Лексикон свободомыслия. Современное Вольтеръянство
(поэтические философемы, реплики, эссе)
Не взыщите….(Обращение к человечеству) (Ю. Петров)
(Дар Ойкумены.
Бытие и мы.)
Кто страшиться бедности, тот недостоин богатства.
Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778 годы) - французский писатель
и философ-просветитель, деист, иностранный почетный член
Петербургской Академии Наук (1746 год).
Лирика молодого Вольтера проникнута эпикурейскими мотивами,
содержит выпады против абсолютизма. Зрелая проза разнообразна
по темам и жанрам: философские повести «Кандид, или Оптимизм»
(1759 год), «Простодушный» (1767 год), трагедии в стиле классицизма «Брут»
(1731 год), «Танкред» (1761 год), сатирические поэмы («Орлеанская
девственница»,1735), публицистика, исторические сочинения.
Деятельность Вольтера связана с борьбой против религиозной
нетерпимости и мракобесия, критикой феодально-абсолютистской
системы: «Философские письма» (1733 год), «Философский словарь» (1764-1769 годы).
Сыграл огромную роль в идейной подготовке Великой французской
революции, в развитии мировой, в т.ч. русской, общественно-
философской мысли.
20.07.2016
Не стреляйте в белых лебедей! –
Автор этих строк просил когда-то;
Не стреляйте в белых голубей!
Не губите бедного Сократа!
Мир храните, как зеницу ока,
Несмотря на то, что он велик!
Не стреляйте в родину пророков,
В шёпот трав и журавлиный крик.
Не взыщите, только не взыщите,
С бардов, арлекинов и шутов!
Родина ума молчит в элитах -
Чаще, чем в жаргонах босяков.
Не стреляйте в белых лебедей!
И в любую живность – не стреляйте!
Я прошу об этом племя фей,
Подарив слова простому сайту.
08.12.2016, 13.12.2016
Резюме: Дорогие читатели, бурлящая Франция ХVIII ст. часто говорит устами великого Вольтера. Революциям нужны их Глашатаи. Фигура Вольтера загадочна и прекрасна. Ему были открыты тайны будущего, и, не покидая границ своей эпохи, Вольтер говорит о лучшем в человеке всех времён. Его афоризмы - это блистательные реплики из будущего. Вольтер прав – в своем сарказме и страданиях. Предоставим слово мыслителю. Он говорил:
«Чем более читаете не размышляя, тем более уверяетесь, что много знаете, а чем более размышляете читая, тем яснее видите, что знаете еще очень мало».
«Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить».
«Случаи делать зло представляются по сто раз в день, а случаи делать добро – один раз в году».
«Нет человека, в котором не было бы чего-нибудь ненавистного, в котором бы не был скрыт лютый зверь, но лишь немногие честно говорят, как они справляются с этим лютым зверем».
Мы видим, что Вольтер безжалостен в своих характеристиках современника, но он смотрит и на нас из своей эпохи, и говорит о нас же: «Человек – существо самое жалкое, имеющее несколько часов отдыха, несколько минут удовлетворения и длинный ряд дней страданий в своей жизни».
Заметьте, что в расхожих выражениях часто звучат слова – «дурак», «псевдоинтеллектуал», «недотёпа», «профан» и т.д. Кто же мы?
В своё время Булат Окуджава писал:
«Давно повелось так на нашем веку:
На каждый прилив - по отливу,
На каждого умного - по дураку,
Все поровну, все справедливо!».
Феноменология интеллектуализма по-своему безукоризненна.
Да, мы так думаем! И ещё раз прав Вольтер: «Твердость есть применение мужества ума; она предполагает просвещенную решимость. Упрямство, напротив, предполагает - ослепление».
Постскриптум: Дорогие читатели, формационная парадигма реализовывается людьми уже многие миллионы лет. Принято считать, что первобытнообщинный строй был создан гением оптимизма. Индивид не мог существовать в одиночку, сам по себе, ибо ему противостояла грозная реальность. Природа не знает гуманизма – она подводит человеческие существа к его приятию. Так человек становиться фаворитом бытия. Человеколюбие было выстрадано нашими предшественниками. В далекие времена, при скудости ресурсов жизни, остро стояла проблема куска хлеба. И был период, когда стариков убивали, ибо их тоже надо было кормить. Легенда рассказывает, что в одной семье сын очень любил отца и не хотел лишать его жизни. О такой его жизненной позиции не должны были знать соплеменники. Однажды случилось так, что долгое время не было дождей, все припасы были съедены. И что же было делать несчастным людям, если наступила весна и надо было что-то сеять. Иначе, неумолимый голод убил бы всех. В жизнь тех современников ворвалась сама необходимость. Сеять-то надо было обязательно, однако сырьевые запасы были съедены. Факт был таким: в одном жилище сын сохранил жизнь своему старенькому отцу. И тот сказал ему - в преддверье посевных работ: дорогой мой, полезай на крышу (а она была укрыта соломой из пшеницы), поищи, пожалуйста, в колосьях оставшиеся зерна. Их наберется немало!
Да, в далеком прошлом крыши покрывались соломой, или дарами поля. Других материалов не было. В некоторых колосьях сохранялись зерна. Их и нашел добрый человек – сын мудрого путника жизни.
Сын собрал зерна и посеял их в поле. Используя все, что было съедобно, семья дожила до следующего этапа. Колосья можно было скосить и получить посевной материал для будущих весенних работ. Жизнь людей была спасена благодаря мудрости и знаниям одного из жителей того селения.
Весть о таком событии распространилась в регионе и за его пределами. Так, возможно, родилась гуманистическая максима (традиция): не убивайте стариков!
Ещё один аспект: в далёкие времена отсутствовала письменность. Все знания и всё известное хранилось в памяти людей. Естественно было больше знаний у тех людей, кто дольше жил. Шли годы… Наступил период книгопечатания. Разновекторные мысли соединились в одном прекрасном выводе: когда умирает старый человек - сгорает целая библиотека!
Дорогие читатели, берегите стариков! Библиотеки, хранилища книг – святыни информационной цивилизации!
Времена меняются, но в чем-то остаются - неизменными с присущими им богатствами Разума. Получилось так, что время сохранило для нас старика Вольтера. И что же он говорит своему окружению, своим близким и всем современникам. Вольтер остаётся верным себе. Он – парадоксален, лаконичен и нужен каждому из живущих! Не так ли? Позвольте предоставить слово гениальному «Вольтеръянцу», самому Вольтеру, герою свободомыслия, хитрецу и простаку одновременно. Перед нами несгибаемый духом революционер и философ. Вот что он говорит, обращаясь и к ныне живущим на всех континентах представителям рода Homo sapiens:
***
«Мир – лотерея богатства, званий, почестей, прав, отыскиваемых без основания и раздаваемых без выбора».
***
«Все для лучших в этом лучшем из всех возможных миров».
***
«О великом человеке судят только по его главным деяниям, а не по его ошибкам».
***
«Кто не любит свободы и истины, может стать человеком могущественным, но великим он никогда не будет».
***
«Не бедность невыносима, презренье. Я могу обходиться без всего, но я хочу, чтобы об этом не знали».
***
«Кто страшиться бедности, тот недостоин богатства».
***
«Мне довелось немного попутешествовать: я видел смертных, намного уступающих нам, видел и намного нас превосходящих, но никогда не видел таких, чьи желания были бы ограничены истинными нуждами, а нужды – возможностью их удовлетворения».
***
«Публика, вечно сбитая с толку, в своем восторге воздвигает вам статуи и ломает их, чтобы ими же разбить вашу голову».
***
«Плоды поэзии растут лишь весной; холодная и печальная старость создана только для здравого смысла».
***
«Немногие будут отрицать одно достоинство поэзии: она выражает больше меньшим количеством слов, чем проза».
***
Дорогие читатели! С благодарностью за внимание, ваш Юрий Петров,
доктор философских наук.
Свидетельство о публикации №116120805669