Тесей

Двух великих отцов наследник -
Эгея и Посейдона,
Вынул чудесный меч из-под камня,
Сразил на пути домой
Легион разбойников,
Принял из рук Медеи
Гефсиманскую чашу с ядом,
Но отец пронес до другого раза.
Убив быка Минотавра,
Доставил богам Ариадну.
Забыв черный парус сменить на белый,
Свершил отца горький жребий.

Выкрал Елену и Персефону,
Олимпийцев порядки расстроив,
Да и сам подзастрял в Аиде.
Обрек на казнь любимого сына,
Оклеветанного царицей –
Еще одной дочерью Миноса.
Дал законы Афинам
И последний приют Эдипу,
Изгнан неблагодарным народом,
Проклял в сердцах свой город.


Рецензии
Валечка, ненене, Тесей не очень то и герой, он скорее безрассуден, глуп и тщеславен. Каждая его победа сопровождается жертвой, он погубил своего отца и сына, обрек на рабство собственную мать, погубил Ариадну, Антиопу и Федру, чуть не развязал войну со Спартой. Да и Минотавра он победил из за жажды славы, не более. Про Минотавра знают все, я же хочу раскрыть ветку второй части его жизни, чтобы опровергнуть величие Тесея.

Лучшим другом Тесея, спустя время после событий с нитью и парусами, стал Перифой, царь латифов из Фесалии, опущу детали их знакомства и эпизод с быками. Тесей был приглашен на свадьбу Перифоя, где завсегдатаями были кентавры и тут они немножко подвыпили и решили похитить всех женщин, включая невесту. Завязалась схватка, вошедшая в историю как битва с латифами и кентавромахия, но незадачливые похитители были повержены. Тогда эти два приятеля решили взять себе в жены дочерей Зевса. Таким бравым парням обычные женщины не годятся и всё это притом, что Тесей всего на одну треть небесного происхождения, а Перифой вообще неизвестно кто. На секундочку, Тесею на тот момент уже было 50 лет. Товарищи отправились в Спарту за прекрасной Еленой, которой было на тот момент 7 лет. 50 - ти летний дяденька влюбился в семилетку. Всё нормально:) "Герои" похищают её и увозят в Аттику. Теперь этим весёлым парням надо добыть ещё одну дочь бога. На земле они никого не нашли (ну само собой) и отправились в загробный мир, чтобы похитить Персефону. Аппетиты растут, полубогини им уже мало - им целую богиню подавай! Их не смутил даже тот факт, что Персефона, на минуточку, была уже замужем за Аидом, неплохим парнем кстати. В общем, эти два дебила - это сила отправились в царство мёртвых, но Аид обманул обоих, предложив им сесть на трон Леты, к которому они тут же приросли. Они оставались там долгое время до прихода Геракла, который пришёл туда за Цербером. Тесея удалось оторвать от скалы, а Перифой так и остался там куковать навечно. Пока Тесей высиживал трон Леты, диоскуры вернули свою сестру, прихватив с собой и его мать. Царём поставили Минисфея. Тесей же, нет что б исправить, что он там наворотил, потратил много времени на какую - то мало значительную ерунду. Потом он всё таки отправился в Афины, но местные жители отказались принять его обратно, после чего он их торжественно проклял и отправился вон из города, как изгнанник. А потом, после очередной пьянки (совершенно случайно) упал с обрыва и разбился. Такое себе неторжественное окончание истории.

Ирина Чубенко Сергеева   17.08.2023 11:33     Заявить о нарушении
Ира, все правильно, это в общем стандартная схема для каждого героя - хоть Тесея, хоть Ясона, хоть Эдипа... Я здесь писал с акцентом на божественную сущность Тесея - здесь тоже ряд пересечений, хоть с Библией, хоть с восточными писаниями. Всё по Фрейду, так мир устроен :)

Валентин Ирхин   17.08.2023 12:15   Заявить о нарушении
Валюш, мифология не только имеет параллели с религиями, священными писаниями, атеизмом, мифами и историями других народов и дедушкой Фрейдом, но и являются прародителями сериалов и мыльных опер:) У каждого из богов было несчетное количество любовников и любовниц, а уж про детей я вообще молчу. К примеру Зевс, кем он только не был, когда посещал своих пассий, несмотря на и вопреки своей изобретательной Гере: и облаком (Ио), и золотым дождем (Даная), и лебедем (Леда), и обычным смертным (Семела), и быком (Европа), и чужим мужем (Алкмена), и в женском облике Артемиды (Калисто), и посланником орла (Ганимед) и это только навскидку. Иной раз задаешься вопросом, когда читаешь или смотришь картины: какие грибы ел автор, который написал женщину в объятьях мифических существ или женщину, несущую яйца (Леда и рождение Елены). К тому же, если сравнить, допустим, римскую и греческую составляющие можно найти прямые сходства: Зевс = Юпитер, Гера = Юнона, Афродита = Венера, Гефест = Вулкан, Арес = Марс, Артемида = Диана, Афина = Минерва, Посейдон = Нептун, Гермес = Меркурий, Аид = Плутон и так далее. Везде есть общее, даже с ковчегом Ноя и другими общеизвестными сюжетами, ибо всё они имеют одну и ту же основу и взяты из древних цивилизаций.

Ирина Чубенко Сергеева   17.08.2023 17:19   Заявить о нарушении
Правильно, Ира, в некотором смысле мифы исчерпывают все сюжеты, светскому поп-искусству остается их только повторять - больше творческой энергии взять неоткуда. У греков и римлян общая олимпийская религия, только имена трансформировались. Еще интереснее, что на Востоке и в Библии имена совсем другие, а сценарии те же.
**
Все имена, названные в Писании, все люди и предметы, описанные в Библии представляют собой символы высшей реальности. В каббале подобные архетипы называются парцуфим. Считается, что они находятся в духовных мирах, а не в нашем мире. Для обычного зрения эти объекты нереальны, а библейские описания событий исторически недостоверны. Однако они весьма реальны для того, кто приобщен к запредельному.
Сюжет трагедии оказывается важнее личности действующих персонажей: еще Аристотель отмечал, что их место может занять любой. Поэтому линии библейских сюжетов одновременно являются линями судьбы каждого человека, которые вычерчивают определенные геометрические фигуры. Эти фигуры - отдельные грани кристаллов, представляющих собой чистые образы-символы, единые для всех религий. Линии, соединяющие звезды на небе в созвездия, прочерчены людьми, и каждый может нарисовать их по-своему. Однако мир един, так что в астрологических системах разных эпох и народов созвездия совпадают. Как говорил Будда, названия могут быть разными, но сущностная форма (числовое выражение законов) одинаковой. У героев сказаний Запада и Востока разные имена, но они вовлечены в один и тот же процесс (впрочем, восточная традиция больше говорит об абстрактном, а для Запада больше важны имена действующих лиц, то есть личное и человеческое). Так устроена суровая и в то же время прекрасная реальность Библии - программа, по которой живет мир.
Основные эпизоды повторяются на разных витках спирали, которая соединяет как движение по кругу, так и некоторое поступательное движение; их герои меняют имена как маски, которые мы им помогаем снять. Кажется, что образы размножаются, а на самом деле имена чередуются, чтобы придать динамику одному и тому же событию, позволить увидеть его с разных сторон. В одно мгновение происходит пересечение разных времен. Вычерчивая кривые и ломаные линии, траектории вновь возвращаются к началу, соединяются с Богом.
http://lit.lib.ru/i/irhin_w_j/ternii01.shtml

Валентин Ирхин   17.08.2023 17:32   Заявить о нарушении
с Аристотелем не поспоришь:) хорошо сказано, Валечка. Пока читала про астрономию и связь созвездий, что, безусловно, имеет место быть, внезапно память разблокировала воспоминание об имени автора, который писал трактат о кристаллографии и шестиугольных снежинках, законах движения планет в Солнечной системе. Это Иоганн Кеплер, спасибо тебе за подарок вспомнить.

Ирина Чубенко Сергеева   17.08.2023 17:54   Заявить о нарушении
Ира, Кеплер много чем занимался.
Как и все герои тех времен :)

http://stihi.ru/2019/08/27/2000

Валентин Ирхин   17.08.2023 18:14   Заявить о нарушении
ну не такая уж и ересь, граней у снежинок действительно шесть. "Тайны мироздания" не читала, только труды "О шестиугольных снежинках" и выборочно о нашем месте в Солнечной системе, надо бы восполнить пробел. Советуешь? О Платоне, повторюсь, его читать много проще, чем комментарии к нему. Язык витиеват, но вполне доступен. С удовольствием рассмотрела иллюстрацию, действительно не отказался?

Ирина Чубенко Сергеева   17.08.2023 18:34   Заявить о нарушении
Он различал мирское и духовное.
**
Законы Кеплера (в частности, вращение планет по эллиптическим орбитам) впервые позволили обосновать гелиоцентрические представления (ранее теория круговых орбит Коперника была отвергнута Тихо Браге (1546-1601), так как она хуже согласовывалась с астрономическими данными, чем геоцентрическая теория эпициклов Птолемея). Однако наиболее важным своим достижением Кеплер считал не эти законы, а простые гармонические соотношения между максимальной и минимальной скоростью данной планеты:
...Всеблагой и всемогущий Бог при сотворении нашего движущегося мира и при расположении небесных орбит избрал за основу пять правильных тел, которые со времен Пифагора и Платона и до наших дней снискали столь громкую славу... (И. Кеплер, Космографическая тайна, цит. по Ю. А. Данилов, Я. А. Смородинский, Иоганн Кеплер: от "Мистерии" до "Гармонии". Успехи Физ. Наук, 1973, Т. 109, С. 175).
Эта статья кончается словами:
Со смертью Кеплера об его открытиях забывают. Даже мудрый Декарт ничего о них не знает. Галилей не счел нужным прочесть его книги. Только у Ньютона законы Кеплера обретают новую жизнь. Но Ньютона гармония уже не интересовала. У него были Уравнения. Пришли новые времена.

Хотя для Кеплера планеты все еще двигаются своими духами, а герметическая философия сохраняет свое влияние, уже с его именем можно связать переход науки на привычный нам математический язык. В статье о Кеплере современный физик В. Паули говорит о начале разрушения целостного средневекового мировоззрения:

Идеи [Иоганна Кеплера] знаменуют важный промежуточный этап между прежним магико-символическим и современным количественно-математическим описанием природы. Многое из того, что позднее было критически отделено друг от друга, в те времена еще составляло единое целое, мировоззрение еще не делилось на религиозное и научное. Религиозные высказывания, почти математический символ Троицы, отдельные положения оптики того времени, серьезные достижения в теории зрения, в частности, указание на то, что сетчатка должна быть воспринимающим органом глаза - все это содержится в одной книге "Дополнение к Витело"... Кеплера восхищала старая пифагорейская идея о "музыке сфер", игравшая в его время немалую роль и в алхимии... У Кеплера планеты еще были живыми существами, наделенными индивидуальной душей... И все же отказ от представления об одушевленности материального мира у Кеплера уже начался... Хотя влияние Парацельса и его учеников на идеи Кеплера неоспоримо, все же естественнонаучное мышление Кеплера от магико-символического мышления алхимиков отличается настолько сильно, что известный в свое время алхимик и член ордена розенкрейцеров Флудд (1574-1637) открыл яростную полемику, выступив против основного труда Кеплера "Гармония мира"... Взгляды Флудда станут несколько понятнее, если мы укажем на их связь с общим, происходящим на протяжении всей истории разделением мыслителей на два класса, одни считают существенным количественные отношения между частями, другие, наоборот - качественную неделимость целого... Именно эта целостность составляет содержание идеи об аналогии между микрокосмом и макрокосмом. По-видимому, она отсутствует уже у Кеплера и полностью выпадает из картины мира классического естествознания (В. Паули, Физические очерки, С. 137-175).
http://lit.lib.ru/i/irhin_w_j/ordinanceshtm.shtml

Валентин Ирхин   17.08.2023 18:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →