Хайдеггер и Делёз 2

    Человека можно сколько угодно уговаривать и убеждать повернуть глаза своей души в иную сторону - всё будет бесполезно. Даже со всеми выкладками и демонстрациями. Похожим подходом немного грешит Мераб Мамардашвили, но подобным никогда не грешили западные мыслители - ни Хайдеггер, ни Делёз никого не призывают мыслить и видеть иначе, они просто сами это делают. Да ещё так мощно и бесповоротно как в случае с Хайдеггером или же так оригинально и увлекательно как в случае с Делёзом, что к ним уже невозможно не присоединиться по собственному желанию. Больше никого не приходится тащить или убеждать, что испокон веков было свойственно русской действительности, соответственно и мысли. Западная позиция более радикальна - понял-не понял - пошёл вон - в дословном смысле - вон с того места, на котором не удерживаешься. Вон оттуда - до чего ты ещё не дорос.
     И отличия немца от француза тут становятся только последними наглядными отличиями. Более глубокие отличия коренятся в "местах", занимаемых обоими философами, а отсюда и в языках, естественно. Место Хайдеггера - Олимп или Архимедовый рычаг, через колено которого преломляется земной шарик, а вот Делёз на такую титаническую роль вовсе не претендует, он избирает себе место поскромней и... выигрывает на финише... целиком и полностью, проигрывая на старте. Место Делёза - странствия по Культуре в поисках её живых мест - нахождение таких живых островков, их озвучивание. Чтобы понять чем занимается Делёз достаточно представить кого-то, кто бы двигался "открытиями", совершаемыми другими, присваивал бы их и говорил на их волне.Но речь здесь шла бы вовсе не о плагиате, а о повышенной способности "узнать" и "отобрать" всё самой лучшее, что пробивается на свет в "этом грёбанном обществе" - способности отделить зёрна от плевел, перемолоть их и выпечь хлеб. Хлеб, что с пылу с жару так приятно кушать! Вот прямо оттуда - из ничего, из этого месива культуры и жизни - ослепительно яркое и удивительно незабываемое - спасти, облечь, утвердить. Это Делёз, он - странник, он странствует по Культуре и потоку жизни навроде Алисы, странствующей по Зазеркалью. Но Хайдеггер совершенно другой и более похож на трудягу-крота, закапывающегося вглубь, нежели на странника.
    Но кто сказал, что два подобных характера, две подобных метафизики не могли бы быть близки друг другу?!


Рецензии