Самовыражение, эссе
Возьмём такие имена –Эльдар Рязанов, Леонид Филатов, Ролан Быков, Михаил Жванецкий, Валентин Гафт, Владимир Высоцкий …
Думаю, мало кому из читателей надо объяснять, что это за личности и чем они знамениты.
Добавлю только следующее – кроме успехов в режиссуре, явного неповторимого таланта на сцене театра и в кино, они, эти люди, писали стихи. Зачем, казалось, при их таланте они тратили силы и время на рифмованные строчки?
Ответ, на мой взгляд, в том, чтобы в прозе описать какую-то ситуацию, раскрыть образ того или иного героя на сцене, требуется немало фактов и доказательств его, героя, индивидуальности, иным образом, в повествовании о ситуации или герое необходим для сущей убедительности много слов, которые складываются в толстые книги.
В стихах же при минимализме текста, где присутствуют аллегории, помогающие при описании характеристики ситуации или героя, возможностей для автора больше.
Аллегории позволяют нам мыслить образами, что значительно упрощают мыслительный процесс и экономит наше время, кроме того, аллегорический образ имеет боле яркий и, если можно так сказать, выпуклый характер, он очевиден.
Аллегории сами по себе безобидны и позволяют избежать резкой неделикатной оценки.
Человек пишущий стихи, как правило, не занимается просто фотографированием ситуации, часто прибегает к помощи аллегорий, от них смысл становится более яркий и понятный. Кроме того, читая стихи и понимая, что хотел отобразить автор, мы видим глубину мысли, читая между строк. Такое возможно только в стихах. Порой всего в четырех строчках талантливые люди могут сказать равно повествованию толстого романа.
Смысловые «молнии» в стихах порой просто ослепляют, настолько они ярки.
Думается, что самый лучший способ для самовыражения – стихи, поэтому каждый творческих человек пишет их не для того чтобы прославится и стать поэтом, им не позволяет так думать природная скромность, а потому, что им что-то не хватает в основном, привычном для них творчестве. Стихи — это красивое дополнение к их талантливой жизни, выражение ещё одной грани их таланта, не более того.
Вот только лучшее:
Михаил Жванецкий – «Все люди, как книги»
Валентин Гафт – «Мосты», его знаменитые эпиграммы о знаменитостях.
Ролан Быков – «Победы не легко даются», «Лицо у бессмысленной жизни разное…»
Эльдар Рязанов – «Ностальгия», «У природы нет плохой погоды»
Леонид. Филатов – «Не важно», «Сказ про Ивана молодца (Царь: ем я утрм бутерброд, думаю как там народ?»
Владимир Высоцкий – «Маски» .......
РОЛАН БЫКОВ
Победы нелегко даются,
Цена победы дорога,
Я становился на рога
Везде, где толпами сдаются.
Я рыл, пахал, молчал, дичал,
Я был змеёй, орлом, ослом -
А всё далёк ещё причал.
И предо мною проходил
Тоскливых лиц печальный ряд,
Бульдог, сова и крокодил
И десять сусликов подряд.
И хоть кричи, хоть не кричи -
Вокруг тебя железный круг,
Идут по кругу палачи,
И каждый -самый лучший друг.
Последнее стихотворение РОЛАНА БЫКОВА. январь 2005 год
Лицо у бессмысленной жизни разное:
Пьяное, трезвое, в струпьях холёное,
Голодное, сытное, мытое, грязное,
В сладкой улыбке ль от слёз ли солёное...
У моей бессмысленной жизни- умное
Всё в напряжении, в мыле, в заботе,
Уныло усталое, уныло безумное,
В сомнении, в рвенье, в работе, как в рвоте.
Силы найти отрешиться от бремени,
В собственной жизни живу, как высланный,
Уйти от бессмыслицы нету времени,
Силы нужны для жизни бессмысленной.
ЛЕОНИД ФИЛАТОВ
НЕ ВАЖНО
Не важно то, что вас нечаянно задели,
Не важно то, что вы совсем не из задир,
А важно то, что в мире есть ещё дуэли,
На коих держится непрочный этот мир!..
Не важно то, что вы в итоге не убиты,
Не важно то, что ваша злость пропала зря,
А важно то, что в мире есть ещё обиды,
Прощать которые обидчику нельзя!..
Не важно то, что вас мутит от глупой позы,
Не важно то, что вы стреляться не мастак,
А важно то, что в жизни есть ещё вопросы,
Решить которые возможны только так!..
Не важно то, что для дуэли нет причины,
Не важно то, что ссора вышла из-за дам,
А важно то, что в жизни есть ещё мужчины,
Которым совестно таскаться по судам!..
ВАЛЕНТИН ГАФТ
МОСТЫ
Я строю мысленно мосты,
Их измерения просты,
Я строю их из пустоты,
Чтобы идти туда, где Ты.
Мостами землю перекрыв,
Я так Тебя и не нашел,
Открыл глаза, а там… обрыв,
Мой путь закончен, я – пришел
МИХАИЛ ЖВАНЕЦКИЙ
ВСЕ ЛЮДИ, КАК КНИГИ, И МЫ ИХ ЧИТАЕМ
Все люди, как книги, и мы их читаем,
Кого-то за месяц, кого-то за два.
Кого-то спустя лишь года понимаем,
Кого-то прочесть не дано никогда.
Кого-то прочтём и поставим на полку,
Пыль памяти изредка будем сдувать...
И в сердце храним... но что с этого толку?
Ведь не интересно второй раз читать!
Есть люди-поэмы и люди-романы,
Стихи есть и проза - лишь вам выбирать.
А может быть, вам это всё ещё рано
И лучше журнальчик пока полистать?
Бывают понятные, явные книги,
Кого-то же надо читать между строк.
Есть ноты - сплошные оттенки и лиги,
С листа прочитать их не каждый бы смог.
Наш мир весь наполнен загадкой и тайной,
А жизнь в нём - лишь самый длинный урок.
Ничто не поверхностно и не случайно,
Попробуй лишь только взглянуть между строк...
ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ
НОСТАЛЬГИЯ
Ностальгия — это значит
неизбывная тоска,
когда сердце горько плачет
от любого пустяка.
Ностальгия, как дорожка -
очень трепетная нить -
в то, что больше невозможно
ни вернуть, ни воскресить.
Что такое ностальгия?
Это боль и это крик,
и разлука с дорогими,
и со всем, к чему привык.
Ностальгия — это пламя,
не зальют его года,
эта раненная память
Об ушедших навсегда.
Голову сжимает обруч,
жизнь на медленном огне.
Ностальгия -это горечь
по потерянной стране.
По утраченному детству,
куда пут заказан вновь
и не существует средства,
чтобы оживить любовь.
Ностальгия, как дорожка -
очень трепетная нить -
в то, что больше невозможно
ни вернуть, ни воскресить.
ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ
МАСКИ
Смеюсь навзрыд - как у кривых зеркал,-
Меня, должно быть, ловко разыграли:
Крючки носов и до ушей оскал -
Как на венецианском карнавале!
Вокруг меня смыкается кольцо -
Меня хватают, вовлекают в пляску,-
Так-так, мое нормальное лицо
Все, вероятно, приняли за маску.
Петарды, конфетти... Но все не так,-
И маски на меня глядят с укором,-
Они кричат, что я опять - не в такт,
Что наступаю на ногу партнерам.
Что делать мне - бежать, да поскорей?
А может, вместе с ними веселиться?..
Надеюсь я - под масками зверей
У многих человеческие лица.
Все в масках, в париках - все как один,-
Кто - сказочен, а кто - литературен...
Сосед мой слева - грустный арлекин,
Другой - палач, а каждый третий - дурень.
Один - себя старался обелить,
Другой - лицо скрывает от огласки,
Источник teksty-pesenok.ru
А кто - уже не в силах отличить
Свое лицо от непременной маски.
Я в хоровод вступаю, хохоча,-
Но все-таки мне неспокойно с ними:
А вдруг кому-то маска палача
Понравится - и он ее не снимет?
Вдруг арлекин навеки загрустит,
Любуясь сам своим лицом печальным;
Что, если дурень свой дурацкий вид
Так и забудет на лице нормальном?
За масками гоняюсь по пятам,
Но ни одну не попрошу открыться,-
Что, если маски сброшены, а там -
Все те же полумаски-полулица?
Как доброго лица не прозевать,
Как честных угадать наверняка мне? -
Все научились маски надевать,
Чтоб не разбить свое лицо о камни.
Я в тайну масок все-таки проник,-
Уверен я, что мой анализ точен:
Что маски равнодушия у иных -
Защита от плевков и от пощечин.
6.10.2016 г. 1: 15( час ночи, дача)
Свидетельство о публикации №117010710008