Хайдеггер и Делёз

    Делёз ничто иное как продолжение Хайдеггера, только своеобразным способом. Там, где Хайдеггер опирается на философскую традицию, там Делёз опирается на чувство времени, общественные реалии и соответственно их язык. Таким образом он оказывается менее глубок и последователен в своих мыслях, зато более доступен, приемлем и живуч. Делёз говорит телесными структурами культурных актуальностей - то есть владеет теми "местами" человечества, где происходят его сдвиги в отношении и осмыслении себя через культуру. Большая часть культуры всегда лишь воспроизводится, но некоторая часть культуры как бы "сигналит", "маякует" о подспудных процессах, которые уже начали происходить, о том как мы вообще сейчас чувствуем. Опираясь на эти пространства, точки, области, Делёз становится современен и продолжает оставаться таковым, озвучивая и обращая внимание на эти главные подвижки культуры. Делёз - переиначивает, в этом плане он идёт по стопам Ницше, которому повсюду грезилось переиначивание всех ценностей. Но то, о чём мечтал Ницше заранее и единолично как провидец, в ХХ столетии начало происходить практически бессознательно и массово через определённые слои культуры и как раз их детищем и оказывается Делёз. То есть Делёз это один из философов через которого осуществляется переоценка ценностей, угаданная много лет назад Ницше. Хайдеггер тоже переоценивает ценности, но на философский лад.
    Хайдеггер переоценивает эти ценности на своём философском Олимпе, Делёз же, стоя на двух ногах в любой привычной ситуации. Здесь нет ни хуже, ни лучше. Разные поколения, разные миссии: Хайдеггер - открытие шлюзов, Делёз - покатившиеся волны, путешествие на них. Хайдеггер - всегда мэтр, Делёз - всегда панибрат.


Рецензии