экзистенциальное, с позитивной программой в конце

Лежала собака, лежала,
и муха над нею жужжала,
то в нос к ней залезет, то в ухо
зелёная сонная муха.
Лежала, давила на жалость,
чудесно над нею жужжалось,
прохожие зыркали жадно -
тут где-то собака лежала.
Лежала, скажите на милость,
как будто сама себе снилась,
красиво, трагически даже,
как все мы когда-нибудь ляжем.
Чего уж там - просто валялась
и ласково так улыбалась
деревьям, сорокам, зевакам
и точно таким же собакам.
Лежала собака, лежала,
воскресла и убежала.


Рецензии
как по мне - это экзистенциальный микрошедевр с элементами экзореализма. афтар сумел сделать невозможное - слить вместе метафизику и диалектику неосуществлённого существования. причём вселяет надежду то, что всякий читатель определяет меру смертности или живости ЛГ (собаки), согласно своей трансцедентскости. скорее всего, собака совсем не умерла, или умерла не совсем, а, ещё точнее, она просто пребывает в потоке авторского бессознательного, слившись с ним настолько, насколько Бунюэль слился бы в сюрреалистическом трансе с Сальвадором в дали. респект автору и бесконечно доброй собаке, которая в итоге перевоплотилась в добрую зелёную муху, что говорит о бесконечном круге сансары. счастливых перевоплощений!
никак меня эта собака не отпускает!
минимальными художественными средствами достичь максимального художественного эффекта, доходящего до аффекта! - это талантище! в лучших традициях обериутов. ранний заболоцкий, хармс. запоминаемость образа - квинтэссенциальная!
собака находится в двух плоскостях - горизонтальной, когда лежит, и вдруг вырывается в вертикаль, - когда воскресает.
кому-то покажется на первый взгляд, будто собака умерла. ну да, как же, атрибуты смерти присутствуют, хотя их всего два - зелёная муха и - воскрешение, ещё косвенно - пофигизм собаки, не реагирующей на любые внешние раздражители. но тут, скорее, воспринимаешь этот её пофигизм сквозь призму лени - ну жара, кому охота двигаться. муха - и та вон сонная. все идиллически разморены и вот тоже сейчас улягутся рядом с собакой и будут лежать со всех ног (причём, это статичное движение отлично передано техническим приёмом повтора: рефрен "лежала собака, лежала...") - и улыбаться всему миру, не понимая, как можно двигаться и куда-то спешить, вообще - шевелиться в такую жару!? а жара как раз и имеет такое влияние на психику, когда уже не понимаешь - то ли ты спишь, то ли всё вокруг тебя спит. проваливаешься сам в себя, в некий полусон-полуявь. вываливаешься в такой уровень трансцеденции, когда уже понимание окружающего и не нужно. просто существуешь вне времени и смысла. и автору очень точно удалось передать это состояние междутам-междуздесь. когда сам себе снишься.
и хотя автор всё же постоянно притягивает читательское внимание к трагизму ситуации, говорит о жалости, о том, что все мы так будем лежать, но общая "ласковость" фона, особенно улыбка собаки-улыбаки создаёт впечатление не трагизма, а детскости восприятия ситуации. когда даже смерть воспринимается настолько естественно, что так и кажется - сейчас собака вскочит и убежит, надоест ей комедию ломать. и ведь так в итоге и происходит! сговор мухи и собаки. -
-ну, муха, блин, ты достала! даже помереть спокойно не даёшь!
-а, так ты, собака, помереть хотела!? извини, а я не поняла. воскресила тебя? но я не нарошно, так уж вышло, извини, больше не буду.
здесь всё - кажимость, и что интересно, это даже не воспринимается ни фарсом, ни чёрным юмором, а именно естественностью происходящего процесса. это действительно - сюрреализм, но сюрреализм добрый, непосредственный, бесхитростный.
почему нам должны сниться ужасные сны? почему мы на них зацикливаемся? ведь есть же и вполне добрые, позитивные. давайте на добре зациклимся! автор, похоже, нас к этому подсознательно призывает.

Александр Товберг   25.02.2017 08:35     Заявить о нарушении