Салон Крылья Пегаса

Друзья, по традиции мы открываем наш салон для обмена мнениями о конкурсных стихах "Пяти искусств". На данный момент большинство авторов уже проголосовали, потому я со спокойной совестью приглашаю всех желающих высказаться. Свои соображения и замечания вы можете разметить отдельной рецензией, как обычно.
Желаю конструктива и толерантности. Помните, что за каждым стихотворением стоит автор, то есть человек.) Будьте доброжелательны друг к другу. Это не значит, что нужно хвалить то, что вам не по душе, но постарайтесь быть тактичны).
Мой обзор дописывается).

Ссылка на конкурсные произведения:

http://www.stihi.ru/2016/12/06/4663


Рецензии
Здравствуйте, друзья!
Как и было обещано, вот мой вам небольшой обзор конкурсных стихов.)
Самое главное, о чем хотелось бы сказать... Читая каждую работу, поступавшую за время приема заявок, я пыталась составить впечатление о том, как будет смотреться стихотворение, если не привязывать его к предложенному ролику. Ведь написанные стихи наверняка будут опубликованы позднее как самостоятельное произведение. На авторской страничке ролик разместить навряд ли удастся, да и станут ли ленивые читатели его просматривать? Думаю, нет. Да и не нужно это. Мне очень хочется высказать свои соображения по этому поводу сейчас, чтобы вы поняли суть моих претензий к стихам, которые непременно будут).
Друзья мои, писать по заданию очень сложно, я знаю о чем говорю. Да и многие из здесь присутствующих знают это не хуже меня. И самая большая опасность в написании стихов по картинам либо еще каким-либо визуальным образам состоит в том, что авторы часто считают делом чести передать самые мелкие детальки, запечатленные автором первоначального произведения (картины либо сюжета). А теперь задумаемся: что это дает вашему произведению? Хорошо, если вы вычленили какую-то запоминающуюся деталь и обыграли ее, наделив своим, авторским смыслом, но если это только упоминание, да еще такое, что убери первоначальный источник с глаз долой, и станет вообще непонятно о чем хотел сказать автор стихотворения... Знакомо?) Вот и я про то). Прежде чем писать, сто раз подумайте, как сыграет ваш образ в отрыве от источника вдохновения....
Во-вторых, стараясь описать мельчайшие детальки и сделать свое стихотворение максимально приближенным к оригиналу, подумайте все же, что важнее: создать самостоятельное произведение или надпись к картине? Может, эта надпись будет очень талантливой, но здесь существуют две очень больших проблемы:
1. Чем более она узнаваема, чем более подробна и достоверна, тем вторичнее она выглядит. И с этим ничего не поделаешь. Потому что это уже создано до нас). Причем точно такое же, только из другого материала).
2. И самая главная проблема: для читателя, который не знает первоисточника, ваша работа вообще не представит никакого интереса, а скорее вызовет раздражение: читал-читал, чего-то ждал от автора, какого открытия, мессэджа, но так ничего и не понял). Потому что такие стихи в подавляющем своем большинстве все-таки описательные и немного акынские: что вижу, то и пою). А вот не надо этого).
Так что, друзья, давайте будем честны сами с собой). Надеюсь,кому-нибудь что-то из вышесказанного все же пригодится).
А теперь о каждом стихотворении в отдельности. "По чуть-чуть", как говорила Верка Сердючка).
_____

1. Песочные часы.

Несомненный плюс этого стихотворения в том, что автор умеет абстрагироваться от увиденного и на основе ассоциаций создать что-то свое, уже совсем отличное от первоисточника. Я бы назвала это стихотворением-рефлексией. Мне понравилось как автор подошел к проблеме, пусть отошел все же далековато от заданного сюжета, на мой взгляд, но зато привнес что-то свое.
Стоило бы проработать, на мой взгляд, вот эти места
"Погружаться бездумно в страсть…" - слишком уж по-дамски экзальтированно и ...штамп...

"Невозможно, как соло петь
Здесь немому певцу." - слово "здесь" - очевидная ритмическая заплатка. Получается, что соло немой певец не может петь только здесь, а где-то в другом месте - запросто... Очень советую додумать и отшлифовать.

2. Письма

Здесь тоже автор подошел к теме, пропустив ролик через себя и осмылив, исходя из обычной житейской ситуации, которая, в принципе, и имеет место в клипе. Все так, внутренне соглашаюсь с авторм, разделяю некоторые мысли. По технике, пожалуй, надо бы поработать с ритмом: кое-где сбои, есть несогласование времен, и попытаться поискать альтернативу неоднократно использованным в различных стихах " облаков стремительная стая", "дальным странам", в общем, не бояться попробовать поискать какие-то свои, особенные слова для описания, так как клише - это, конечно, беспроигрышно, но и невыразительно, к сожалению....

3. Возле остывшего моря

Мне понравилась идея и исполнение. Единственное, последний катрен показался абсолютно лишним, прицепленным. Как будто автору необходимо было закончить как-то "так")). Для меня стиш закончился на предыдущем катрене). А дальше хочется додумать самой, но автор всегда прав - ему и решать).

4. Ролики и письма

По этому стихотворению прочитывается, что у ЛГ что-то наболело на душе и ролик стал толчком к вот такой гневной отповеди всему поколению с его чуждыми ЛГ ценностями. Возможно, все, что здесь написано, верно. Но получилось как-то плакатно, на мой взгляд... А если не просмотреть перед прочтением стихотворения ролик, то первый катрен вообще непонятен, к сожалению...

5. Встреча

В этом стихотворении (а оно небольшое) просматривается весь ролик от начала и до конца)). Лаконично и очень образно. Но вся штука в том, что вполне можно прочесть и без предварительного просмотра и прекрасно понять о чем в нем идет речь.
Если автор доработает концовку, начиная вот с этих строк:

Мы хотели обняться, и море меж нами
пригласило для встречи – в себя.

Здесь мне показалось, что такой формулировки немного недостаточно для понимания стихотворения отдельно от сюжета клипа. С клипом-то понятно - яснее не бывает, а вот для восприятия самостоятельно надо немножко уточнить... Возможно, что-то дописать или просто изменить форму подачи... И тогда будет замечательно.

6.Общение в сети
.

Ну что ж, вполне себе интересная и достойная юмористическая интерпретация сентиментальной истории. Все логично и довольно узнаваемо). Имеет место быть). Написано хорошо, только в некоторых местах смещена цезура, оттого ритм немного ломается, хотя все слоги на месте. Но, наверное, править не стоит, мне кажется, никто придираться не будет). Мне немного помешало при прочтении, но тут уж автор сам - хозяин-барин).

7.

Романтичное стихотворение, настроенческое... Не все в нем мое, конечно, например, упоминание о жарком полдне в начале стихотворения немного сбивает и потом требуется время, чтобы понять почему жаркий полдень сменился пленкой льда... Мне кажется, тут эскимо уместно, а жаркий полдень не очень, можно было бы подумать над вариантами... Плюс в таком романтичном стихотворении нужно по возможности избегать применения сниженной лексики: "урвав", например, единственное такое слово, но всей строфе придало некий грубоватый оттенок. Хотя, возможно, я придираюсь).

8. Письма в бутылке

Это стихотворение также грешит тем, о чем я говорила в начале обзора. Это привязка к сюжету и деталям предложенного ролика. Я предлагаю автору отвлечься от клипа и попытаться прочесть стихотворение как самостоятельное произведение, как будто автор и есть тот самый читатель, который впервые видит стихотворение и понятия не имеет о том, что стихотворение написано специально для конкурса. Я думаю, когда автор это сделает, спорные места ему станут очевидны. Например, если бы я прочла это стихотворение, не зная, что оно написано по ролику, я бы очень удивилась, что герои стихотворения шлют какие-то письма в бутылке. Почему? - спросила бы я себя). И в стихотворении, к сожалению, на это ответа нет... В стихотворении под номером пять герои тоже шлют письма в бутылке, там история обыгрывается: она чуть несерьезна, чуть выдумана. Здесь же сюжет романтичен, но не фантастичен, а наоборот очень реален и узнаваем, значит и методы работы с ним должны быть немножко другие, более приближенные к современным реалиям.
С этими строками:
"
И грезится её улыбка
Чуть ироничная, не злая." - тоже надо что-то делать, на мой взгляд... Не злая улыбка - это как-то, на мой взгляд, не про любимую женщину... Так можно сказать про начальницу, про коллегу, в общем про человека абсолютно постороннего и малопривлекательного. Про людей, которые становятся близкими так не говорят...

9.
.
А вот это стихотворение мне очень нравится... Мне трудно судить, потому что ролик я все-таки видела и прожила его вместе с героями, но на мой взгляд, произведение у этого автора вышло вполне самостоятельным и никакой ролик ему для понимания и правильного восприятия читателями не нужен.... Это отдельная история, подсмотренная где-то и рассказанная так, что все понятно...

10.

Приятное стихотворение, интересные образы. Остается впечатление нежности и теплой грусти после прочтения. Из недостатков могу отметить все же некоторую сыроватость, если исходить из потенциала автора. Это такие моменты как "бутылочка" - понятно, что уминьшительно-ласкательный суффикс служит здесь исключительно для выравнивания размера, но он работает не на усиление эффекта, а придает стихотворению некое присюсикивание, которое не ругал на конкурсах только ленивый). И еще, мн епоказалось, что стихотворение написано неким скачущим размером, слоги я не просчитывала, но очевидно, что это логаэд, который не совсем гармонично считывается из-за вот таких "скачков". Хотя, возможно, автором это сделано намеренно, и ритм и должен качаться, как морские волны... Но мне хочется именно для этого стихотворения большей плавности звучания. Семантически зде5сь нужна плавность, как мне кажется.
Вот эта строка: "Мы связаны нитью с названием мередиан." почему-то категорически не нравится как звучит... Здесь автору надо не полениться и прокрутить множество вариантов, чтобы убрать это какое-то детское словоупотребление "с названием..." И будет хорошо). Оно и так хорошо, конечно, но можно и нужно доработать. Пусть автор не обижается).

11.

В этом стихотворении автор, пожалуй, так и не смог определиться о ком пишет: "о них" или "о нас"). Вначале были он и она, потом стали "мы". Много ритмических заплаток, как мне кажется: так, так, такое - 3 раза подряд в каждой строке первого катрена.
Вот эта строка тоже весьма и весьма загадочна: "Воды судеб размывают жизней радужный песок" - чьи судьбы размывают? Чьи жизни размываются водами судеб? Кхм....
Ну вот, как-то так). Всех благодарю за участие и полные легкой грусти и нежности стихи. Если кто-то имеет что-то возразить, дополнить или пояснить, я готова к диалогу.)
Рита.

Рита Круглякова   07.12.2016 18:06     Заявить о нарушении
Рита, спасибо за доброжелательный и очень дипломатичный обзор! Над замечаниями бум думать.)

Любовь Левитина   07.12.2016 18:24   Заявить о нарушении
Я согласна с замечаниями. Эмоциональный сюжет ролика слишком интересен и хорошо, потому в стихах получилось либо изложение картинки, либо собственные ассоциации не до конца отшлифованные).. Но отшлифовать можно при желании.

И еще одно. У меня сложилось впечатление, что когда пишешь по строчке, то больше свободы для фантазии. А в этом ролике все сказано, даже и продолжить нечего... (хотя, если постараться...)
Короче, лучше лучшего не сделаешь... И в этом основная проблема получилась.

А что касается № 7, то там НЕ жаркий полдень, а КАК в жаркий полдень... Все происходит в предзимье. В пустыне тоже бывает зима)

Елена Картунова   07.12.2016 18:34   Заявить о нарушении
интересен и хорош), конечно... ошибочка вышла)

Елена Картунова   07.12.2016 18:34   Заявить о нарушении
Да, Елена, что касается полдня, все становится потом на свои места, никакой смысловой ошибки нет. Но помните фразу: "У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление"?) Это как раз об этом. Когда стихотворение воспринимается сначала ассоциативно, подсознательно, и только потом осмысленно. Потому это сравнение меня и сбило). Увело подсознание не в ту степь, как говорится))). И опять же, автор всегда прав. Я ни на чем не настаиваю, только делюсь мыслями...

Что же касается написания по строчке, в следующем "Кине"))) сделаем просто название фильма и будем писать). Возможно, так, действительно, будет правильно).
Спасибо за отклик, Елена.

Рита Круглякова   07.12.2016 18:45   Заявить о нарушении
Люб, и тебе спасибо!)

Рита Круглякова   07.12.2016 18:45   Заявить о нарушении
Рита, спасибо большое!
Ваша правда - есть недостаток, спешу написать и часто пропускаю шероховатости, но потом возвращаюсь и доробатываю)
Ещё раз спасибо!

Алена Шарифова   07.12.2016 18:47   Заявить о нарушении
Алена, так это же замечательно, если автор видит шероховатости....
Мне кажется, мало таких поэтов, из-под пера которых с немыслимой скоростью вылетают шедевры мировой литературы).
Я думаю, каждый автор правит свои стихи и радуется, когда от этого они становятся лучше).
Спасибо за отзыв и за то, что не обижаетесь.

Рита Круглякова   07.12.2016 19:00   Заявить о нарушении
Рита, спасибо.

Не первый раз мы говорим о том, что ждём от стихотворений "по картинке".
Некоторым ближе точность описания,другим - ассоциации.
Я - за второй вариант. Первый вариант (точно по картинке) похож на ученические упражнения.

Замечу, что срок написания у нас достаточный для того, чтоб отшлифовать тексты, максимально устранить сбои и заусенцы. Не все это делают.

В целом, все молодцы. Кроме автора текста 4. Я не поняла, что нам пытались сказать? Что мы плохие люди, потому что смотрим романтичные мультики?))
В то время, как надо становиться лучше - таскать шпалы или рыть траншеи)))

Юлия Александровна Михайлова   07.12.2016 19:03   Заявить о нарушении
Хотя у каждого свои темпы, конечно. Заусенцы можно и сейчас убрать.

Юлия Александровна Михайлова   07.12.2016 19:06   Заявить о нарушении
Алёна, ваш с Ритой диалог о шероховатостях был в то время, когда я свой коммент писала. Я его не видела.
Так что это не камешек в огород, это общее замечание.

Юлия Александровна Михайлова   07.12.2016 19:13   Заявить о нарушении
Юль, я поняла.)
Спасибо Вам.

Рита Круглякова   07.12.2016 19:17   Заявить о нарушении
Если писать стихотворение, полностью самостоятельное и оторванное от первоисточника, то возникает вопрос: зачем он был нужен?
А если кто-то не согласен, что этот ролик - шедевр, которому можно посвящать стихи и песни, и считает его глупой и бессодержательной поделкой с замахом на оригинальность?

Авторам 9 и 11 желаю не использовать ритм "Этой женщины в окне" Окуджавы.
Он уже достаточно поэксплуатирован авторами Стихиры.

Я зануда. И не отрицаю этого.

Ирина Полюшко   07.12.2016 23:56   Заявить о нарушении
Писать можно что угодно)
Никто не говорит о полностью самостоятельных произведениях.
Речь о том,что одним ближе ассоциативные, другим - точное описание сюжета картинки. Оба подхода имеют право на существование.

Нормальный ролик) О надежде на любовь)

Хотя, конечно, на его основании можно было написать о стройке моста через Керченский пролив)) И патриотично, и о стройке, и влюблённые человечки соединились бы где-то посередине))

Юлия Александровна Михайлова   08.12.2016 00:23   Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Ирина.
Попробую ответить).
Вы спрашиваете зачем нужен первоисточник, если писать полностью оторванное от него стихотворение... Ну, если говорить непосредственно об этом конкурсе, то полностью оторванного здесь нет ни одного.) Все стихи соответствуют заданию, так как основная мысль прослеживается в каждом из представленных стихотворений, как мне кажется. Откровенно плохих стихов здесь тоже нет. В принципе, можно писать и без первоисточника, это как кому нравится, участие в конкурсе - дело исключительно добровольное, и мне не хотелось бы думать, что я кого-то принуждаю писать стихи на неприятные кому-то темы, либо делать их по моей указке такими, что автору самому неприятно читать написанное). Я привожу только определенные аргументы, и дело каждого автора - согласится с ними или не принять. Полемизировать по этому поводу я не вижу смысла, как показывает практика, это ничего, кроме испорченных отношений, не дает. Пусть каждый остается при своем мнении, но тогда и другим не мешает иметь свое). так будет честно по отношению к себе и к другим, мне кажется).
Что касаемо того, что некоторые авторы не считают ролик шедевром). Ну так и мы здесь тоже не Пушкины с Бродскими е мнение, и по этому вопросу в том числе, я высказала выше. и повторюсь для всех присутствующих здесь: "Позволь себе быть собой, а другим оставаться другими".
Кому-то нравится, кому-то нет). Все мы разные, и угодить всем невозможно.
Что касается ритма, использованного авторами стихов 9 и 11. Слава Богу, насколько мне известно, патенты на ритм и размер еще не придумали). Пятистопный пушкинский ямб, затасканный по многочисленным конкурсам ни у кого вопросов не вызывает почему-то).
Спасибо за дискуссию, Ирина.
Некоторые вопросы, действительно, надо обсуждать вслух.

Рита Круглякова   08.12.2016 00:33   Заявить о нарушении
Потерялась часть текста почему-то)))
Надо читать так:

Ну так и мы здесь тоже не Пушкины с Бродскими, или кто-то считает иначе? ))) (Здесь три смайла, я улыбаюсь и никого не оскорбляю, а шучу). Свое мнение ...
А там пошел уже тот, что надо текст).

Рита Круглякова   08.12.2016 00:39   Заявить о нарушении
А идея с Керченским проливом - классная.
Мне понравилась.

Ирина Полюшко   08.12.2016 00:41   Заявить о нарушении
Идея с мостом классная! Жаль, что ее никто не обыграл. И интересно, и хэппиэндово)... Хоть заново пиши))

Елена Картунова   08.12.2016 05:07   Заявить о нарушении
Рита, спасибо за обзор.
вот с этим:
"И грезится её улыбка
Чуть ироничная, не злая." - тоже надо что-то делать, на мой взгляд... Не злая улыбка - это как-то, на мой взгляд, не про любимую женщину... Так можно сказать про начальницу, про коллегу, в общем про человека абсолютно постороннего и малопривлекательного. Про людей, которые становятся близкими так не говорят..."

не могу согласиться... ему же грезится, ЛГ верит в это. Но он не знает наперед как будет, он не встречался ранее с ней...

Александр Копп   08.12.2016 12:02   Заявить о нарушении
Ну, пусть так, Саш!)
Мне как женщине трудно представить ход мыслей мужчины перед встречей). Возможно, ты и прав).

Рита Круглякова   08.12.2016 12:47   Заявить о нарушении
Рита, но согласен с тобой, что писал под ролик.
Но представляя не сегодняшнюю цивилизацию, а чуть раньше - без мобильных телефонов и зависания в Инете :)

Александр Копп   08.12.2016 13:28   Заявить о нарушении
Саш, в том-то и вопрос, что автор всегда знает о чем он пишет и что вкладывает в свой стиш. Потому я и говорю, что автор всегда прав. Но восприятие стиха зависит не только от автора, но и от индивидуального опыта читателя. С этим ничего не поделаешь, невозможно предугадать реакцию читателя. Оттого мы так часто удивляемся, когда критикующий не видит очевидного (на взгляд автора) и начинает выуживать из стиха одному ему ведомые смыслы). Это злит, раздражает, но это закономерно: все люди разные и смотрят на мир и на стихи под разными ракурсами...
Но тем не менее на авторе большая ответственность, чем на рецепиенте. Многие читатели не особо хотят куда-то там вникать). Более того, на поэтических сайтах любой читатель - это еще и писатель, часто настроенный если не воаждебно, то очень скептически.... Так вот, если у автора получилось донести до читателя свою мысль даже в таких условиях, то это несомненная удача.

Рита Круглякова   08.12.2016 13:48   Заявить о нарушении
Рита, согласен, согласен! :)

Александр Копп   08.12.2016 14:11   Заявить о нарушении