Хрен слаще редьки, или о чем редька в хайку

Которое уже японское стихотворение про редьку заставляет встать в стойку и пытаться что-то понимать.

До этого была одна вот такая редька (месяца полтора назад):

После хризантем,
Кроме редьки,
Ничего нет.

Мацуо Басё, перевод Т.И.Бреславец.

Почему после хризантем больше ничего нет (кроме редьки)? И это - в Японии? Где зима длится две недели, и с нового года (нашего) у них уже начинается весна? А зимой камелии цветут... Зачем так омрачать правду жизни, Мацуо-сан?

О чем это стихотворение? Неужели о том, что, перекусив хризантемами, беднякам остается на сладкое только черный плод с белым телом?
А может это как раз про эту хризантемовую белизну речь, внутреннюю сущность? Мол, в любом человеке под маской страшного вепря скрывается милый котенок Гав...

Не могу согласиться с теми друзьями, которые утверждают, что это про голод. Это ж самый последний плод, который спасает крестьянство от голодной смерти - утверждают они.
Не могу поверить. Тем более тут еще и хризантемы...
А если вспомнить, что роса с хризантем продлевает красоту, то это сочетание корнеплода, который хрена не слаще, с этим всем дает интересный подтекст...
В общем - довольно философское сочинение, исследователи чуть ли не полторы вселенной видят в нем, наверное. Или три. 

Сегодня вот еще одна редька.

На седло
Взобрался мальчонка!
Собирают редьку...

Мацуо Басе, пер. Шефтелевич

Это из записей его учеников. Не буду цитировать полностью эту часть (65), чуть своими словами.
Один ученик выразил сомнение, что это стихотворение чем-то примечательно.

Справедливости ради следует заметить, что это тёку, длинный стих в рэнга, а не хайку. То есть это написано в продолжение какого-то двустишия (не известно).

Другой ученик начал спорить, и утверждать, что в красивых картинах, которые изображают горы в тумане, или Фудзи в иллюминаторе, или искриный снег под луной - все примечательно. Буквально все. Вот только нет ничего необычного (примеры приведены из моей головы, по факту в записи другие, но мне эти больше нравятся). Так вот...

Это все красивые, излюбленные места. Их много писали в древности, их пишут и сейчас, это все вдохновение и душа поэтская шепчет (написать об этом). Но есть ли там что-то интересное? Там только "красиво" - и ничего более...

А вот в хрене, ой, в редьке - нет излюбленной красоты. Никто про нее не скажет "красиво" ("красиво" - самое смешное и нелепое озвученное качество хайку, имхо).
Нет ничего излюбленного, но есть ли в редьке - поэтика?

Вот - осеннее поле, поздне-осеннее, потому что редьку собирают, не салат. Вот лошадь, выфыркивает из ноздрей влажный воздух и пасется пожухлой травкой. Вот люди, что собирают урожай, и которым всегда нет дела до того, что делают их отпрыски в это время. Может дождь собирается и надо поспешать. Вот мальчонка, в седле - играет и развлекается... Сам себе. Лошадь пустила его в свой мир и им хорошо и тепло друг от друга. То, что холодно - как-то это чувствуется.
Осенние туманы быстро перекрашивают листву и душу, становится прохладно. А тут - лошадь. Лошадка...

Поэтична ли эта картина? Есть ли в ней философия? О чем вообще этот стих?
Некоторые комментаторы озвучивают, что если бы вместо редьки было что-то другое (тыква?), то картина была бы непоэтичной. А так - да.

Я не знаю что сказать. Рассматривать тёку без контекста - жестко, конечно. Хотя оно имеет признаки хайку, опорного хайку - двучастную структуру и киго, но все же, как отдельное произведение сильно изучать его не стоит, по-моему.

Но почему редька - поэтична?
Потому ли, что она последняя, сразу после хризантем?
Вопрос открыт...


Рецензии
Семейство крестоцветных? Красиво!

Акиньшина   18.12.2016 16:54     Заявить о нарушении
Классное эссе) Спасибо!

Александр Шитковский   28.09.2017 00:17   Заявить о нарушении