Стихотворение месяца 46 - Обзор Жиля Де Брюна

Здравствуйте, уважаемые стихотворцы! Поскольку я не поэт, мои суждения и оценки будут весьма субъективны. Но есть и хорошие новости: ниже тройки никто не получит, и никакой предвзятости – конкурс анонимный, об авторстве конкурсных стихов я могу только догадываться. Прежде чем приступить к чтению и критике, считаю необходимым пояснить следующее: техника – это не только орфография и пунктуация, это ещё и хорошие рифмы, яркие образы, точные метафоры, лёгкость для прочтения и понимания читателем. В общем, всё то, чего мне самому часто не хватает : ) А художественность, она же выразительность – это ответ на вопрос: что хотел донести до читателя  автор? Какую важную мысль, какое пропущенное через собственный опыт знание? Впрочем, приступим к чтению конкурсных стихов.

 

1. "Птица"

 

В заросшем парке Северной столицы,

Под маленьким заброшенным мостом

Лежит, скрываясь от прохожих, птица

С навеки переломанным крылом.

Укрывшись от ненастья под кустами,

Уснёт она под вой февральских вьюг.

Ей снится, что как прежде, шумной стаей

Летит она с подругами на юг.

Согретая бесплодными мечтами,

Забытая в дождливой серой мгле,

Она живёт, уснув под облаками,

А просыпаясь снова на земле.

Глядит с тоскою в северное небо,

Где пролетает журавлиный клин.

Как много отдала б она, наверно,

Чтоб долететь до солнца вместе с ним!

*****

Здесь присутствуют и добротность написания, и атмосферное звучание. Но  «…уснёт она под вой февральских вьюг» не сочетается с «в дождливой серой мгле», да и «под мостом… лежит… укрывшись от ненастья под кустами…» в соседних катренах вызывают ощущение противоречия – под мостом или под кустами?. «…шумной стаей летит она с подругами на юг» - на мой взгляд, здесь уместнее было бы «шумной стаей летят они…». Сочетание «уснув – просыпаясь» неудачное, лучше бы «засыпая – просыпаясь» или «уснув – проснувшись». И почему далее журавлиный клин летит до солнца?

 

Оценка: 4 за технику, 4 за художественность.

 

 

2. "Фильм, фильм, фильм..."

 

Муза:

Ну сколько ждать, кончается терпенье,

Я здесь, раздетая, вишу для вдохновенья,

Теряют время сценарист и режиссер,

И не с кем завести мне разговор.

 

Я так спешила к ним, наверно сдуру,

Один в свою зашел клавиатуру,

И ни о чем настойчиво стучит…

Другой многозначительно молчит.

 

Кто скажет мне, зачем нужна им Муза,

Уж точно, не для прочного союза,

Со мной им подружиться неохота,

Для них кино – обычная работа.

 

А я висю… вишу… плыву над ними,

И все стерплю, не потеряю имя,

Организую творчеству парад

И хоть какой, но будет результат…

 

А если нет, то не судите строго,

На телестудии другой работы много.

 

Сценарист:

Опять она мелькает надо мною,

Закрыла солнце, как в небе тучка,

Так и не стала верною женою,

А лишь подругой не самой лучшей.

 

А я –  по сути просто пролетарий,

Слегка ученый, не очень робкий,

Тружусь упорно, давлю на кнопки,

Почти закончил для вас сценарий.

 

А что подруга – мне с небесной выси

Чуть-чуть подправит движенье мысли,

В минуте трудной подскажет слово,

Потом повиснет на небе снова.

 

Мы с нею дружим на расстоянье,

И если честно, на том спасибо,

Не будет личных у нас свиданий,

Сказать по правде, и не просил я.

 

Под режиссера суровым взором

Я эти тексты закончу скоро.

 

Режиссер:

Где мне набраться на всех терпенья,

Как объяснить им – все нужно к сроку,

А если позже – не будет проку,

И не заплатит заказчик деньги.

 

Не будет денег –  где взять зарплату,

За труд нелегкий вознагражденье,

Нам только Муза почти бесплатно

Приносит крохи для  вдохновенья.

 

Смотри – летает опять над нами,

С улыбкой милой, немного грустной,

Вот-вот разбудит к работе чувства,

И закружится в душе цунами.

 

Польются строки с клавиатуры

Отображаясь на мониторе,

Всего лишь в небе висит фигура,

Но в сердце радость, и текстов море.

 

Чтоб побыстрее закончить правку,

Пожалуй, Музу возьму на ставку.

 

Признаюсь, мне нравятся произведения, где действие описано от лица нескольких героев. Это произведение как раз из таких. Но: «один в свою зашел клавиатуру» - звучит сомнительно, «А я – по сути просто пролетарий» не сочетается с «почти закончил для вас сценарий», «закружится в душе цунами» - тоже странно, не водоворот же ))

 

Оценка: 4 - 4

 

 

3. "Ляжет зима"

 

Снежная, белая, пенная

Ляжет зима... Не тревожь её!

Гибкими чёрными венами

Тянутся ветви под кожею

Манных снегов... За деревьями

Только туман неразбавленный,

Где под руинами древними

Плещется море... Забавы вен

Вечны, и море колышется,

Гонит волну ... Там, под вьюгами,

Дремлет природа... Возвышенно

Маются груди упругие

Ближних холмов в ожидании

Лишь поцелуев... И множатся

Зайчики лунные стайные,

Строя неясные рожицы

Сквозь облака...

А внизу ручей,

Двигаясь в яблочной льдистости,

Точит подбрюшье зимы, как червь,

Маленький и неистовый...

 

В целом, интересный стих перечитал его трижды.  «ручей… точит подбрюшье зимы, как червь» - очень яркий образ, респект автору за него. Но вот откуда здесь и зачем древние руины – непонятно, никаких подсказок автор на этот счёт не даёт. «Забавы вен вечны» – это забавы ветвей-то? А чем они забавляются? И уж простите меня, автор – фраза ... «возвышенно маются груди упругие ближних холмов в ожидании лишь поцелуев» - это не для моего скудного ума, может быть, другие эксперты мне растолкуют, о чём это. И «яблочную льдистость» мне не постичь, и присутствует ощущение, что вот ещё чуть-чуть – и всё станет понятно, но тут стих словно обрывается, вопросы читателя остаются без ответов.

 

Оценка: 4 – 4

 

 

4. "Про любовь"

 

Вспоминаю голос твой,

хрусткий, как орехи;

самотканой кисеей

прикрываю веки;

и сминаю небосклон

мягкою ладонью,

потому, что это все

связано с любовью.

И застелена зимой

белая дорога;

храбрых в этот выходной,

видимо, не много;

ранним утром у крыльца

цепью полутемной

неизвестного лица

след шагов любовный.

Вечно пьяный наш звонарь

разрывает воздух;

у него бездонный ларь

переливов звездных;

разноцветное стекло

к отраженью склонно,

витражи на Рождество

сложены любовно.

Кто с утра не покурил –

тот безукоризнен;

обобщенный Воланд вбил

клин меж мной и жизнью;

поприветствую его

дерзкое сословье,

потому, что это все

связано с любовью.

 

Понравилось. Но вот знаком я с одним звонарём – он при колоколах всегда трезвый, ибо пьяный в этом тонком деле всегда схалтурит, пьяному только набат доверить можно. «Кто с утра не покурил –

тот безукоризнен» - загадочная фраза, улыбнула меня. «дерзкое сословье Воланда» - тут я даже не представляю, о каком сословии речь идёт ) но в целом – впечатление от текста позитивное.

 

Оценка: 5 – 4

 

 

5. "Морское"

 

Выхожу из воды неохотно,

я  - дельфин в прошлой жизни моей.

Представляю, как строем, поротно,

ходят родичи - стражи морей.

 

Опускаясь в морские глубины,

возвращаются из глубины,

чтобы людям сказать: "Мы, дельфины,

океанской водой рождены.

 

В прошлой жизни - сыны Атлантиды,

мы тоскуем по людям земным,

не умея сказать: побратимы,

что вы сделали с миром своим?

 

Слава богу, что ваши законы

не работают на глубине,

там, где клети, вольеры, загоны

незнакомы дельфиньей стране..."

 

В гуле волн, покидающих берег

и в безмолвии рыб и медуз

слышу голос из прошлого перед

тем, как снова туда возвращусь.

 

Стих звучит, и это хорошо. Рота дельфинов – это сюр, и рождаются дельфины не из океанской воды – я видел однажды, как они рождаются )) Ещё «люди земные» удивили – я-то думал, других и не бывает ) Концовка хорошая, концовка обнадёживает ))

 

Оценка: 5 – 4

 

6. "Глазами ты в любви признался мне"

 

Глазами ты в любви признался мне,

но душу исцарапали осколки

хрустальных грёз звенящих в тишине.

Молчание осталось недомолвкой.

 

Жизнь пролетала и пришла пора.

Наш колокол вокзальный пел негромко.

Слова текли дождём из-под пера.

Молчание осталось недомолвкой.

 

Как грустен листопад календаря.

Весы судьбы качали кривотолки.

Слова вставали в сердце как заря.

Молчание осталось недомолвкой.

 

Неплохо, но запятую перед «как заря» следует поставить, как мне кажется ) Какая пора пришла? Почему колокол вокзальный? Кому куда пора ехать? Я заинтригован, уважаемый автор!

 

Оценка: 4 – 4

 

7. ***

 

Отправленное сообщенье ещё не стёрто в телефоне...

Неясных фраз нагроможденье: "Прости! Теперь ты посторонний.

Лавируя в ночных развалах, я ухожу, не надо драмы.

Мелодия, что подкупала, внезапно стала просто гаммой.

 

Меня разубеждать напрасно, я порвала все наши фото.

Любви влекущая опасность растаяла за поворотом,

Ушла туда, где ты, случайно, обнял моей подруги плечи.

Ты думал, это будет тайной. Ты лгал мне каждый божий вечер.

 

Не бойся, я сумею выжить. Перетерплю, переболею.

Лекарство время мне пропишет, излечит солнечным елеем.

А ты живи и наслаждайся, пиши стихи, а лучше прозу.

Я объяснила всё на пальцах. Прощай, души моей заноза."

 

Смысл авторского мессиджа ясен: зря ты так с моей подругой, заноза ты этакая. Но если на пальцах объяснить, то сразу ясно, что прозой лучше ))

 

Оценка: 4 – 4

 

 

8. "Встреча с прошлым"

(посвящение встрече выпускников школы)

 

Встретиться  с прошлым иду торопливо.

Все отложила сегодня дела.

Мысленно я прогнала суетливость,

В этот момент я была весела.

 

Вспомнила детство свое золотое

Школьные годы, последний звонок.

Многое в жизни осталось мечтою,

Все постепенно унес ветерок.

 

К школе своей подошла, улыбнулась.

Стала другой, изменилась она.

Кажется, в прошлое снова вернулась,

Я  жизнерадостна так и юна.

 

Слышу,  доносятся разные звуки,

Я постояла недолго,  зашла.

Люди при встрече  пожали мне руки.

Как здесь уютно, хватает тепла!

 

Вижу своих педагогов любимых,

И одноклассников, школьных друзей.

Милых, давно повзрослевших, красивых.

Сердце внезапно забилось сильней.

 

Здравствуйте все! Разрешите поздравить.

Мы отмечаем сейчас юбилей.

Слово сказать, попрошу предоставить.

Буду сегодня немного смелей.

 

Нас вспоминаю - задорных,  весёлых,

что изменилось - о том ли тут речь?

Двадцать ли лет окончания школы?

Двадцать ли лет ожидания встреч? 

 

Вспомним хорошее,  радуясь встрече,

Будем рассматривать школьный альбом.

Вместе послушаем добрые речи

И позабудем друзья о плохом.

 

Мы непременно встретимся снова…

Разные в жизни дороги у нас,

Наша судьба временами сурова.

Но соберется однажды наш класс.

 

Тема трогательная, но исполнение оставляет желать лучшего. Кое-где пропущены запятые. «Слово сказать, попрошу предоставить» - что предоставить? Предоставить слово? Или предоставить возможность выступить?

 

Оценка: 3 – 3

 

 

9.  "Лесное..."

 

Обезлисил мой лес,

обезлосил.

Обессилил, как пёс

безголосый.

Только мне, что под плеть,

что под вожжи.

Сколько водку не пить –

не поможет.

 

Сколько волку не выть

под луною –

всё одно, что скрывать

паранойю.

Не сгорая согреть

невозможно,

а пропасть вдругорядь

мне негоже.

 

Но солгавший, что сед –

лишний веку.

Я согласен на суд –

шли повестку.

Что ж, воистину лыс

безволосый.

Обезлистил мой лес,

обезгостил.

 

Местами – очень образно и звучно. Местами – вдругопрядь,  «шли повестку», и  мудрое «воистину лыс

безволосый», а ещё «не сгорая без запятой после.

 

Оценка: 4 – 4

 

 

10. "Я оставлю тебя"

 

Я оставлю тебя в тишине зарешеченных комнат,

где ночами таращится в окна хмельная луна,

где твой сон мириадами млечных осколков расколот

и в котором когда-то была я в тебя влюблена...

 

Я оставлю тебя, этот столь переменчивый город,

и Московский вокзал, зарастающий тенью бродяг.

Есть на карте Сибирь, Колыма. И Уральские горы.

Не ищите меня в этом хмуром потоке дождя.

 

Где тонули мы в звёздах, там небо разорвано в клочья

и ползёт одиночество серой колючей змеёй.

Ты однажды в плацкартном вагоне истлеешь до точки,

и истлеет песок, и сравняется небо с землёй...

 

Будет время ползти. И окажется: вовсе не больно.

Но однажды в преддверии новых рождественских дат

прогремит одиночества серого выстрел контрольный

и замрёт белым призраком хмурых больничных палат...

 

Я оставлю тебя...

 

Вот интересный же стих, но как всё в нём вперемежку накидано: и вокзальные бродяги с одной тенью на всех, и Сибирь с Колымой и Уральскими горами (к чему эти топонимы здесь?), и 2истлеешь до точки» (как песок, ага), и даже выстрел контрольный сравнивается с белым призраком палат больничных. Ох, увы мне, непонятливому…

 

Оценка: 4 – 4

 

 

11. "Средь берёз"

 

Средь берёз, средь Ясеней

Стали мы, друзья, сильней:

С нами рядом верные,

Храбрые военные,

Нефтегазоскважины

Да наш дух безбашенный,

Тополя и Буки -

Бойтесь русских, чудики!

Бойтесь, коль не любите,

Коль Россию зудите.

Знайте: наш медведь спокоен

Когда сыт, когда напоен -

Мирно спит в своей берлоге

С вечной думою о Боге.

Но, вот если, люди-звери

Подло бросят камень в двери,

Если чьи-то злые лапы

Подожгут траву у хаты -

Вмиг проснётся он от спячки

Для Великой смертной драчки.

Будет биться как герой

Всяк: и толстый и худой,

Сын, отец, старушка мать,

Даже уличная девка

Будет дом свой защищать.

Ждёт партнёров с НАТО

Наш, ядрёный, атом,

ждёт безжалостный свинец,

Бойтесь гады, вам

Ну, Вы поняли, конец.

 

 

Что уж чудики – пишите прямо и в рифму: бойтесь нас, суки! Дух безбашенный, смертная драчка, ядрёный атом – это всё добром не заканчивается. Не люблю такие стихи, и когда старушку-мать через запятую с уличной девкой упоминают – не люблю. И не полюбль никогда.

 

Оценка: 3 – 3

 

 

12. "Предрассветное"

 

А  у меня всё хорошо опять:

Любви, питья, еды – всего в достатке.

Ночные мысли, спрятавшись в тетрадке,

Застынут буквами, не пробуя удрать.

 

Наверно, не удастся избежать

С самим собой пустого разговора,

Где в роли полицейского и вора

Себя украсть пытаюсь и спасать

От завтра, что похоже на вчера,

Узором блёкло- выцветшей рутины,

Где складками обвисшей парусины

Не заиграют буйные ветра.

 

Где не рвану из грунта якоря,

Где не взорвётся отсыревший порох...

 

Но я надеюсь под песчаный шорох

Раскрасит небо новая заря.

 

Стих неплох, но смазанная концовка очень портит впечатление. Такое часто случается, когда автор торопится или отвлекается. Если довести до ума – будет очень даже интересно прочесть заново.

 

Оценка: 4 – 4

 

13. "Философия любви"

 

Люблю стихи. Пишу их сам немного.

Но, видимо, поэтом мне не быть:

Опять передо мной далёкая дорога,

Опять я должен многое забыть.

     Восход зари, твой белый дом, больницу,

     Гудение машин и тракторов,

     И вашу холостяцкую светлицу,

     И хриплое мычание коров.

Забуду всё, уплыв в людское море,

Неумолимою судьбой гоним.

Что ждёт меня? Успехи? Счастье? Горе?

Я был самим собой и буду им.

     Ты не ругай за стих меня сурово.

     Я написал бы лучше и нежней,

     Когда б не тёти Раина корова

     Сдружила нас, а что-то поважней.

Я похвалил бы взор твой синеокий

И голос, не такой, как у других.

Но помешал твой приговор жестокий:

"Есть у меня в Саратове жених".

…………………………………………..

P.S.

Через года и через расстоянья

Я прошагал отмеренный мне путь,

И помнил наши краткие свиданья,

И повторял: "Забудь её, забудь!"

     Но не забыл. Село за Волгой снится,

     И ты во сне тревожишь мой покой:

     В халате белом на крыльце больницы

     Ты на прощанье машешь мне рукой.

Теперь, когда смотрю на путь мой прошлый,

Когда я вновь читаю этот стих,

В моей душе встаёт вопрос дотошный:

"А был ли он – саратовский жених?"

     Теперь не важно, был он или не был.

     Мне всё равно светил бы неуспех:

     Я не умел дарить ей звёзды с неба,

     В её душе я был не лучше всех.

Поэтому придётся примириться:

Она уже навеки не моя.

И с каждым годом лучше становиться,

Чтоб для другой был самым лучшим я.

 

Понравилось. Стих не идеален, но он легко читается и оставляет правильное послевкусие. Не уверен, что «тёти Раина корова» корректное написание, но корова как повод для знакомства (дружбы? любви?) мне по душе ))

 

Оценка: 4 – 5

 

 

14. "Первый снег"

 

  На юру ветры осень отпели,

  На пропахшие мятой луга

  С поседевшего неба слетели

  Легкокрылою стаей снега.

  Первый снег в белом вальсе кружится,

  Не давая уснуть до утра...

  Никогда уже не повторится

  То, что прожито было вчера.

  Все вместило короткое "было"-

  Боль и радость и слёзы и смех.

  То, что прожито в "было" уплыло,

  И заносит следы первый снег.

  Целый мир новизной серебрится,

  Даже верится, что не умрёшь,

  И добрее становятся лица

  И чего- то хорошего ждёшь.

  Не сравняться ни майские грозы,

  Ни июльская россыпь цветов

  С подрумяненной лёгким морозом

  Чистотой этих первых снегов.

 

Сравнятся, а не сравняться.  «Боль и радость и слёзы и смех» - где здесь пропущены запятые? Ошибки портят стих, а стих неплохой, очень жаль.

 

Оценка: 3 – 4

 

 

15. ***

 

Полночного поезда слышен гудок,

шуршит мотылёк на окне.

Мой милый родной уголок,

читаю тебя между строк

большой звёздной книги. Будь ласков ко мне.

 

Уйми щебетание мыслей шальных,

храни мой покой до утра.

Под женственным взглядом луны

в стрекочущий звон тишины

вплетается шёпот муравчатых трав.

 

О чём будут сниться мне летние сны?

И шепчутся травы о чём?

О сказочных тайнах лесных.

О том, что, покоя полны,

укутались мысли полночным плащом.

Похоже на текст песни, но мелодию не угадать. Некоторые образы хороши, но «стрекочущий звон тишины» и «травы муравчатые» - это мне видится странным.

 

Оценка: 4 – 4.

 

16. "Писать стихи"

 

Писать стихи... Какая сила,

А, может, вечная хандра,

Своим невидимым светилом

Льёт свет на острие пера?

Каких заветных слов цепочка

Заставит душу трепетать

До немоты последней точки,

Что ставит в вечности печать,

И  что ещё создать возможно,

Чего не писано в веках,

Что, проникая внутрь, подкожно,

На части, как в боевиках,

Взрывает догмы иноверцем

И принуждает иногда

Все звуки в тыщи мегагерцев

Стихать в предчувствии суда...

Понравилась разве что «слов цепочка», текст сырой и словно бы незавершённый, «взрывает догмы иноверцем» – слишком сложно для моего понимания, и каким судом судят звуки – этого я  тоже представить себе не могу.

 

Оценка: 4 – 3.

 

 

17. "Полёт яблока"

 

Сдавалась осень под напором ветра,

сливала клады урожайных дней,

и яблока не утаила ветка,

хоть никого ей не было родней.

Сорвалось яблоко – пора, приспело время,

помчалось сквозь смятенную листву,

вполне легко - не ноша и не бремя -

взлетело, предаваясь озорству.

 

Ах, это круглое, упитанное тело

размеров средних по величине,

отвагою налившись, полетело

на свет звезды в прищуренном окне.

Игривая бессмысленность такая -

не шлёпнуться, как требовал Ньютон!          

Иль попросту, о физике не зная,

природа вещи впала в моветон?

 

Летело яблоко в замедленном движенье.

Казалось так: когда объект далёк,

века текут в надежде на сближенье,

сигналит сигаретный огонёк.

Летело яблоко, увлечено искомым,

парило наподобие орла,

в открытый космос выходя из комы.

В тот миг хозяйка сада умерла.

 

В реальной жизни яблоки «размеров средних по величине» не летают «наподобие орла». «…осень сливала клады» - смотря какие клады, конечно, но чтоб сливать… Ну, я не знаю даже. «яблоко… взлетело, предаваясь озорству… на свет звезды в прищуренном окне» - как представил, так вздрогнул. Рифма «Ньютон – моветон» совсем не понравилась; «века текут в надежде на сближенье» - это с кем они желают сблизиться? «сигналит сигаретный огонёк», «увлечено искомым», «в открытый космос выходя из комы» - ну просто праздник какой-то! Хозяйку сада жаль, но я и сам в таком страшном саду не зажился бы, наверное.

 

Оценка: 3/3

 

 

18. "Шуточная песенка молодого дипломата"

                (НЕ записано со слов молодого сотрудника МИД)

 

Со словарём я по-английски изъяснялся,

А вот с людьми довольно долго всё стеснялся,

МГИМО закончив, принят был на службу в МИД,

И там имел частенько бледный вид.

 

Но не прошло на этой службе и полгода,

Как я совсем отвык робеть при переводах.

А уж когда направлен был я в ДЗК,

Совсем отвык стесняться языка.

 

Постиг я в нём все основные прибамбасы,

Освоил прайсы, сэйлы, мейлы, сайзы, баксы*.

Вот торговаться не умел сперва, хоть плачь,

Хотя сказать-то надо лишь: "Ту мач!**".

 

Мне дипломат один сказал, что в нашей службе

Всего важней всех убеждать в российской дружбе.

Ну, здесь у нас – что ни мужик, то корифей:

Всего делов-то: наливай  да пей.

 

Когда порой встречался с кем-то в ресторане,

То вёл себя совсем, как местные граждАне,

Не забывал официантам дать на чай

И без акцента говорил: "Гуд бай***".

 

Народ меня там полюбил, почти как брата,

А вот с послом порой бывало сложновато.

Так иногда достанет, что невмоготу.

Тогда в уме шептал: "Ай лав ю ту****".

 

Теперь учу я и французский понемногу.

Кто знает, на какую занесёт дорогу.

И закругляя этот маленький  шансон*****,

Вам говорю: "Мерси боку******" и "Миль пардон*******".

 

-----------------

*)Цены, распродажи, сообщения, размеры, доллары

**)Слишком много

***)До свидания

****)Я вас тоже люблю

*****)Песня

******)Большое спасибо

*******)Тысяча извинений

 

Миль пардон, но совсем ничего не понравилось. Анонсированная в заглавии «шуточная песенка» совсем не похожа на песенку, тем более на «маленький шансон». Она совершенно лишена мелодичности, разве что «прайсы, сэйлы, мейлы, сайзы» напомнили куплеты из фильма «Покровские ворота»: буги-вуги, самба-мамба – чувствую, приходит амба! «Со словарём я по-английски изъяснялся, а вот с людьми довольно долго всё стеснялся» - читателю может показаться, что автор сперва выбрал себе в собеседники словарь, и с ним разговаривал, а только потом за людей принялся ))

 

Оценка: 3/3

 

19. "Брэму не снилось"

 

"По отношению к человеку этот забавный,

миловидный зверёк является страшным вредителем"

Альфред Брэм, "Жизнь животных"

 

День за днём большая белка

Выползала из дупла,

Потому что эта белка

Очень длинная была.

От ушей и до хвоста

В ней не больше метров ста,

А с хвостом – другое дело,

Выйдет целая верста.

По кустам ползком, броском,

Вскачь за лакомым куском,

Ей бы встретить трёх медведей

Или Машу с туеском.

Белка в сумрачном лесу

Пьёт холодную росу.

Дошепчу вам эту сказку,

Если ноги унесу...

 

Понравились лёгкость звучания и задор автора. А ещё «Маша с туеском» и гипербола про «целую версту».

Не понравилось: «очень длинная» плохо сочетается с «не больше», а ещё белки не ползают, и совсем не радуются встрече с медведями (они друг друга мало замечают, слишком разный статус). И, наконец, - почему автор опасается «не унести оттуда ноги»? И отчего он шепчет? Белку стометровую спугнуть боится? Или Машу с медведями звонким голосом разозлить? Но всё же этот стих весёлый – спасибо, автор ))

 

Оценка: 4/4

 

20. "Боюсь"

 

Эфир вещал про дальние дороги,

О том, что жизнь – короткий яркий миг.

А я – простой мальчонка босоногий,

Чуть мать из дому – тотчас в жуткий крик!

 

Навязчивых страшился сновидений,

Где тайный мир ночного волшебства

Вдоль стен гонял по кругу злые тени,

Казалось мне, числом не меньше ста!

 

Когда за правду бившись не на шутку,

Нёс синяки и раны из бузы –

Боялся не за порванную куртку,

А материнской горестной слезы.

 

Ещё того, почуяв сердцем тонко,

Что в новизне волнующего дня

Курносая соседская девчонка

Стихи мои отвергнет, не поняв…

 

Всё разъясняла мама, утешая.

Она поныне – самый верный друг.

С ней веселей  в дороге жизнь большая:

Летит, несёт, захватывая дух!

 

Освоены хорей и амфибрахий.

Исхожено в заботах полстраны.

И детские нелепейшие страхи

Сегодня и наивны и смешны.

 

Но жив во мне поныне страх немалый –

Единственный, тревожа бытиё:

Вот час пробьёт и вдруг не станет мамы.

Как дальше жить придётся без неё?

 

«вдоль стен гонял по кругу злые тени» - вот это звучит и впечатляет, да. Но - заурядный сюжет, странная строка «нёс синяки и раны из бузы», и почему «за правду бился не на шутку» - как это оценить читателю, как ему понять - с кем бился? За какую правду? Если всё именно так – мама должна гордиться сыном, а не слёзы над синяками и порванной курткой лить. И далее вот это: «почуяв сердцем тонко» и «в новизне волнующего дня» царапнули слух – какие-то неудачные уточнения, если примерять ситуацию на подростка, читающего стихи соседской девчонке.

 

Оценка: 4/3

 

 

21. "Ты говоришь..."

 

Ты говоришь, что всё пройдёт, конечно, прав ты,

И новый день, как новый год, наступит завтра,

А если будет новый день, то будет пища.

Мы тень наводим на плетень, всё что-то ищем,

И в этих поисках порой себя теряем,

И почему-то мир чужой считаем раем...

А рай - он там, где мы с тобой и наши дети,

Где в день любой и час любой нам солнце светит,

И если даже за окном буянят грозы,

Наш личный рай давным-давно для счастья создан!

 

Автор может писать хорошие стихи, автор не грешит ошибками – уже славно )) Что не понравилось: в каждом «завтра» обязательно есть новый день, но не новый год. Про солнце «в день любой и час любой» - это не так. У нас в Питере солнце часто несколько дней подряд людям не показывается. Если же автор имел в виду сравнение солнечного света со счастьем и любовью к близким, то он как-то запамятовал намекнуть читателю об этом.

 

Оценка: 5/3

 

 

22. "Была зима..."

 

Была зима, снега летели вниз

И снились сны тяжелые, как гири.

Зимой во мне погиб беспечный лирик

И ожил ярый материалист.

 

Засел читать пудовый черновик

(Читая то в пике входил, то в ступор),

Ворчал под нос, мол, трачу время глупо,

А он к таким растратам не привык.

 

Что даже если в бурной череде

Бесплотных отпечатков настроений

Родиться хит, он канет в стихо-пене,

Поскольку не нужны стихи нигде!

 

Они лишь суть - убежище от дел.

Дровишки для проблем и депрессухи.

И, если честно, ни уму, ни уху

Мои конкретно. Стер бы и сидел,

 

Корпел, приумножая день за днем

Прибыток свой, трудом доходным, спорым.

Светлел бы горизонт у кредиторов...

А то - стихи! Гори они огнём!

 

Язык их онемей, пылай их лист,

Развейся дым поэзии обманный,-

Хрипел из гроба лирик, оживая,

Пока не умер материалист.

 

 

Понравился первый катрен, начало для стиха на тему противопоставления характеров очень важен. И «язык их онемей» - тоже понравилось. Что не понравилось: восьмая строка: кто не привык к таким растратам? «в бурной череде бесплотных отпечатков настроений» - на мой вкус перебор, слова здесь загромождают смысл. «родится хит» - именно так, для чего Вы употребили здесь мягкий знак, автор? Концовку я не понял, увы мне – почему лирик, оживая, сравнивает поэзию с обманным дымом?

 

Оценка: 3/3

 

 

23. "Попутчик"

 

Варёные яйца, картошка, огурчик…

В купе заглянул проводник...

Напротив сидит мой случайный попутчик,

О жизни своей говорит.

 

Взгрустнул, что здоровье уже возрастное

(Тут матом ругнулся слегка!)

Ещё рассказал мне про отдых на море

И бреши внутри кошелька.

 

Мы пьем лимонад и приятно мне слышать

Рассказ о любимой жене,

А дождь барабанит по поезда крыше

И каплями бьётся в окне.

 

Он просто попутчик, я с ним не увижусь

Скорее всего, никогда,

Но помню копну волос рыжих-прерыжих!

Мелькают в окне города...

 

Я слушала тихо, слегка улыбаясь.

А поезд и ехал, и вёз...

Потом анекдоты травили, смеялись

Под стук равномерный колёс.

 

Он просто болтал! Милый, добрый романтик.

Картошкой меня угощал!

Когда мы прощались, просила: "Останьтесь

Таким же!" ...Он мне обещал...

 

Хороший первый катрен, потенциально хороший разгон для интересной истории. Что не понравилось: отсутствие интересного продолжения, «бреши внутри кошелька», «копна волос рыжих-прерыжих» (на этой строке читатель словно бы спотыкается), также я не понял, почему этот попутчик «милый, добрый романтик» - никаких доводов в обоснование этого автор не привёл.

 

Оценка: 4/3

 

 

24. ***

 

Опят

 

не хватает охранять,

набирают воронят.

 

нынче входят по ночам

вереща и хохоча.

 

как же жить тебе и мне,

если истина - в вине

не отмоленной?

 

Понравились оригинальность, игра смыслов в омонимах (вино-вина). Но если уж автор выбрал минимализм, то каждая строка, каждый образ должны удивлять читателя, разгоняя его мысль и чувства на ограниченном пространстве текста. Здесь я этого не увидел, не почувствовал.

 

Оценка: 4/4

 

 

Хочу сказать искреннее спасибо всем конкурсантам, приславшим свои стихи на СМ 46, и отдельно поблагодарить нашу замечательную ведущую Юлию Ермилову! Всем успехов и счастья ))

 

Дорогие товарищи поэты, простите меня, если я кого-то незаслуженно обидел. Обязательно отвечу на все ваши вопросы по поводу оценок, если вас не затруднит – указывайте, пожалуйста, номер своего стиха в лонг-листе.

 

Желаю всем успехов и счастья ))

 

Жиль


Рецензии
Текст и задумывался, как незавершенный, не имеющий однозначных ответов. Что касается догм,то они всегда взрываются инакомыслящими, то бишь, иноверцами, если угодно. Что касается суда: судить можно обо всём - от вкуса каши до мелодичности оперной арии, а уж звуки, заключенные в слова, и подавно могут и должны быть судимыми. Удивлен Вашими выводами...

Ярослав Добрый   09.12.2016 07:14     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ярослав. По ритмике ваш конкурсный стих хорош, но содержание даже после четвёртого прочтения вызывает у меня много вопросов. 1. Какие догмы взрываются, в чьих умах, о чём это вообще? Почему они взрываются "как в боевиках"? В боевиках много что взрывается, но только не догмы. 2. Судить можно обо всём - здесь я с Вами согласен. Но я в разборе произведения задал другие вопросы: что это за суд? Кто судьи? За что судят звуки? мне непонятно, извините. Не говоря уж о том, что в герцах и мегагерцах измеряют частоту звуковой волны, не громкость - об этом Вам совершенно справедливо написал другой эксперт. 3. Если стих у Вас с открытым финалом, и Вы задаёте в его концовке риторические вопросы - где вопросительный знак в конце последней строки? Почему взамен его выбрано многоточие? Почему читатель должен путаться и ломать голову там, где автор может и должен выразить свою мысль ясным образом?

Видите, сколько вопросов. Ответьте мне на них, пожалуйста, уважаемый Ярослав.

Жиль Де Брюн   09.12.2016 11:43   Заявить о нарушении
Уважаемый Жиль! Я рассуждал, разумеется, о догмах стихосложения и и их взрывателях, ну, например, таких их видах, как переход от поэзии эпохи Сковороды и Тредиаковского к пушкинской - это ли не взрыв догм? Боевики - это метафорический образ, наиболее подходящий к взрывам, в том числе , и взрывам догм. С судьями всё гораздо проще: суд читателей, суд Истории и т.д. Что касается звука, то его громкость главным образом функционально зависит от звукового давления (интенсивности звука) и частоты звуковых колебаний, если не вдаваться в дальнейшие физические подробности - поэтому и выбраны герцы. Вот с чем согласен, так это с Вашим замечанием об уместности знака вопроса в конце - стих мой и был задуман, как риторический вопрос! Спасибо за рецензию!

Ярослав Добрый   09.12.2016 15:47   Заявить о нарушении
Вам спасибо, Ярослав! И за участие в конкурсе, и за подробные объяснения ))

Жиль Де Брюн   09.12.2016 16:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.