Символика в картине Михаила Хохлачёва
Картины современного художника Михаила Хохлачёва, известного за рубежом как Michal Cheval,поражают воображение.
Вот одна из них, под названием "Звучащее молчание", постоянно приковывает моё внимание. Художник пишет картины в жанре абсурда. И "Звучащее молчание" не исключение.
Кому-то может показаться абсурдным и нелепым нагромождение различных предметов, явлений и состояний. Но это только на первый взгляд.
В этой кажущейся нелогичности заключён глубокий смысл.
Нередко можно услышать, что миром правят любовь и страх, а кто-то уверен, что всем заправляют деньги и ложь.
А вот художники-сюрреалисты, да и не только они, убеждены, что миром правят символы.
Абсурдную живопись характеризуют как перевёрнутую реальность. Но кто может с точностью сказать, какова на самом деле реальность?
Каждый видит её по-своему.Уровни восприятия у каждого свои. Поэтому в картинах Михаила Хохлачёва каждый найдёт что-то для себя.
Но символы - это некий всеобщий язык, способ передачи закодированных понятий. Вот таким зашифрованным посланием явилась для меня картина "Звучащее молчание".
Расположенный в её левой части таинственный объект создаёт сильный психологический эффект. Это образ Судьбы, Фатума, Рока, Доли - как ни назови, всё будет правильным.
Не имеющее полового различия Нечто, непознанное, всеобъемлющее и независимое от человеческой воли, - ни увидеть его, ни потрогать!
Недаром на этом Фатуме надета маска - застывший слепок бесстрастного лица с букольками. И что скрывается за выражением лица-маски? То ли доброжелательность, то ли безразличие...
Но Судьба не считается ни с кем! Мы ей абсолютно безразличны, и в то же время, она касается каждого из нас. Поэтому и глаза у маски не глаза, а щели: то ли дремлет, то ли вообще слепая...
Художник тщательно прорисовал воротник Фатума. Это не просто декоративное украшение. В старину такие воротники назывались "мельничный жернов". Так и есть! Жернова Судьбы перемелют всё подряд в пыль, которую сбросят в бездну небытия.
Вон она, там, внизу, в своей ненасытной мрачности... И бездну эту обрамляют стеблеподобные завихрения, своей прихотливой игрой символизируя виражи нашей жизни.
Исследователи выделяют пять функций судьбы: Распределитель, Игрок, Режиссёр, Заимодавец, Судья. В данном сюжете Судьба выступает в трёх последних ипостасях.
О том, что это Судья, свидетельствуют белые перчатки как символ неподкупности и высокого положения. Но суд происходит не по земным законам, а по небесным.
Две функции Режиссёра и Заимодавца сливаются вместе.
Фатум в маске находится по другую сторону клавира. Такое расположение подчёркивает, что это другая сторона реальности.
Вот Судьба нажимает на клавишу. И это нота "ре" ("rerum" - материя),символизирующая строгий патетический Марс. Связь с небесной сферой подчёркнута тем, что на клавиатуре отражаются звёздные россыпи.
В музыкальной символике нота "ре" означает жертву и долг.
В качестве Заимодавца Судьба более благосклонна к человеку. И об этом говорит нам выражение лица-маски, а вернее, губы. Уголки губ не опущены. Поэтому есть надежда на некую гуманность.
Заимодавец одаривает человека талантом с обязательным условием правильно им распорядиться.
Всё стало на свои места.Нота "ре": жертва и Судья, долг и Заимодавец.
Сверху маску Судьбы прикрывает граммофон с долгоиграющей пластинкой. Грампластинка в реальной жизни - это один из первых носителей звука. На картине её можно рассматривать как символ Книги Бытия, где записаны все судьбы.
Граммофон символизирует овеществление голоса. Но ведь картина называется " Звучащее молчание"! В самом названии зашифрован тайный смысл. И заключается он в том, что в Великом Храме кажущегося вселенского безмолвия только очень чуткое сердце может понять музыку сфер.
Наше ухо может не услышать, но услышит душа и войдёт в состояние гармонии с сердцем и разумом.
Из трубы граммофона вырываются вместе с музыкой сфер кленовые листья как знак мощной силы воли, несокрушимости духа. Хороший это подарок от Заимодавца. И опять сплошные символы. Можно провести аналогию с медными фанфарами, т.е. нравственными испытаниями популярностью. Второе значение - это медь как средство усиления магических способностей, верности и любви.
И несётся листва в безудержном порыве...Это ветер судьбы, ветер вдохновения.
Так для кого же невидимая рука Режиссёра, Судьи и Заимодавца нажала клавишу с нотой "ре"?
Клавиатура плавным изгибом уходит вдаль. Она напоминает хрупкий мостик. На этом музыкальном мостике мы видим грациозную женскую фигурку в бальном наряде: пышное платье и балетные атласные туфельки. Может, это душа человеческая? Но души изображают в виде эфемерных созданий. Обращает на себя внимание то, что хоть и балетные туфельки на героине, но ступает она на всю стопу, вполне по-человечьи. Это образ земной женщины.
Как осторожно она идёт! Ещё бы! Ведь у этого моста нет перил. Одно неловкое движение - и всё...внизу бездна!
Может показаться, что фигурка застыла в нерешительности. Но нет! Она просто слегка замедлила шаг и оглянулась назад, словно бы сверяя свой путь с тем указующим перстом.
На её лице нет маски. О чём это говорит? Ведь мы частенько вынуждены надевать маски. А если её нет, значит у этой женщины чистые помыслы.
Вихрь жизненного потока может подхватить эту хрупкую фигурку и сбросить с клавира. Но не зря же ведь художник изобразил кленовые листья, которые в своём символическом значении помогают обрести душевное равновесие, уверенность в себе. Ведь конечная цель этого пути скрылась в туманной перспективе. И только лоскутки ясного неба проглядывают где-то высоко.
Моё вИдение может и не совпадать с замыслом художника Михаила Хохлачёва. Но в мире абсурда каждый может погружаться в свои иллюзии.
Для меня смысл картины - это стойкость в борьбе со сложностями жизни. И если женщина на картине не может уклониться от предопределения ни влево , ни вправо, то всё равно она старается писать свою музыку жизни.
И как считали древние китайские философы, познавая все "веления Неба", надо следовать только правильным. Научиться бы различать, где правильные, а где неверные и под музыку сфер двигаться к своей цели.
Свидетельство о публикации №116121501270