Коли сивый Василёк.. ч. 26
Перед Васей шлем и щит,
А ещё играючи -
Золотятся наручи.
На доспех Василий глядь:
"Вот бы милую обнять!
Эко дева удружила:
И во смерти быть мне живу!
Всё-то цветики на латах
Да лучи горят крылаты."
Засияла вдруг Гдова*,
Аки Дева Дугдова**,
Заратуштры мама, -
Владею*** русамой****.
Да не волос воссияша,
А река родная наша.
Как же тут не воссиять?!
Хороша доспехом рать!
.......
Гдова* - река, протекающая через город Гдов и впадающая в Чудское озеро.
Дугдова** - имя матери Заратуштры - доящая (из древнеиранского duxta-yava), дословно, разумеется, не ‘доительница коров, доярка’ и проч., а, букв.: «Выдоенно-коровная», «Имеющая выдоенных коров», «Та, чьи коровы выдоены», т.е. остались без молока.
Таких охранных, уничижительных имён среди древних ариев известно ещё несколько: «Не-быстро-верблюдый», «Тоще-быкий», «Тоще-лошадный». Царя-покровителя Заратуштры звали Виштаспа (авест. vistaspa- <*vi-sita-aspa-), что буквально может значить ‘Отпущенно-лошадный’ (‘Тот, чьи лошади отпущены’, т.е. то ли выпущены пастись, то ли разбежались?). В Таджикистане встречаются такие имена (nom-ipast ‘низкие имена’): xosok ‘мусор’, ^jorub ‘веник’. А в одной семье, где умирали дети, новорожденную вообще нарекли be-nom ‘безымянная’.
ВлАдею*** - волосами (влади - волосы (древнерусск.))
Русамой**** - самой, что ни на есть, русой)
Продолжение здесь:
http://www.stihi.ru/2017/09/12/1416
Свидетельство о публикации №116123001607