Всё подчинено закону необходимости...

В зависимости от контекста фраза весьма заметно меняет своё значение. Михаил Веллер. // «Всходило солнце»… Фраза не плохая и не хорошая, может встретиться в обычной статье и в величайшем создании искусства. Впечатление зависит от связи с другими элементами написанного, от подчинения ритму и замыслу. Тюремные стены и готический собор строят из единого кирпича, но «алый, огневой шар медленно плыл» – это кирпич в кружевах и цветочках, чушь, которая в долговечном произведении не встретится. Человек требовательный к искусству вовсе не склонен искать в нём красивости, он раздражается, когда с ним говорят «картинно». Только красота неразложимая и неотделимая, где всё подчинено закону необходимости, не наряд, а самая плоть вещи его действительно прельщает. Поэтому «художественный слог» во всех его разностях невыносим до тошноты. Георгий Адамович. // …рвотный рефлекс книгочея. // Фразы сочиняют за неимением идей. Жан Кондорсе. // Авторы, чьё главное достоинство – изящество и стройность фразы, приедаются особенно быстро. Люк Вовенарг. // Красивые фразы скорее губят, чем спасают произведение. Морис Шаплан. // Мне надо, чтобы каждое слово, каждая фраза попадала в тон, к месту, чтобы в каждой, по возможности даже взятой отдельно от других фразе, слышалось отражение главного мотива, центральное, так сказать, настроение. Владимир Короленко. // Иногда я мучаюсь дни напролёт, стараясь расставить по местам тысячи деталей. И не могу сдвинуться с мёртвой точки, пока некая Мэри не скажет некоему Джону одну-единственную волшебную фразу, которой я от неё жду. И когда эта фраза наконец находит своё место, сюжет превращается в роман. Агата Кристи. // Я всегда работал до тех пор, пока не удавалось добиться существенного, и всегда останавливал работу, зная, что должно произойти наперёд. Это давало мне разгон на завтра. Но иногда, принимаясь за новый рассказ и подолгу не находя начала, я думал: «Не волнуйся. Ты писал прежде, напишешь и теперь. Тебе надо написать только одну настоящую фразу. Самую настоящую, какую ты знаешь». В конце концов, она находилась, а за ней уже шло всё остальное. Всегда из виденного, слышанного, пережитого всплывала одна настоящая фраза. Если же я старался писать изысканно и витиевато, как некоторые авторы, то убеждался, что могу безболезненно вычеркнуть все эти украшения и начать повествование с настоящей простой фразы, которую уже написал. Эрнест Хемингуэй. // Самое важное – «запев», первые слова. Без них не садись за стол, не мучай себя. Они дают тон, в них сразу же выявляются характер и стиль всей вещи. Ян Парандовский. // Я много правлю, но первая фраза у меня остаётся неизменной. Да, так почему-то получается. Анатолий Рыбаков.


Рецензии