экзистенциальное, с позитивной программой в конце
и муха над нею жужжала,
то в нос к ней залезет, то в ухо
зелёная сонная муха.
Лежала, давила на жалость,
чудесно над нею жужжалось,
прохожие зыркали жадно -
тут где-то собака лежала.
Лежала, скажите на милость,
как будто сама себе снилась,
красиво, трагически даже,
как все мы когда-нибудь ляжем.
Чего уж там - просто валялась
и ласково так улыбалась
деревьям, сорокам, зевакам
и точно таким же собакам.
Лежала собака, лежала,
воскресла и убежала.
Свидетельство о публикации №117010510852
никак меня эта собака не отпускает!
минимальными художественными средствами достичь максимального художественного эффекта, доходящего до аффекта! - это талантище! в лучших традициях обериутов. ранний заболоцкий, хармс. запоминаемость образа - квинтэссенциальная!
собака находится в двух плоскостях - горизонтальной, когда лежит, и вдруг вырывается в вертикаль, - когда воскресает.
кому-то покажется на первый взгляд, будто собака умерла. ну да, как же, атрибуты смерти присутствуют, хотя их всего два - зелёная муха и - воскрешение, ещё косвенно - пофигизм собаки, не реагирующей на любые внешние раздражители. но тут, скорее, воспринимаешь этот её пофигизм сквозь призму лени - ну жара, кому охота двигаться. муха - и та вон сонная. все идиллически разморены и вот тоже сейчас улягутся рядом с собакой и будут лежать со всех ног (причём, это статичное движение отлично передано техническим приёмом повтора: рефрен "лежала собака, лежала...") - и улыбаться всему миру, не понимая, как можно двигаться и куда-то спешить, вообще - шевелиться в такую жару!? а жара как раз и имеет такое влияние на психику, когда уже не понимаешь - то ли ты спишь, то ли всё вокруг тебя спит. проваливаешься сам в себя, в некий полусон-полуявь. вываливаешься в такой уровень трансцеденции, когда уже понимание окружающего и не нужно. просто существуешь вне времени и смысла. и автору очень точно удалось передать это состояние междутам-междуздесь. когда сам себе снишься.
и хотя автор всё же постоянно притягивает читательское внимание к трагизму ситуации, говорит о жалости, о том, что все мы так будем лежать, но общая "ласковость" фона, особенно улыбка собаки-улыбаки создаёт впечатление не трагизма, а детскости восприятия ситуации. когда даже смерть воспринимается настолько естественно, что так и кажется - сейчас собака вскочит и убежит, надоест ей комедию ломать. и ведь так в итоге и происходит! сговор мухи и собаки. -
-ну, муха, блин, ты достала! даже помереть спокойно не даёшь!
-а, так ты, собака, помереть хотела!? извини, а я не поняла. воскресила тебя? но я не нарошно, так уж вышло, извини, больше не буду.
здесь всё - кажимость, и что интересно, это даже не воспринимается ни фарсом, ни чёрным юмором, а именно естественностью происходящего процесса. это действительно - сюрреализм, но сюрреализм добрый, непосредственный, бесхитростный.
почему нам должны сниться ужасные сны? почему мы на них зацикливаемся? ведь есть же и вполне добрые, позитивные. давайте на добре зациклимся! автор, похоже, нас к этому подсознательно призывает.
Александр Товберг 25.02.2017 08:35 Заявить о нарушении