Орфей

(картина Николая Рериха «Орфей»: http://gallery.facets.ru/show.php?id=921)


На высоком холме заходилась свирель,
собирая друзей и попутчиков песни,
отгоняя врагов, привлекая зверей,
разлетаясь округ по лесам и по весям.

Заплеталась рекой, чаровала полесье,
обращала туман в паутинную быль,
а, когда становилось мелодии тесно,
опадала в стерню, прорастая в ковыль.

Опускалась стрелой на болотную скатерть,
собирала скрипич кузнецовых затей,
заставляла ручьи по-весеннему плакать,
принуждая, чтоб вышел из ада Орфей!

…На Медвежьем холме убаюкались травы,
горечь дней изошла в голубой солончак.
И вещун прикорнул на пригорке устало,
чтобы снова начать и не выйти в затакт.

Воды Стикса хмельны…  Зов услышан и принят.
Только б лиру успеть отыскать поскорей…

Краски ровно легли на славянские стыни.
Если есть наш Боян, то зачем нам Орфей?

_________

Для монографии:

*Рерих повторил миф об Орфее, заменив звонкую эллинскую лиру славянской свирелью. Там, на зелёных холмах, слушают косматые медведи дуду и песни славянских муз. Картина написана в 1911 году. Сюжетом послужил миф об Орфее, перенесённый на славянскую почву. Подобно эллинскому певцу, укрощавшему, по преданию, своей игрой на лире зверей и птиц, славянский Орфей завораживал свирелью жителей северных лесов — медведей. Некоторые языческие племена поклонялись медведю, считая, что от него ведёт свое происхождение человек. Сам Рерих нередко олицетворял себя с медведем.

“... в летний день по муравным холмам залегли бурые медведи послушать игреца на жалейке (так своеобразно отразил художник эллинский миф об Орфее), и чудится, что поёт не свирель, а солнечный, весёлый голос всей земли, зовущий к жизни и травы, и воды, и всякого зверя, и всякого человека...”.

На территории современного Ярославля, на месте, которое известно в народе под названием “Медвежий угол”, было обнаружено древнейшее поселение человека середины I тысячелетия до нашей эры. Жители этого поселения считали медведя родоначальником человека и видели в нём воплощение многих идеальных черт: силы, добродушия, трудолюбия и т. д. Этот культ дожил здесь до ХI века, когда, как повествуется в “Сказании о построении града Ярославского”, князь Ярослав Мудрый, усмиряя язычников-смердов, покорил древнее поселение и зарубил священного зверя. («Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество).

**В селе Татул в 10 км от города Момчилград в 2004 году группа болгарских археологов под руководством Николая Овчарова обнаружила фракийское святилище со скальной гробницей, которая была объявлена «гробницей Орфея» и преобразована в археологический музей-заповедник.


Рецензии