о стихах замечательного поэтаА. Авраменко

ЕСЛИ Б НЕ ЧЕРЁМУХА!
Звучала во мне строка А. Авраменко . А вернее сказать, если бы не восторг поэта от красоты и аромата черёмухи, не открыл бы он калитку в свой удивительный мир для нас. Почему мы любим настоящую поэзию?
Поэтическое вдохновение составляет слова в определённый ряд, и это будит в нас другую жизнь, слова обыденные, как снежинки, тают в ладошке и проливаются другим звуком, другим смыслом, словно музыка, не поддающаяся объяснению. О музыке не рассказывают, её или слышат или нет! Это – творение стихии. И поэт, открыв калитку, только намекает, что мы должны увидеть, а остальное мы додумываем сами в зависимости от своей образованности и чуткости.
Итак, Авраменко: «то ли дождь попутал, то ли темный вечер, я плащом укутал худенькие плечи». Вот и увёл он нас в прекрасный мир любви. Честно глядя в глаза любимой, приглашает её плыть по течению жизни вместе, приглашает к маме, ждущей сына на скамеечке у сада, и бережно несёт ей шерстяную шаль – подарок от любящей невестки. Всё это нормы устоявшейся русской морали, о которой неустанно надо говорить сейчас.
Хочется обратить особое внимание на словосочетание «шерстяная шаль», где «Ш» не шипит на нас, а заботливо греет теплом, нежно  с любовью обнимает. И далее ведёт нас поэт: «у калитки тропа запорошена,
Но на ней оскользнёшься не раз,
Всё, что летнего было хорошего,
В снежных сумерках скрылось от глаз». И далее он ругает старушку- метелицу, что помелом заметает следы, но тут же и призывает нас осознать великое значение печного дыма, награждает его величественным словом и высоким действием «царственным шлейфом искрится и стелется, в облака отлетаюший дым». Это он, А. Авраменко, заставляет нас задуматься «где же ты, моё смуглое лето, в золотом духовитом стогу»,как бы приглашая побегать  по детски под солнцем, вспомнить травы луговые, напоенные солнечным соком. Вот такой он, деревенский мир А. Авраменко, перекликается с есенинской берёзкой ( и берёзка поникла растерянно, прислонившись к родимой избе). И в то же время ты радуешься тому, что обнаружила в стихах что то свежее и даже загадочное, не в поверхостном, а в глубоком значении, когда поэту «превыше мелодий столичных зоревое мычанье коров». И как замечательно подчёркивает автор стихов широту Руси – «от берёз до вороньего крика», сколько же можно вместить в это пространство! И веришь новокуйбышевскому поэту: «я пришёл порой предосенней, в стольный город барыг и купцов, как быть может нагрянул Есенин, как однажды приехал Рубцов». Здесь, в этом стихотворении, Авраменко несомненно мог бы назвать какие то отличительные черты и Рубцова, и Есенина, но он усилил четверостишие действием, употребив слова «пришёл, нагрянул», что особенно важно для смысла этого стихотворения. Вдруг вспомнилось высказывание Марины Цветаевой: на парусах моих стихов, все плывут в открытое море, кроме меня, ибо я ткач… А я уверяю вас, читая  стихи А. Авраменко, вы попадёте в удивительный мир природы и его души с надеждами и чаяниями. На Руси много до глупости смешного, но Авраменко не намерен смеяться, смотрит на мир не шутя, разумеет его тайну, понимает важность своего познания и чувствует отчаянную бедность земного бытия. Как пронзительно правдивы его строки: «Не глядя на лица прохожих,
Не глядя на лица друзей,
Великий иду и ничтожный
В грядущую жизнь, как в музей.
Он понимает тяжесть современной жизни, её непоправимость, чувствует свою ответственность перед ветеранами, сумевшими защитить мир в годину лютую, но не только власть виновата в том, что «гибнут наши мальчики на руинах Грозного», но и все мы – грешные! Беспокоится поэт за всю Россию-матушку, не нравятся ему булочки французские (почему не наши?), поднимает волнующую тему. «И столько иностранного в столице, что вправе и назвать её провинцией».  Поэт задаётся вопросом «почему поэт на Руси не интересен», ищет Илью Муромца в тридевятом поколении, чтоб выручить Русь, попавшую в капкан. А посмотрите, как он своеобразно соседские окна называет «ЖОЛТЫ», не просто перекликаясь
с великим Блоком, но и отвечая на улыбку гения(вместо буквы Ё Блок употребил специально букву О), то есть это и есть цвет измены, да ещё по-прежнему смеются в этих окнах. Это и есть поэтическое дыхание, присущее только поэту. Он, Авраменко, не может не писать, ибо «бедная российская словесность, кто горою встанет за тебя» . Только вдумайтесь в строки «Россия без русских – пустая страна! … Их надо беречь, как память, как хлеб, как икону…». Авраменко не боится сказать о себе, что хочет он
«согреть бесприютные души,
Отходчивым русским стихом,
А песни всё тише, всё глуше,
И в горле – отчаянья ком!
У всех на устах – продаётся Россия, А Авраменко не молчит. Я приведу этот пронзительный стих полностью.
Продаётся русская идея…
За пятак, не по цене зело!
Налетай скорее, прохиндеи!
Видно ваше времечко пришло!
Что же в самом деле натворили
Мы с тобой, мой русский дурачок?
Пропили страну и прокутили,
Раздарили всю за пятачок.
Продаётся русская свобода.
Да не осеняй себя крестом!
Нашего забитого народа
Не пронять, наверно, и кнутом.
Но родных традиций не нарушим,
Не забудем нищим грош подать.
Эх, отдать не лучше ль Богу душу,
Чем за доллар дьяволу продать?!
С горечью говорит Авраменко о теперешней разобщённости людей «А ведь учили нас в литинстиуте», были там все родные «здесь братаются кровью поэты, как отцы на гражданской войне». Воспевает поэт деревенскую жизнь: уехать бы, расплатившись с долгами, но опять загвоздка «только денег нету на билет» - шутит с нами Авраменко, а сердцем понимает, жизнь в деревне стала невозможной.
Особой теплотой пронизаны стихи-воспоминания о детстве. И этой связью поэт дорожит всю свою жизнь.
Добрести до милого порога,
В дом отцовский снова заглянуть,
Выйти в сад, где  с юной недотрогой
Школьную приветствовал весну.
…………………………………….
Там, у полусгнившего забора
По весне черёмуха цветёт,
Подвенечным радуя убором,
Всех, кто просто мимо не пройдёт.
Много и долго ещё можно говорить о многогранности  поэзии замечательного поэта А. Авраменко, и как нельзя пройти, не насладившись, мимо весенней черёмухи, так и не возможно остаться равнодушной, познакомившись со стихами Александра Александровича Авраменко.
        С уважением, поэт Татьяна Коковина.


Рецензии