Здравствуй, Нико

В 86-м я шёл по улице имени великого Шота именно к Пиросмани. Но поначалу в том музее я, как прилежный ученик, насмотрелся персидских парсун. Благодарен, конечно, музею живописи светлого города Тбилиси, тогда и начал кое-что понимать в Востоке.
Но и осадок остался. Зал великого бессребреника, мудреца Нико был закрыт.
Когда по телевизору показывали бои на улицах Руставели (не помню, кто с кем там разбирался "по-братски"), я видел огонь в окнах музея ИИ на улице Руставели. Смотрел и держал пальцы: "Ребята, грузины, вы спрятали от огня эти драгоценные клеёнки?"

И вот, Москва. Посмотрев работы Марке (давно хотел его понять), иду по Волхонке вниз мимо главного корпуса ГМИИ. Какие-то заборы, что-то копают, машины урчат. А на заборе - реклама. И - давным-давно знакомое лицо, кажется, его пастух. Его, Пиросмани. Здесь, рядом. Свернул за угол и пошёл. Шёл, не минуя ни Кабадзе, ни Зданевича, ни светлого Гудиашвили. Тоже интересно. Знаю же, что работы современных грузин крепко стоят на тончайших линиях, кружевах Ладо. Иду и чую, что кураторы хотят меня вывести в точку. На третий этаж. К самому Пиросмани. И не ошибся.
Побывал в гостях.

Здравствуй, Нико. Я пришёл издалёка.
Небо моё - далеко.
Время твоё светло, да жестоко.
Знаю я. Знаю, Нико.

Небо твоё и твои зверолюди:
Златом над пылью - Тифлис.
Свадьбы твои, праздники, будни.
Кто нас измерит, и кто нас остудит?
Что нам глубины, и где наша высь?

Грозен над пылью твой львиноратник.
Грозен, а всё ж - человек.
С кем будем биться? С кем мы поладим?
Вот - собиратель, а этот растратен.
Пылен ли времени бег?

Что этим стенам время и дали?
Где он, твой агнец и свет?
Бьётся живое под коркою стали.

Твой не доступен ответ.


Рецензии
Пиросмани forever!)

Олеся Палермо   07.01.2017 15:36     Заявить о нарушении
Пиросмани - однозначно грузинский художник. Почти, как Ладо. От Гудиашвили - вся современная грузинская живопись.
Только Николо - более, чем грузинский. Духовный наследник великого Шота, то есть вселенский.
Я сидел в зале и старался держать себя в руках. Пробило насквозь.

Спасибо!

Владимир Емельяненко   07.01.2017 18:14   Заявить о нарушении
Про Илью Зданевича я читала у И.Оболенского в "Русский след Коко Шанель" - тогда много грузин, и небезуспешно, эмигрировало на Запад. Неужели Пиросмани так потрясает? Больше, чем Сикстинская капелла?))

Олеся Палермо   21.01.2017 16:37   Заявить о нарушении
В Италию не ездил. Беден. Не могу судить о капелле.
Никакие самые роскошные фотографии не дают представления о живописной работе. Я в студенчестве не мог понять, что находят в пикассовском кубизме. Но вот, вышел на работу, и Москва стала делом домашним. В ГМИИ Амбруаз Воллар меня остановил, и мы с ним минут 40 беседовали. А в другой приезд я вздумал пообщаться с Сезанном. Через 20 минут у меня от его сосны голова закружилась.
Много разных странностей бывало в залах. Скажем Лентулов мне показался пыльным. А, показывая крестнице ГМИИ, обнаружел, что девочка, которая на шаре стоит, за что-то на меня разозлилась, картина ставни захлопнула и к себе не пускает.
Так что, капелла мимо меня прошла, вероятно навсегда.

О Пиросмани. По Тбилиси меня водил родственник, урождённый тбилисец, русский. Провёл по всем значимым для грузин местам. Даже в Гори ездили. И я вдохнул Грузию. Они в советские времена сохранили свою цивилизацию. Да, да, маленькая страна - цивилизация. В том же ключе, что китайская, англо-саксонская, еврейская, русская. И видеть вживую историю - дорогого стоит.

Улетал я из Тбилиси с чувством, что страна, хоть и иная, но родная пронзительно. А вот, с самим Пиросмани поговорить не удалось. Театра его (Грузия - большие подмостки) не видел.
Примерно так.

Владимир Емельяненко   21.01.2017 20:35   Заявить о нарушении
Ясна. Я тоже не видела Сикстинскую капеллу, хотя была в Риме, но не дошла до Микеланджела, застряла в развалинах Золотого дворца Нерона и терм Каракаллы - под луной и черными силуэтами кипарисов, бррр... В Пизе белоснежный собор понравился больше пресловутой башни, вот вся моя Италия, больше просидела на вокзале. Да и зачем ездить в Италию, если есть Кремль - копия Миланской крепости и соборы московские строили итальянцы?) Как-то меня живопись не особо, архитектура больше, все эти Гранд-пляс и тонкая вязь дворцов и острых башен над Темзой, так похожей на Москву-реку. В Москве тоже когда давно бывала, больше поражали огромные пространства, даже агорафобия развилась, в Греции - это тоже подмостки (все говорят, что Греция и Грузия очень похожи). Из немецких Нюрнберг (но это второй Таллинн) и Дрезден поразили - последний в стиле барокко-рококо, весь как филигранная музыкальная шкатулочка, бонбоньерочка, инкрустированная розочками (кажется, по его образцу Петр строил свой Питер, но вышло не очень) - и поразительно, как его, соверешенно разрушенный смогли из пепла восстановить ( а нашу Нарву даже не чешутся!)

Олеся Палермо   28.01.2017 14:42   Заявить о нарушении
Ой, А хотите анекдот про Петергоф? Про домик Петра?
Эту историю рассказала Екатерина, она краевед, книгу про дворцы и парки Стрельны написала. Итория была рассказана на прогулке как раз по Стрельне. Прогулка была роскошной. Представляете, не экскурсионном автобусе, а на общественном, далее - пешком.

Изложение началось буквально на сиденьях городского автобуса, а соездники, сиречь, пассажиры растопырили уши. Питерцы (много приезжих) слушали.

Собственно, история: Пётр Алексеевич неподалёку (метров 500) от речки Стрелки собрался строить российский Версаль. Ни больше - ни меньше. И второй смысл: нужно видеть (в подзорную трубу?) строительство Кронштадта.
Но "прекрасная организованность" бывших бояр (или их детей) затягивает строительство. А тут ещё главный распорядитель стройки (сам Леблон или кто-то другой) под предлогом "без этих материалов, ну никак нельзя строить" смывается в Италию с деньгами. И растворяется. Стройка зависает.
Но строительство Кронштадта отменить невозможно, и царь Пётр 1 (он ещё бомбардиром себя называл), кричит: "Ч-черти! Лентяи! Вы хотя бы это можете мне построить?" И бросает в ноздри эскиз, собственноручно нарисованный.
А теперь туристы ходят в домик на берегу Маркизовой Лужи и восхищаются архитектурным талантом Петра.

Повторюсь, его именовали императором, а он сам себя называл бомбардиром, то есть, первым по месту службы работником государства.

Владимир Емельяненко   28.01.2017 19:37   Заявить о нарушении
Вот это стихотворение написано после той прогулки по Стрельне: http://www.stihi.ru/2016/08/14/2081
Но не хотел бы сейчас, зимой жить в Питере. Больно темно: http://www.stihi.ru/2012/10/15/2889

А это написано заметно раньше: http://www.stihi.ru/2014/07/08/5085

Владимир Емельяненко   28.01.2017 20:06   Заявить о нарушении
Спасибо. Стихи хорошие. У меня тоже есть про Питер, но такие полудетские, все же - первая любовь, первый большой город (когда еще не с чем было сравнивать, последний раз была - ужас, как старый поношенный любовник, который все еще хорохорится).Да, Петр был вспыльчивым царем, в народе его еще прозвали "Скаженным". А свой Питер он строил по образцу Нарвы, так что я живу в оригинале (увы, навсегда затонувшем, как Атлантида - хотите, найдите мой одноименный ролик на песню Наутилуса в "Моем мире" майл.ру чтобы увидеть, какой была Старая Нарва). У нас тоже был анекдот с "домиком Петра" (и построен тяп-ляп, для редких наездов, и разрушен зачем-то в 1959 г.), но Кадриорг в Таллинне еще стоит, не знаю, жила ли там проститутка Катя, но эстонским президентам он нравится, так что...

Олеся Палермо   29.01.2017 16:35   Заявить о нарушении