Облади, обладай
Человек способен познать только то, что существует, а существует (для него) только то, что известно (ему). Опознание "нового" объекта - вот первая и последняя стадия познания. Опознанный объект уже познан. Вторая, более продолжительная и технически сложная стадия познания есть в сущности не познание как таковое, а расшифровка данных, с последующей идентификацией результата в памяти, краткосрочной и долговременной, его, так сказать, рубрикация и "прописка". Но это уже чисто инструментальный процесс. Собственно познание происходит мгновенно и не имеет рефлексивных опций. "Присвоить" можно только то, что и так "своё", и ничего чуждого ему, несовместимого с его природой человек не может "присвоить", а следовательно, не может и познать.
Отношения собственности лежат и в основе аффектов. Мил для нас тот, кто априори является частью нас: это то самое "ты", которым, как маской, прикрывается "Я" в режиме диалога с предметным миром. Мы любим себя, но в тех качествах, которые опознаём в объекте, по отношению к нам якобы внешнем; в действительности он есть лишь экстериоризация наших собственных, внутренне нам присущих потребностей, желаний, амбиций и пр. Любовь с первого взгляда и есть единственно возможная любовь. Весь тот продолжительный, эмоционально нагруженный процесс любовных переживаний, который выглядит как общение с любимым объектом, есть форма самопознания. Положительная интенция переводится из потенции (возможности) в реальность, происходит реализация человека в другом человеке. Не случайно мы называем эту реализацию обладанием. Это и есть обладание, присвоение "чужого", а фактически - открытие "своего" ("Я") как одного из многих "Я и мир", под маской ипостасного "ты". Чем глубже это обладание, тем резче в нём проявляются отношения собственности, без которых оно невозможно.
"Присвоение" субъектом объекта не следует понимать буквально: "присваивается" не сам объект как таковой, а скорее его "описание", то есть языковая модель, или понятийная модель, что практически то же самое, поскольку понятия возникают и существуют в языковой среде, и нигде больше (трансрациональные и трансфинитные понятия не исключение). В диалоге "описание" (модель) субъекта становится "описанием" (моделью) объекта, и оба они, субъект и объект, становятся коммутабельными - взаимозаменимыми. Коммутабельность как свойство действующих субъектов восприятия и познания позволяет им сохранять идентичность в условиях требуемой в диалоге волатильности и предохраняет психику субъекта, фактами которой являются и все факты языка, от расщепления на неопределённый (и неопределимый) ряд более или менее самостоятельных дискурсов.
5 декабря 2016 г.
Свидетельство о публикации №116120704347