Оболганный Гоголь
"…Он ушел из жизни во время Великого поста. Перед кончиной исповедовался и причастился. Покидал этот мир с четками в руках. За день до смерти, уже в состоянии беспамятства Гоголь говорил: «Лестницу, поскорее давай лестницу». А последние слова, сказанные им в сознании, были: «Как сладко умирать!»
/Цитата из статьи: «Спор Гоголя с Белинским до сих пор не окончен». Владимир Воропаев/
Читая в школе Гоголя,
в сомненьи пребывала:
смеётся он над Богом ли,-
как критика считала?
"Над темнотой народною
изящно издевается,
жить с нравами свободными,
с молитвами не маяться
он призывает яркою
своей литературою…" –
дебаты были жаркими.
Ведь с дьявольской натурою,
вселившейся в безбожную
власть, Бога отвергавшую, -
с врага идеей ложною
заботились восставшие
о всём народе будто бы,
отчизны процветании…
Но "полигоны бутовы"
вне Богова внимания
не оказались… - сторицей
Воздал Господь за призванных…
Сумев в систему встроиться,
и коммунисты – "в избранных"
на жизнь благополучную
и с Богом примиряющей…
У власти – "в годы тучные:
смешались все товарищи"
Есть документов копии,
враньё изобличающих,
ведь атеизм – утопия,
как камень утопающим…
А Гоголь в Бога веровал,
стремясь в юдоль Небесную,
и ныне – в стане первых он,
кто ждёт Христа Воскресшего!
25.12.2016г. Векшина Л.А.
Заключительная часть статьи на сайте Православие.ру. " «Спор Гоголя с Белинским до сих пор не окончен». Владимир Воропаев"
"…Белинский взывал к Гоголю в знаменитом письме: «Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нравов — что Вы делаете?..» Гоголь считал русский народ религиозным, а «неистовый Виссарион» — атеистичным и суеверным. Кто оказался прав?
Суть этого спора можно свести «к религиозному прогнозу». Для Гоголя христианство — бОльшая ценность, чем цивилизация. Он понимал: именно православие определило неповторимую самобытность России. Можно сказать, что спор двух классиков еще не окончен. По какой дороге пойдет наша страна — зависит от нас с вами.
Если бы Гоголь и Белинский попали в программу Владимира Соловьева «Поединок», кто бы победил? Чья правда ближе народу?
Жизнь подтвердила правоту Гоголя. Недаром Михаил Бахтин называл его «гениальным выразителем народного сознания». Но диалог был бы весьма острый.
В чем драма Гоголя? Не надел «ризу чернеца»?
Гоголь прожил всего 42 года. Из них последние десять лет испытывал сильную тягу к иночеству. Он не давал монашеских обетов (напомню, что к ним относится: послушание, целомудрие и нестяжание), но исполнил их в жизни. Сложность, даже трагичность его судьбы в том, что художественное начало личности никуда не ушло. Гоголь страдал от этого внутреннего конфликта между писательским даром и религиозными устремлениями.
Поражает кончина Николая Васильевича...
Завершение его земного пути, а это и предсмертная болезнь, и сожжение рукописей, — до сих пор предмет раздумий для исследователей. У ситуации есть как научный, так и духовный аспект. На мой взгляд, события тех дней могут быть осмыслены только в свете религиозного мировоззрения писателя. Он ушел из жизни во время Великого поста. Перед кончиной исповедовался и причастился. Покидал этот мир с четками в руках. За день до смерти, уже в состоянии беспамятства Гоголь говорил: «Лестницу, поскорее давай лестницу». А последние слова, сказанные им в сознании, были: «Как сладко умирать!»
Сегодня много спорят, по какому пути идти литературе: быть только «художеством» или «проповедью». Какие традиции классиков стоит продолжать?
Лучшие произведения русской словесности дают почувствовать читателю, что художественная правда всегда говорит о правде Божией. Классикам было интересно изучать «внутреннего человека». Я считаю, что литература должна учить понимать жизнь, а не просто развлекать.
Есть ли современные писатели, которые продолжают «линию Гоголя»?
Сегодня в России много хороших сочинителей. Но до автора «Тараса Бульбы», «Мертвых душ», «Ревизора», «Выбранных мест...», «Размышлений о Божественной литургии» им, конечно, далеко. Николай Васильевич обладал талантом и художника, и сатирика, и богослова.
Критик Константин Мочульский писал, что Гоголь был гениально одарен в нравственной области. Он повернул русскую литературу от эстетики к религии, с пути Пушкина на путь Достоевского. У каждого прозаика свои творческие способности, свой неповторимый взгляд. И те из современных писателей, кто любит Россию так, как любил ее Гоголь, продолжают его линию.
С Владимиром Воропаевым беседовала Татьяна Медведева. Источник: Газета "Культура" 24 декабря 2016 г."
Свидетельство о публикации №116123008297
Всё едино - бога нет!
Андрей Подушкин 21.04.2021 21:44 Заявить о нарушении
Сочувствую в очередной раз, бедный Вы трудоголик сайта:)))))
Векшина Людмила2 22.04.2021 08:54 Заявить о нарушении
Бедный? Да уж! Верно,не обрёл богатействов.
Андрей Подушкин 22.04.2021 12:21 Заявить о нарушении