Стихотворение месяца 46 - Обзор Нины Лёзер
Значит, мы все счастливцы, пишущие стихи. И открою вам секрет, считается, что если создано нечто, о чём не говорят и что не критикуют, то это вовсе и не искусство. Так что для того, чтобы всё здесь написанное стало каким-то видом искусства, скорее всего поэзией, придётся стать критиком этому явлению.
И потому я здесь. Извините, если покажусь сильно строгой.
……………………………………………………………
1. "Птица"
В заросшем парке Северной столицы,
Под маленьким заброшенным мостом
Лежит, скрываясь от прохожих, птица
С навеки переломанным крылом.
Укрывшись от ненастья под кустами,
Уснёт она под вой февральских вьюг.
Ей снится, что как прежде, шумной стаей
Летит она с подругами на юг.
Согретая бесплодными мечтами,
Забытая в дождливой серой мгле,
Она живёт, уснув под облаками,
А просыпаясь снова на земле.
Глядит с тоскою в северное небо,
Где пролетает журавлиный клин.
Как много отдала б она, наверно,
Чтоб долететь до солнца вместе с ним!
……………………………………………………
Сентиментально, трогательно. Автору удалось скупыми красками нарисовать драматическую картину увядания жизни. Но некоторые места в стихотворении звучат чересчур елейно. «С навеки переломанным крылом»
«Чтоб долететь до солнца…»
Звукопись далека от совершенства.
Техника – 3
Художественность – 4
………………………………………………….
2. "Фильм, фильм, фильм..."
Муза:
Ну сколько ждать, кончается терпенье,
Я здесь, раздетая, вишу для вдохновенья,
Теряют время сценарист и режиссер,
И не с кем завести мне разговор.
Я так спешила к ним, наверно сдуру,
Один в свою зашел клавиатуру,
И ни о чем настойчиво стучит…
Другой многозначительно молчит.
Кто скажет мне, зачем нужна им Муза,
Уж точно, не для прочного союза,
Со мной им подружиться неохота,
Для них кино – обычная работа.
А я висю… вишу… плыву над ними,
И все стерплю, не потеряю имя,
Организую творчеству парад
И хоть какой, но будет результат…
А если нет, то не судите строго,
На телестудии другой работы много.
Сценарист:
Опять она мелькает надо мною,
Закрыла солнце, как в небе тучка,
Так и не стала верною женою,
А лишь подругой не самой лучшей.
А я – по сути просто пролетарий,
Слегка ученый, не очень робкий,
Тружусь упорно, давлю на кнопки,
Почти закончил для вас сценарий.
А что подруга – мне с небесной выси
Чуть-чуть подправит движенье мысли,
В минуте трудной подскажет слово,
Потом повиснет на небе снова.
Мы с нею дружим на расстоянье,
И если честно, на том спасибо,
Не будет личных у нас свиданий,
Сказать по правде, и не просил я.
Под режиссера суровым взором
Я эти тексты закончу скоро.
Режиссер:
Где мне набраться на всех терпенья,
Как объяснить им – все нужно к сроку,
А если позже – не будет проку,
И не заплатит заказчик деньги.
Не будет денег – где взять зарплату,
За труд нелегкий вознагражденье,
Нам только Муза почти бесплатно
Приносит крохи для вдохновенья.
Смотри – летает опять над нами,
С улыбкой милой, немного грустной,
Вот-вот разбудит к работе чувства,
И закружится в душе цунами.
Польются строки с клавиатуры
Отображаясь на мониторе,
Всего лишь в небе висит фигура,
Но в сердце радость, и текстов море.
Чтоб побыстрее закончить правку,
Пожалуй, Музу возьму на ставку.
………………………………………………..
Стихотворение, лишённое лирики, но не лишённое юмора.
У каждого ЛГ своя точка зрения, каждому из них можно верить безоговорочно.
В этом жанре автор поработал умело.
Техника – 4
Художественность – 4
…………………………………………………………..
3. "Ляжет зима"
Снежная, белая, пенная
Ляжет зима... Не тревожь её!
Гибкими чёрными венами
Тянутся ветви под кожею
Манных снегов... За деревьями
Только туман неразбавленный,
Где под руинами древними
Плещется море... Забавы вен
Вечны, и море колышется,
Гонит волну ... Там, под вьюгами,
Дремлет природа... Возвышенно
Маются груди упругие
Ближних холмов в ожидании
Лишь поцелуев... И множатся
Зайчики лунные стайные,
Строя неясные рожицы
Сквозь облака...
А внизу ручей,
Двигаясь в яблочной льдистости,
Точит подбрюшье зимы, как червь,
Маленький и неистовый...
………………………………………………………..
Пейзажная лирика, навеянная временем года.
Зримо. Моё личное ощущение, что всё написанное сопровождается каким-то сверх усилием, позволяющим удержать мысль в рамках задуманного.
С теми местами, где упоминаются непонятные мне «забавы вен», и холмы,
которые ( среди зимы) волнуются на подобие грудей, можно не согласится, но это дело вкуса.
Техника – 3
Художественность – 3
………………………………………….
4. "Про любовь"
Вспоминаю голос твой,
хрусткий, как орехи;
самотканой кисеей
прикрываю веки;
и сминаю небосклон
мягкою ладонью,
потому, что это все
связано с любовью.
И застелена зимой
белая дорога;
храбрых в этот выходной,
видимо, не много;
ранним утром у крыльца
цепью полутемной
неизвестного лица
след шагов любовный.
Вечно пьяный наш звонарь
разрывает воздух;
у него бездонный ларь
переливов звездных;
разноцветное стекло
к отраженью склонно,
витражи на Рождество
сложены любовно.
Кто с утра не покурил –
тот безукоризнен;
обобщенный Воланд вбил
клин меж мной и жизнью;
поприветствую его
дерзкое сословье,
потому, что это все
связано с любовью.
…………………………………………………
Придётся покопаться в залежах неожиданностей.
«Голос………
хрусткий, как орехи»; -трещит он, ломается? Не звучит, значит, и не слышно его.
«самотканой кисеей
прикрываю веки;» а затем это. Показалось, что только ради рифмы.
«Небосклон смять ладонью» Как это? Что же это за ручища такая?
«Белая дорога», именно она оказывает какое- то влияние на храбрость?
«Витражи сложены любовно на Рождество» а что после Рождества они раскладываются обратно?
Вслед за безукоризненным некурящим откуда ни возьмись возникает Воланд.
И в результате все эти хитросплетения оказывается связаны с любовью.
Всё сказано и всё не по существу. Увы!
Техника – 2
Художественность – 2
…………………………………………………………………..
5. "Морское"
Выхожу из воды неохотно,
я - дельфин в прошлой жизни моей.
Представляю, как строем, поротно,
ходят родичи - стражи морей.
Опускаясь в морские глубины,
возвращаются из глубины,
чтобы людям сказать: "Мы, дельфины,
океанской водой рождены.
В прошлой жизни - сыны Атлантиды,
мы тоскуем по людям земным,
не умея сказать: побратимы,
что вы сделали с миром своим?
Слава богу, что ваши законы
не работают на глубине,
там, где клети, вольеры, загоны
незнакомы дельфиньей стране..."
В гуле волн, покидающих берег
и в безмолвии рыб и медуз
слышу голос из прошлого перед
тем, как снова туда возвращусь.
………………………………………………….
Я отнесла бы этот текст к стихотворениям для детей, для взрослых школьников 10 -12-ти лет.
В нём всё разложено по полочкам: дельфины – дети морей, сыны фантастической страны. У них в воде здорово, у тех, кто на берегу, всё порочно. Читающий стих со сцены во время маскарада в костюме Дельфина заработал бы аплодисменты.
Техника – 3
Художественность – 3
……………………………………………………………………………….
6. "Глазами ты в любви признался мне"
Глазами ты в любви признался мне,
но душу исцарапали осколки
хрустальных грёз звенящих в тишине.
Молчание осталось недомолвкой.
Жизнь пролетала и пришла пора.
Наш колокол вокзальный пел негромко.
Слова текли дождём из-под пера.
Молчание осталось недомолвкой.
Как грустен листопад календаря.
Весы судьбы качали кривотолки.
Слова вставали в сердце как заря.
Молчание осталось недомолвкой.
…………………………………………………………..
Простенькое по форме стихотворение, рефрен усиливает переживания ЛГ.
Вокзальный колокол, «поющий негромко» – явление довольно таки неожиданное. «Слова текли дождём из-под пера» в то время, когда герои ещё на вокзале. Или не на вокзале? И пишут письма. Так и «недомолвки» вроде бы нет. В общем, путаница.
Техника – 3
Художественность – 3
……………………………………………………………….
7. ***
Отправленное сообщенье ещё не стёрто в телефоне...
Неясных фраз нагроможденье: "Прости! Теперь ты посторонний.
Лавируя в ночных развалах, я ухожу, не надо драмы.
Мелодия, что подкупала, внезапно стала просто гаммой.
Меня разубеждать напрасно, я порвала все наши фото.
Любви влекущая опасность растаяла за поворотом,
Ушла туда, где ты, случайно, обнял моей подруги плечи.
Ты думал, это будет тайной. Ты лгал мне каждый божий вечер.
Не бойся, я сумею выжить. Перетерплю, переболею.
Лекарство время мне пропишет, излечит солнечным елеем.
А ты живи и наслаждайся, пиши стихи, а лучше прозу.
Я объяснила всё на пальцах. Прощай, души моей заноза."
………………………………………………………………………………..
Сюжет не нов: он, она, подруга. Эмоции есть, но бурными их не назовёшь:
«объяснила всё на пальцах». Не хватает в этом тексте каких-то авторских находок, задевающих за живое меня, как читателя. Но автор старался.
Техника – 3
Художественность – 2
…………………………………….
8. "Встреча с прошлым"
(посвящение встрече выпускников школы)
Встретиться с прошлым иду торопливо.
Все отложила сегодня дела.
Мысленно я прогнала суетливость,
В этот момент я была весела.
Вспомнила детство свое золотое
Школьные годы, последний звонок.
Многое в жизни осталось мечтою,
Все постепенно унес ветерок.
К школе своей подошла, улыбнулась.
Стала другой, изменилась она.
Кажется, в прошлое снова вернулась,
Я жизнерадостна так и юна.
Слышу, доносятся разные звуки,
Я постояла недолго, зашла.
Люди при встрече пожали мне руки.
Как здесь уютно, хватает тепла!
Вижу своих педагогов любимых,
И одноклассников, школьных друзей.
Милых, давно повзрослевших, красивых.
Сердце внезапно забилось сильней.
Здравствуйте все! Разрешите поздравить.
Мы отмечаем сейчас юбилей.
Слово сказать, попрошу предоставить.
Буду сегодня немного смелей.
Нас вспоминаю - задорных, весёлых,
что изменилось - о том ли тут речь?
Двадцать ли лет окончания школы?
Двадцать ли лет ожидания встреч?
Вспомним хорошее, радуясь встрече,
Будем рассматривать школьный альбом.
Вместе послушаем добрые речи
И позабудем друзья о плохом.
Мы непременно встретимся снова…
Разные в жизни дороги у нас,
Наша судьба временами сурова.
Но соберется однажды наш класс.
……………………………………………………………………………
Стихотворение сообщает читателю о том, что одноклассники встретились через двадцать лет, но эта информация не пестрит никакими запоминающимися деталями. Всё гладко, все любят друг друга. Поговорили разошлись, однажды встретятся опять. Стихотворение длинновато и чувства как бы размылись по строчкам, и только рифмы объединяют их, пытаясь превратить в лирическое повествование.
Техника – 3
Художественность – 3
………………………………………………………………………….
9. "Лесное..."
Обезлисил мой лес,
обезлосил.
Обессилил, как пёс
безголосый.
Только мне, что под плеть,
что под вожжи.
Сколько водку не пить –
не поможет.
Сколько волку не выть
под луною –
всё одно, что скрывать
паранойю.
Не сгорая согреть
невозможно,
а пропасть вдругорядь
мне негоже.
Но солгавший, что сед –
лишний веку.
Я согласен на суд –
шли повестку.
Что ж, воистину лыс
безволосый.
Обезлистил мой лес,
обезгостил.
………………………………………………….
Стихотворение напоминает заклинание, ЛГ то ли сам отождествляет себя с голым лесом, то ли не в силах переносить жизнь отшельника, часто не трезвого, натворившего бог весть что. Какое-то невнятное изречение, бесцельное кружение вокруг нечёткой мысли.
Техника – 2
Художественность – 2
………………………………………………..
10.
Я оставлю тебя в тишине зарешеченных комнат,
где ночами таращится в окна хмельная луна,
где твой сон мириадами млечных осколков расколот
и в котором когда-то была я в тебя влюблена...
Я оставлю тебя, этот столь переменчивый город,
и Московский вокзал, зарастающий тенью бродяг.
Есть на карте Сибирь, Колыма. И Уральские горы.
Не ищите меня в этом хмуром потоке дождя.
Где тонули мы в звёздах, там небо разорвано в клочья
и ползёт одиночество серой колючей змеёй.
Ты однажды в плацкартном вагоне истлеешь до точки,
и истлеет песок, и сравняется небо с землёй...
Будет время ползти. И окажется: вовсе не больно.
Но однажды в преддверии новых рождественских дат
прогремит одиночества серого выстрел контрольный
и замрёт белым призраком хмурых больничных палат...
………………………………………
Рифма не вызывают вопросов, здесь всё на своём месте. Очень пафосно начало, с его «мириадами млечных осколков». Есть здесь «Сибирь, Колыма» и потоки дождя, возникающие на этом фоне просто неоткуда. «Одиночество» - приобретает свою самостоятельность и одушевлённость, к нему обращаются «на-ты». Получается, что оно «истлеет до точки». А если не оно, то кто же? Потом «выстрел одиночества» прогремит и замрёт. Вокруг образа одиночество наворочено множество тайн и несуразиц.
Техника – 3
Художественность – 3
…………………………………………………………………..
11. "Средь берёз"
Средь берёз, средь Ясеней
Стали мы, друзья, сильней:
С нами рядом верные,
Храбрые военные,
Нефтегазоскважины
Да наш дух безбашенный,
Тополя и Буки -
Бойтесь русских, чудики!
Бойтесь, коль не любите,
Коль Россию зудите.
Знайте: наш медведь спокоен
Когда сыт, когда напоен -
Мирно спит в своей берлоге
С вечной думою о Боге.
Но, вот если, люди-звери
Подло бросят камень в двери,
Если чьи-то злые лапы
Подожгут траву у хаты -
Вмиг проснётся он от спячки
Для Великой смертной драчки.
Будет биться как герой
Всяк: и толстый и худой,
Сын, отец, старушка мать,
Даже уличная девка
Будет дом свой защищать.
Ждёт партнёров с НАТО
Наш, ядрёный, атом,
ждёт безжалостный свинец,
Бойтесь гады, вам
Ну, Вы поняли, конец.
……………………
Патриотическое стихотворение. Списано со слов Жириновского.
Конечно, не плагиат ( здесь я улыбаюсь) и звучит оно беззлобно, но очень инфантильно.
Техника – 2
Художественность – 2
……………………………………………………..
12
А у меня всё хорошо опять:
Любви, питья, еды – всего в достатке.
Ночные мысли, спрятавшись в тетрадке,
Застынут буквами, не пробуя удрать.
Наверно, не удастся избежать
С самим собой пустого разговора,
Где в роли полицейского и вора
Себя украсть пытаюсь и спасать
От завтра, что похоже на вчера,
Узором блёкло- выцветшей рутины,
Где складками обвисшей парусины
Не заиграют буйные ветра.
Где не рвану из грунта якоря,
Где не взорвётся отсыревший порох...
Но я надеюсь под песчаный шорох
Раскрасит небо новая заря.
…………………………………………………..
Стихотворение подкупает искренностью ЛГ. Сюжет не надуман, ясен.
Конец оптимистичен. И придираться не хочется.
Техника – 4
Художественность – 4
……………………………………………………………………………….
13. "Философия любви"
Люблю стихи. Пишу их сам немного.
Но, видимо, поэтом мне не быть:
Опять передо мной далёкая дорога,
Опять я должен многое забыть.
Восход зари, твой белый дом, больницу,
Гудение машин и тракторов,
И вашу холостяцкую светлицу,
И хриплое мычание коров.
Забуду всё, уплыв в людское море,
Неумолимою судьбой гоним.
Что ждёт меня? Успехи? Счастье? Горе?
Я был самим собой и буду им.
Ты не ругай за стих меня сурово.
Я написал бы лучше и нежней,
Когда б не тёти Раина корова
Сдружила нас, а что-то поважней.
Я похвалил бы взор твой синеокий
И голос, не такой, как у других.
Но помешал твой приговор жестокий:
"Есть у меня в Саратове жених".
…………………………………………..
P.S.
Через года и через расстоянья
Я прошагал отмеренный мне путь,
И помнил наши краткие свиданья,
И повторял: "Забудь её, забудь!"
Но не забыл. Село за Волгой снится,
И ты во сне тревожишь мой покой:
В халате белом на крыльце больницы
Ты на прощанье машешь мне рукой.
Теперь, когда смотрю на путь мой прошлый,
Когда я вновь читаю этот стих,
В моей душе встаёт вопрос дотошный:
"А был ли он – саратовский жених?"
Теперь не важно, был он или не был.
Мне всё равно светил бы неуспех:
Я не умел дарить ей звёзды с неба,
В её душе я был не лучше всех.
Поэтому придётся примириться:
Она уже навеки не моя.
И с каждым годом лучше становиться,
Чтоб для другой был самым лучшим я.
*****
……………………………………..
«Ты не ругай за стих меня сурово.
Я написал бы лучше и нежней,
Когда б не тёти Раина корова
Сдружила нас, а что-то поважней.»
Каков жанр у этого стихотворения ? - подумала я, прочитав это четверостишье. Наверное «шуточные стихи».
Но, в дальнейшем никаких шуток в тексте не нашла. И поэзии тоже. Рифмованное повествование из жизни представителя трудового народа о не сложившейся незамысловатой любви.
Техника – 3
Художественность – 3
--------------------------------------------------
14. "Первый снег"
На юру ветры осень отпели,
На пропахшие мятой луга
С поседевшего неба слетели
Легкокрылою стаей снега.
Первый снег в белом вальсе кружится,
Не давая уснуть до утра...
Никогда уже не повторится
То, что прожито было вчера.
Все вместило короткое "было"-
Боль и радость и слёзы и смех.
То, что прожито в "было" уплыло,
И заносит следы первый снег.
Целый мир новизной серебрится,
Даже верится, что не умрёшь,
И добрее становятся лица
И чего- то хорошего ждёшь.
Не сравняться ни майские грозы,
Ни июльская россыпь цветов
С подрумяненной лёгким морозом
Чистотой этих первых снегов.
………………………………………………
«На юру ветры осень отпели,» -тяжёлая звукопись.
«Целый мир новизной серебрится,
Даже верится, что не умрёшь,» - очень трогательная, пронзительная, задевающая за живое мысль. Может быть, и не оригинально, но к месту.
Техника – 3
Художественность – 4
……………………………………………………
15. ***
Полночного поезда слышен гудок,
шуршит мотылёк на окне.
Мой милый родной уголок,
читаю тебя между строк
большой звёздной книги.
Будь ласков ко мне.
Уйми щебетание мыслей шальных,
храни мой покой до утра.
Под женственным взглядом луны
в стрекочущий звон тишины
вплетается шёпот муравчатых трав.
О чём будут сниться мне летние сны?
И шепчутся травы о чём?
О сказочных тайнах лесных.
О том, что, покоя полны,
укутались мысли полночным плащом
……………………………………………….
Стихотворение звучит гармонично, хотя и начинается с инверсии.
Оно полно таинственности, загадочности, но в нём нет развития.
Начинается тем же, чем заканчивается. Выражение «Женственный взгляд луны» не нашло во мне отклика, ибо никогда не наблюдала в нём ни жертвенности, ни сострадательности.
Техника – 3
Художественность – 3
…………………………………………
16. "Писать стихи"
Писать стихи... Какая сила,
А, может, вечная хандра,
Своим невидимым светилом
Льёт свет на острие пера?
Каких заветных слов цепочка
Заставит душу трепетать
До немоты последней точки,
Что ставит в вечности печать,
И что ещё создать возможно,
Чего не писано в веках,
Что, проникая внутрь, подкожно,
На части, как в боевиках,
Взрывает догмы иноверцем
И принуждает иногда
Все звуки в тыщи мегагерцев
Стихать в предчувствии суда...
…………………………………………………………………
Я не очень люблю стихи о стихах. И я не одна такая. А в данном случае я не нашла заботы автора о своих стихах, о будущем их, об их прошлом.
Далее он пишет о том, что «сила …А может вечная хандра Своим невидимым светилом Льёт свет на острие пера?» И силе, и хандре, т.е. хандре, как и силе, предоставляется одинаковая возможность светить.
С этим утверждением трудно согласиться. К «Тыщи» не смогла не придраться.
Техника – 3
Художественность – 3
……………………………………………
17. "Полёт яблока"
Сдавалась осень под напором ветра,
сливала клады урожайных дней,
и яблока не утаила ветка,
хоть никого ей не было родней.
Сорвалось яблоко – пора, приспело время,
помчалось сквозь смятенную листву,
вполне легко - не ноша и не бремя -
взлетело, предаваясь озорству.
Ах, это круглое, упитанное тело
размеров средних по величине,
отвагою налившись, полетело
на свет звезды в прищуренном окне.
Игривая бессмысленность такая -
не шлёпнуться, как требовал Ньютон!
Иль попросту, о физике не зная,
природа вещи впала в моветон?
Летело яблоко в замедленном движенье.
Казалось так: когда объект далёк,
века текут в надежде на сближенье,
сигналит сигаретный огонёк.
Летело яблоко, увлечено искомым,
парило наподобие орла,
в открытый космос выходя из комы.
В тот миг хозяйка сада умерла.
Стихотворение добротное, рифмы соответствуют общепринятым нормам, ориентируются на классику.
Всё же появление парящего яблока несколько странно. Мне кажется, автор слегка увлекся образом последнего листа из всем известного рассказа
О `Генри и решил создать нечто параллельное. Яблоко, похожее на орла, явно надуманный образ.»
Техника – 4
Художественность – 4
…………………………
18. "Шуточная песенка молодого дипломата"
(НЕ записано со слов молодого сотрудника МИД)
Со словарём я по-английски изъяснялся,
А вот с людьми довольно долго всё стеснялся,
МГИМО закончив, принят был на службу в МИД,
И там имел частенько бледный вид.
Но не прошло на этой службе и полгода,
Как я совсем отвык робеть при переводах.
А уж когда направлен был я в ДЗК,
Совсем отвык стесняться языка.
Постиг я в нём все основные прибамбасы,
Освоил прайсы, сэйлы, мейлы, сайзы, баксы*.
Вот торговаться не умел сперва, хоть плачь,
Хотя сказать-то надо лишь: "Ту мач!**".
Мне дипломат один сказал, что в нашей службе
Всего важней всех убеждать в российской дружбе.
Ну, здесь у нас – что ни мужик, то корифей:
Всего делов-то: наливай да пей.
Когда порой встречался с кем-то в ресторане,
То вёл себя совсем, как местные граждАне,
Не забывал официантам дать на чай
И без акцента говорил: "Гуд бай***".
Народ меня там полюбил, почти как брата,
А вот с послом порой бывало сложновато.
Так иногда достанет, что невмоготу.
Тогда в уме шептал: "Ай лав ю ту****".
Теперь учу я и французский понемногу.
Кто знает, на какую занесёт дорогу.
И закругляя этот маленький шансон*****,
Вам говорю: "Мерси боку******" и "Миль пардон*******".
-----------------
*)Цены, распродажи, сообщения, размеры, доллары
**)Слишком много
***)До свидания
****)Я вас тоже люблю
*****)Песня
******)Большое спасибо
*******)Тысяча извинений
*****
………………………………………………….
Шутка затянута и всё написанное представляет собой попытку обратить в шутку какой-то отрезок биографии некоего ЛГ. Нельзя сказать, что получилось смешно до колик, но смысл ничем не завуалирован ни метафорами, ни оксюморонами, ни анжамбеманами. И на том спасибо!
Техника – 3
Художественность – 3
……………………………………………….
19. "Брэму не снилось"
"По отношению к человеку этот забавный,
миловидный зверёк является страшным вредителем"
Альфред Брэм, "Жизнь животных"
День за днём большая белка
Выползала из дупла,
Потому что эта белка
Очень длинная была.
От ушей и до хвоста
В ней не больше метров ста,
А с хвостом – другое дело,
Выйдет целая верста.
По кустам ползком, броском,
Вскачь за лакомым куском,
Ей бы встретить трёх медведей
Или Машу с туеском.
Белка в сумрачном лесу
Пьёт холодную росу.
Дошепчу вам эту сказку,
Если ноги унесу...
*****
………………………………………………………
Да, громадная белка, скачет как кенгуру. Просит чего- нибудь поесть, хоть одно страусовое яичко… ( для такой громадины подходящий завтрак, подумала я). Страшилка для детей, можно сказать, удалась.
Не вписывается сюда то, что она «в сумрачном лесу пьёт холодную росу.»
Сколько ж ей росы понадобится? Уж не целое ли корыто?
Техника – 2
Художественность – 2
…………………………………………….
20. "Боюсь"
Эфир вещал про дальние дороги,
О том, что жизнь – короткий яркий миг.
А я – простой мальчонка босоногий,
Чуть мать из дому – тотчас в жуткий крик!
Навязчивых страшился сновидений,
Где тайный мир ночного волшебства
Вдоль стен гонял по кругу злые тени,
Казалось мне, числом не меньше ста!
Когда за правду бившись не на шутку,
Нёс синяки и раны из бузы –
Боялся не за порванную куртку,
А материнской горестной слезы.
Ещё того, почуяв сердцем тонко,
Что в новизне волнующего дня
Курносая соседская девчонка
Стихи мои отвергнет, не поняв…
Всё разъясняла мама, утешая.
Она поныне – самый верный друг.
С ней веселей в дороге жизнь большая:
Летит, несёт, захватывая дух!
Освоены хорей и амфибрахий.
Исхожено в заботах полстраны.
И детские нелепейшие страхи
Сегодня и наивны и смешны.
Но жив во мне поныне страх немалый –
Единственный, тревожа бытиё:
Вот час пробьёт и вдруг не станет мамы.
Как дальше жить придётся без неё?
…………………………………………………
ЛГ подкупает своей чувствительностью. Он всю жизнь пытается побороть преследующие его, порой ничем необоснованные, страхи. И последняя неотвратимая боязнь возвышает его и в тоже время возвращает опять в круг детей с их священным страхом за маму. Стих длинноват, рифмы не богаты, кое-где они превращаются просто в созвучия.
Техника – 3
Художественность – 3
………………………………………………………………………………….
21. "Ты говоришь..."
Ты говоришь, что всё пройдёт, конечно, прав ты,
И новый день, как новый год, наступит завтра,
А если будет новый день, то будет пища.
Мы тень наводим на плетень, всё что-то ищем,
И в этих поисках порой себя теряем,
И почему-то мир чужой считаем раем...
А рай - он там, где мы с тобой и наши дети,
Где в день любой и час любой нам солнце светит,
И если даже за окном буянят грозы,
Наш личный рай давным-давно для счастья создан!
…………………………………………………………….
Стихотворение очень простое без какого-либо двойного дна.
Оно будто состоит из нескольких плакатов, демонстрирующих кредо автора.
Для столь короткого текста слишком много штампов.
Техника – 3
Художественность – 3
………………………………………………………………….
22. "Была зима..."
Была зима, снега летели вниз
И снились сны тяжелые, как гири.
Зимой во мне погиб беспечный лирик
И ожил ярый материалист.
Засел читать пудовый черновик
(Читая то в пике входил, то в ступор),
Ворчал под нос, мол, трачу время глупо,
А он к таким растратам не привык.
Что даже если в бурной череде
Бесплотных отпечатков настроений
Родиться хит, он канет в стихо-пене,
Поскольку не нужны стихи нигде!
Они лишь суть - убежище от дел.
Дровишки для проблем и депрессухи.
И, если честно, ни уму, ни уху
Мои конкретно. Стер бы и сидел,
Корпел, приумножая день за днем
Прибыток свой, трудом доходным, спорым.
Светлел бы горизонт у кредиторов...
А то - стихи! Гори они огнём!
Язык их онемей, пылай их лист,
Развейся дым поэзии обманный,-
Хрипел из гроба лирик, оживая,
Пока не умер материалист.
………………………………………………………….
Стихотворение написано живым языком, мысль выражена изящно, внятно.
Тема о нужности стихосложения или ненужности его, о соперничестве лириков и физиков гнетёт душу ЛГ. И снег, как символ опустошения и погребения под собой всего живого подталкивает его к этим размышлениям.
Понравилось.
Техника – 4
Художественность – 4
………………………………………………………..
23. "Попутчик"
Варёные яйца, картошка, огурчик…
В купе заглянул проводник...
Напротив сидит мой случайный попутчик,
О жизни своей говорит.
Взгрустнул, что здоровье уже возрастное
(Тут матом ругнулся слегка!)
Ещё рассказал мне про отдых на море
И бреши внутри кошелька.
Мы пьем лимонад и приятно мне слышать
Рассказ о любимой жене,
А дождь барабанит по поезда крыше
И каплями бьётся в окне.
Он просто попутчик, я с ним не увижусь
Скорее всего, никогда,
Но помню копну волос рыжих-прерыжих!
Мелькают в окне города...
Я слушала тихо, слегка улыбаясь.
А поезд и ехал, и вёз...
Потом анекдоты травили, смеялись
Под стук равномерный колёс.
Он просто болтал! Милый, добрый романтик.
Картошкой меня угощал!
Когда мы прощались, просила: "Останьтесь
Таким же!" ...Он мне обещал...
…………………………………………………………………………….
Этому стихотворению не хватает яркости образов, попутчик попался типичный и заменимый. Таким, каким он предстаёт в этом тексте, он своей попутчице быстро забудется, и читателю тоже.
«Но помню копну волос рыжих-прерыжих! « - кажется, сбой ритма.
«А дождь барабанит по поезда крыше» - режет слух инверсия.
Техника – 3
Художественность – 3
……………………………………………………..
24. ***
Опят
не хватает охранять,
набирают воронят.
нынче входят по ночам
вереща и хохоча.
как же жить тебе и мне,
если истина - в вине
не отмоленной?
……………………………………………………
Что тут скажешь? Мне показалось, что за этим немногочисленным набором слов кроется неотвратимое влияние того вина, в котором истина.
Техника – 2
Художественность – 1
Свидетельство о публикации №116120800104
Ярослав Добрый 09.12.2016 06:50 Заявить о нарушении
Но бывает тaк, что и автoр, переоценивaя свoй текст, пeрекладывает тяжeсть oтветственности за не прoступившее мeжду стрoк на читатeля или cудью.
Нина Лёзер 09.12.2016 13:06 Заявить о нарушении
Ярослав Добрый 09.12.2016 16:04 Заявить о нарушении