Художник

    Не только человек, но любое живое противопоставляет себя хаосу - выделяет себя из него и воспроизводит своё постоянство в нём. Человек же воспроизводится как особенное живое. Такое живое, которое "стоит" разумно. Но что значит стоять разумно? Это значит стоять всякий раз по новому и заново - фактически стоять контр-хаотично.
    С той же скоростью с какой хаос пребывает и напирает, с той же скоростью он должен урегулироваться, превращаться в гармонию. Гармония это всякий раз мир вполне себе совершенный. Это мир достаточный, то есть мир, в котором больше некуда стремиться. Такому миру может противостоять только разрушение. Однако художник покидает одну гармонию и достаточно быстро спешит к другой. Художник покидает самозамкнутые, самодостаточные миры ради порождения новых столь же самодостаточных. Разве нельзя сказать при том, что в его душе превалирует хаос, а отнюдь не порядок и ритмическое постоянство и что сила становления всегда побеждает в нём Бытие? Любой художник столь же дитя Гармония, сколь и дитя Хаоса. Ни Аполлон, ни Дионис, выражаясь об этом в ницшевских координатах, не существуют в нём порознь.
    В своих произведениях художник живёт до тех пор, пока в них становится. В принципе также, как и читатель, переходящий к другой книге или произведению искусства, после того, как "пожил" в этой, но художник в отличие от него переходит к тому, чего ещё нет.
    Каким же образом художник существует как человек на фоне мирового хаоса? Ещё одним совершенно не типичным, невменяемым и оригинальным хаосом. Художник оказывается и сам себе хаосом и сам себе укротителем его. И когда мы думаем что же происходило с великими людьми, когда они безумствовали - мы думаем плохо. Они всегда безумствовали, не стоит тыкать пальцем затем в сжигающего "Мёртвые души" Гоголя или в отрезающего ухо Ван Гога, стоило бы раньше заметить, что это они и есть.
   Заметить... И испугаться?
О да, художник, без сомнения, также страшен, как и мир, и жизнь вообще..


Рецензии