Ангел света и внешний агент
Понятие автономности не следует смешивать с понятием свободы. Можно быть свободным, не будучи автономным, и автономным, не будучи свободным. В обществе Древнего Рима какой-нибудь раб мог, например, вести торговые и финансовые дела своего господина и повелевать другими рабами, и делать это с достаточной стпенеью автономности, но при этом он оставался рабом, автономным (в определённых пределах), но не свободным. Свобода - это статус, а не образ действий, исторически и этимологически (Э. Бенвенист. "Словарь индоевропейских социальных терминов"), это связанность и подчинённость, но подчинённость системе высшего уровня (или элементу такой системы) и связанность влиянием внешнего элемента, которое носит стабилизирующий характер. В отсутствие такого "внешнего управления" или при её ослаблении порождающие потенции системы и её внутренних элементов нарастают бесконтрольно, что приводит к хаосу, иначе говоря, возвращает систему в нестабильное и неуравновешенное состояние, в котором все потенции актуальны одновременно и совершенно равноправны. Это смерть системы и элементов системы в их статусе системных элементов.
(По-видимому, неизбежным "злом" такого "внешнего управления", причём таким, с которым придётся мириться, следует считать побочный эффект в виде "экспансии собственной экземплярности (элемента. - АТ) за пределы наличного образца" (А. Секацкий). Впрочем, стабильно функционирующая система, помимо всего прочего, также располагает опытом "стабилизации" и такого, излишне экспансивного "стабилизатора.)
Можно сказать, что система низшего уровня создаётся системой высшего уровня. До известного предела, она и управляется "сверху", контролируется посредством введённых в её субструктуры и подуровни внешних стабилизирующих элементов. Эволюция систем (не элементов систем) идёт именно в таком направлении: сверху вниз. Обладая творческими потенциями, элементы низшего уровня не могут, однако, самостоятельно и только за счёт этих своих потенций организоваться для отношений более высокого уровня без помощи "эмиссаров" высшей системы. Производительные (творческие) силы в своём развитии обгоняют производственные отношения, как справедливо подметил ещё К. Маркс. Для того, чтобы старые отношения трансформировались в новые, и требуется вмешательство извне - "сверху".
Трудность заключается в том, что элементы низшей системы опознаются и принимаются высшей системой, но "читать" более сложные знаки низшие не могут, по понятным причинам ("не доросли"). Поэтому, с целью внедрения в систему более низкого развития и эффективного взаимодействия с её элементами и структурами, высший элемент принимает вид элемента низшего порядка (кенозис). Такое кенотическое снижение даёт "эмиссару" возможность, так сказать, жить и дышать другим воздухом без ущерба для себя и без вреда для аборигенов. Он стал "образом и подобием", но только не пославшего, а принявшего его, для блага этого принявшего.
Здесь возникает проблема, выходящая за рамки обсуждаемой, но с ней связанная и, более того, отчасти и вызванная. Элементарные частицы в системе не имеют иного "я", как то, которое они идентифицируют посредством внешних раздражений, причём (они сами этого не замечают) "полученное" таким способом "я" в действительности репрезентирует тот внешний объект, который вызвал необходимое раздражение (и конституировал псевдо-"я"). Такое "воображенное" состояние неполезно, причём для обеих сторон - как для "принимающей", так и для "подающей". О невозможности трансформации низшего в высшее уже говорилось, осталось уточнить, что я понимаю под этой невозможностью. Эта невозможность не является окончательной, если ответ на внешнее раздражение, благое по сути, не останется формальным и тоже "внешним", а если влияние "эмиссара" высшего уровня пробудит и мотивирует внутренние творческие потенции, а уже они, в свою очередь, выведут низший элемент на отношения более высокого уровня. Сущностно переродиться элемент не в состоянии. Но он в состоянии, образно выражаясь, "получить представительство" там, куда ему хода нет, получить "космическую прописку" (и жизнь вечную).
PS. Иерархия посланников сложна и не слишком доступна глазу и уму. Истинных необходимо отличать от ложных. Эти последние не приходят, они присутствуют внутри системы и лишь могут принимать вид посланника, для целей, не имеющих ничего общего с созиданием. Посланник "воображен по нам", внешне таков же, как любой из нас. Его кенотическая форма не отлична от человеческой, хотя он и входит в мир невещественными ногами.
Избегай иных. Бойся ангела света.
14 декабря 2016 г.
Свидетельство о публикации №116121805060