щёк ещё непочатую млечность,
и глаз нерасплескавшийся покой.
Запомните меня, прошу, травой,
а не тропинкой, заплутавшей в чаще;
запомните и вспоминайте чаще
тот голос мой, цикадами звенящий,
а не обиды дерзкой тетивой.
Запомните,
что я была – река! Её вода,
не ведая плотины,
не задыхалась от осклизлой тины
в зелёной рясе мёртвого пруда.
Запомните кленовою листвой –
венком на волосах, вульгарно рыжим…
"Запомните меня!" – прошу бесстыже,
и никну виноватой головой.
Запомните мой сентябрёвый цвет,
и эту, вам даримую, улыбку,
и этот миг – нечаянный и зыбкий,
который опрокинут на портрет.
...Запомните меня, прошу, такой.
Ведь я такой себя уже не помню!
Венец кленовый рдеет вероломно
на голове натурщицы другой.
О ГЛАВНОМ
Наверное, каждый мечтает остаться в памяти других таким, каким ему самому понравилось бы. Ужасно, что чаще всего получается совсем не так.
Красивое стихотворение, написанное, как раньше говорили, для красоты.
ДЕТАЛИ
Может ли тина быть осклизлой? Вряд ли. Зато осклизлым может стать предмет, на который тина попала.
ГЛАС НАРОДА
Честно, мне очень понравилось. Только одно: «мой сентябрёвый цвет», по-моему, как-то не очень. И иллюстрация прекрасная.
***
на три дня воробьиных полётов...
Геннадий Антонов
на горячее март свой финал неизбежный плеснул,
положив марлезонский почин для весенних балетов.
день обманный апрельский, безумно похожий на лето,
как заправский рыбак кинул в озеро-небо блесну.
в закоулках как будто бы веник прошёлся тугой -
всё повымел: слежавшийся снег, солекаменный лёд, и -
в огородах черно на три дня воробьиных полётов,
если в эти три дня контингент не прибудет другой...
одиночество парка пронизано криком: я - гол!
и действительно гол, не считать если солнечность тканью.
голый крик этот скоро в распутстве салатовом канет,
трансформируясь в шабаш с летящею в ступе Ягой...
О ГЛАВНОМ
По-моему, это классический образец текста из категории «сложно о простом». И эта необязательная, как мне кажется, сложность, хоронит незатейливую мысль о весеннем одиночестве. Хоронит так глубоко, что не всякий до неё докопается.
ДЕТАЛИ
Лично для меня слово «гол» придаёт мыслям исключительно футбольное направление. Не уверена, что автор имел это в виду. Или имел?
ЕЩЁ ПАРА СЛОВ
Любопытное наблюдение. Я давно заметила, что те, кто читал книжку, никогда не скажут и не напишут «марлезонский балет» – только «мерлезонский». «Марлезонский» зарезервирован для телезрителей. Думаю, не надо пояснять, о какой книге идёт речь.
ГЛАС НАРОДА
То в закоулках, то в огородах, то в парках. Какое-то непоследовательное стихотворение. Не понравилось.
***
Лариса Ручко. Бескрылым
Буквица Для Блк
Обескрыленным - ветер да легкая лестница в небо.
Сколько б я ни жила, я все время вдыхала свободу
Сколько б я ни молчала - бросала молитвы к восходу
Да брела за черту горизонта до красного фронта,
До залитого пламенем круга. Босая шла слепо...
Обессиленным - чистой воды из морщинистых дланей.
Протяну родниковой воды, вы примите вакцину.
Как бы боль ни ломала, держала прямою я спину.
Сквозь неровную плоскость тяжелого лживого лоска
Проросло мое слово из праха забытых желаний.
Обездоленным - поле. Безмолвным - перо да чернила.
Где бы я ни была, я сама рисовала пространство.
Не рожденные песни - детей как - мое мессианство
Принести на губах и в подоле. Счастливая доля
Ожидает меня. Значит, будут и крылья и сила.
...
Значит, будут и ветер и небо, и ливень и воля.
О ГЛАВНОМ
Интересная рифмовка, интересная строфа. Содержание не так интересно.
Автор предлагает себя всем бескрылым, обессиленным и обездоленным в качестве примера? Неубедительно. И не вызывает желания этому примеру следовать.
ГЛАС НАРОДА
Я несколько раз перечитал и, честно говоря, читал бы и читал ещё. Чтобы жить, надо во что-то верить. Таким вот образом на меня это подействовало.
***
Антирадарное
Любовь Бурель
Мысли-предатели выдают космосу тайны:
флюиды летят на радары чуждых тарелок.
Тело взывает к душе воспаряющей: "Майна!",
такое оно, безнадежно земное, тело.
Посажу себя глубоко, словно дедка репку,
буду поливаться просроченной тонкой лестью.
Вырасту, встречусь с грекой, сунувшим руку в реку
(он этим хотел отомстить неверной невесте).
И станем мы жить-поживать, сапоги без пары,
перевирая слова и мысли переплетая.
Для понимания нам хватит жестов. Радары
тупо сгорят, перегревшись. И тарелок стая
упадёт на стол с криками: "Помойте посуду!"
Так предотвратим грозящие звездные войны.
Ведь добро охотно произрастает из худа,
и добро, и худо - оба исходом довольны.
О ГЛАВНОМ
Стихотворение не захватило, хотя я честно старалась проникнуть в его образный ряд.
ДЕТАЛИ
Долго думала о том, как можно отомстить неверной невесте, сунув руку в реку. Даже если там предполагался рак, всё равно ущерб невесте был бы невелик.
ГЛАС НАРОДА.
Не понял ни одной строчки. Больше добавить нечего.
***
качается ветка пустеющего метро
Юлия Крылова
#####
качается ветка пустеющего метро
в метре от нас асфальт предают земле
и ты предаёшь меня своё сломанное ребро
и надеешься что забудется всё к зиме
что снежком занесёт и снова ты белый лист
перед богом нагой перед собою чист
тогда расцветет зеленеющий светофор
и в новую жизнь в широкополом потом
ты будешь лететь словно в оконный створ
самолетиком или смятым уже комком
и слушать как птичка на ветке делает чик-чирик
и слышать как гордо звучит
человек
человек
черновик
О ГЛАВНОМ
Прекрасная образность. Краткое, точное, небанальное стихотворение, уверенный авторский голос, яркие детали.
Первая строчка вообще чудесна.
ГЛАС НАРОДА
Предыдущее стихотворение по сравнению с этим – просто шедевр.
***
Да кем тебе было назначено...
Инна Домрачева
Да кем тебе было назначено —
Влюбиться нельзя умереть —
Глазами такими прозрачными
На женщин телесных смотреть?
Взгляну, и замру без движения,
Как буквица красной строки,
Не видя свое отражение,
А только излучье реки,
Где еле, и то в навигацию,
Пройдёшь, не задев берега,
Мальчишку на ветке акации
С гудком из пустого стручка,
Собак в отцветающем доннике, —
Я всё и не помню уже —
Как в кино- и видеохронике,
Запоротой при монтаже.
За эту ли юность нетленную,
За то ли, что сердце моё
Когда-то вмещало Вселенную,
А ты вытесняешь её,
В страницу с потёками камеди
Впечатают, скажут — живи!
Но мне ли тревожиться памяти,
Тебе ли бояться любви?
О ГЛАВНОМ
Это лирическое стихотворение своих читателей, без сомнения, найдёт. Меня же оно не тронуло, а отдельные детали смутили своей неправдоподобностью.
ДЕТАЛИ
Например, мальчишка на ветке акации – он на ней сидит, что ли? Не исключено, что есть древовидные акации, но наши, местные, те, на которых стручки (для свистков) – это кусты, на них и обезьяне сидеть будет неудобно.
Ещё момент: в слове «камедь» ударение падает на второй слог. Жаль, конечно, что рифма пропадает, но со словарём не поспоришь.
ГЛАС НАРОДА
Хорошее стихотворение. Даёт надежду.
***
Ты не прочней своих стихов. Из чепухи
Сибирский Волк
* * *
Ты не прочней своих стихов. Из чепухи,
ты, выбранный, как остов
оставлен здесь от умерших китов
и дышишь в нём, как некий новый остров –
вокруг тебя, как Нестеров, петля
сияет в новой маске языка.
Ты не прозрачней их - тебя проходит ветер,
как некий провинившийся школяр
и поправляет оптику, винтовку,
болезни нашей новой окуляр,
и говорит без языка, весь красный,
смертельно выбрит степью, как хазар
светлея от оружия и бронзы,
он поднимает наши костяки,
чтоб выбросить (или точней – разбросить,
как щупальцы морские) языки –
один для археологов и сносит
все восемь, что лежат внутри реки,
как память несерьёзная и осень,
внутри которой ищут старики
свои очки, подруг беспечных, небо,
поводья лошади или опять очки,
а если и болит – то из просвета
в который говорят тебе «беги».
Ты не длинней, чем тень внутри июня,
когда лежишь в одышке не своей
и отрезаешь кадры киноленты,
чтобы уже в них больше не взрослеть,
перебирая камни, словно кости
тех слов, в которых спишь, как соловей
на берегу невидимого моря,
которое, как шум внутри тебя
то вырастает, то уходит в горло
о каждой твари, где оно, скорбя,
о каждом лёгком, запятой и слоге,
в просвете из которого легка
и непрочна твоих существований
причина, по которой словно Ной
идёшь, как по доске из называний
причин своей непрочности к иной
морской звезде, лежащей в тёмном кране –
там, где звезда становится длиной.
О ГЛАВНОМ
Помню бурную полемику вокруг другого стихотворения Сибирского Волка в Литературном кафе на ЛФР. Автор тогда написал множество интереснейших строчек для объяснения своего текста, и мне пришлось мысленно расписаться в собственном невежестве – я и представить не могла всех этих напластований смыслов, аллюзий, намёков и т.д. Не сомневаюсь, что и этот текст он сможет объяснить исчерпывающим образом. И меня это очень обнадёживает, а то после таких сложностей и комплексу неполноценности развиться недолго.
ГЛАС НАРОДА
Я совсем не уловил суть, поэтому ничего путного сказать не могу.
***
анна
Рита Патраш
анна
твоё имя в конце страницы
возвышается как гора
аа зияют рядом
как зеркальные отражения
а иногда оно напоминает мне створчатые двери
я прошёл сквозь него в синий электрический дождь
нн щёлкнули за моей спиной как челюсти
им можно жонглировать
сложить вдвое
развернуть как японский веер
оно саднит в горле предчувствием ангины
невозможностью его произнести
О ГЛАВНОМ
Интересная игра с буквами и звуками. Непонятно только, почему это имя невозможно произнести.
И, кстати, кто она – Анна?
ГЛАС НАРОДА
Опять-таки сложно читается, но мне понравилось.
«аа зияют рядом как зеркальные отражения», «сложить вдвое развернуть как японский веер» – красиво, здорово. Только непонятно, почему у некоторых авторов нет знаков препинания?
***
как синее время
Активированный Уголь
как синее время как синее время твердит
такой лёгкий голос смешинка застрявшая в горле
и ветками крутит елозит лес трилобит
лицо твое в них переходит во что-то другое
где горы с глазами где ночь очертание носа
в стакане с водой том который наполовину
со дна оттолкнувшийся велосипед трехколесный
всплывает арбузом назад обращается в глину
где синее время под тёмной водой утаит
как лаву застывшую голос следы от сандалий
покуда волна неподвижно летит
и недостижимые скалы страдают
О ГЛАВНОМ
Надеюсь, другие эксперты смогут оценить достоинства этого стихотворения. У меня же всё затмил величественный образ велосипеда, всплывающего арбузом назад.
ГЛАС НАРОДА
Опять не понял ни одной строчки.
***
смородиновый лес
Марина Чиркова
а солнце — сквозь смородиновый лес
по тёмно-красным, розовым и белым
упругим бусинам прихваченным губами,
упрямым косточкам прикушенным легко...
(а там по краю: ива наизнанку
за пыльной тучей вскинута вдогонку
и от беззвучных судорожных молний —
которые одни и гонят ветер
вперёд товарняков и вертолётов —
уже знобит, метёт озон безумья...
и бьётся телефон — живой пескарик,
и оборвав натянутую леску
без плеска — в тишину, во тьму как в омут,
в расколотое зеркало как в сушь...
о нём, о немоте... в огне, во гневе...)
...утренним родинкам примятых летних ягод...
нет, мы другая половина неба,
где край листа двуручною пилою,
зелёным леденцом и двуязычным
блужданьем на просвет, на шёпот: слышишь,
садовник знает для чего привито,
а веткам незачем, им только дрогнуть
и прижиматься мокрым срезом к срезу,
и прирастать вживую, обнимая...
плести смородиновый лес... прилипших мошек,
мышей летучих с тонкими резцами,
грызущих нежный сахар полнолунья
и распускающих одежду у влюблённых
до нитки, до последнего, до «кто ты?»
О ГЛАВНОМ
Марина Чиркова – это всегда сложносочинённо, но зато очень красиво. И я всегда предпочту всплывающему арбузом назад велосипеду утренние родинки примятых летних ягод.
ГЛАС НАРОДА
Для меня это слишком сложно. Первое четверостишие ещё понятно, но дальше – извините.
***
Колокольчик
Берта Лучева
начало подслушано на пляже
чтобы укрыться от чужих глаз
они залезали в железную бочку из-под
(не знаю даже из-под чего)
и занимались там любовью
это было грязно
горюче-смазочные
смешивались с кровью
это было больно
а потом она цепляла тюлевую корону
на химию блёклых кудряшек
и шла на работу в привокзальный буфет
где такие же как она бездомные няшки
находили занятия зарабатывая на обед
себе и детям
о... благородное время нищих и вещих калек
даруй мне тишь твоих библиотек (курсив)
даруй мне свойство замечать каждый окурок
прозрачно дымящийся из влажной травы
каждый счастливый билет на полу курзала
скрип домофона и запах речной воды
пьяные крики пятнадцатого ночью
когда дети после кукушки
неожиданно и чисто поют michelle
в деревне
michelle
хором
ночью
под дождём
my bell
спасибо Боже!
О ГЛАВНОМ
Картинка малоаппетитная, на любителя – любовь в железной бочке из-под горюче-смазочных (Берта, как же это ЛГ не знает из-под чего? Вот же горюче-смазочными по белому написано!)
Как видно, благородное время нищих и калек всё-таки не даровало героям возможность замечать такие живописные детали, как прозрачно-дымящийся окурок или счастливый билет – стихотворение получилось абсолютно безрадостное, и даже ливерпульцы не помогли.
ДЕТАЛИ
Домофоны – разве они скрипят?
ГЛАС НАРОДА
Какой-то бред сумасшедшего.
***
Пусть любовь оживет...
Сергей Кривонос
* * *
Пусть любовь оживет,
пусть судьба не поступит безжалостно.
Растревожу январь
и к тебе сквозь снега докричусь.
Чем нас радует жизнь?
Может, этой нечастою малостью
Оживанья любви,
оживанья загубленных чувств.
Мы неведомо как
шли навстречу дорогами долгими,
И ложился к ногам, уплотняясь,
мешающий снег.
Потому я пойму,
согреваясь твоими ладонями,
Обмороженный взгляд
и проникнутый горечью смех.
Я пойму эту грусть
под ресницами черными-черными.
Я пойму, сокращая
всегда разделявший нас путь, —
В этом мире большом
среди чувств навсегда перечеркнутых
Есть такие, которых
нельзя никогда зачеркнуть.
О ГЛАВНОМ
Очень похоже на песенный текст. А в песнях, как известно, допустимо многое.
Но всё-таки «обмороженный взгляд» - это очень смешно.
ДЕТАЛИ
Чувства – они, с точки зрения грамматики, существительные неодушевлённые, даже если очень горячие. Поэтому в самом конце текста корректнее будет «такие, которые», а не «такие, которых».
И потом: если чувства навсегда перечёркнуты в третьей строчке снизу, как это их нельзя зачеркнуть в последней? Определитесь, пожалуйста, автор, а то конец совершенно не понятен.
ГЛАС НАРОДА
Мне показалось, что это классическое лирическое стихотворение. И написано красиво. Особенно последнее четверостишие.
***
Герань
Елена Карелина
-1-
Между прошлым и завтра тончайшая грань.
Прячут тучи старательно радуг цвета,
Потому-то растили хозяйки герань:
- Алый цветик на окнах – в дому красота!
Август – выспело время зарниц и Плеяд.
Клонят ветви от ягод созревших кусты.
И куда не посмотришь - за тюлем стоят
Кумачово-карминные эти цветы
-2-
Суррогатную хрупкость печатей сломав,
Ты читаешь меня - напролет - в эти дни,
Постигая неровно-горячечный нрав
И в ручьи превращая вчерашний ледник.
Разбиваясь о камни, вода с высоты
Проживает полета секундный восторг.
В паутинах серебряных и золотых
Предосеннего солнца мажорный аккорд.
О ГЛАВНОМ
Части диптиха как-то не соединились у меня в нечто целое. А по отдельности стихи симпатичные.
ДЕТАЛИ
Определение «суррогатная» не добавляет ясности «хрупкости печатей», а в ткани стихотворения выглядит исключительно чужеродно.
ЕЩЁ ПАРА СЛОВ
Герань на окнах, кстати, выращивали ещё и потому, что её эфирное масло отпугивает насекомых.
ГЛАС НАРОДА
Предыдущая «Герань» (В.И. Бородкина) была гораздо интереснее. А это – непонятно о чём.
***
жизненное
Елена Анирусс
Дядя Миша с лета живет один,
А жена недолго была больна,
Со стола не убран валокордин,
В пузырьке так много еще до дна.
По другому жизнь день за днём идет,
То, что было раньше - почти обман.
Каждый вечер - кофе и бутерброд,
Под семейным фото телеэкран…
Забредёт соседка смотреть в глаза,
Опустив на блузочке декольте…
А теперь и можно… С чего – нельзя?
Ведь теперь-то что… Но глаза - не те.
Притворится он, что и стар и туп,
И за дверь отправит ее одну,
И картошку молча закинет в суп
Словно Стенька Разин в волну княжну.
Для своей печали не ставя срок,
Он назавтра снова с соседкой груб,
И ему не страшно, что одинок...
И не знал он раньше, что однолюб.
О ГЛАВНОМ
Действительно, жизненное – как часто именно потери открывают нам глаза на самих себя, на других, на жизнь…да на всё.
Очень сильный конец.
ДЕТАЛИ
Союз «а» во второй строчке вызывает вопросы. Может, пунктуацию как-то изменить, чтобы первые две строчки им не соединялись? Ведь нет никакого противопоставления.
ГЛАС НАРОДА
Хорошее и грустное стихотворение. Вот только сравнение «картошку в суп» – «княжну в волну», по-моему, как-то слишком.
***
Что мне осталось
Елена Никандрова
Что мне осталось в память о тебе?
Баварский зонтик, фляжка и барометр,
Немалый список радостей и бед,
Походы в лес, прогулки на пароме.
С морского дна подобранный коралл,
Ледовый бур, катушка тонкой лески.
И то, как мы шагнули на корабль.
И след огня на блеклой занавеске.
Десятки дисков, видеокассет,
Открыток, писем, памятных монеток,
Хвалебных строк на первой полосе
Уже потертой выцветшей газеты.
Прыжок с тарзанки. Взгляд через бинокль.
Букеты роз, засохших и на фото.
И обещаний сказочный венок
О том, что ждет нас там, за поворотом.
Всего-то нужно было - потерпеть,
Но просветит нас в этом время/старость.
Что мне осталось в память о тебе?
Огромный мир... Вселенная осталась.
О ГЛАВНОМ
Длинный ряд перечислений, который должен был бы раскрыть образ дорогого человека, для меня остался рядом перечислений, и только. В чём коллизия – тоже неясно. «Всего-то нужно было – потерпеть» – кому и как именно? Хотя бы намёк на некие обстоятельства, на мой взгляд, улучшил бы стихотворение.
ДЕТАЛИ
Слэш вместо тире (или запятой) в строчке «Но просветит нас в этом время/старость» кажется неоправданным.
ГЛАС НАРОДА
Просто хорошее стихотворение.
***
МОЙ ВЫБОР
АРСEНИЙ Ж-С «Опpaвдaниe»
http://www.stihi.ru/2016/11/20/7590 отборочный тур для резидентов
МИХAИЛ МИНAИЧЕВ «Время бессoнницы»
http://www.stihi.ru/2016/10/27/9442 отборочный тур для резидентов
ЛЮБOВЬ ЛЕВИТИНА «Магазин Якова»
http://www.stihi.ru/2016/01/01/4813 отборочный тур для резидентов
ЮЛИЯ КРЫЛОВА «качается ветка пустеющего метро»
http://www.stihi.ru/2016/12/04/10168 номинатор Александра Герасимова
РИТА ПАТРАШ «анна»
http://www.stihi.ru/2016/08/18/3967 номинатор Александра Герасимова
ЕЛЕНА АНИРУСС «жизненное»
http://www.stihi.ru/2016/09/10/2873 номинатор Елена Наильевна
Абсолютный фаворит для меня – стихотворение Арсения Ж-С «Оправдание», притом что я не согласна я его автором ни по одному пункту. Но и это стихотворение, и пять остальных написаны поэтами, которые знали, что они хотят выразить в своём тексте, использовали для этого самые подходящие средства и довели работу до значительной степени совершенства. Чего я не могу сказать об остальных произведениях, прошедших в финал.
Свидетельство о публикации №117010712226
Маргарита Морозова 3 07.02.2017 22:48 Заявить о нарушении
Елена Албул 08.02.2017 10:59 Заявить о нарушении