Тысяча и одно - 12

"Моцарт"

Знаешь, Настя,
Всё, что было в прошлом,
А также многое из того,
Что случится в будущем,
Запечатлевается в так называемых хрониках Акаши.
Там есть будущее,
Которое уже застыло почти навечно,
А есть и такое будущее,
Которое возникает только в виде
Возможностей и вариантов.
Античные герои свято верили в предопределение,
Но именно поэтому преимущественно поступали
По собственному усмотрению.
Христианские праведники
Предпочитали уповать на волю Божью.
Так или иначе, чем более спор в развитии,
Чем социально существеннее человек,
Тем меньше в его судьбе
Значение сугубо личного
И - хотя бы внешне - произвольного.
Ну вот, хоть бы Моцарт.
В детстве папаша Леопольд
По сути лишил его детства и адекватной семьи.
Многочасовые занятия музыкой,
Частые тяжёлые переезды
С ночёвками по чужим углам,
Докучливые обязанности отчаянного вундеркинда
Могли бы напрочь свихнуть
Не одну детскую психику.
Но Вольфганг Амадей ужасно любил отца
И, пожалуй, ещё больше любил музыку.
Беззаветная любовь к музыке
И столь же отчаянная дрессура
Привели в итоге к тому, что к шестнадцати годам
Моцарт превратился в одного из ведущих
Композиторов современности.
Вот только вундеровское детство
Стремительно подходило к концу,
Надобно было служить у архиепископа Зальцбурга
И числиться по ранжиру ниже поваров,
Но всё-таки выше прислуживающих лакеев.
К тому же архиепископ носил герцогский титул
И был посредственным музыкантом,
То есть однозначно понимал в музыке
Неизмеримо больше юного Моцарта!
Отношения с герцогом Колоредо
В итоге испортились настолько,
Что когда Моцарт подал прошение об отставке,
Его показательно спустили с лестницы.
Уйти со службы, сделаться свободным художником
Казалось неслыханной дерзостью в те времена.
Вскоре, впрочем, Моцарт открывает для себя
Две важные вещи: что в этом свободном мире
Можно влюбляться и можно зарабатывать
Совсем неплохие деньги.
К сожалению, когда у Вольфганга появились деньги,
Его первая любовь уже была выдана замуж.
Тогда он женится на её сестре Констанции.
Но вот незадача - отец не признал этот брак
С простой мещанкой и навсегда отрёкся от сына.
Новые успехи сменяются новыми разочарованиями.
При австрийском дворе он принят,
Но предпочтение отдают, скажем, всё тому же Сальери,
Австрийскому двору вообще больше нравится
Итальянская оперная музыка,
А вовсе не новая немецкая музыка Вольфганга Амадея.
Последнюю куда веселей принимают,
Скажем, в Чехии, чем на родине героя.
Констанция шесть раз рожает,
Но выживают только двое сыновей.
Констанция, бывает, служит источником вдохновения,
Но брак с ней лишён какой-то особой близости.
Моцарт гуляет по кабакам,
Заводит любовные связи,
Но и Констанция, не глядя на роды и на болячки,
Не преминула изменить ему в ответ.
Музыка становится всё совершеннее, всё божественнее,
А жизнь тем временем -
Всё менее гармоничной и радостной.
Но ещё задолго до наступившего безденежья,
Задолго до немилостей двора
И грядущей холодности друзей,
Он ищет утешения в обществе масонов.
Уж там-то вроде бы все равны
И много занятной мистики...
На самом деле мистики во всём этом не было никакой.
То есть никакой Сальери Моцарта не травил.
Виною слухов был сам Сальери,
Который корил себя за слабую поддержку Моцарта,
А впав в старческое безумие,
Трансформировал эту вину в признание версии отравления.
Точно также никто не пытался "уморить" Моцарта "Реквиемом",
Просто один бюргер и незадачливый музыкант
Через подставное лицо заказал это произведение,
Чтобы со временем выдать его за своё собственное.
Отчего же на самом деле умер Моцарт?
От изматывающего сопротивления окружающего мира,
От незаслуженной бедности, от непризнания,
От негармоничной семьи, от невнимания
И холодности друзей.
Общая подавленность вылилась в частые простуды,
Ангины, ОРЗ, такое прочее.
В качестве осложнения развилось воспаление оболочек сердца
И, в конце концов, скопившаяся в полости перикарда жидкость
Навсегда остановила большое сердце
Этого маленького человека.
Мистика коснулась разве что его похорон.
В страшную непогоду никто из друзей и близких
Не дошёл с его прахом до самой могилы.
Оттого место захоронения гения доподлинно не известно.
Разжиться "мощами" Моцарта
У развесёлых австрийцев, видимо, не получится никогда.
У Моцарта была маленькая голова,
И потому долгое время в музее Зальцбурга
Фигурировал какой-то маленький женский череп.
Но к чему всё это?
Жизнь его была странна и несуразна,
А музыка, оставшаяся от него, -
Огромна и великолепна.
Неровности жизни понуждали его
Производить эту великую музыку приблизительно так,
Как иная корова в ответ на раздражение вымени
Обильно даёт молоко.
В искусстве такие вещи
Частенько доходят почти до безумия.
Ну, это как с Клодом Моне:
Когда его "жена бедности" Камилла
Отошла в мир иной,
Он, несмотря на всё своё неподдельное горе,
Принялся рисовать её в цвете прямо в гробу,
Кажется, даже в двух вариантах,
В зависимости от нюансов освещения,
Ну, ты понимаешь, именно так,
Как это он всегда хорошо умел...


Рецензии

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →