О, Юсуповский дворец! Санкт-Петербург!

    Около двух с половиной столетий
Он стоит на изломе набережной Мойки, восхищения творец -
Великолепнейший Юсуповский дворец!
    Он впитал в себя феерию многочисленных стилей,
Модных направлений и пристрастий высокообразованного человека,
Царивших в русской архитектуре с середины восемнадцатого и до начала двадцатого века -
Двухэтажный каменный дворец с высоким цокольным полуэтажом,
Наружными лестничными маршами парадного входа
И портиком с колоннадой, поддерживающей обширный балкон,
С которого видна река и необычная природа.
  Фасад дворца украшен фигурными наличниками окон  -
С затейливой лепниной, поднимающейся всё выше и выше,
Переходящей в скульптурные композиции и вазы на крыше.
   За фасадами дворца простирался сад,
В оранжереях которого выращивались диковинные цветы, ананасы, виноград
И другие редчайшие растения, которым был каждый, увидевший их, рад!
  Здание дворца украшал шедевр тосканского ордена  - шестиколонный портик,
Боковые крылья были достроены до третьего этажа, облагораживая его  величавый лик.
Фасад здания приобрёл монументальный классический облик!
 Вдоль набережной красуется трёхэтажный корпус с большим Белоколонным залом,
Который сомкнулся с основным зданием и образовал анфиладу из шести парадных залов,
Оформленных в изысканной манере  русского ампира.
  К дворцу с восточной стороны примыкает корпус из пяти залов - жемчужин изобразительного мира,
Где разместились семейные художественные сокровища - высокого вкуса дары,
И уникальный домашний театр - оазис высочайшей культуры!
  С подлинным совершенством оформлены во дворце интерьеры.
Залы парадной анфилады бельэтажа, сверкающие позолотой, отделанные благородными мраморами, узорчатыми шелками,
Венецианскими зеркалами, наборными паркетами,
Украшенные монументальной живописью, изысканной лепкой - талантливые произведения,
Всегда поражают воображение!
  Перекрытая куполом, Большая Ротонда замкнута кольцом ионических колонн,
Поверхность которых обработано под голубой мрамор,
На фоне светлых матовых стен они смотрятся особенно эффектно, создавая собой почти фурор!
   Купол Большой Ротонды декорирован изысканной живописью,
В центральной части его воспроизведён небесный свод, усыпанный золотыми звёздами небесного портала.
Дополняют убранство камин белого итальянского мрамора, венецианское зеркало
и бронзовый канделябр, специально изготовленный для этого зала.
  Превосходны объединённые общим решением Синяя и Красная гостиные, продолжающие анфиладу.
Каждая, однако, имеет свои эмоциональные оттенки, отражающие красоту, присущую цветущему саду.
Стены гостиных затянуты штофной тканью прекрасных тонов.
Лёгкие и изящные росписи не перегружают плоскости  плафонов.
Все паркеты набраны из редких пород дерева лучших сортов,
Камины и бронза - прекрасной работы русских, итальянских и французских мастеров.
  Убранство Танцевального зала отличается особым благородством и элегантностью.
Росписи плафонов напоминают о предназначении зала, словно насыщенного цветами:
Танцующие нимфы парят в воздухе в развевающихся  античных одеждах,    перевитых лентами,
Цветочными гирляндами, венками, пальметтами.
Гладкие стены зала украшают пилястры искусственного мрамора ионического ордена -
Восхитительное убранство,
Огромные зеркала, огражденные изящными хрустальными балясинами, Как бы раздвигают пространство.
   Не менее ослепителен по художественной отделке Белоколонный зал   -певцов отраду -
Зал, завершающий идущую вдоль набережной Мойки парадную анфиладу.
Колоннада коринфского ордена,  охватывающая его стены - прекрасна,  высока,
Скульптурный антаблемент и тонкая, изящная живопись, покрывающая своды потолка,
Огромные золочёные люстры, выполненные из папье-маше, чтобы  изящность их была волшебна, но легка -
Всё это производит впечатление парадности и вместе с тем удивительной гармонии - на века!
   Во дворце - уникальная коллекция нескольких сотен художественных  произведений - ценнейших, дорогих.
В созвездии мировых имён художников - французских, английских, итальянских,
Голландских, немецких, испанских -
Блистают полотна Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта,
Тьеполо, Давида, Робера, Буше и других великих мастеров кисти и цвета.
   Картины разместились в анфиладе интерьеров, получивших название
Николаевский зал, Прециоза, Ротонда Кановы и, глубинами  истории вея, -
Античный зал, Римский зал, светлая Белозерская галерея.
  Картинное убранство дворца дополняли великолепные произведения скульптуры.
Прекрасным украшением стали работы Антонио Кановы, Фальконе, Трискорни - цвет мастеров культуры.
      Во дворце имелись и раритеты, - шесть античных мраморов,
Среди которых: «Меркурий»,  «Гемес», «Ганимед» - все из искусства сказочных  миров.
    Собрание Музея князя Юсупова в 1839 году насчитывало 483 картины и 31 мраморную скульптуру,
Отражавшие всех эпох культуру.
  В домашнем театре Юсуповых проходили  спектакли,
Вызывавшие неизменный интерес на приёмах, их гении посещали, когда могли.
Светская и культурная жизнь дворца того времени  связана с именами Державина и Пушкина,
Крылова, Вяземского, Жуковского, Гнедича, французского драматурга Бомарше, Карамзина. 
 В 1836 году в Юсуповском дворце состоялось значительное художественное событие -
Своеобразная премьера первого действия первой русской национальной оперы Глинки - музыкальное открытие,
От которого начиналась русская опера - оперная заря -
«Иван Сусанин» или «Жизнь за царя».
Репетировали с княжеским крепостным оркестром из 30 музыкантов 
Великие Глинка совместно с Даргомыжским - с их великим талантом.
   Цветочные оранжереи дворца, находившиеся справа и слева от парадной лестницы и перестроенные,
Превратились в два новых прекрасных интерьера, изящно встроенные:
Зимний сад (не дошедшее до нас чудо цветового романса)
И Гобеленовая гостиная в стиле Ренессанса.
  Фасад дворца в середине девятнадцатого века
Стал красивейшим и импозантнейшим в столице на века,
Архитектурной жемчужиной по своему высокому в мире искусств положению,
Не только по своим качествам, но и благодаря своему расположению. 
  Нижний вестибюль был преобразован так,
Что некоторая «зажатость» пространства, выделенная ему во дворце    великой столицы,
Внезапно сменилась  просторным энергичным разворотом мраморных маршей парадной лестницы.
Стены приоделись в пышный наряд лепного декора -
Очень скоро -
В стиле западноевропейского и не иного,
Подражая французским образцам эпохи Людовика четырнадцатого.
   Сама лестница, доставленная из Франции,
была изготовлена из каррарского мрамора, проделав путь непростой.
    Экзотическая Восточная гостиница, отреставрированная в 1890-ые годы,
Восхищала своей красотой даже в дни непогоды!
 Изысканная отделка стен, расписанных арабесковой вязью по золочёному фону,
Камни из оникса,  переносящие мысль во дворец султана или к магараджи трону,
 Изящная аркада на мраморных колоннах, стоящих величественно,
Словно трон магараджи в серебре,
Напоминали о божественной Альгамбре.
  Во дворце на половине князя появился ряд новых комнат с названиями: 
Турецкий кабинет, Музыкальная,
Зал Генриха Второго, Буфетная, Кариатическая.
  Интереснейший ансамбль своеобразных архитектурных миниатюр
Появился и в личных покоях княгини.
Помпейский кабинет предварял анфиладу жилых комнат на её половине,
Он был расписан орнаментом -
В неопомпейском вкусе, ценимом в доме том. 
  Затейливым золочёным декором рококо оформлены будуар и гостиная -   
Уникальный символ гостеприимства русского дворянства. 
Экзотикой заморских стран пронизана Персидская комната -
И в отделке, и в мебели, и в предметах убранства.    
    Повсюду во дворце царит гармония -
Композиции, единство масштабов и золотых пропорций - красот манеры.
Изящество и тонкость архитектурно-художественных решений объединяют великолепные интерьеры.
  На первом этаже дворца расположились личные покои молодых Юсуповых -
Покои юности и романтизма, 
Оформленные в стиле модного в те годы  неоклассицизма.
   В изысканном по замыслу и исполнению Серебряном будуаре,
В росписи плафонов и стен, отражавших в цветах миры чувств,
Нашли отражение эстетические идеалы художников «Мира искусств».
  В Гобеленовой гостиной мастерски восстановлен декор стен,
Имитирующий резьбу по дереву - великолепный узор,
Восстановлена и гармонирующая с севрским голубым фарфором люстр  лепка перекрытия под фарфор.
  Обогащены мастерами-краснодеревщиками деревянные детали отделки  зала - все стены,
Колонны, карнизы, ореховые панели и рамы, некогда обрамлявшие  уникальные гобелены.   
  Благородством и своеобразием художественной отделки стал блистать небольшой интерьер Буфетной.
Встроенные шкафы созданы в технике маркетри из ценных пород дерева с текстурою старинной, не иной.
   Стены Кабинета декорированы тиснёной кожей со богатым рисунком.
В кабинете восстановлен слой серебра на стенах, очаровывавший взоры   высшего света,
Он придавал глубинный блеск и красоту тёмному декоративному убранству кабинета.
  Воссоздан рисунок наборного паркета из дуба, красного дерева, ореха и  берёзы -
По первоначальному чертежу, который талантливый мастер создал -
По-новому засиял Танцевальный зал!
Восстановлены хрустальные балясины - невысокие фигурные столбики в виде колонн,
Ограждающие старинные зеркала,
Которые декорируют плоскость стен и увеличивают пространственное решение зала.
    Юсуповский дворец на Мойке - бывший княжеский особняк -
По праву считается одной из лучших петербургских дворянских усадеб восемнадцатого - двадцатого веков,
 Он сохранил своё архитектурное и художественное очарование
Благодаря таланту архитекторов, скульпторов и художников -
Создателей дворцового ансамбля, обладавших яркой творческой индивидуальностью,
Проявивших не только многогранность своих дарований, но и тонкий вкус, граничащий с гениальностью,
Проявивших деликатность и удивительный такт, показываемый великими деятелями искусства веками,
Сохранив лучшее,  что было создано их предшественниками.
 ——————
 *Дворец Юсуповых в 1919 году декретом первого наркома просвещения России Луначарским был переведён из статуса помещения, где разместились шведское консульство, немецкое консульство, в статус национальной собственности и объявлен художественно-историческим памятником.
____________
 **Текст (в прозаической форме) написан заслуженным работником культуры Российской Федерации Г.И. Свешниковой для книги «Юсуповский дворец Санкт-Петербург, Мойка, 94». Издательство «Арт-Палас», 2004.


(Фото - Белоколонный зал Юсуповского дворца)


Рецензии