О святках и гаданиях
языческое празднество, посвященное солнцу. Именно с этого
дня свет начинал прибавляться, побеждая тьму .В нем
сохранились черты языческого праздника землепашцев, обряды,
приметы. С этого времени наступал новый год и зима, когда
природа отдыхает.С середины ХХ века традиции и обряды праздника
сильно изменились. Одно из характерных изменений - появление
покупных подарков, в городах использовали электрические
украшения, исчезла карнавальность, игрища, предсказания и
другое.
ЕДА – накануне и в само Рождество – день солнцеворота – ЗЕРНОВАЯ
(земледельческий обряд), КАША-КУТЬЯ из пшеницы, ячменя, проса,
ржи, в 20 веке – рис. Подслащена медовой сытой, приправлена
сушеными фруктами. КУТЬЯ – поминальная еда – прощались с ночью,
тьмой, старым годом. ВЗВАРЫ из фруктов – обрядовая еда при
рождении ребенка – рождение света, Солнца, Рождество Христово. В
сам день 25 декабря – стол характерен обилием блюд мясных, печеных,
жареных.
Варили меды, пиво. Обильное угощение как желание и просьба к новому
году – быть щедрым и богатым.
ОДЕЖДА – обязательно чистая, праздничная со своими охранительными узорами
и кроем. Обязательны были игрища, костры, хождения по
гостям, переодевания - ряжения в костюмы всяких представителей
сил сверхъестественных, в шкуры зверей, животных, так пугали тьму и
радостью встречали свет, интерес представляют карнавальные народные
костюмы, осуждаемые церковью, но являющиеся необходимой частью
праздника Солнцеворота. Маски, вывернутые шубы мехом вверх, шубы из
шкур зверей, старье и размалеванность – кто во что горазд – это
свойство карнавала, наполняя жизнь радостью, игрой, творчеством.
УБРАНСТВО ЖИЛИЩА – мыли, убирали, стлали душистое сено, солому на
пол,столы, украшали ветками вечнозеленых растений, символизирующих
жизнь, ее силу – среди них падуб, омела, там где они росли. Оттуда
же ель, кедр –где не росли падуб и другие вечнозеленые. Сено и
солома подчеркивают связь с земледельческим календарем и обрядом.
Позже произошла замена на скатерти. Обильное рассыпание зерна
всяких злаков - как пожелание хорошего урожая.
ИГРИЩА – С Рождества - и потом 12 дней зимних святок – продолжение праздника света и солнца, где каждый день был со своими характерными особенными чертами.
Колядования, щедрования, приметы, гадания имели огромное значение в эти дни. Приносили жертву (домашнее животное или птица) и пытались узнать по внутренностям свиньи или барана, бычка каким будет год, зима. Надо было привлечь урожай, плоды, жизнь, для чего одаривали, угощали, не только языческих богов, но и весь мир. А так как все происходило в знакомом кругу своих родных, односельчан, то есть мира, праздник был раскованным, узнаваемы актеры и они же зрители (карнавал), особые песни, костры и угощения и все, что собирали – всем миром-сообществом поедали
12 дней землепашец следил за погодой, примечал, наблюдал и делая свои выводы, каким будет год, месяц, весна, лето, осень.
И подчеркнем, в каждом районе были свои приметы. В.И. Даль собрал народные погодные приметы, иногда ставил пометы областного употребления. И что годилось для северных областей, совершенно не подходило для южных, Сибири или Дальнего Востока. Везде – свое.
Эти 12 дней легли в традиции празднования зимних белых святок. Каждый день имел свой смысл, обряд, и общее – игрища, столы и гости, приметы и гадания. Условие – нельзя работать, делать женскую работу –шить, прясть и ткать. Летом – страдания – страда, зимой –гуляние
СВЯТКИ сохранили черты древних дохристианских праздников: переодевания, ряжения в зверей, мужчин в старух, женщин в стариков, дураков, в мифических персонажей, театрализация (молодой год побеждает старый – игра-борьба, сдвинуть с места, мерились силой рук) - радость от возврата светоносных сил, игры, костры, песни и все это сообща – все участники и зрители одновременно.
Колядования еще сохранились в южных областях, в целом исчезли. Они имели значение в сельском знакомом мире своих людей.
Название Колядования тоже не однозначно - одни считают, что пришло название из Византии, другие считаю всецело славянским по происхождению: Коло – соло – солнце, круг.
ЕДА СВЯТОК - обильная, мясная, жирная-: холодцы, чиненые головы, кишки свиные чиненые – колбасы (коло –круг), чиненые желудки (одно из названий кушанья –колбух – круг), свежина. "Чиненый, начинить, начинка" - особые зимние начинки для кишок, шкуры, желудка, голов.Слово "фарш" - в зыке с 19 века из французской кухни.
С 31 декабря – в ночь на св. Василия и 1 января – св. Василий – покровитель свиней и жертва ему обязательна. Вот почему на столе не индейка, не курица, не баран, а свинья. Потом св. Авдотья - желудочница – на столах чиненый свиной желудок.
Обильные застолья с пирогами, мясом, свежиной, колбасами, кашами – задабривания, жертвы и щедрости Новому году, чтобы и он тоже был щедрым. Ходили по гостям, посевая из рукавов или мешочков, коробок зерно во дворах, сараях и избах, амбарах и в огородах и поле. Колосьями украшали избы, подвязывали жгутами соломы деревья в саду.
СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ еще живы. Из всего огромного кладезя разнообразных примет и гаданий, загадок сохранилась магия и гадания женские – девичьи. А полевые, огородные и прочие в своем большинстве исчезли – исчез их хранитель – крестьянин.
Гадания девушек в основном были о будущем муже и какая она будет семейная жизнь. Гадали, начиная с Рождества до Крещения. Строй гаданий был широк. Сложные и даже страшные гадания при свечах в банях – чтоб никто не видел. Но в общем это были своеобразные веселые посиделки. Вот небольшая часть.
Баня – как правило, гадали в банях, в избах невозможно при скоплении людей.
Зеркала, свечи – одно из сложных гаданий, но здесь больше мифов
Петух. Курица- одно из древнейших гаданий. Петух – олицетворение светлых сверхъестественных сил – он разгонял своим пением темные силы. Выпускали петуха и следили, к каким атрибутам гадания он подойдет. Если к деньгам – будет богатый муж, к хлебу – работник хороший, будешь с хлебом, к воде- пьяница, к зеркалу – франт, запоет – крикливый, никуда – бедняк и прочее.
Ворота –символ разделения, границы, или стены, которая разделит жизнь до замужества и после. Она может быть всякой - все же замужем - за мужем - как за стеной. Когда, из какой стороны придет жених, посватается и замуж возьмет? И через ворота бросали девушки свою или ненужную обувь, потом искали и смотрели, куда укажет носок, глубоко ли в снегу увяз. Гадание приобретало силу именно из-за ворот- забрасывая наугад, верили приметам - куда и на какую сторону покажет башмак?. Иногда встречались забрасывания обуви через баню, избу - тоже граница.Стоит ли говорить, что ребята-парни если знали о гаданиях, не прочь были вмешаться и повеселиться.
Сны и магические гадальные обряды – явление суженого во сне через приглашение его отведать хлеба, воды, причесаться
ИГРЫ-ГАДАНИЯ:
Кольца и другие предметы-символы, которые девушки брали руками, повернувшись спиной к шапке или блюду с символами. Иногда одна предъявляла другой предметы, и вторая, не видя, выбирала себе тот или иной символ, как при игре с фантами. Кольцо – к замужеству, хлеб – к труду, сладости – к сладкой жизни, монета – к богатству, расческа и зеркало – муж франт, ленты – к дороге и так далее. Здесь интересен игровой характер гадания.И помимо традиционных знаков-символов, в каждом регионе были свои.
Вопросы прохожим на имя. Случайным прохожим задавали вопросы об имени – значит, муж будет с этим именем. И здесь был игровой момент в случае, если прохожий помнил о святках или гадании.Он мог шутки ради придумать любое.
Гадания по книгам - загадывали страницу и строчку и смотрели, что написано, пытаясь понять смысл. Характерны более для города или девушек иных сословий, где читали. Гадали по Библии или другим книгам (например, по Пушкину)
Святочные гостевания, угощения предполагали и складчину: несли холодцы, свежину, колбасы, пироги и пирожки и другие печенья, квашеные овощи и все, что желали показать,чем похвалиться.
Девки – бабы - гадали незамужние девушки. Но посиделки были для всех. Бабы каются, а девки собираются. Рассказывают всякие страшные или забавные случаи, песни, смех...
Девки-парни – парни знали, что девушки собрались погадать и подкарауливали и со смехом нарочно все портили или нередко выступали незаметно, обыгрывая гадания.
Приметы - загадки зимних святок. Одно из забытых гаданий этих дней - по каше, с рядом примет. Среди них такие: если каша из горшка убежит – плохо, если из печи, плохо, если вдруг горшок с кашей треснет – тоже плохо. Понятно, что еда должна оставаться в горшке. Многое сегодня совершенно забыто.
Заканчивались святки на Крещение.. Кое-где купались – аналог с летними святками, как и костры. Солнце к тому времени уже видимо увеличивало время света.
Свидетельство о публикации №117010201303