К нам безразличие ворвалось в кровь и плоть?
(поэтические философемы, реплики, эссе)
К нам безразличие ворвалось в кровь и плоть? (Ю. Петров)
(Бытие и мы.
Дар Ойкумены.)
Безразличие – состояние полного равнодушия,
незаинтересованности.
***
Безразличие – это состояние полной незаинтересованности
происходящими вокруг событиями, апатичное и безучастное
отношение к любимым и близким людям, бесчувственность.
То есть, можно сказать, что это – личностная катастрофа!
***
Великий Горький в своё время писал: «Безразличие овладело мною,
безразличие и холодная тоска». Максим Горький (1868—1936),
«Мои университеты», 1923 год.
07.10.2016
К нам безразличие ворвалось в кровь и плоть, -
Кривляется, юродствует, хохочет …
Христа распяли, но смолчал Господь,
Во все века порочный круг – порочен.
Движение назад исключено?
Движение вперёд для всех открыто?
Одно из двух или из трёх – одно,
Нам может всем помочь Бхагаватгита.
27.12.2016, 29.12.2016
Бхагаватгита (Бхагават-гита, или просто «Гита»; «Песнь Господа») — памятник древнеиндийской религиозно-философской мысли на санскрите, часть шестой книги «Махабхараты» (Бхишмапарва, главы 23—40), состоит из 18 глав и 700 стихов; является основой индуистской философии.
«Бхагаватгиту» часто называют «Гита-упанишада» или «Йога-упанишада», утверждая её статус как Упанишады и её принадлежность к Веданте. В философии индуизма, наряду с Упанишадами и «Веданта-сутрами», «Бхагаватгита» является одним из трёх основополагающих текстов Веданты. Так как «Бхагаватгита» является частью «Махабхараты», она относится к писаниям категории «смрити»*1 , но указания на «Бхагаватгиту» как на Упанишаду дают ей статус, близкий к «шрути»*2. Стихи написаны с использованием насыщенной метафоричности в традиционной санскритской метрике: такие стихи, написанные размером «шлока»*3 , обычно поют, отсюда и название «Бхагаватгита», которое переводится как «Божественная песнь».
Текст «Бхагаватгиты» состоит из философской беседы, ведущейся между Кришной и Арджуной. Эта беседа происходит на поле битвы Курукшетра непосредственно перед началом Битвы на Курукшетре между двумя воюющими кланами - Пандавов и Кауравов. Арджуна — воин и один из пяти братьев-царевичей клана Пандавов — перед решающим сражением впадает в сомнение о целесообразности боя, который приведёт к смертям многих достойных людей, в том числе его родственников. Однако его колесничий — Кришна — убеждает Арджуну принять участие в битве, разъясняя ему его долг как воина и царевича, и излагая перед ним различные философские системы веданты и практики йоги, в том числе «Карма-йогу», которая объявляется главным путём к мокше*4.
На протяжении многих веков «Бхагаватгита» является одним из самых почитаемых священных текстов и оказывает большое влияние на жизнь и культуру индийского общества. Повлияла она и на западную культуру, привлекая внимание таких выдающихся мыслителей, как Гёте, Эмерсон, Олдос Хаксли, Ромен Роллан и др. В цивилизационном пространстве Руси о «Бхагаватгите» узнали в 1788 году, после того как её, впервые на русском языке, издал Н. И. Новиков.
_____________________________________________________
*1. Смрити («запомненное»; то, что находится в памяти) — категория священных писаний индуизма. Термин обычно используется по отношению к текстам, дополняющим шрути — изначальные ведийские писания. Существует много вариантов классификации писаний смрити. Как правило, к смрити принято относить:
I. Дхармашастры или законы. Состоят из 18 книг. Каждая книга соответствует определённой временной эпохе.
II. Итихасы или истории, сказания. Состоят из 4 книг. К их числу принято относить эпосы «Махабхарату» и «Рамаяну».
III. Пураны или древние былины. Состоят из 18 книг. Дополнительные священные писания индуизма, в которых Вишну, Кришна или Шива превозносятся как Верховные формы Бога.
IV. Веданга состоит из 6 категорий текстов: Шикша, Вьякарана, Чандас, Нирукта, Джьотиша и Калпа.
V. Агамы или доктрины. Делятся на три основные части: вайшнавские, шиваитские, и шакта. Другой вид их категоризации: Мантра, Тантра, и Янтра.
*2. Шрути («услышанное») — канон священных текстов индуизма, изначальные богооткровенные ведийские тексты. Согласно принятой в современной индологической науке точке зрения, они не относятся к какому-то определённому историческому периоду, а принадлежат к различным этапам развития индуизма — от времени, когда были составлены самые древние ведийские тексты — до послеведийского периода Упанишад канона муктика. Другой основной категорией священных писаний индуизма являются смрити, которые основываются на авторитете шрути.
*3. Шлока — древнеиндийский санскритский эпический стихотворный размер. Состоит из тридцати двух слогов. Представляет собой двустишие со строчками по 16 слогов, каждая из которых в свою очередь состоит из двух полу-строк по восемь слогов каждая. Шлоками написаны великие произведения древней и средневековой индийской литературы: «Махабхарата», «Бхагавата-пурана», «Нараяниям», «Брахма-самхита» и многие другие.
*4. Мокша («освобождение») или мукти в индуизме и джайнизме — освобождение из круговорота рождений и смертей (сансары) и всех страданий и ограничений материального существования.
Резюме: Дорогие читатели, будьте осторожны в отношениях с реальностью над пониманием которой бились авторы «Бхагаватгиты». В их жизнь уже врывалось «безразличие»?! Что же оно собой представляет - это «безразличие»? Это монстр?
Итак, в вашу жизнь может ворваться безразличие. Уточним, что это такое? Бойтесь безразличия, или равнодушия, или наплевательского отношения ко всему что происходит – с нами и с другими. Безразличие сродни алкоголизму? Не так ли?
Наши дефиниции:
1. Равнодушному человеку все равно, что происходит вокруг него.
2. Ему не интересны чувства и эмоции других людей, происходящие события и их социальная оценка.
3. Чаще всего состояние тотального безразличия наступает в результате сильного перенапряжения или пережитого стресса. В таком случае человек даже сам себя не интересует. Если не удается быстро выйти из этого состояния, то оно грозит перерасти в апатию и депрессию. Тогда личность останавливается в своем развитии и неизбежно деградирует.
4. Безразличие может появиться, когда человек сам загоняет себя в рамки бесконечного «долженствования». Если им постоянно руководят слова «надо» и «должен», тогда с течением времени постепенно утрачивается интерес к жизни. Но более частные признаки безразличия могут быть проявлениями определенных черт характера, таких как себялюбие, эгоизм, гордыня и т.п.
5. В любом случае, преодоление безразличия начинается с пробуждения интереса и сопричастности. Если вы чувствуете, что просто переработались, испробуйте терапию «ничегонеделания». Просто позвольте себе несколько дней поваляться на диване или взять небольшой отпуск, чтобы полежать на пляже.
6. Если близкие люди обвиняют вас в безразличии, старайтесь быть более внимательным и чутким по отношению к их делам и проблемам. Старайтесь больше думать о других, а не о себе, но при этом не загоняйте себя в жесткие рамки «надо».
Наша максима:
Да здравствуют благородные трудоголики, апологеты правды, справедливости и красоты! Ведь красота все-таки спасёт мир от жадности, крохоборства и всепожирающего накопительства. Из числа разрушающих род носителей разума должны навсегда исчезнуть нищета и сверхбогатство!
Перечисленные выше позиции это характеристики великой Ойкумены. Позвольте уточнить сущность феноменальной реальности. Так что же такое - Ойкумена?
Постскриптум: Уважаемый современник! Феноменология «равнодушия», или «безразличия» существует давно и разрабатывается специалистами по проблемам обществоведения.
Мы все субъекты Ойкумены, включающей в себя индивидов, цивилизации, различные общественные институты. Так что же собой представляет грандиозная Ойкумена?
Уточним: Ойкумена - населённая человеком часть земли. Впервые описание Ойкумены встречается у Гекатея Милетского, включавшего в понятие Ойкумена - Европу (кроме северной), Северную Африку, Малую и Переднюю Азию, Индию.
Согласимся с тем, что «безразличие» должно покинуть пределы Ойкумены.
Дорогие читатели! С благодарностью за внимание, ваш Юрий Петров,
доктор философских наук.
И с Новым 2017 годом Вас, дорогие читатели!
Свидетельство о публикации №116122705362