Авторский конкурс Гольгертса Крылья

Доброго времени суток, "Кубковым бойцам".
Конкурс авторский, поэтому позволю себе несколько авторских отступлений по существу.
Иногда в отношении достаточно сложных в техническом исполнении стихотворений приходится
слышать критические отзывы а-ля: "У вас всё ради рифмы", "Содержание прислуживает форме" и т. п.
Недавно было высказывание ещё более радикальное и конкретное:

"Надо думать не только о себе, но и о читателе. Ведь именно ему вы несёте мысли и чувства.
И большинство здесь ходят получать мысли и чувства, а не эксперименты" (с)

Действительно, неплохо бы разобраться, а чего же именно желает потенциальный читатель?
Не знаю, как общая "потребительская масса", но мэтры, ведущие критики стихосложения,
да и просто достаточно продвинутые авторы, которые сами исписались в твёрдых формах,
требуют именно "авторского голоса". Дайте нам одновременно и новое и узнаваемое - хороша задачка?
Обычно негативный оттенок характеристике "эксперимент" придаётся, когда подразумевается
НЕБЛАГОЗВУЧИЕ, ритмические "спотыкания" и прочая неудобоваримость восприятия, однажды
воспитанным поэтическим слухом. Особенно, когда авторы "творят", по сути, методом тыка,
не опираясь ни на какие гармонические и ритмические закономерности языка. Тем не менее
я не слышал пока, чтобы кто-нибудь оспорил высказывание: "Стихи - это речь, прежде всего, звучащая!"
А что может быть более звучащим, чем песня? В гармоничной ритмике не всегда нужна даже рифма,
поскольку сама эта ритмика берёт на себя функции рифмы, как связующего элемента.
Но разве хуже станет, если все "связующие элементы" будут должного уровня или в каком-то
конкретном случае  всё-таки можно "маслом" испортить"кашу?"
В связи с этим, за основу, каркас, "скелет", предлагаю для конкурса вот этот припев песни "Крылья"
группы "После 11" (звучит на титрах сериала: "Боец. Рождение легенды").

Я не знаю, но чувствую,
я не вижу, но верую,
если вырастут крылья за спиной –
я хочу, чтобы были белыми...

А в чём эксперимент? - спросите вы.
Обратите внимание, в припеве использована только одна рифма: "верую - белыми",
давайте посмотрим попристальнее и определим, а какая она?
.
Дактилическая трёхсложная корневая рифма, с ударением на первом слоге
и полным диссонансом (несовпадением всех фонем)  в заударных слогах:
"вЕрую - бЕлыми"
Другие определения: "жёсткая конфликтная рифма" и "левосторонняя рифма".
Точность и глубина такой рифмы определяется созвучием ударного слога.

В данном случае мы имеем приблизительное созвучие: "вЕр - бЕл", хотя если рассматривать
согласные, то стоит отметить звонкость (близость) "В" и "Б" и сонорность (заместимость): "Р" и "Л"
Глубокой для данного типа рифмы, являлась бы, например рифма: "ВЕРую - ВЕРбами".
В любом случае приоритет общей (созвучной) опорной согласной в ударном слоге, никто не отменял,
равно как и разнородность рифмы. Хотя, как раз в корневой рифме для разнородности
и разнопадежности гораздо большая вариативность, чем в обычной рифме.
Вот только "судьба"  у корневой рифмы непроста. Многие "поэтические снобы" её за рифму
не считают и вовсе - "не слышат, якобы". Однако именно этот "конфликтный диссонанс", на мой
взгляд придаёт этой рифме особое очарование "угадываемости", неочевидности.
Это своя неповторимая краска, тембр созвучия. Но это происходит только в том случае, когда
такая рифма (да и любая по уникальному качеству) применяется ЗАКОНОМЕРНО (чаще всего симметрично)
по всему тексту. Одна или две корневые рифмы на объёмный текст, действительно, могут "не прозвучать",
да и выглядят инородными телами. Как говорится: "Этот нос не к этому лицу!"

Теперь давайте рассмотрим (нарисуем) размерную (ритмическую) схему этого припева:

-- -- ! -- -- ! -- --
-- -- ! -- -- ! -- --
-- -- ! -- -- ! --  -- -- !
-- -- ! -- -- ! --  ! -- --

В тонкостях терминологии логаэдных построений (3 и 4 строки) я не особо силён,
очевидно, что базовый размер здесь - анапест. Да и не важно это, за "помощью" нужно
обращаться к собственному слуху. Первое прочтение любого текста написанного по этой
схеме может показаться ритмически "конфликтным", но только первое.
А я возвращаю вас опять же к закономерности применения, ибо
"закономерное нарушение становится правилом".
В дальнейшем, верно расставленные акценты при декламации легко разрешают этот "конфликт".
Это одна из причин того, что многие (даже очень хорошие) песни, так "ужасно" выглядят на бумаге.

Чётные строки рифмуются дактилической корневой рифмой, её мы рассмотрели выше.
А вот нечётные - оставлены холостыми. Однако по ритмике клаузул (окончаний), мы имеем:
"дактиль - анапест" , а зарифмовать это можно только трёхсложной РАЗНОУДАРНОЙ рифмой.
И вот с это места поподробнее.
Вообще, любая разноударная рифма, тем более трёхсложная, воспринимается, как полноценное созвучие
только при максимальном совпадением фонем во всех слогах.
Сравните две рифмы: "кожаном - за стеклом" и "засветло - за стеклом".
В трёхсложной разноударной рифме (дактиль - анапест), велика роль рифмы именно первого слога.
Обратите внимание, поётся именно "зА стеклОм", фактически, по хорейной схеме: ! -- !
И в этом случае перспективно применение составной рифмы, например: "НЕжНоСТИ - мНЕ НеСТИ ,
впрочем, вариантов достаточно, например, омоформы: "бЕрегу - берегУ", даже диссонансные
трёхсложные слова, например: "сУмерек - имярЕк".


Итак, задание. Написать полновесное стихотворение, используя заданную схему (припева),
где нечётные строки - разноударная рифма, а чётные - дактилическая корневая.
Важное пожелание - чтобы эти рифмы были одного качества в закономерном применении
по всему тексту. На самом деле именно это определяет уровень авторского мастерства.
А чтобы ритмически проверить себя, всё-таки рекомендую найти в сети эту песню
и постараться пропеть свой текст под исходную мелодию.
http://www.youtube.com/watch?v=MQiv494_xA4
Вот наглядный пример строфы (катрена):

С отступлением сумерек,
заплутавших помилуют.
Отчего же ты ставишь имярек,
вместо имени и фамилии?

Объём не ограничиваю, но если стремиться к качеству, то не вижу здесь смысла
"растекаться мыслью по древу", это вам не пятистопный анапест.
Тема стихотворений - любая, ограничений предостаточно и без того.
Единственное табу - сниженная лексика, особенно вульгаризмы. И не нужно делать вид,
что кто-то (не будем уточнять кто) не понимает о чём речь.
С одной стороны понятно желание автора удивить (взбодрить) читателя с помощью
эпатажа, например "фекальными описаниями" или "особенностями совокупления", но...
если клиенту в ресторане подать блюдо, открыть крышку, а под ней вместо артишока
окажется "котяшок" - это его, безусловно, "взбодрит", но особо впечатлительного до такой
степени, что данный "артишок" будет размазан по лицу официанта.

Желаю всем новых фонетических открытий.
С уважением, Олег.

================

Прием заявок будет проходить в течение пяти дней с 16 по 20 декабря.
Автор располагает свои( 1-3)произведения  в  рецензии, информация Ведущего о приеме размещается - в замечании.

На конкурс принимаются только новые произведения, написанные в  указанный выше период.
Не исключено, что после короткого обсуждения Ведущий конкурса внесет в
данный Анонс некоторые правки.
Л.К)


Рецензии
"Я не знаю, но чувствую,
я не вижу, но верую,
если вырастут крылья за спиной –
я хочу, чтобы были белыми..."

... слышится здесь.. намёк (на былинный строй..
(и возвращение к истокам. http://www.youtube.com/watch?v=5rJbaKa2jug

... а ещё. С днём рождения :) Радости от Жизни..

Катерина Крыжановская   23.12.2016 21:33     Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.