О расчётных центрах и не только

        «Минстрой занялся поправками в законодательство, которые станут регламентировать работу единых информационно-расчетных центров, аккумулирующих расчеты населения за коммунальные услуги». (Информация от Рамблер/новости со ссылкой на «Известия»)

          Прошу меня простить, но не смогла проявить равнодушие к этому вопросу. Уж больно он наболевший. Региональные центры  нельзя назвать новшеством.  Задумано неплохо.  Но что может произойти в действительности?

          В силу моей (уже в прошлом) профессии, мне приходилось сталкиваться с отрицательными моментами работы таких центров при проведении аудита самых первых управляющих компаний. 
          Поэтому смело могу утверждать: если не закрепить законодательно ряд контрольных мероприятий,  и не разработать специальные бухгалтерские программы (именно бухгалтерские!) ничего не изменится. Увеличится лишь нагрузка на собственников и арендаторов жилья.  По сути – денежные средства, в виде коммунальных платежей, просто из одних рук перейдут в другие.

          Коммунальные платежи – целевые средства. Бухгалтерский учёт этих средств должен осуществляться соответственно характеру этих платежей. Должен, но не всегда осуществляется. Цепочка всех операций по:

– начислению;
– предъявлению к оплате;   
– оплате коммунальных платежей;
– расчетов с поставщиками коммунальных услуг,

должна быть не только прозрачна на каждом участке, но и полностью взаимоувязана в соответствии со всеми требованиями бухгалтерского учёта, основанного на системе двойной записи. Иначе деньги будут изыматься для прокручивания в своих целях, или просто «прилипать к рукам»  на различных участках цепочки. А обнаружить это будет очень непросто.

         Хочу предложить для ознакомления интересный  пример из предъявленных лично мне платёжных документов в 2015 г.  Оплата у нас производится через расчётный центр.

          Однажды, чисто профессионально, обратила внимание на то, что в предъявленном мне платёжном документе за прошедший месяц не проставлена моя оплата. Не была вписана в счета пропущенная сумма платежа и в последующие периоды.
          Пересчитала счёт. Оказалось, что исходящий остаток на конец месяца указан с учётом моей оплаты, что соответствовало истинному положению вещей, но противоречило правилам учёта, да и математики. Просмотрела все счета. Результат поверг меня в шоковое состояние.  Выявила ещё два, моих, не показанных в счёте платежа. Но на сумме моей задолженности это также никак не отразилось.

          Выявилась и ещё одна вещь. В одном из счетов по горячему водоснабжению (а я плачу по счётчику), обнаружились две суммы перерасчёта – начисление и оплата. Суммы, практически, равнозначные, отклонение незначительное. 
          Зная, что в показания моих приборов изменения никем не вносились, решила разобраться в этой ситуации. Сделала выборку из данных указанных в счетах, пересчитала всё за целый год  (по их данным), вывела сумму своей задолженности за год (по их данным) и получила изумительный результат. Согласно данным в счетах сумма моей задолженности на 2700 руб. была больше, чем предъявленный мне переходящий остаток. То есть, мне результат предъявлялся правильно, а в общий итог (в общий котёл) ушла сумма задолженности на 2700 руб. превышающая фактическую.

          Почему?  Возможно несколько вариантов.  При проверке эти огрехи можно отнести на головотяпство исполнителей. А без проверки? 
          Во-первых, это искажает результат,  существенно УВЕЛИЧИВАЯ сумму общей задолженности плательщиков. Что позволяет перечислять поставщикам коммунальных услуг меньшую сумму, искусственно увеличивая сумму долга собственников жилья. Только в нашем доме около пятисот квартир.  Если так во всех счетах?
          Во-вторых, увеличение суммы расхода ГВС влияет на определение ОДН.

          Зачем я это пишу? Не знаю. Наверное, потому что противно. Противно оттого, что повлиять на этот процесс в одиночку невозможно. И сверху (приказом или законом) это не исправить – жадность человеческая безмерна, всех проконтролировать нельзя. Но можно так изменить систему учёта, что осуществлять этот контроль будет проще. А главное – для этого не надо ничего изобретать.  Всё давно придумано. Нужен только контроль соблюдения установленных правил ведения бухгалтерского учёта, в том числе – контроль применяемых бухгалтерских программами. Упрощённая система учёта там, где народные (включая бюджетные) деньги, должна быть запрещена категорически!!!
 
          И главное – кроме нас самих в системе ЖКХ порядок никто не наведёт. Так называемые, «управляющие» компании (кстати, почему «управляющие», а не «обслуживающие»?) не подвержены даже  обязательному аудиту.  Но и аудит здесь поможет только в случае наличия специально разработанной и утверждённой  Минфином РФ программе.  Применяя общепринятые Стандарты, многое можно пропустить или «не заметить».
         Но ведь мы и сами можем настоять на проведении такой проверки, заключив от лица собственников соответствующий договор с аудиторской компанией, оговорив перечень конкретных вопросов, можно  также создать свою ревизионную комиссию. Главное – контролировать  ситуацию, а не пускать всё на самотёк. 
         Может тогда, и себя больше уважать начнём.


Спасибо всем, кто прочитал до конца.
С любовью к читателям: автор.


Рецензии
Галина - это больное место. В подъезде 6 лампочек энергосберегающих, которые включаются только на звук. Но, если пересчитать сколько 16 квартир подъезда платят за ОДН, то это больше, чем я плачу за электричество в своей квартире, хотя у меня постоянно работает холодильник, комп, да ещё, когда внучки жили, стиральная машина 2 раза в день работала, да и свет горел в 2-х комнатах весь вечер (не считая того, что время от времени зажигали свет на кухне , в туалете и в прихожей - там не энергосберегающие). Ходили с соседкой в Общество защиты прав потребителей. Мужик посмотрел счета, сказал, что нас надувают - и всё, на этом всё закончилось. В доме 12 подъездов. Вместо половины собственников живут квартиранты и требовать аудит... Мечтать не вредно

Наталья Сушина   19.05.2017 14:23     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Наталья. У нас такая же картина. Как правило, воруют там, где плохо лежит. А у нас всё лежит плохо. Такие же проблемы и у нас. Нет единства среди собственников МКД. Сдающие в аренду не очень заинтересованы, арендаторы страдают больше. Сейчас многие вопросы уже урегулированы законодательством, но собственники жилья их не читают даже, хотя они написаны очень простым языком.

Жилищный кодекс определяет основные моменты. Приняты постановления, регулирующие порядок проведения общих собраний МКД; порядок составления, регистрации и хранения протоколов общих собраний; порядок доведения до собственников принятых решений. Это надо знать и за этим надо следить. Срок обжалования решений всего 6 месяцев, срок хранения протоколов - 3 года. При соблюдении правил проведения собрания, голосования и составления протокола, решение принимает силу закона. Но! На собрания мы не ходим, эти документы не отслеживаем, действия управляющих компаний не оспариваем, а они этим пользуются, фабрикуя то, что им надо. В результате - капремонт неизвестно чего, энергосервисные контракты с поборами собственников и многое другое. С неплательщиков незаконных платежей наши суды взыскивают всё очень шустро, нередко извращая действующее законодательство, поэтому надо изучать законодательство и в суд подавать иски первыми(или заявления в прокуратуру). За нас это делать никто не будет. Кто мог бы этим заняться в силу своих должностных обязанностей и так живут неплохо, им это не надо.

Эхо Ветров   22.05.2017 21:05   Заявить о нарушении