Пятнадцатый номер хайку-журнала Улитка

Вышел пятнадцатый номер он-лайн журнала хайку "Улитка"

Итоги МКХ-8 и КомРэнга-8, интервью Дарины Деневой и новые фэнбуны Светы Литы, хайку, сэнрю, танка...
А также с этим номером вы можете:
- пройти поэтическим путём Рёкана в исследовании Елизаветы Малининой;
- посмотреть, как встречаются и дополняют друг друга жанры на картинках из «Стихосмотрения»;
- почувствовать смену сезонов в деталях в “Осеннем хигане” с Ладой Турбиной;
- попробовать превращать повседневность в искусство вместе с Юлией Саврицкой;
- познакомиться с результатами двух осенних конкурсов — «Погребок» и «Грибная пора»…

А ещё...а ещё...У нашей Улитки в этом году — юбилей!
С 2006 года она в пути. И не было случая, чтобы скучала.
---------------------
- 106 авторов
- 177 страниц
- 21 Мб
- обложка и иллюстрации Славы Сахалинского
- хорошее настроение

Скачать:

http:///www.yadi.sk/i/OkWDPyeW33aYqV

Сайт он-лайн журнала Улитка http:///www.ulitka.haiku-do.com
Улитка в фейсбуке Улитка в живом журнале http:///www.ulitka-haikai.livejournal.com/


Graf Mur

***

разговор глухонемых
один коснулся
сердца другого
            
\Дарина Денева



Пасха
все движения спутал
перекрестившийся ребенок

\Дарина Денева



Весенняя ночь.
Это белое облако
Пахнет сиренью.

\Елена Анохина



колокольный звон
когда не идет снег               
виден храм

\Виктор Ветлин



снегу то, снегу!
мама подшивает штаны
маскарадного костюма

\Николай Гранкин



вишневый морс
всплывает в памяти
первый поцелуй

\Алексей Ким



последняя печенюшка в кармане
по каменистому берегу
скачет лошадь

\Лада Кондратьева, 10 лет



много раз
темнота поменяла оттенки
бессонная ночь

\Вера Лаврина



бескрайняя синева моря
перебираю в руках
мелкие камушки

\Анна Ладина


предзимье..
притягивает взгляды
ворона с белым пером

\Михаил Ляблин


квитанция за свет...
расписываю ручку
твоим именем

\Яна Полтарак


рассвет
горихвостка строчит
зигзаги над липой

\Радион Хузин


окна помыть бы
не сегодня, так завтра
зацветёт абрикос

\Александр Шитковский



и многие, многие другие...


Рецензии
Лариса, хочу поинтересоваться: а почему некоторые авторы не соблюдают 5-7-5?.. Ведь одно дело переводы уже существующих японских хайку, другое - сочинение своих... Есть же немало примеров, когда наши люди создают прекрасные хокку, соблюдая размер)
Поскольку я сама этим делом занималась, оченно интересно))

__
Из этих больше всего понравилось последнее.

Ольга Ведёхина   15.06.2017 09:56     Заявить о нарушении
Ольга, здравствуйте!
Посмотрела - с 2008 года пишете, странно что мы с Вами не встречались раньше. Может ник был какой, но да, странно

Знаете - вопрос поддых)).
Не хочется коротко, а не коротко не получится же.
Почему?!
Я on-формат соблюдадала два года, и в танка и в хайку, а потом...
Если совсем кратко - потому что хаими хайку заключается в другом. Хаими - душа хайку. У меня есть заметки на эту тему, в папке "нетеория", но я сама не хожу по ссылкам и другим их не даю.
Вечерком немного скомпануюсь и отвечу Вам, часика через четыре).

Спасибо за Ваше увлечение хайку, в любом случае - соблюдаете размер или нет)

Иса Лариса   15.06.2017 09:55   Заявить о нарушении
все напутала:), хайи - душа хайку

Иса Лариса   15.06.2017 10:01   Заявить о нарушении
Лариса, спасибо, с удовольствием подожду Вашего более развёрнутого мнения.
Я вот тоже удивилась, что не пересекались) Я и на Решетории была - если Вы в курсе, где онлайн бои хокку проводились (там, правда, под ником)... Здесь - всегда под своей фамилией)
Журнал Ваш с интересом сейчас читаю, хорошо, что на него попала)

Меня этот вопрос про 5-7-5 замучил. Когда проводится какой-нибудь конкурс хокку, никогда не знаешь, надо соблюдать или нет) Знаю людей, которые настаивают не только на 5-7-5, но и на ритме: ямб или дактиль в русском - ссылаясь на особенности японского звучания слов...
Поскольку я по натуре - законопослушная зануда, меня так волнует эта тема, ибо писать без соблюдения слогов настолько легче, что это получаются просто разные хокку. Это как соревнования в одном конкурсе поэтов и верлибристов: по каким критериям их оценивать?.. А хочется, чтобы всё по-честному, чтобы и дух, и буква для всех были одинаково важны...

Ольга Ведёхина   15.06.2017 10:08   Заявить о нарушении
Ольга, извините, что заставила ждать)
Знаете, я Вас сразу предупрежу, что мнение мое достаточно субъективно. И носит скорее характер пояснения, а не принуждения).

Про разность в языках и построении языков (японского и русского) я не буду писать. Это все прекрасно известно и озвучивается на любом мало-мальском хайку-ресурсе. Это одно из обоснований, почему не надо следовать 575. Советуют не делать строку более 10 слогов.
Это принятая уже договоренность в среде Хайкумены (Журнал "Хайкумена", журнал Улитка, конкурс МКХ)

Знаю, что и на конкурсной площадке Игоря Шевченко (публикации в бумажном журнале "Поэзия" московского литературного общества), где часто жюрит Долин - тоже не придерживаются 575.

Поэтому когда участвуешь в конкурсах, я согласна с Вами, что нужен единый подход. Потому что Вы правы, опять же, ямб и дактиль ЯСовский, on-формат - сильно проигрывают перед другим подходом. И наоборот - тоже.
Просто надо ушки на макушку и смотреть в оба))

*
Хоккуру видела и слышала). Сама там не участвовала). Знаю, что мы давали в один из номеров статью про авторов Хоккуры. Был юбилей какой-то, мне кажется это конец 2015 года. Могу ошибаться, но очень рядом, потому что планировался к публикации еще один юбилей, другого сайта, да не вышло. Была опубликована подборка хайку их Хоккуры. Может и Ваши там есть:)

Иса Лариса   15.06.2017 15:51   Заявить о нарушении
Теперь по сути вопроса как я это вижу.

Хайку - поэзия духовная. Она идет из пережитого момента, постигшего инсайта, некоего может даже мимолетного озарения, от умиления банальными и простыми вещами, от чудесности этого самого момента.
Хайку больше поэзия образов, сопоставлений образов, сопоставления чувств и природы.
Хайку больше поэзия рваных строк, чем точного и педантичного подсчета слогов.
Да и не забываем, что их "слоги" это не наши слоги.
Например, в слове Хайбун у них не два "слога", в четыре. И не спрашивайте меня почему), так сложилось исторически).

Так вот. Раз хайку поэзия более духовная, чем народно-развлекательная, то и понятно, что главное в ней - смысл.
Философия некая может быть, хотя тут тоже не перетягивать лучше, иначе уйдешь в даппаи.
Я пока что говорю только о хайку. В нем обязательно должно быть киго. Потому что при отсутствии киго не будет хайку, а будет, например - сэнрю. Тоже неплохо.

Не должно быть игры ума, игры какой-то, неестественности. А это все безусловно присутствует, когда автор стремится уложиться в слоги, а не услышать себя внутреннего, открыть свой маленький космос.
Хотя да. Озвучу, что при должном уровне тренировки складывать трехстишия с 575 мне лично не составляет труда. Но это совсем не интересно. Это все забава. Так, чтобы потешить свое какое-то умение - я так могу.

Главное в хайку - пережить момент хайку, уловить душу, колебание воздуха и записать это так, чтобы донести до читателя, чтобы у читателя в ответочку тоже душа колыхнулась, не так просто это сделать, как представляется тем, кто привык к 575. Очень часто с того берега слышится - да я вам сейчас столько стишков без 575 наварганю, столько хайку. А ты попробуй. Попробуй. Только сначала переживи - а потом попробуй. И именно - переживи. А не перепой какого нибудь западного певца или не перераскажи известную притчу.

Инсайт. Озарение. Это все в хайку важнее 575.

Мнение личное)))

Иса Лариса   15.06.2017 16:09   Заявить о нарушении
Ну и вот. Так как в журнал поступает больше именно таких стихов, которые на самом деле пытаются уловить движение, а не умственно сложить слоги - то и получается, что в основном это не 575. Есть новички, стихи которых иногда попадают с on-форматом, но это очень редко. Потому что они да - реально проигрывают в сравнении.
Сегодня новая Улитка должна уже выйти, скоро, последние завитушки завивает)
Там интересные итальянцы и африканец. Итальянцы вообще со своим подходом, новаторством). Африканец Баа с интересными строфами. Ну и наши ребята, безусловно. Много новичков в этот раз.
Так что просто советую к прочтению)

Иса Лариса   15.06.2017 16:22   Заявить о нарушении
Лариса, спасибо за развёрнуто высказанную позицию)
Скажу только два слова по поводу следующего:
"Не должно быть игры ума, игры какой-то, неестественности. А это все безусловно присутствует, когда автор стремится уложиться в слоги".
- То же самое можно сказать и о поэзии: пытаться уложиться в метр, подыскивать рифмы - это неестественно, какая-то игра) А уж сколько неестественности в музыкальных формах)) Но ведь это - базис искусства: форма. Таланты наполняют форму высоким, мощным содержанием. В этом ведь и состоит мастерство: думая о главном, передавая впечатления от увиденного, придерживаться твёрдой формы. Для остальных лаконичных высказываний есть верлибр... Содержание я даже не обсуждаю - и так понятно, чем настоящее искусство отличается от поделок, про поделки и говорить нечего)

Не придерживаться 5-7-5 гораздо легче - это факт. Чем меньше ограничиваешь себя требованиями формы, тем легче писать. А иначе получается, что выбирающие 5-7-5 изначально находятся в более жёстких рамках, чем остальные, им гораздо труднее сочетать сильное содержание и форму. В конце концов, если настаивают, что для русского языка 5-7-5 мало, пусть будет 6-8-6!)))

Ольга Ведёхина   16.06.2017 09:12   Заявить о нарушении
Да, а журнал обязательно буду читать, я уже несколько выпусков прочитала с интересом, с удовольствием.

Ольга Ведёхина   16.06.2017 12:22   Заявить о нарушении
Осссс!)

.
Сразу же сказала, что убеждать не собираюсь)
Проговорилась про хаими я там, выше. Хаими - отточенность, свойственная хайку. Ее всегда ошибочно принимают за on-формат, но это не та отточенность. Иногда и на платформе 575 такого наплетут, что ... хочется оставить одно слово.
Отточенность - да. Когда ни добавить ни убавить. Разваливается что-то как только начинаешь править. Если не разваливается - значит надо точить и точить)
Но... если хайку-момент пережил то слова сами ложатся. Духовная поэзия. Не муси-пуси)
Кстати, хайку о любви не пишут, что о многом очень говорит)

Иса Лариса   16.06.2017 15:20   Заявить о нарушении
Правильно, держитесь своего мнения - а там, куда судьба выведет!..
А после нас история всех расставит по местам...

Владимир Вяземский   18.07.2017 15:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.