Анализ данных росстата по уровню рентабельности
На фоне агрегированного уровня рентабельности (убыточности) проданных товаров, продукции, работ, услуг в целом по РФ по всем видам экономической деятельности этот же показатель по производству легковых автомобилей обладает ярко выраженными отличиями.
Общий уровень рентабельности по всем видам экономической деятельности в целом по РФ демонстрирует обобщённую эффективность, или усреднённое значение отношения прибыли к затратам. Агрегированный уровень рентабельности (убыточности) варьирует в положительном диапазоне: от 11% до 16,3%. Его минимальное положительное значение 11,01% отмечено на 01.04.2009г., максимальное значение составляет 16,3% на 01.07.2008г. В этом же периоде уровень рентабельности производства легковых автомобилей имеет тенденцию снижения и доходит до отрицательных значений 01.04.2009г. (-5,48%). (См. рис. 1).
Рис. 1 – Уровень рентабельности по наиболее значимым видам экономической деятельности и по производству легковых автомобилей (Legk Avt), %%.
Максимальной рентабельностью по рассматриваемому периоду характеризуются разделы С и D. Их графические значения уровня рентабельности превышают средние показатели в целом по экономике РФ (Всего). Рентабельность ниже среднего уровня в России характерна для разделов E и F. При сопоставлении уровня рентабельности производства легковых автомобилей с другими видами экономической деятельности за период с 2009 по 2010 г.г. наблюдается факт максимального проседания, или провала, уровня рентабельности (убыточности) именно по производству легковых автомобилей.
Отрицательные значения показателя свидетельствуют о том, что при знаке “-“ (минус) показатель прекращает своё существование как уровень рентабельности вида экономической деятельности, и превращается в своеобразный уровень убыточности.
Максимальный уровень рентабельности по производству легковых автомобилей имел место на 01.04.2004г. и составлял 13,94%. За период обвала рентабельности рассматриваемого вида экономической деятельности (с 01.04.2009 по 01.04.2010) уровень убыточности по производству легковых автомобилей опускался до минимальной отметки (-8,36%) на 01.07.2009г. (См. рис. 2).
Рис. 2 – Уровень рентабельности по разделу D и его составляющим и по производству легковых автомобилей (легк авт), %%.
По разделу D (обрабатывающие производства) наиболее рентабельными видами экономической деятельности являются подразделы DG и DJ, а самыми низкорентабельными – DB и DM. Если рассматривать рентабельность в динамике по производству легковых автомобилей и его составляющим подвидам, то выясняется что “провалы” рентабельности в большей степени характерны для производства двигателей внутреннего сгорания. (См. рис. 3).
Рис. 3 – Уровень рентабельности по производству легковых автомобилей и по видам деятельности, связанных с производством легковых автомобилей, %%.
Сравнение динамики уровня рентабельности производства легковых автомобилей и общего производства по стране выделяет изучаемый вид экономической деятельности (производство легковых автомобилей), как наиболее шаткий к «штормам и бурям» нередко возникающих неустойчивых экономических ситуаций, как в нашем государстве, так и в целом на мировом экономическом пространстве.
Косвенным объяснением высокой уязвимости к экономической обстановке производства легковых автомобилей может быть факт довольно высокой капиталоёмкости производства, а также то, что продукт рассматриваемой отрасли не является предметом первой необходимости для потребителя.
В дальнейших работах по анализу уровня рентабельности видов экономической деятельности планируется использовать несколько преобразованное вычисление рентабельности без составляющих с нарастающим итогом, что, как предполагается, будет способствовать более наглядным и точным результатам.
Опубликовано в виде тезисов в 2012 г. На Всероссийском симпозиуме "Стратегическое планирование и развитие предприятий", Москва.
Рисунки - Х. Бидструп
© Copyright: Наталья Наринян, 2016
Свидетельство о публикации №216121301159
Свидетельство о публикации №116122804849