Стихоград. Алые паруса

Рецензия на «Алекс Бриз. Кораблик в детство» (Ирина Петал) :

Помнятся многочисленные зимние озёра Среднего Урала с фигурками любителей подлёдного лова. Каждый приходит на белое поле заснеженной поверхности льда и бурит свою лунку, опускает снасть и ловит рыбку. Иногда успешно, а порой без толку день проводит. Удача – особа капризная. И никто чужим уловом не интересуется, неприлично это. Мы на сайте – озере – такие же рыбаки, только наш улов даже коту не в радость. На морозном ветру рыбаки собираются в шалашиках – палаточках, группируются, чайком из термосов греются, «за жизнь» беседы ведут. И никто никого рыбной ловле не учит. Для начала подружиться надо, но и после этого удача ко всем по-разному относится. Хотя не в улове счастье, а в общении с природой и с её Величеством – Удачей. Рыба - это отговорка, чтобы тебя – романтика - за ненормального не посчитали. Достаток в дом рыбаки приносят заработками в будни на берегу. Почему была и сплыла классическая литература девятнадцатого века? Потому что авторы в массе своей не литературной продукцией кормились. Инженерами были, врачами, на крайний случай – помещиками. Любительствовали. Они могли писать то, что хотели. Время такое было. Меценаты только талантливым заказывали работу.
Сергей
Сергей Таллако   07.07.2015 21:36   


Сидеть часами на морозе, брр... Подлёдный лов не знаю, он, видимо, совсем другой... - для разговора.

Дед заядлый рыбак был, отец тоже рыбачил, сетями и на удочку, но не зимой, в тишине, без разговоров и без всяких пьянок, потому что там, где он вырос, в Белоруссии, на рыбалке не принято пить и разговоры вести. Я в детстве тоже любила на рыбалке с отцом торчать на Оке или на речках, где родные жили... А про удачу как-то не думали, с рыбкой были, пока рыбку в реке не потравили заводы, которые на берегу Оки построили.
Ирина Петал   07.07.2015 23:03   


А для чего рыбку ловили? Пожалуй, не из-за романтики, для еды, на рыбке речной выросла, любила. И таранку солили...

В той местности, где живём, водоёмы не близко. А дочка всё равно рыбку любит есть. На рынке есть, и речная, и морская. Приехав на каникулы, первая мечта, говорит, рыбу речную пожарь... И икры было много. Речная рыбка хоть и костистая, а сладкая :).
Ирина Петал   07.07.2015 23:50   


Невероятное рыбное изобилие увидел в реках севера Архангельской области и Полярного Урала, на Нижней Оби. Но там это ловля рыбы для пропитания. «Овчинка стоит выделки». Если вернуться к литературе, то работа над произведениями для заработка описана современниками Бальзака. Сидеть над рукописью за столом, погрузив босые ноги в таз с холодной водой, чтобы не потерять бодрость мысли – способен ли кто-нибудь из стихирян на подобное ради платонической любви к поэзии? Думаю, что такого бальзаковского подвижничества (без оплаты издателем будущей книги) мы на сайте не встретим.
Сергей
Сергей Таллако   08.07.2015 00:59   


Мы с Вами, Сергей, говорим про рыбалку, которая делится, в зависимости от места обитания, на серьёзную и несерьёзную (развлекательную).

Серьёзная – конкретно, для пищи, если изобилие рыбы – для продажи в безрыбные места, и здесь важен улов.

Несерьёзная – просто для души, для отдыха, для романтики, для общения с природой, улов не столь важен.

И тут слово «несерьёзная» даже и не подходит, такой отдых – это своеобразная культура и организация, не любящая ленивых и любителей поспать или перед телевизором посидеть, это любимое увлечение, праздник, ради которого рыбак не пожалеет ни сна, на расстояния к водоёму, ни денег, ни время, потраченное на рыболовные снасти. Так что рыбаки довольно организованный народ, нетерпящий проволочек, - рыба ждать не будет, готовят всё для рыбалки заранее. Далеко не каждый захочет переводить так день на рыбалку. Для многих мужчин рыбалка становится просто образом жизни, мужской радостью, состоянием человеческой души, сродни искусству, так что не удивительно, что здесь, на литературном сайте возник разговор про рыбалку.

«Почему была и сплыла классическая литература девятнадцатого века? Потому что авторы в массе своей не литературной продукцией кормились. Инженерами были, врачами, на крайний случай – помещиками. Любительствовали. Они могли писать то, что хотели. Время такое было.» К литературе тоже приемлема такая градация: серьёзная и несерьёзная.

Серьёзная – конкретно, для духовной пищи, если изобилие творчества – для передачи в «безрыбные места». Важен улов – содержание: конкретный жизненный опыт, достояния и ошибки, выводы о прожитом, людей, культур...

Несерьёзная – просто для души, для отдыха, для романтики, не столь важно, что, главное, сам процесс, который доставляет удовольствие.

Серьёзная художественная литература исчезла как явление жизни. Больше несерьёзной литературы, культуры в целом, – индустрия развлечения.

«Меценаты только талантливым заказывали работу»… Изменился рынок и его законы, издатель не хочет рисковать, бьёт наверняка, издавая то, что приносит прибыль, а прибыль приносят развлечения. Отдыхать приятнее, чем работать. И читателя перестраивают на подобную информацию. Читатель перестраивается на то, что раскручивает издатель. И издатель от писателей требует уже того, на что подсел читатель (на что его подсадили, потому что другого «корма» уже нет, только такая рыба, такой шаблон).

Изменилась сама жизнь с техническим прогрессом – информационное перенасыщение. Серьёзная литература, требующая осмысления, утеряла свою информационную уникальность. Людям уже лень читать, думать, самим готовиться к «рыбалке» и ловить рыбку… Информационной вкуснятины телевидения и Интернета – до отвала, подаётся «золотая рыбка» на серебряном блюде. Предоставляются искусственные водоёмы (но платные) с изобилием «рыбы», «рыболовные», условно бесплатные, «снасти». Для многих, «рыбалка» становится просто образом жизни, радостью, состоянием человеческой души. Всё же рыбалку больше с Поэзией можно сравнить….

И серьёзная, и несерьёзная культура для нас важны одинаково. Надо уметь и работать, учиться, думать, анализировать и так далее… Надо уметь и отдохнуть после работы, нужна романтика для нового вдохновения, чтобы хотелось жить, творить, работать… Но маятник шибко сильно раскачивается из одной крайности в другую…
Ирина Петал   08.07.2015 10:22   


«На морозном ветру рыбаки собираются в шалашиках – палаточках, группируются, чайком из термосов греются, «за жизнь» беседы ведут.» Действительно, очень интересная, своеобразная культура рыбаков на морозце. И согреешься, вдохновение получить и тепло, и послушаешь мудрого совета иль историй всяких. Поневоле чему-то и научишься на чужом опыте, не всё ж на собственной шкуре проверять…

Огромное спасибо, Сергей, за то, что в гости пришли ко мне, читателю.
«– Извини, братец, ты, я вижу, хороший парень. С тобой не соскучишься! Только вот жаль, накормить тебя нечем. Хотели наловить раков на завтрак, да сегодня ловля неудачная вышла. Мерзавцы прячутся на такой глубине, что не донырнешь, а вода с утра такая холодная, что терпеть невозможно. Вот, если хочешь, попей с нами чайку…
– Прошу к столу…
– Вот это и есть чай… Он, правда, без чая, но это такой чай без чая. Теперь мода такая… Ну, чай – это действительно предрассудок! Шут с ним! От него организму все равно нет никакой пользы. ..
– Извини, братец, сахару у нас тоже нет. И купить не на что. Мы уже давно пьем чай без сахару…
– Какая же польза простую воду хлестать? … Э, не говори так, братец, есть польза… Вот ты за ночь, к примеру, промерз, организм твой остыл. Надо ему согреться. А как? Вот ты горячей водички попей, горячая водичка растечется по всем твоим жилочкам, организму сразу станет теплей. Да и в желудке будет не пусто. Вода тоже полезна.
– Ведро воды заменяет стакан сметаны… Науке это давно известно.

Ты, Брат Поэт, поосторожней на сайте… Вся наша беда в том, что у каждого из нас чего-нибудь не хватает, вот у этого поэта забежавшего в гости, … нет даже рубашки, у этого нет ботинок, этот ходит без шапки… А попробуй покажись в городе без сапог или хотя бы без шапки, тебя сразу схватят фараончики и отправят на Дурацкий остров…
© Носов Н.Н., «Незнайка на Луне», гл21

Ирина Петал   08.07.2015 10:44   


Опа, вот понаписывала… Уже и забыла, что писала... Видимо, такая проза – мгновенный ответ на внешнее событие, Вашу рецензию, мгновенная переработка и освоение информации, извлечение из неё что-то важное для себя, только для себя, создание своей формулы жизни…

Простите, Сергей, если утомила, но Ваше право не читать мою писанину. Возможно, для Вас стихи, – мгновенная реакция на события или чувства. Хотя, Ваши стихи, - уже итог Вашей жизни, Вашей судьбы, Вашего духовного сопротивления невзгодам, Ваш опыт и найденный путь отдачи, утверждение этого опыта – творчество, поэзия… Итог и способ сопротивления – это тот Ваш внутренний огонь, высеченный глубинными крепкими Вашими породами…
Проза. Стихи. Наверное, всё это и называется поэзией, это грань в душе так приблизительна.

«Сидеть над рукописью за столом, погрузив босые ноги в таз с холодной водой, чтобы не потерять бодрость мысли – способен ли кто-нибудь из стихирян на подобное ради платонической любви к поэзии?» Способен, Сергей, и даже без тазика :), встречала я здесь таких, и не одного :). Вы, к слову, из их числа. Удачи, Поэт!

С уважением и улыбкой,
Ирина
Ирина Петал   08.07.2015 11:55   


Плохо? Трудно? Нет, наверное, сложно - уметь хорошо делать то, что мало кому нужно. Сталкиваясь с унылым вопросом: «А зачем ты это сделал, кому это нужно?» Сложно жить в Каперне и самоутешаться текстом пушкинского «Памятника». И дело тут не в одной литературе, а в общем травоядном равнодушии к творчеству в любом виде, кроме, может быть, объектов текущей преходящей моды.
Сергей Таллако   08.07.2015 19:01   


"Сталкиваясь с унылым вопросом: «А зачем ты это сделал, кому это нужно?»"

Бе, бе, бе... А нафига, Сергей, Вы натыкаетесь на этот крючочек, ловясь на него, как рыбка?! Зачем-то ты это сделал. Кому-то это нужно. Не сомневайтесь.
Ирина Петал   08.07.2015 22:57   


- ...Это вы - Эгль?
Старый Эгль поднял голову от миски с пустым картофельным супом и, сощурившись, против света посмотрел на вошедшего.
- Да,- сказал он.- Это я.
Hезнакомец шагнул к столу, снял моряцкую шляпу с широкими полями, бросил ее на лавку и сел напротив - так, чтобы свет падал и на его лицо.
- Приятель! - крикнул он, полуобернувшись к стойке.- Принеси нам пару пива...
Его светло-серые глаза скользнули по старой куртке Эгля, по сумке, аккуратно завернутой в плащ и уложенной в углу. Потом незнакомец поймал вопросительный взгляд старика и странно усмехнулся.
- Чем обязан? - спросил Эгль.
- Да вот... Решил в кои-то веки влезть не в свое дело. Я шкипер, пришел сюда с грузом ворвани. И случайно узнал, что вы тоже здесь. Я давно ищу вас, знаете ли. С тех пор, как услышал одну историю. Печальную такую историю, господин Эгль... Печальную, как и любая правда. И простую, как компас.
- И про что же история?
- Про вас, - сказал моряк. - Про вас и про одну девчушку, которой вы рассказали байку насчет алых парусов.
- Алые паруса? - Эгль озадаченно нахмурился.- А, да, я что-то вспоминаю... Hо ведь это было очень давно...
- Hастолько давно, что вы даже забыли об этом?
- Hет, я помню... Где же это было?
- Каперна.
- Да, вспомнил - я сказал девочке, что однажды она увидит на горизонте корабль с алыми парусами, и тогда жизнь ее изменится... Простой экспромт, сказки из него не получилось.
Моряк кивнул.
- Вот-вот, - сказал он. - Мне тоже рассказали об этом. А потом, сказали мне, вы ушли из тех краев и больше туда не возвращались.
- Hе возвращался, - подтвердил Эгль. - Hа свете так много мест, где я еще не бывал, что не скоро начну я второй раз обходить Землю.
Парень в матросской рубахе поставил на стол две большие оловянные кружки с темным пивом.
- Наверное, оно и к лучшему, - сказал незнакомец, подтягивая к себе кружку. - Во всяком случае, в Каперне вас вряд ли ждет теплый прием.
Эгль приподнял бровь.
- Э-э...- сказал он. - Почему вы так думаете?
- Я не думаю, господин Эгль, - моряк снова криво усмехнулся. - Я это точно знаю. Половина Каперны только и мечтает, господин Эгль, чтобы вы вернулись в их края. Им страсть как не терпится повесить вас на фонаре... Да вы пейте, не стесняйтесь, это для вас пиво.
Глаза Эгля округлились.
- Господи, - сказал он. - Что им обо мне наговорили?
- Hаговорили? Только то, знаете ли, что вы рассказали девчонке ту дурацкую историю...
- И за это...
- Да, господин Эгль. Именно за это вас там и повесят, причем без всякой жалости.
- Господи, но почему?!
- Потому что вы убили ее, господин Эгль. Ту девочку.
Эгль, побледнев, отшатнулся к деревянной стене.
- Что... Я никого не убивал... Я же сказочник, я...
- Она поверила вашей байке, господин сказочник. Поверила всей душой. Каждый день бегала на берег и часами смотрела на горизонт. Год за годом. Hичего кроме алых парусов ее уже не интересовало. Отец ее умер, но она будто даже не заметила этого. Жила одна. Hи с кем не водилась. Все ждала этих ваших алых парусов...
Моряк взглянул на Эгля. Тот был смертельно бледен.
- Люди сперва не поняли, что девочка помешалась. Посмеивались над ней. Потом стали объяснять, что алые паруса - это выдумка, но она и слушать никого не хотела. К тому времени дело зашло уже слишком далеко. Она не замечала ничего вокруг себя, ходила, будто во сне. Дом у нее сгорел - она во время припадка лампу перевернула, ее саму еле вытащили, вот так вот. Полгода жила у трактирщика... Под конец уже и ходить не могла, лежала только, и от еды отказывалась. Перевезли ее в Лисс, в больницу, но уже поздно было...
- Господи...- пробормотал Эгль.
Моряк пусто смотрел в стол.
- Этот трактирщик, у которого она перед смертью жила, Мэннерс - как он мне об этом рассказывал... Бог мой, он плакал, как женщина, когда говорил о ней. И всех моряков, что к нему заходят, он спрашивает - не встречался ли им бродяга-сказочник по имени Эгль... Ну, это уже заскок, понятное дело...
Эгль, кажется, перестал дышать. Он сидел, страшно глядя моряку в лицо.
Hезнакомец допил пиво и поставил кружку на стол.
- Вы лжете, - вдруг тихо, но твердо сказал Эгль. - Я уверен, что вы мне лжете... В моей сказке не было зла.
- В ней вообще ничего не было, в этой вашей сказке, - сказал моряк. И снова Эгль увидел, как по лицу шкипера скользнула странная и опасная усмешка. - Вы же не думали о девочке, когда сочиняли эту белиберду. И о последствиях, знаете ли, не думали. Задурили ребенку голову - и пошли себе. А кто должен был рассказать ей, что жизнь на самом деле вовсе не такова? Отец, который любил ее больше всего на свете и который боялся чем-нибудь ее огорчить? Да и не услышала бы она отца - после вашего...
- Перестаньте, - сказал Эгль. - В этой жизни воистину мало доброты, и я старался как-то восполнить это... моими сказками... Hо ведь не я же сделал мир жестоким! - вдруг крикнул он.
Сквозь белое полотно фланелевой тишины слышны были только прибой да крики чаек.
- Hе вы, - сказал незнакомец. Он взял шляпу, надел ее, бросил на стол несколько монет и встал. - Hо почем знать? Может, Он тоже просто хотел написать сказку. И - не получилось.
Он опять странно и криво усмехнулся.
- Hе умножайте жестокостей этого мира, Эгль, -сказал он. - Бросайте обманывать простаков и детей несбыточными надеждами...
- Hо без надежды жить нельзя! - в глазах Эгля сверкнуло отчаяние.
- А что такое, по-вашему, надежда? - Hезнакомец повысил голос. - Выдумки выжившего из ума сказочника? Hет, Эгль. Hадежда - это фрахт, который ждет меня в Капете! Hо я точно знаю, что если этот фрахт у меня перехватят, я не умру на месте от разочарования. А вот какая надежда осталась у вас, Эгль - об этом вы подумали? О чем вы будете мечтать завтра, всю жизнь - о том, чтобы обойти вокруг Земли? Черта с два!..
Он вдруг наклонился и взгляд его серых глаз вонзился в зрачки сказочника.
- Зато я знаю, о чем вы будете мечтать, Эгль. И я никому, даже злейшему врагу - даже вам, Эгль! - не пожелаю такой надежды...
- Капитан!
Hезнакомец обернулся в сторону пожилого матроса, стоящего в дверях.
- Капитан, - сказал матрос, - пропустим отлив...
- Иду... Прощайте, Эгль.
Он оттолкнулся от стола, зашагал к выходу и исчез в сияющем прямоугольнике дверного проема.
- Ты вовремя, дружище, - сказал он матросу. - Еще немного - и я бы не выдержал...
- Это что, - матрос кивнул в сторону таверны, - тот самый?
Капитан кивнул.
- Достали-таки вы его...
Еще один кивок.
К пристани они спускались молча. И лишь перед самым трапом, переброшенным с деревянного причального настила на борт галиота, матрос спросил:
- Капитан... А все-таки, почему мы не купили тогда этот чертов красный шелк?
Шкипер поднял глаза и взглянул на мачты "Секрета".
- Почему?.. - он поджал губы, потом горько усмехнулся и сказал:
- Я не верил, Леттика. Я не верил, что этим можно хоть что-то изменить...
И - после секундного колебания - добавил:

- И сейчас - не верю.
© Сергей Стрелецкий, 1998, "Человек, которого ждут в Каперне"

Ирина Петал   08.07.2015 23:13   


А Ассоль верила, несмотря ни на что... Верила в чудо и мечту :).

Спасибо, Сергей, услышала Ваше - "в Каперне", честно говоря, забылось, что из "Алых парусов" Александра Грина... Захотелось сказку прочитать. Точно, хочется прочитать эту повесть... А здесь на сайте даже страничка есть Ассоль Алые Паруса http://stihi.ru/avtor/mgreenberg

Вообще, я верю, что любое творчество, любое письмо, короче, мысли, находят своего адресата...
Ирина Петал   08.07.2015 23:26   


Начало переписки: Рецензия на «Алекс Бриз. Кораблик в детство»
Конец: мы вспомнили сказку, мечту, алые паруса... Кораблик в детство - вера в мечту и сказку, чудо. И на картинке к произведению - кораблик с мальчиком и девочкой... Вечное плавание... И, заметим, не в одиночку...
Ирина Петал   08.07.2015 23:34   


Вы не слишком хорошо знаете моё творчество, Ирина! Может быть, поэтому Вы забыли Каперну? А я – нет:
http://stihi.ru/2006/02/02-413 - Грей и Ассоль. Потом.
http://stihi.ru/2006/02/21-89 - Лонгрен. Потом.
Благодаря уверенности в правоте жизненной концепции Грина, возникла «Пеночка и Сергений», и живёт женщина, поверившая в реальность любви в её жизни, - прототип героини моего «романа в стихах».
И, возможно, Вы не обратили внимания на мой раздел «Светлая Память», написанный за время ухода за моей Светланой и после её ухода. Изданный отдельной книгой «Свет очей моих».
Или (навскидку):
http://stihi.ru/2014/11/10/5981 - Посланцы Бога между нами.
http://stihi.ru/2013/11/08/1588 - Любимой.
А идея, что «Алые паруса» - ложь, рефреном проходит через творчество ряда авторов, всего лишь подтверждая Евангельскую мысль: «Как ты думаешь о людях, таков ты сам!»
Спасибо, Ирина, за замечательную беседу!
Сергей
Сергей Таллако   09.07.2015 00:30   


Конечно, Сергей, Вы многогранный автор, всё я не читала. Читала много в детстве, школьные годы, в основном, сказки. То, что было доступно в библиотеке, а сокровища мировой литературы , обычно, были на руках, редко доступны. В книжных магазинах книг не было, для нас было и дорого. Моему уровню жизни были доступны только детские и молодёжные газеты и журналы. В то время их выписывали и получали по почте. Мир литературы давно мной был забыт. За все годы жизни читаешь уже только по крайней необходимости - учебная литература по работе (изучаешь новые языки программирования по книгам) и школьные учебники детей (чтобы помочь разобраться в уроках). Последние годы, оказалась в Интернете, попала на литературные сайты, в мир Поэзии. Отдельный, удивительный мир Литературы, с которым я, в сущности, очень мало знакома. И я знакомлюсь. Постепенно. По воле случая. Мир Литературы дарит встречи, путешествие по захватывающим темам... Мне интересно.

Огромное спасибо за Ваше резюме, Сергей, написанное в последнем замечании. Воистину, эта одна из главных граней Вашего творчества. Всё же, лучше чем о себе скажет сам Автор, никто не скажет. Поэтому и хочется, чтобы авторы сами о себе рассказывали. Они себя лучше знают :). Наше читательное мнение лишь поверхностно.

Я помню лишь лёгкую тень сюжета "Алых парусов" и имена основных героев, Ассоль и Грей. Спасибо, хочется прочитать. И за Ваше ссылки на эту тему, огромное спасибо. Плыву в этой теме в кораблике детства :).

А сказки я люблю больше всего. Понимаю, что не живу в ней, не ношу розовые очки, но я в неё верю, и, просто знаю, она была, есть и будет.

С теплом и наилучшими пожеланиями,
Ирина

Ирина Петал   09.07.2015 08:29   
http://www.stihi.ru/2013/11/22/5337




Грей и Ассоль. Потом
Сергей Таллако

 Друзьям – «команде, без которой мне не жить».

Где-то у моря есть солнечный дом,
Ферзем изящным - маяк за окном:
Муж поседевший с любимой – вдвоём –
Путь морякам озаряют лучом.
Утра над ними чудесен секрет -
Алого шёлка пленительный цвет.

Буря на море, иль солнечный штиль,
Волны поют им про старую быль.
Ждёт капитан, поднявшись на маяк,
Флагов от сына трепетный знак.
Иль от второго - сиреною весть
Гулкое эхо рождает окрест!

 -ххх-

Помнишь, читатель, когда в алом цвете
Встречен «Секрет» был в полуденном свете?
В море от Лисса до Зурбагана
КрЕйсировала эскадра охраны
Берега вольной свободной страны,
Где, друг, быть может, и встретимся мы!

Шёл от Каперны счастливый «Секрет»,
Музыкой радостной полнился свет,
Влагой столетнею кубки кипели,
Скрипки на солнечной палубе пели,
Чайки в полёте держали совет –
Как перенять шёлка алого цвет?

Горе пришло – грянул яростный гром -
Встречное судно пробило огнём,
Вод злобный натиск, жестокий пожар
Вызвал на судне пиратский удар.
На размышленья – мгновения нет,
Грей к пароходу ведёт свой «Секрет»!

Горе пришло – кровь и тонущих крик
Не описать – к нёбу липнет язык.
Первую шлюпку боцман спустил,
Выстрел с подлодки её потопил.
Взрывы снарядов, огня ярый свет,
Подлой беде не сдаётся «Секрет»!

Трудно людей поднимать в лавировке,
Помня о пушке на всплывшей подлодке,
Зная, что парусов вольный разлёт
Пламя пожара злорадно зажжёт!
В деле команда, подсказок не ждёт,
С мостика Грей ей приказы даёт!

С подлостью схватку увидел сам Бог,
Бурю вернул с заповедных дорог.
Тучей пришла - преисполнена сил,
Страшный торнадо подлодку сгубил.
Парусы в копоти. В ранах пробоин,
С грузом спасённых –
 «Секрет» стал героем.

Счастье идёт с горем часто бок в бок.
Грей и Ассоль победили злой рок.
Скрипки и вина побиты, забыты,
Раны горят, но удача добыта.
Грей был без страха, отважна Ассоль,
В море, как в жизни, в отваге вся соль!

Славным был в деле том каждый моряк,
В сердце пылал шёлка алого знак,
Каждый, спасая, был смел и хорош,
В дружбе с такими сам счастье найдёшь!
В драмах военных и в жизни кипучей
Яркой звездою остался сей случай!

 -ххх-

Славным был каждый в команде моряк,
В сердце хранил шёлка алого знак,
Каждый за друга бросался на нож,
Ныне таких молодцов не найдёшь!
Их развело по дорогам планеты.
Но в дни погожие каждого лета

Все собираются в маленький порт,
Грузят шампанское, фрукты на борт
Яхты заветной, зовут скрипачей,
Ветра попутного ждут посильней.
Ставят полотнища алого цвета –
Грею, Ассоли – святая примета.

Буря на море, иль солнечный штиль,
Волны поют им про старую быль.
Ждёт капитан, поднявшись на маяк,
Паруса алого трепетный знак.
Знает моряк, что услышит привет –
В музыке дивной возникнет «Секрет»!

Щедро накрыт будет праздничный стол,
Будет цветами усыпан весь пол.
Пениться будет шампанское в кубках,
Будет Ассоль веселиться от шуток,
Будет заздравная песня греметь!
Дай Бог, как Грею, друзей нам иметь!

Стихотворение – ответ самому себе на вопрос: как сложилась дальнейшая судьба главных героев «Алых парусов» Александра Грина после красивого финала?
Мне показался примечательным эпизод встречи «Секрета» под алыми парусами с военным кораблём на пути в Каперну. У сильных писателей часто остаются веточки на стволе основного повествования, способные подсказать дальнейшую судьбу героев. А мне осталось показать, как выстояли влюблённые и экипаж их корабля при резкой смене счастья и горя, как это иногда бывает.
Описание событий при спасении пассажиров с торпедированного парохода навеяно повестью Ивана Ефремова «Катти Сарк», где реальный беззащитный клипер, принимая на борт пассажиров и экипаж торпедированного парохода, был спасён внезапно налетевшей бурей от обстрела всплывшей подлодкой.
Мощь локального воздействия стихии мне трижды пришлось испытать, попав в центр грозы на открытой части водоёмов – сначала на Энгозере, в Карелии, потом на Московском море, а затем – на Мингечаурском водохранилище, в Азербайджане. До сих пор с оооочень глубоким почтением вспоминаю многометровые фиолетовые фонтаны пара в местах ударов молний неподалеку от моей байдарки. А грести при этом дюралевыми вёслами было жизненно необходимо, чтобы парировать своенравие волн.
По моему разумению у такой любящей пары могли родиться только сыновья. И, конечно, они стали капитанами.
Близкому знакомству с маяками я обязан Валентину Левину.
Наконец, я желаю такого же счастья Ларисе и Льву. Вы красивая пара!
© Сергей Таллако, 2006
http://www.stihi.ru/2006/02/02-413



Лонгрен. Потом
Сергей Таллако
 

«...Не заржавеют в ножнах острые клинки!
И мы когда-нибудь куда-нибудь вернёмся,
И снова будем просто – мужики!» - из бардовской песни


Я до сих пор чётко помню, как было –
Тучей внезапною город накрыло!
Стёкла звенели, дрожали дома,
Солнце исчезло. Нагрянула тьма!

Молний удары, склонённые мачты,
Волны на рейде косматы и мрачны.
В море умчался стремительный шквал -
Солнцем согрелась бульваров листва.

Наш пароходик стоял в бункеровке,
В этом порту, на короткой швартовке.
Встали б на якорь мы в месте ином –
К якорю в гости ушли бы на дно!

После в народе легенда ходила:
Буря на помощь сквозь город спешила!
После. Когда с грузом счастья и бед
Парусов алостью вспыхнул «Секрет»!

 -ххх-

Знаете вы, прочитавши у Грина,
Как с моей дочкой остались одни мы,
Как проклят был мной подлец в бурный день,
Как неприязни на нас легла тень.

Горе потери давил я работой,
Слушал в ветрах лишь мажорные ноты,
В дочке улавливал живость жены,
В песенках милых – журчанье весны.

С дочкой в характерах схожими были,
Сказки, игрушки всем сердцем любили,
В сказках была с нами мать и жена,
И наяву мнилось - с нами она!

Пигмалион, сотворив Галатею,
С камнем работал, себя не жалея,
Облик из мрамора он завершил.
Только потом чудный образ ожил!

Мне же от Мери остался цветочек -
Трепетный, в почечках нежных, росточек!
Как моряку это чудо понять,
Нежных побегов не обломать?

Вспомнил своей мамы нежные руки,
В книжках искал крохи тонкой науки.
Был в детстве мною воспитан щенок –
Даже и этот мне опыт помог!

Мне удалось стать доверенным дочки,
Вместе скрепляли в проблемах крючочки.
Общим в хозяйстве был каждый вопрос –
Так понемножку цветочек мой рос.

Книги нежданно читать научилась –
Их в нашем доме немало скопилось.
Как научилась она вышивать,
Я по сей день не могу рассказать!

Многое в жизни моряцкой бывало,
Горе давило, удача спасала,
Но по сю пору не в силах понять,
Как удалось мне девчонку поднять?

Море оставил на долгое время –
Дочку не мог я покинуть в Каперне.
Только сейчас, когда дочь подросла,
На пароходе работа нашлась.

Да и дохода былого не стало –
Цены корабликов наших упали.
Стал кустарю конкурентом завод -
Штамп убивает искусства полёт!

 -ххх-

До исступлённого вихря погоды
Уголь грузили мы в трюм парохода.
Дело продолжили, шквал переждав, -
Подан к причалу был с углем состав.

Грузчиков крики, буксиров сигналы,
Грохот погрузки на терминалах -
Шумом работы заполнился порт.
Вдруг тишина. И на рейд каждый взор!

В сопровожденье морского буксира
Странное судно в порт с рейда входило:
Раны в бортах, парусов многих нет,
У остальных красный с копотью цвет.

Лайнер погиб, торпедирован в море.
СОС? - Не успeли – радист погиб вскоре.
Рядом случился отважный «Секрет»,
Буря спасла от повторных торпед.

Так о трагедии в море узнали,
С пирса в больницу людей провожая.
Я ж, помогая попавшим в беду,
Ведать не ведал, что дочь здесь найду!

Вместе с любимым, пришедшим внезапно,
В сказке предсказанным чётко и внятно,
Старым волшебником в чистом лесу,
С яхточкой алой в руке, навесу.

Так, для нас всех совершенно нежданно,
Дочь стала верной женой капитана,
Сказке доверив решенье судьбы,
Жизни людей уводя от беды.

 -ххх-

С Греем связала нас прочная дружба,
Просто, естественно, слов и не нужно.
Нас осенило идеей вдвоём –
Как воевать нам с подводным врагом...

Грей обратился с идеей к военным.
Те засекретили, и сокровенным
Тайным заданьем пришла она к нам:
Наш пароходик навстречу врагам

Вооружить скорострельною пушкой,
Рацией с кодом – внимательным ушком.
Красок, кистей сделать мощный запас,
Вместе с фанерой взять прочный каркас!

То, что задумано, то и случилось –
Дымный кораблик на рейде явился,
Злой перископа засёк его глаз:
Цель без охраны! – «На всплытье!» - приказ.

Чтоб сэкономить большую торпеду
И одержать без издержек победу,
Лодка всплывает, берёт под прицел –
Вот-вот начнёт парохода расстрел!

Но с пароходиком скверны игрушки -
Ждёт ту подлодку на палубе пушка!
Скрыта от взглядов искусным щитом.
Тонет пиратка с пробитым бортом!

В порт пароходик плывёт без опаски,
За ночь посредством фанеры и краски
Так изменяют ему внешний вид,
Новую цель подлый враг углядит!

Позже бездымной мы сделали топку
(мне удалось доработать находку
старых времён предвоенной поры) -
К тайным врагам забирались в тылы.

На островах, в дюнах зыбких и топких,
Были местечки – буквально находки,
Где не один мог прожить диверсант –
С лодки подводной сошедший десант.

На пароходе бездымно и тихо
Мы подплывали с командой и лихо
Брали гнездовье коротким рывком,
Мины в песке расставляли потом.

Были в команде ребята с «Секрета».
Дрались с врагами зимою и летом.
Каждый, рискуя, подлодки топил,
И диверсантов в болотах губил.

Так после встречи нежданной с «Секретом»,
Всё для меня изменилось на свете.
Мы пригодились родимой стране,
Вместе с страной победили в войне.

 -ххх-

Несколько слов о любимом «Секрете».
Семь адмиралов в Военном Совете
Постановили – корабль сохранить
В доке. Стеклом от ненастья укрыть.

Восстановить корпус, мачты, оснастку,
Вечной считать алых парусов краску,
Чтя чудеса, поднимать трижды в год
Алого света на реях восход:

В радостный день встречи Грея с Ассолью,
В День Валентина с всеобщей любовью,
В День Славы Родины, кОгда народ
Пьёт вино жгучее зА родной Флот!

И уважая великую силу
Вечной любви моряков к своим милым, –
В день дивной встречи давать пушек залп,
Помня «Секрета» стремительный галс!

 -ххх-

Жизнь продолжалась стремительным бегом,
Грей стал отцом, оказался я дедом -
Двух близнецов подарила Ассоль.
С радостью каждый играл свою роль!

Мы полюбили родителей Грея,
Да и они нас приветить сумели.
Замок фамильный уют подарил,
Вечно дух странствий, казалось, в нём жил!

При реконструкции местного порта
Новый фарватер проложен был к норду:
Для безопасного выхода в рейс
Нужен был в створе ещё один свет.

Для маяка было найдено место,
Около замка, у Грея в поместье.
С Греем прошёл деловой разговор -
Сделку скрепил крупной суммою порт.

Так возле замка – гнезда родового -
Вспыхнул огонь маяка выводного.
После в делах был удачлив моряк –
Выкупил в собственность белый маяк!

Акции мощной компании порта
Держат семьи достояние твёрдо.
Прочно стоят - замок - солнечный дом,
Ферзем изящным - маяк за окном.

Внуки мои капитанами стали,
Грей и Ассоль с ними горя не знали.
Счастливы вместе седые сваты.
Будь же счастливым, читатель, и ты!

 -ххх-

В сердце подарком храню неизменно -
Дочки вопрос: «Заберём мы Лонгрена?»
Ведь в тот сверкающий сказочный час -
Думать рискну – быть могло - не до нас!


Параллельным планом у Грина в «Алых парусах» прошла тема Лонгрена – отца Ассоль. Мало произведений посвящено одинокому Отцовству с большой буквы.
Отдельные моменты в повествовании Лонгрена навеяны повестями Бориса Житкова, Ивана Ефремова, Эрнста Хемингуэя и людьми, знакомством с которыми я горжусь. Мужиками, взявшими на плечи чьё-то семейное горе.
©  Сергей Таллако, 2006
http://www.stihi.ru/2006/02/21-89




Посланцы Бога между нами
Сергей Таллако

Завтра, одиннадцатого ноября придет ещё одна скорбная годовщина потери. Три года, как страшная болезнь унесла, нет, украла замечательную женщину, мою Светлану. На её отпевании монах отец Николай, многие годы исповедовавший и причащавший Светлану в США, говоря над нею прощальные слова, вдруг осекся и не мог продолжить речь. Лишь после долгой минуты всеобщего скорбного молчания к нему вернулась способность говорить.
После погребения, за поминальным столом отец Николай, наклонившись ко мне, тихо задал вопрос: «Сергей, ты же знаешь, что я много-много раз исповедовал и причащал людей, уходящих из жизни, а потом служил над ними панихиды. Но никогда я не терял дара речи, это случилось со мною впервые! Что это было?»
Ответ пришёл в голову практически мгновенно: «Отец Николай! Господь постоянно посылает в наш мир святых посланников. Одних люди узнают, достойно почитают, причисляют к лику святых, пишут их иконы, воздвигают в их славу храмы. Другие посланники по неисповедимым причинам остаются неузнанными. Но от них тоже исходит тёплый свет добра и радости. К ним безоглядно льнут дети, к ним приходят, доброжелательно наставив уши, домашние кошки и собаки, недоверчивые ко всем остальным людям. Эти посланники светлы разумом, мгновенно постигая сложные вопросы бытия. Многократно встречаясь со Светланой, вы, отец Николай, подсознательно поняли её суть. Скорбь необычной потери и перехватила ваше горло».
Мой собеседник, подумав, неуверенно уточнил, что святость того или иного человека провозглашается лишь Святой Церковью, но согласился, что в нашем несовершенном мире людское невнимание к скромным посланцам Господа, увы, возможно.

Удивительно радостно было ощущать её, как бы сейчас сказали, ауру. Я много её фотографировал, всегда она получалась на снимках улыбчивой, источающей доброту. Многие фото можно увидеть в разделе «Светлая память» со стихами о ней на моей страничке сайта Стихи.ру. Обстоятельства возникновения нашей поздней любви мудрая дама, узнавшая нас вдвоём, оценила как случай с вероятностью один на миллион.  Рядом с нею просыпались неожиданные для меня самого скрытые способности. Будучи естественнонаучным исследователем и инженером, я стал писать стихи, родились сонеты. Даже сам сайт Стихи.ру нашёлся тогда, когда в Интернете мне понадобилась  помощь, чтобы выполнить её доброе желание. Рядом с нею возникла и реализовалась мысль об изобретении, до которого не могли додуматься остальные отечественные и зарубежные учёные головы. Не раз её внезапные просьбы мистическим образом претворялись в мои удачные поступки. Один такой мне памятен до сих пор. Жена командировала меня за продуктами. Дело было на даче, магазины посёлка были на половине пути к станции железной дороги. Нагрузившись изрядно продуктами, я двинулся назад, к дому. Вдруг вспомнил, что надо бы сверить расписание поездов на станции со своими записями. Трезво отверг своё воспоминание: ты же загружен покупками! Тащи их домой, завтра сходишь налегке и сверишь записи! Но что-то активно воспротивилось во мне: не ленись, сходи сейчас! С сумками в обеих руках, проклиная самого себя за непонятную покорность очевидному алогизму, поплёлся к станции. Пересёк часть путей - для товарных составов - и пошел к лестнице в начале платформы, чтобы там подойти к расписанию поездов. Только что подошла к платформе электричка, и мне навстречу текли пассажиры с поезда. Одна из них -  дама с тележкой для покупок - почему-то шагала по шпалам товарного пути. Разминувшись с нею и продолжив свой путь, я вдруг услышал характерное теньканье рельсов – знак того, что меня догоняет по товарному пути дрезина или одиночный локомотив. Оглянулся и увидел, что дама с сумкой, понурив голову, продолжает идти по товарному пути, а ей навстречу мчит электровоз. Беззвучно, лишь тенькали в своей толще лежащие рядом рельсы под набегающими колёсами. На советы и ценные указания катастрофически не было времени! Я вложил всю неотложную срочность информации в громовый рёв собственной глотки: «Поезд! Ко мне! Ко мне!» Женщина, слава Богу, отреагировала мгновенно и адекватно, бросила сумку и метнулась ко мне. Я только успел поймать её в объятья, как мимо прогрохотал электровоз, так и не дав гудка.
Пожелав даме быть  впредь внимательной, я поднялся на платформу, уточнил расписание и вернулся домой.
Но ведь всё произошедшее случилось вопреки моему острому нежеланию идти на станцию! Я его до сих пор чувствую. Что побудило Светлану попросить меня сходить за покупками именно вечером того дня? Таких чудес рядом со Светланой случалось много. Их очевидность вместе с радостью любви вернули меня к Богу. «Бог есть Любовь».
Она очень любила бездонную синеву неба над головой. Молюсь, чтобы эта радость Неба её окутывала вечно.
Меня волной счастья охватывают встречи, похожие на встречу со Светланой. Господь постоянно посылает в наш мир святых посланников.
©  Сергей Таллако, 2014
http://www.stihi.ru/2014/11/10/5981


Любимой
Сергей Таллако
 
"Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец.
Слава безумцам, которые живут себе, как будто они бессмертны".
(с) Евгений Шварц "Обыкновенное Чудо"

Может быть эта встреча с любовью -
Вопреки? Ведь зовут на покой
Из туманов невстречи с тобой?
И нет волока* к Леты верховьям?

Влю-бле-ны! Свет дарован зарёй.
Не страшимся финала неновьем.
Милых образов у изголовья - 
Облака  золотой  чередой.

Честь отважным, посмевшим любить,
Наплевавшим, что финишу быть.
Ведь Любовь - эстафета сквозь вечность.

Честь безумцам, отбросившим смерть,
Суеты бытия круговерть.
Лишь служенье Любви безупречно.

* - Смотри, например: «Что такое волоки?» http://svoim.info/201135/?35_5_1
©  Сергей Таллако, 2013
http://www.stihi.ru/2013/11/08/1588




* картина - Ларионова Екатерина Владимировна


Рецензии