Горький и верхогляды

Горький и верхогляды

А.М.Горький в мою жизнь вошёл, быть может, летом 65-го года, когда в 14 лет я прочла его роман «Мать», который хорошо и легко запомнился.

Возможно, что несколько позднее или раньше, когда перечла его рассказы «Челкаш», «Девушка и смерть», ещё какие-то. Помню некоторую мою недопонятость его рассказов, видимо, в силу моей художественной недозрелости тогда.

Горький брызнул какой-то новизной и свежестью чуть позднее, когда уже на уроках литературы в старших классах изучались его сказки «Старуха Изергиль» и романтические «Песня о Соколе» и «Буревестник».

Горький изумлял своими пьесами, и особенно изучаемой в школе драмой «На дне», которая казалась мне несколько напыщенной и неестественной, ибо нормальные люди вокруг не говорили такими умными фразами-афоризмами.

Горький удивил стилистикой языка и проницательностью, искренностью и открытостью, которые находила в биографических повестях «Мои университеты», «В людях»…

Горький разочаровал его очерком «В.И.Ленин», не остался в памяти другими очерками, которые, кажется, прочитывались мною в юности.

Очень мало запомнился статьями, хотя дома хранится перечитанный сборничек под названием «С кем вы, мастера культуры?»

Зато запомнился фразой, кажется, из его личного дневника, где он писал о Толстом: дескать, этот старик, похоже, всерьёз надеялся, что небеса пошлют ему вечное физическое бессмертие, в силу, видимо, его таланта и великого вклада в человеческие деяния.

Помню, эта фраза-мысль в наброске Горького очень врезалась в мою впечатлительность, характеризуя в большей степени самого Горького, нежели Льва Толстого.

Как и замечание Горького по поводу «глотки» Ф.Шаляпина, которую тот когда-то продемонстрировал ему, а Горький якобы воскликнул, что увидел перед собой не просто горло человеческое, а идеальный музыкальный инструмент.

Образность языка Горького делала очень многие его высказывания шедеврами. Благодаря чему мысли приобретали крылья и отправлялись в долговременный полёт – в сердца и души его соотечественников-читателей.

Я считаю, что лично для меня творчество Горького было очень влиятельным, возможно, даже – воспитательным, безусловно, развивающим мою ненасытную духовность.

Его «Жизнь Клима Самгина» я прочла в возрасте почти зрелом, лет в 19-20. Книга понравилась необыкновенно. На предыдущего Горького-автора совершенно не похожая. Я восприняла эту книгу как философию Достоевского. Для меня это были новые «Братья Карамазовы»!

Или что-то из трилогии И.Гончарова, из его «три О»: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»…

Горький неожиданно удивил новой мощью своей кисти! В сравнении с его песнями или сказками, пьесами и рассказами, повестями и романами, - это было что-то сродни эпопеи! Это и Руссо, и Мопассан, и кто-то ещё из читанных ранее, только ныне уже давно забытых!!

Ныне многие судачат о Климе Самгине по многосерийному телефильму. Лично я не смогла его смотреть, за исключением редких отдельных эпизодов. Фильм получился очень неудачным и скучным, с моей точки зрения. Возможно, и сложноватым: в силу его скучности, монотонности вслушиваться и вдумываться в происходящее на экране не хотелось.

Уж насколько я люблю и ценю прекрасную нашу актрису Н.Гундареву, но, как мне показалось, эта её заглавная роль, увы, ей не удалась. Она – и не вдохновилась ею, и не раскрылась в ней всей тонкостью своего таланта. (Что есть упрёк, видимо, сценаристу, скорее, или режиссёру, чем талантливейшей актрисе).

А.М.Горький – да, противоречивая натура. Уже потому, что таковой была его судьба с самых юных лет, и позднее тоже: в молодости, в начале творческого пути. А уж на каком политическом разломе он оказался в 17-м и позднее!..

Лично я безукоризненно обожаю этого человека, этого писателя и истинного гегемона общественной мысли, пожалуй, целого полустолетья меж 19-м и 20-м веками. Не знаю, то ли слишком хорошо преподносили нам его творчество издательства и библиотеки советского периода, но без ярких, талантливых, социально наполненных книг Горького я себя не мыслю и не представляю.

При том, что в те же годы читала много и Шекспира, и Золя, и Диккенса, и Мериме, Тургенева, Чехова, Толстого, Гоголя, Гаршина… А Горький – оставался Горьким! (В моей обогащённой памяти, имею в виду).

Как я уже сказала – это, конечно, очень сильный воспитатель, носитель самой высокой внутренней морали, которая - как из благородного сосуда - переливается в тебя из его далеко не упрощённых книг…

Это гуманист, насыщающий тебя невероятным потоком жизненной правды, разнообразием жизненных коллизий, потоком невероятной жизненной силы!

…Когда я по ТВ пару раз увидела, что памятник этому достойнейшему человеку выброшен куда-то на задворки в нашей могучей столице Москве, – мне хотелось плакать и спорить от такой несправедливости.

Сегодня по тому же ТВ из уст мэра города Москвы услышала, что в скором времени этот очень интересный (в художественном плане) памятник будет восстановлен в районе Белорусского вокзала, что очень радует, ибо это справедливо и достойно, - пролетарского ли, не пролетарского, советского или просто русского, что вовсе неважно, - народного писателя.
08.12.2016.
В.Лефтерова


Рецензии
А его в школьной программе оставили?

Сирожа Боцманков   22.12.2016 09:09     Заявить о нарушении
Не знаю. Может, обзорно? Надо посмотреть в Инете.

Валентина Лефтерова   22.12.2016 12:17   Заявить о нарушении