Глава 8. Эх, ты удаль молодецкая...
А описание в былинах их действий в бою: ударит палицей вперёд, образуется улица, ударит назад – переулочек. Конечно, имеет место некоторое преувеличение, свойственное многим народным произведениям. Но подобные утверждения, полагаю, имеют основания.
Приведу гипотезу: это связано с определённой подготовкой и возможностями русских воинов. Они, видимо, входили в особое состояние, как бы растворяясь в пространстве и времени, когда все действия осуществляются автоматически, не задумываясь, на уровне, как мы говорим, подсознания. Черпаются силы и возможности не только физического, но и духовного тела воина. Боец видит и предчувствует действия противника, происходящие для него как бы в замедленной съёмке. Он способен предотвратить или уйти от них, становится практически неуязвим. Энергия бойца концентрируется, его удары отличаются большой силой и скоростью, от них крайне сложно защититься, они ломают противника. Воин способен подавлять волю окружающих его врагов и даже внушать страх.
Возможно, это происходило за счёт мощного биополя (ауры), существовавшего вокруг русского витязя. И за счёт умения управлять своим биополем, своей энергетикой. Кстати, некоторые современные исследования показывают, что биополе русских людей больше биополя людей других национальностей. Но чтобы оно (биополе) обладало большой силой, оно должно быть чистым, чистыми должны быть душа и тело, чакры человека. О необходимости телесной и душевной чистоты говорит «Влесова Книга»: «И так провозглашали мы славу Богам, которые суть – Отцы наши, а мы – сыны Их. И будем достойны Их чистотой телес и душ наших, которые никогда не умрут».
Не зря «Влесова Книга» пишет о необходимости не только телесной, но и душевной чистоты. Об этом сейчас всё чаще говорят медики и народные целители, добросовестные целители, ибо многие заболевания являются следствием нарушений духовной сферы. Об этом и методиках очищения духовного поля человека, в частности, пишет в своих книгах Григорий Петрович Малахов. Он утверждает, что человек состоит из физической формы (физическое тело) и полевой формы (душа, энергетическое поле). И многие заболевания у человека начинаются с загрязнения его полевой формы
В особом состоянии информационно-энергетические каналы духовного поля бойца, возможно, соединяются с Высшими силами, с помощью которых проявляется то, что мы называем сверхспособностями. В сознании воина в это время может возникать картина ослепительно белого свечения, что свидетельствует о таком соединении. Поскольку в менталитете русского человека заложено стремление к справедливости, то в описанное состояние русский воин способен входить, скорее всего, когда вступает в справедливый и праведный бой.
В литературе иногда появляются сведения об использовании подобных практик в современное время. В частности, информация о казачьих стилях единоборств с вхождением в боевое трансовое состояние.
Умея входить в такое состояние, русские воины врубались в ряды врагов, прокладывая в них «улицы» и возвращались к исходным позициям, оставляя за собой «переулочки». Чтобы научиться подобному, надо обладать и знаниями о возможностях человека. И этими знаниями обладали наши предки в древние ведические времена. Предполагаю, что кому-либо в экстремальной ситуации удавалось попасть (не войти, а именно попасть) в такое состояние. И потом долго удивляться, как же вы могли сделать, казалось бы невозможное.
Большое значение, конечно, имело воспитание воина с детских лет, его волевая и психологическая подготовка. Мальчику с раннего возраста прививались необходимые и ценимые славянами мужские качества: решительность, смелость, ответственность за свои действия, психологическая устойчивость, уважение к традициям предков, умение владеть своим телом и своей энергетикой. С детских дет он уже не находился под присмотром матери, а воспитывался отцом или наставником-мужчиной. Генетика – генетикой, но реализовать заложенные качества в мальчугане возможно только при помощи мужского воспитания. Как писали известные педагоги ещё в советские времена, женщина выращивает ребёнка, мужчина воспитывает. И способен воспитать не только мальчика, но и девочку.
Поэтому и родилась в русском народе пословица: «Если ребёнок воспитывается без отца, он и при живом отце сирота». Ещё в не такие далёкие времена в 18-19 веках в состоятельных русских семьях, как многие знают из художественных произведений, мальчика изымали из-под женского влияния, отдавали на воспитание дядьке, гувернёру (не гувернантке!) или в мужское учебное заведение, кадетский корпус, например.
В последние десятилетия, заложенные в древности основы воспитания мужчины, стали, к сожалению, забываться. Вернее сказать, изживаться из русского общества. Поэтому и появляется инфантильный тип мужчины, малоспособный самостоятельно действовать и решать ответственные задачи. Всем известна презрительная кличка «маменькин сынок». Конечно, смешно, если мальчика постоянно опекают и многое делают за него мама и бабушка. Но самое скверное, в мальчике не развиваются необходимые мужские качества. Он становится женоподобен. Вырастает мужчина неспособный защищать Отечество, лишённый мужества, ответственности за свои поступки, неспособный пройти по «дремучему лесу», снисходительно относится и к женским слабостям.
Сегодня в российском обществе разумному воспитанию мальчиков не уделяется достаточного внимания. А ведь от активности, надёжности мужчин зависит многое не только в рамках одной семьи, но и всей страны в целом. Это развитие экономики, науки, и, что немаловажно, обороноспособности конкретного государства. Только отважные и умелые мужи смогут отстоять независимость своей страны. Но их надо, повторю, воспитывать и готовить к этой роли.
Существует легенда о том, как отбирались бойцы в войско Александра Македонского. Он сам или его помощники умышленно оскорбляли кандидата. Естественно, это вызывало ответную реакцию со стороны последнего. Тех, кто в гневе бледнел, в войско не брали. В армию величайшего завоевателя древности брали тех, кто в гневе краснеет. Считалось, что из них получаются храбрые воины. И тщательно подобранная македонская фаланга победоносно дошла от Балкан до берегов Инда.
По внешним физиологическим признакам, проявляющимся в стрессовой ситуации, возможно предугадать последующее поведение человека. Так, одни люди при опасности бледнеют, другие - краснеют. У тех, кто бледнеет, кровь отливает от лица, «душа уходит в пятки». Запускается, как правило, реакция вплоть до впадения человека панику. И он не может дать достойный отпор. У краснеющих наблюдается в основном иная реакция, они стремятся ответить обидчику, дать сдачи.
Современная физиология объясняет подобные вещи. Это зависит от индивидуальных особенностей симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы человека. Управляются они из одного центра - мозга, нервные окончания идут к органам. И эти индивидуальные особенности формируются как генетикой, так и в ходе взросления человека. В ходе разумного воспитания, направленного на формирование устойчивых психоэмоциональных качеств бойца, у юноши, затем мужчины вырабатываются необходимые для боевых условий стереотипы поведения. Возможности бойца во многом определялись его навыками, психологической подготовкой.
Истоки подготовки русских воинов, основы русского рукопашного боя уходят в глубокое прошлое. Однако в последние столетия умение, вернее сказать сверхумение, биться с противником в рукопашной схватке, в русском обществе постепенно утрачивалось. Хотя, были и времена подъёма.
Умению биться врукопашную уделяли значительное место в петровской армии. Большое значение рукопашному бою придавал наш великий полководец Александр Васильевич Суворов. Именно он является автором известного изречения «Пуля - дура, штык – молодец». Поскольку огнестрельное оружие в то время было сложноприменимым при непосредственном столкновении с противником, то в сражении многое зависело от рукопашной схватки. В ход шёл ружейный штык. И боевая подготовка солдат предполагала серьёзное обучение навыкам штыкового боя.
Но какие бы перипетии не переживал русский рукопашный бой, до последних войн наши враги всегда опасались встретиться с русскими в открытом бою. Рукопашный бой сыграл важную роль в победе под Полтавой над шведами в 1709 году. В сражении шведы потеряли свыше 8 тысяч убитыми и свыше 18 тыс. пленными, русские 1345 человек убитыми и 3290 ранеными.
Как здесь не вспомнить строки из стихотворения «Бородино» Михаила Юрьевича Лермонтова:
«Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!…».
Прочувствовали силу нашего рукопашного боя немцы и их союзники в годы Великой Отечественной войны.
Упоминания о рукопашном или кулачном бое, умении хорошо владеть своим телом и совершать удивительные акробатические трюки встречаются в древнеарийском эпосе. В частности кулачный бой, борьба были развиты среди представителей крито-минойской культуры, основанной нашими предками – праславянами, на островах Средиземноморья в 3-2 тыс. до н. э. Многие изображения – на фресках, посуде показывают, что кулачные состязания устраивались минойцами в периоды различных торжеств.
На острове Крит были популярны так называемые игры с быком, когда молодые люди совершали акробатические номера с быком, прыжки через быка. Изображения подобных забав дошли до наших дней. Они носили отчасти религиозный характер, поскольку бык на Крите был сакральным животным, и порой заканчивались трагически. Но чтобы совершать такие трюки требовалась серьёзная подготовка и смелость.
Римские хроники пишут о воинских обычаях, соревнованиях по воинскому искусству соседних племён, среди которых были славяне и которых римляне высокомерно называли варварами. Хотя, с учётом нравственного состояния римского общества, стоило бы задуматься кто был варваром на самом деле. Во время проводимых соревнований или ритуальных обрядов молодые воины прыгали и переворачивались через себя на площадке, где устанавливались остриём вверх обнажённые копья и мечи. Удивительную ловкость и прыгучесть демонстрировали бойцы «варварских» племён в боевой обстановке. В бою могли перескакивать с помощью щита через противника, поражая его в прыжке ударом сзади.
Отечественных источников, рассказывающих о воинском умении наших предков в дохристианские времена немного. Значительная часть из них уничтожена после крещения Руси. А летописцы-христиане мало писали о достижениях славян-язычников. Описывались ратные подвиги русичей послерюриковского, а в основном послекрещенского периода. То, что нам известно из русских летописей христианского времени, позволяет сделать вывод о высокопрофессиональной подготовке русских воинов. И эта подготовка, умение, естественно, не пришло в одночасье. Это итог многовекового развития древнерусского военного искусства.
Полагаю, что наши далёкие предки - представители абашевской, андроновской, тагарской, тохарской, трипольской, волжских культур хорошо владели этим искусством. Ибо без надёжной военной защиты эти общества не могли существовать длительное время. И их военный опыт стал основой воинского искусства средневековой Руси.
Всем знакомы имена героев русских былин – Микулы Селяниновича, Ильи Муромца, Алёши Поповича, Вольги Святославовича. Эти образы в народных произведениях, скорее всего, собирательные. Хотя и могут иметь своих прототипов. К примеру, историческим прототипом Алёши Поповича предположительно мог быть ростовский боярин Александр (Олеша) Попович, служивший великому князю владимирскому Всеволоду Большое Гнездо и погибший в битве при Калке в 1223 году.
Весьма колоритным персонажем русских былин, русской мифологии является необоснованно забытый сегодня Вольга Святославович. Иногда его называли Волх Всеславьевич, Вольга Буслаевич. В былинном Вольге-богатыре много архаических черт, он считается одним из древнейших героев русского народного творчества. Отличительными чертами Вольги были способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Может быть, поэтому его и называли ещё Волх. Ибо Волх у славян был Богом-оборотнем, Богом охоты, одной из ипостасей Велеса.
Вольга – сын Змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его, случайно наступив на Змея. Не по дням, а по часам рос Вольга. И стал могучим богатырем, искусным воином, мог читать по книгам и оборачиваться разными животными. В одной из былин в современной обработке о нём говорится:
По саду, саду зеленому, ходила, гуляла
Молода княжна Марфа Всеславьевна,
Она с каменю скочила на лютого на змея:
Обвивается лютой змей около чебота зелен сафьян,
Около чулочика шелкова,
Хоботом бьет по белу стегну.
А в те поры княгиня понос понесла,
А понос понесла и дитя родила.
А и на небе просветил светел месяц,
А в Киеве родился могуч богатырь,
Как бы молодой Волх Всеславьевич…
В те поры поучился Волх ко премудростям:
А и первой мудрости учился
Обертываться ясным соколом,
Ко другой-то мудрости учился он, Волх,
Обертываться серым волком,
Ко третьей-то мудрости учился он, Волх,
Обертываться гнедым туром - золотые рога...
Умение Вольги-богатыря оборачиваться в животных, да ещё умение понимать язык зверей и птиц, возможно, может указывать на его способности владеть своей энергетикой, на его гармоничное взаимодействие с окружающей средой (самой природой), частью которой, но никак не царём, является человек.
Хотелось бы высказать версию «о способности оборачиваться животными или деревьями», что порою приписывается героям народных произведений. Стоит учитывать, что каждое живое существо, условно говоря, излучает определённые частоты, информацию, которые воспринимаются органами зрения человека. И мы видим медведя, лошадь, куст смородины и т. п. Возможно, за счёт владения духовными практиками волхвы или обученные витязи могли изменять своё информационное поле, которое воспринималось окружающими за определённое животное или растение: «Обернулся молодец яблонею, прошли враги и не заметили его». Либо они владели практикой гипноза, внушая окружающим определённые видения.
В былинах рассказывается, как во время сбора податей повстречал Вольга пахаря-богатыря Микулу Селяниновича. Позвал Вольга его с собой в дружину. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников вытянуть соху, на третий раз сам с дружиной не мог её поднять. Микула же одной рукой выдернул соху из земли. Хоть Вольга и являлся героем былин, народный эпос не мог не отметить, что основа общины всё же крестьянин, кормивший всех остальных и питавшийся силой от Земли-Матушки.
Прототипом Вольги Святославовича могли быть Вещий Олег или полоцкий князь Всеслав Бреславович (ок. 1029-1101), которого называли также Всеслав Вещий, Всеслав Чародей. А мог быть и князь Волхов, старший сын князя Словена, которого христианская летопись упоминает как «бесоугодного и чародея», имевшего способность обращаться в «коркодела» в «реце Волхов». Здесь, конечно, монах-летописец нагоняет страха, пытаясь представить князя-язычника в невыгодном свете. Но тогда понятно, почему героя былин ещё называли Волх Всеславович, по имени князя Волхова. А имя Вольга можно понимать как «Волоса путь», «идущий путём Волоса». Но, скорее всего, образ Вольги собирательный, вобравший в себя лучшие качества русских богатырей.
О славных делах русских богатырей упоминают не только эпические произведения, но и летописи, которые описывают их конкретные подвиги. В русских летописях под 992, 1001 и 1004 годами упоминается русский богатырь Ян Усмарь (Ян Усмошвец), как победитель печенегов. В 992 году печенеги пошли на Киев от реки Сулы (приток Днепра). Князь Владимир встретил их на берегу другого притока Днепра Трубеже. Рати стояли каждая на своём берегу, не начиная битву. И тогда печенежский князь призвал Владимира выставить богатырей: «Если твой муж ударит моим, то не будем воевать три года, если же мой муж ударит твоим, то будем воевать три года» - заявил печенег. Охотников среди русичей не было. Но тут к Владимиру подошёл старик и рассказал, что его младший сын как-то в сердцах разорвал воловью кожу. Парня вызвали, это был Ян Усмарь. Нашли быка, разъярили его горячим железом и спустили. Когда бык бежал мимо силача, тот схватил его за бок и вырвал кожу с мясом, сколько мог захватить.
В поединке Ян победил печенежского богатыря, хотя тот оказался «великаном страшным» и сначала посмеивался на русичем, который был среднего роста. Ян сдавил его своими руками до смерти и ударил им о землю. Половцы отступили. А Владимир заложил на том месте город, назвав его Переяславль, потому что русский богатырь перенял славу печенежского. Впоследствии Ян Усмарь вместе с Александром Поповичем принимал участие в походах против печенегов в 1001 и 1004 годах.
В Никоновской летописи рассказывается о жившем в Переяславле богатыре Демьяне Куденевиче, который в 1148 году по просьбе переяславского князя Мстислава Изяславича вышел на бой с подступившим к городу войском князя Глеба Юрьевича, сына Юрия Долгорукова. Демьян, выехав из города вместе со своим слугой Тарасом и пятью отроками, разметал войско Глеба и обратил его в бегство. В том же году Демьян Куденевич бился с подошедшими к Переяславлю половцами. Он вышел против них, не имея при себе «ничтоже одеяния доспешного», прогнал половцев, но был смертельно ранен. Вернувшись в Переяславль, скончался.
Немного о печенегах и половцах, которых русские послекрещенские летописи называют основными врагами Руси в 11-12 веках и которых многие историки причисляют к тюркским, а то и монголоидным племенам. Но ряд исследователей отмечает европеоидный тип печенегов. Их захоронения представляют невысокие курганы, что характерно для славяноскифской погребальной культуры. По устойчивой версии название «половцы» произошло от древнерусского слова «половъ» - жёлтый, что может объясняться часто встречающимся среди них светлым цветом волос, что никак не характерно для монголоидов. Есть старое русское слово «полова», означающее отходы при молотьбе зерновых, которое также может быть прототипом названия половцев. Естественно, полова тоже светлого цвета.
Да и появились эти племена на историческом небосклоне как-то внезапно вскоре после крещения русских племён на Восточно-Европейской равнине. Русские князья часто женились на знатных половчанках. Но среди потомков русских князей не наблюдалось монголоидных и тюркских черт. Отдавали своих дочерей замуж на половецких ханов. Не говорит ли всё это об определённом родстве русов и названных племён. Может быть, это были родственные нам племена, наши родичи, не принявшие христианство. Будущей исторической науке предстоит в этом разобраться.
В древнерусском манускрипте – «Повести о приходе Батыевой рати на Рязань» рассказывается о рязанском боярине Евпатии Коловрате и его дружине, противостоявшим многочисленному татарскому войску. Евпатий Коловрат был отличным воином. Одним ударом меча мог разрубить тело вражьего бойца напополам, как говаривали в старину «от плеча до седла». Кстати, о таких способностях русских витязей упоминает не одна летопись, не только Коловрат был способен на подобное. Это же какую силу и умение надо вложить в удар меча, чтобы развалить противника на две почти равные части.
Во время захвата Батыем Рязани Коловрат находился в Чернигове. Вернувшись, обнаружил лишь разгромленные жилища. Собрав отряд около 2000 бойцов, он напал на превосходящие силы татар. В одном из боёв Евпатий рассёк «до седла» татарского богатыря Хостоврула, шурина Батыя. Рязанцы «с неистовством поражали татар». Во много раз превосходящий по численности неприятель не мог сокрушить небольшое рязанское войско. Тогда татары собрали вокруг рязанских богатырей метальные орудия и забросали их камнями. И только так сумели добиться победы. Батый, восхищённый доблестью и силой Евпатия Коловрата и его бойцов, отдал его тело уцелевшим дружинникам, которые были отпущены на свободу
Профессия воина, сами витязи в древние времена на Руси пользовались большим уважением и почётом. Военная профессия носила сакральный характер. Русских витязей, дружинников в летописях называли сыновьями Перуна, внуками Сварога – Сварожичами. Им придавали черты особой избранности, превозносились их победы, воинская доблесть. О русских богатырях и добрых молодцах слагались народные произведения, где рассказывалось о их славных делах. Это вполне обоснованно. Ведь они были опорой и защитой народа. Во многом от них зависело, будет племя, род свободным или будет горбатиться на захватчиков, а то и погибнет.
Ореол избранности, уважения воинского дела во многом способствовал морально-духовному воспитанию бойца. К этому ещё добавлялись определённые ритуалы. Воинские атрибуты – оружие и снаряжение являлись неотъемлемой частью древнерусских народных обрядов. Такой комплексный подход – соединение физической и духовной подготовки способствовал воспитанию настоящих защитников своей земли. Весьма значимым являлось и общественное мнение того периода, которое всегда уважительно относилось к представителям воинского сословия и презрительно к предателям и трусам. Да и сами воины ценили смелых и умелых бойцов. Предательство, бегство с поля боя считалось большим позором.
Подобное отношение к предателям сохранилось у русских до сих пор, хотя может быть, выражено не столь явно. Поэтому русское общество в подавляющем большинстве очень негативно относится к своим соплеменникам, воевавшим на стороне гитлеровцев в годы Великой Отечественной войны. Это очень положительный фактор. Хотя некоторые демо-политологи и демо-исследователи пытаются оправдать этих мерзавцев и перевёртышей, представить в положительном свете.
В русских былинах, иных народных произведениях не превозносился боец, ищущий себе выгоду и действующий в своих личных интересах. В этом в значительной мере проявлялся русский характер. Уважение народа заслуживали только витязи, отстаивающие общественные блага, защищавшие общину, родной край.
Русичи не боялись смерти и готовились к ней, как к переходу в другую неземную жизнь. Воины же вообще презирали смерть. Погибнуть за Отечество, за други своя считалось великой честью. Это было отличительной чертой русского воинства. Конечно, в семье не без урода. Но исключение, как говорится, лишь подтверждает правило.
Для определения морально-психологического состояния русского воинства показательны слова князя Святослава перед сражением с византийцами в 971 году у города Доростол (ныне болгарский город Силистрия): «Волей или неволей мы должны драться. Не посрамим же земли русской, но ляжем костьми, мертвые сраму не имут». Сражение произошло во время русско-византийской войны 970-971 годов. «Мёртвые сраму не имут» - эти слова великого русского полководца вошли в историю.
Византиец Лев Диакон отмечал в хрониках, что 22 июля, при заходе солнца скифы вышли из города, построились в твердую фалангу и, простерши свои копья, решились идти на подвиг. Скифы напали на римлян; кололи их копьями, поражали коней стрелами, а всадников сбивали на землю. Конь византийского полководца Анемаса ударами копий был сражен на землю; тогда, окруженный фалангою скифов, упал сам Анемас, превосходивший всех своих сверстников воинскими подвигами. И скифы, ободренные его падением, с громкими криками бросились на римлян. Устрашенные их необыкновенным натиском, римляне начали отступать.
Летописец называет русичей «скифами», что ещё раз подтверждает, русы и скифы - разные названия одного народа, а византийцев - «римлянами». Военные действия компании 970-971 годов, целью которой для русов, возможно, было обеспечение контроля над важной торговой артерией – Дунаем и воссоединение с Русью исконно славянских болгарских земель, шли с переменным успехом. В результате Святослав со своей армией всё же покинул Балканы. И при возвращении из похода в 972 году был убит печенегами на днепровских порогах. Летописцы и историки полагают, что так греки руками печенегов расправились с весьма опасным для них военно-политическим противником.
После гибели Святослава, словом и делом отстаивающего интересы Русского государства, идеологическая и иная зависимость Руси от Византии стала, полагаю, резко возрастать. Возможно, всё же его имя правильно звучало Светослав. От сочетания слов «светлая (солнечная) слава». Это был настоящий воин, пришедший к руководству государством в трудное для Руси время. К сожалению, его правление продолжалось недолго. Интригами и обманом противники русичей смогли погубить Светослава и затем революционными реформами по отлучению народа от исконного славянского мировоззрения изменить эволюционное развитие страны.
Одним из способов подготовки бойцов, поддержания боевого мастерства являлись на Руси кулачные бои. В средние века они нередко велись с применением защитного снаряжения. Кулачные бои – весьма значимая составляющая национальной культуры боевых единоборств. Упоминания о них содержатся ещё в летописях 12-13 веков. Но история кулачных боёв, не только как забавы, а, прежде всего, как реальной физической и боевой подготовки русского воинства уходит в глубокую древность, когда и устанавливались правила его проведения, методика подготовки участников.
Из истории средневековой Руси нам известно, что кулачные бои обычно проводились по праздникам. Особенно они были популярны в Масленицу, старый русский ведический праздник. Проведение кулачных боёв именно в Масленицу указывает на древность такого вида единоборств. Существовало два вида кулачного боя: «один на один» и «стенка на стенку». Считающийся видом кулачного боя «сцеплялка-свалка» скорее самостоятельное единоборство, как говорят сегодня, бой без правил. Возможно «сцеплялка-свалка» самый древний вид боевого противостояния в мирных условиях. Она представляла собой бой многих бойцов, дравшихся каждый сам за себя и против всех.
Самым распространённым видом кулачного боя был «стенка на стенку». Он мог состоять из трёх этапов. Сначала дрались мальчики, после них - неженатые юноши, а затем в стенку вставали взрослые мужи. По правилам не допускалось хватать за одежду, бить лежачего или присевшего. Побеждала «стенка», которая обратила противника в бегство или заставила отступить, оставить «поле». У «стенки» имелся «вожак», «боевой староста», который вдохновлял соратников, руководил боем. Перед особыми бойцами - «надёжами» ставилась задача разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько человек.
Славяне считали покровителем боевых искусств Перуна. Поэтому и многие боевые состязания проходили под эгидой Перуна и во славу Перуна. После крещения Руси началась борьба с языческими обрядами, под которые попадали и ратные состязания в честь Бога-Громовержца. Собор, созванный во Владимире в 1274 году митрополитом Кириллом, постановил «отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать». Церковь всячески боролась с традицией проведения кулачных боёв, как и с другими русскими традициями – волхованием, скоморошеством, считая это «богомерзким занятием». В 1641 году первый из династии Романовых царь Михаил издал указ о запрете кулачных боёв и наказании за участие в них. Аналогичные указы издавались и в последующие десятилетия, в частности в 1686 году.
Но, не смотря на давление церковников, кулачные бои продолжали существовать на Руси. С 14 века в Москве известен Великий Луг, на котором проводились кулачные поединки. В Великом Новгороде кулачные бои проходили на Великом мосту, соединяющем новгородский кремль (детинец) с торговой стороной. Многие помнят замечательное произведение Михаила Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», в котором описывается кулачный поединок в Москве в период правления Ивана IV Грозного. Навыки, получаемые в ходе участия в кулачных боях, были хорошей школой боевой подготовки.
С эпохой появления огнестрельного оружия и постоянно действующей армии в России начинается период формирования новой армейской тактики и боевых приемов. О системном подходе к военно-физической подготовке в русской армии говорят дошедшие до нас воинские уставы 17 века - «Устав ратных, пушечных и других дел» (1607 год) и «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» (1647 год). В Уставах говорится, что ««ежедневное навыкание дает или приносит мастерство». От воинов требовалась взаимная поддержка «делом и разумом». За измену, грабёж мирных жителей, утерю оружия в боевых условиях виновные подвергались смертной казни.
Уставы выступали против западноевропейского наёмничества: «Нигде такого бесчинства не сыщешь, как в германских, сиречь, цесарских региментах». Наемники, указывалось, способны лишь на «свары и брани, кражу и грабеж». Как это хорошо сказано. И как наёмничество не соответствует нашему менталитету.
В заключение данной главы отмечу, что удаль молодецкая это не только физическая сила, ловкость, разумная хитрость, но и психологическая устойчивость, высокая духовность. На Руси всегда уважались мужи, которые могли устоять перед соблазнами, страхами, психологическим натиском, которые не гнались за личным обогащением, были развиты духовно. Могли пройти «дремучий лес» и повести за собой других, шли по жизни Путём Прави.
Такими в народной памяти остались русские богатыри. Ведь не зря этих достойных витязей называли «богатырями». Возможно, от слов «Бог» и «тырить». Если сегодня глагол «тырить» имеет негативный оттенок – стащить, то в древнерусском языке глагол «тырить» имел несколько иное значение – нести. Богатырь – Бога несущий, Несущий в себе Бога. А ведь именно таким должен быть настоящий мужчина.
Свидетельство о публикации №116121104899