Истина и несколько её определений
Философ Мераб Мамардашвили пишет в "Кантианских вариациях": "Идея - это такая мысль, которая порождает множество других мыслей" И ещё где-то в другом месте пишет: мысль - это то, что порождает другую мысль.
Конечно это верно, но я с такой же точностью стану утверждать, что глупость порождает новую глупость, и этот процесс часто гораздо более нагляден, чем процесс мысли и её воспроизводства. Оба мира порождают самих себя, источают в будущее или раскидывают туда свои проекции- возможности как сети. Но это ещё не помогает нам отличить один мир от другого.
Я дам смешное определение:
Истина это то, что можно подхватить и этим обогатиться.
А глупость это то, во что можно впасть и чем на манер болезни можно заразиться.
Правда, истина иногда тоже нас "заражает", когда мы не можем быть ей адекватны, стоять с ней вровень, промысливать её и продолжать, однако в самих себе имеем её внутри. Тогда мысль словно бы прилипает к нам, пристаёт к нам, как банный лист и нас не отпускает, в то время как мы не знаем что с ней делать и как с ней быть. В этом случае происходит вот что - она нас тянет и зовёт к себе, но мы не можем, не способны ей отдаться. Происходит "заражение" истиной, она в нас вбрасывает какие-то семена, которые быть может только в будущем прорастут когда-нибудь или же никогда не прорастут, если не найдут для себя благодатной почвы.
Но если истина встречается со "способным шагать", она с ним резонирует, а не заражает его. В принципе любая мысль ищет собственные резонансы, потому что это её способ жить - расти и продолжаться. Истина приходит на свет для того, чтобы резонировать. Она прямо-таки создана для подобной способности, а не для того, чтобы её переводили в разряд частных мнений и тому подобных глупостей - то есть обращались с ней как с ничего незначащим представлением.
Истина становится таковой не потому что правильно что-то отражает.
В определённой ситуации самое правильное отражение может быть глупостью, истина же имеет напрямую отношение к нам - она то, что для нас принципиально важно, но это не мнение, которое мы хотим отстоять лишь за то, что оно "моё", это нечто более глубокое, что делает нашу жизнь жизнью вообще, без чего бы мы и не смогли жить наверное. Смена нашего мнения быть может унизила бы нас, но оставила вполне живыми, потеря же истины грозила нам куда более страшными последствиями - мы бы утратили сам вкус к жизни. Потому что истина и есть этот вкус, цвет или запах - главенствующий... через который "нечто" в нас смотрит на мир, жаждет и дышит. Истина наш фокус или наше преломление миров, некий оригинальный код, в котором зашифрована наша своеобразность.
Истина имеет куда большее отношение к жизни, чем к правильности и предмету. И хотя в европейской истории сложилась традиция поиска истины в соответствии с её предметом или даже правильностью(формальная логика), в конце этой истории, в современное время мы приходим к краху подобной позиции. Истина связана с условиями нашего существования, с условиями нашей жизни. Но конечно, не с условиями быта, а с условиями Бытия, куда опосредованно и глубоко входят и условия быта в том числе, но не только.
Условия нашего сохранения и роста - говорит Ницше. Вот если их нет, они потеряны, то нет и истины. Но не каждому дано прозрачно видеть эти условия.
Вопрос связан с верой, которая есть устояние в истине, её продолжение и продление. Вера это то, что живёт внутри нас, а условия - то, что располагается и приходит извне. Но через истину они связаны друг с другом. Истина - нить, которой мы связаны с жизнью. Не найти нить, порвать нить, потерять нить - наверное же очень жестоко и порой граничит со смертью.
Истиной мы определяем то как предметы есть - так расхоже мы пользуемся истиной, так исторически мы сложились. Но меняются времена, меняются и нравы, меняются и истины. И вот уже те же самые предметы есть в нашем новом мире по-другому. Всё это наводит на мысль о том, что истина свободно допускает различное "есть" одних и тех же предметов или множество интерпретаций, как сегодня модно говорить, но это не означает утраты истины, поскольку осознавая её, связанной с чем-то другим( с нашим способом жизни) гораздо крепче и основательней, чем с предметом, мы больше не пугаемся и разносторонних интерпретаций.
Старое понимание истины тащило свой хребет сквозь века слишком долго, чтобы не разлагаться потом быстро и пышно тоннами водорослей, потерявшими свою среду на морском берегу. Пусть разлагается и удобряет новую почву - говорим мы. Тут нет страха обрести беспочвенность, беспочвенность - наша родина, ею человек живёт, а философы поют ей апофеозы, как делал то дословно Лев Шестов например.
Беспочвенность говорит лишь о том, что почва может быть любой, в принципе. Истина поворачивает все предметы в соответствии с этой почвой. На разных почвах растут разные миры, а в разных мирах живут разные предметы. Вот почему когда Алиса попала в страну чудес, она обнаружила всё новым и неузнаваемым до невозможности))).
Истина - почва, фундамент и основание, а не предметы, соответствия и правильности. В конце концов нужно оторвать глаза от той стороны куда мы смотрим в другую сторону. Наша бывшая историческая истина - иллюзия, хотя и необходимая. Наша новая обретаемая истина - мы сами в направлении к миру. Определённая направленность, расположенность, место, условия Бытия или жизни - наша новая истина и её сможет от души поприветствовать лишь человек будущего, мы сами всё ещё малы и полностью погребены под процессом разложения.
Свидетельство о публикации №116121600516