Выбор Михаила Озмителя по осеннему туру

____________________________________________________
Произведения рассматривались экспертом в анонимном виде, при публикации имена авторов и ссылки восстановлены
____________________________________________________

Поначалу написал краткую рецензию на каждое из выбранных стихотворений, но печаль по не  выбранному мною стихотворению № 51 («на дудочкин подслеповатый голос...») отменила все предыдущие отзывы.  Все они так или иначе сводились к одному: стихотворение целостно и непротиворечиво в своём эмоциональном содержании и не содержит вопиюще посторонних включений в избранной автором экспрессивной форме.
Оказалось же это связано со стихотворением № 51 по одной простой причине: это стихотворение может быть иллюстрацией того, что происходит, когда эмоциональное содержание входит в резкое противоречие с формой. 
Если бы стихотворение №51 («на дудочкин подслеповатый голос...») ограничилось первым четверостишием, то это было бы самым сильным произведением из предложенных к отбору.  Я бы его выбрал и больше ничего не выбирал.  Вот, как оно бы тогда выглядело:
на дудочкин подслеповатый голос
приходит сон не закрывая глаз
бери меня из садика и школы
пока беда тебя не забрала
Беда в том, что в стихотворении есть ещё шесть катренов, которые приносят постороннее, дают лишние детали и объясняют-объясняют-объясняют со стороны уже понятное и прочувствованное.  Жаль.  До слёз жаль. 
Сказанное относится ко всем не принятым мною стихотворениям.
Выбрал же я следующие произведения:

1. Змей Горыныч 3 «Шима Онейда» http://www.stihi.ru/2016/07/13/5927

Старая Шима Онейда теряет вес,
Косточки птичьи, по-птичьему шаг неверен.
Значит, пора собираться в дремучий лес,
Чтобы оставить природе комочек перьев.

В племени так повелось – не она одна…
Лишний кусок для детей никогда не лишний.
Много охотников нынче взяла война.
Годы минуют, пока подрастут мальчишки.

Нож и кремень – так ли долго собрать свое?
В тонкой руке индюшачьей – дорожный посох…
Вслед сыновьям, что охотятся в снах ее,
Тихо бредет по рассветным апрельским росам.

Старая женщина тонет в цветах лугов,
Выцветшим взглядом по-детски вбирает краски,
Духов не ждет, не считает своих шагов
И про себя потихоньку поет от счастья.

Но улыбается ласковый Маниту
В облаке, в быстром ручье, в беспокойных листьях…
Сладкие клубни на каждом шагу растут,
Волки готовы добычей своей делиться,

Пчелы на блеклые губы приносят мед,
Точатся камни, собой не желая ранить,
Даже, доколе она не вернется в род,
Не наступает зима, не ложится заметь.

Чтобы и дальше был выверен путь небес,
Осенью поздней приходит она обратно.
Старую женщину не забирает лес,
Только по темени гладит сосновой лапой.

Шима Онейда уложит букеты трав
В типи, вблизи очага возмужавших внуков.
Рады ей – будут сказания до утра,
Песни, покуда огонь согревает руки.

Так до весны, что старухе шепнет – пришла
Снова пора отправляться в чертоги солнца…
Правнучка Кими стоит на краю села,
Смотрит ей в спину и знает – она вернется.
_________
Шима – мать.
Онейда – предсказательница.
Кими – тайна.
Типи – переносное индейское жилье конической формы из жердей, покрытых шкурами; наиболее древнее, а в более позднее время – ритуальное.

-------------------------------------
В этом стихотворении только противительный союз «но» в строке  «Но улыбается ласковый Маниту» противоречит, на мой взгляд, чистому словесному воспроизведению лирической баллады; несомненное достоинство в том, что этнография преодолена в общечеловеческое.  Несомненно для меня – лучшее стихотворение подборки.

2.  Юлия Долгановских «Дудочка» http://www.stihi.ru/2016/08/05/4133

Всё сущее предвосхищает вдох —
и слово, и выдох, и смерть.
Когда б мою душу из дудочки Бог
выдохнул — стала б я петь.

Когда б стеклодув из цветного стекла
выдышал тело моё,
прозрачную хрупкость бы я берегла,
растила бы имя твоё

в тиши и покое живительных вод —
по капле, по букве, чтоб ты,
уплыв, не оставил соломенных вдов,
смеющихся до хрипоты,

скользящих по кругу, где выдох и смерть
плывущих застанут врасплох —
и слово растает, и выдохнет Бог.
Нет дудочки. Некому петь.

-------------------------------------
Выбрал, хотя всё во мне протестует против рифмы «вдох — бог».   Всё-таки фрикативное «г» не равно «х».  Но образ дудочки и богооставленности переданы изумительно, поэтому – моё.

6. Пелёвин «по чистому листу» http://www.stihi.ru/2016/08/24/4430

по чистому листу предутреннего неба
поверх пейзажа пишущей машинки
печатались и улетали буквы
и уплывали строчки в облака
звенели изредка трамвайные звоночки
податливые клавиши играли
мелодию весёлую и злую
о первой неудавшейся любви
теперь я знаю
это было счастье

-------------------------------------
Отчётливый образ и чистые ноты, выбранные для его воспроизведения.  Зрительная и слуховая детализация, переходящая в медитативное «теперь я знаю», которое возводит всё рассказанное уже в новом сюжете.  Хорошо, хотя зависимость от живописного источника (реального или вымышленного) может послужить упреком.  Но, с другой стороны, этой зависимостью можно гордиться. 

15. Дмитрий Близнюк «стрела в траве» http://www.stihi.ru/2016/09/01/1730

летний вечер… так хорошо дышать,
точно погружаешься на теплую глубину
и видишь очертания затонувшего мира,
туши подводных чудовищ, мачты мертвых кораблей,
изломы, детали неизведанного материка.
и скамья – надломленная стрела в черной траве;
и лунный свет зеленым жеребенком
слизывает вкусный мазут с трамвайных рельсов
в свете фонарей:
журчат и переливаются ожерелья огней…
но вот бесшумно рвется влажная нить тьмы,
и огненные жемчужины ловко соскальзывают
автомобильным светом.
так в мерцающих сумерках террариума
отыскиваешь взглядом притаившуюся ящерицу
или змею, загримированную под ветку.
я дышу глубиной – значит, душа еще со мной.
есть такая примета
у ловцов за жемчужинами
и поэтов.
___

я выхожу на веранду в халате
и натыкаюсь на старое кресло-качалку –
мумию из полуистлевшего дерева.
для ковчега все формы памяти хороши,
даже самые нелепые.
когда-то мы дурачились на кресле под ливнем,
раскачивались, задыхались, по-рыбьи раскрыв рты.
и молнии над головой хлопали в железные ладони;
я представлял, что мы на корабле –
накренился посреди свирепого шторма, –
и нас заливают потоки взбесившейся воды…
и вдруг мы опрокинулись,
упали на мокрые плиты под виноградником,
испугались и рассмеялись.
я смотрю вверх и улыбаюсь...
чуть-чуть звездное небо –
прыщики на широких скулах
молодой африканки...

-------------------------------------
Диптих, отрабатывающий ассоциативные ряды «летний вечер – дыхание – вода – погружение …»  Относится к нелюбимому мною течению психологического натурализма, – нелюбимого потому, что дальше этих мимолётных впечатлений-состояний двигаться, собственно говоря, некуда, а жизнь куда больше этих мгновенных медитаций.  Но пьеса чисто сыграна, и потому – да.

22.  Наташа Дубрау «Завтра» http://www.stihi.ru/2016/09/18/6358

Знаешь, а в этом, наверное, что-то есть - 
В старой привычке подолгу не спать ночами,
Слушать тревожно, как вечно забытый чайник
Криком истошным разносит благую весть.

Снова и снова глазами искать дыру
Круглую желтую над горизонтом крыши.
Греть одеяло на пару с хвостатой рыжей
(спи и не бойся, собакен, что я умру).

Думать о сыне, из дерева строить дом,
Страх из-за пазухи - прятать на дальней полке.
Выключить свет и смотреть еще долго-долго
В завтрашний день, отложив его на потом.

-------------------------------------
Вновь психологический натурализм.  Переживание встревоженности о – в данном случае – завтрашнем дне.  Вновь, как и в «Стреле в траве», переживание ощущений как единственное подтверждение существования «Я» лирического героя.  Пусть будет эта пьеса.  Исполнено чисто.

25.  Наталья Крофтс «Анубис едет в отпуск» http://www.stihi.ru/2016/05/29/566

Он ждёт и ждёт. А их всё нет и нет.
Он потирает лапки и зевает.
И время, у порога в кабинет
жужжавшее так зло, заболевает –
завравшись и зарвавшись – застывает
безмозглой мухой, влипшей в аллингит.

Анубис дремлет. Наконец, шаги –
нетвёрдые. И робкий стук. И скрип
тяжёлой двери. «Здравствуйте, голубчик.
Входите» – зверь листает манускрипт.

А посетитель, немощный старик,
бледнеет, разглядев его получше –
сидит шакал, чудовище, посредник
страны загробной, мук на много лет.
И жалкий, грязный, тощий как скелет,
старик тоскливо шепчет: 
«Я – последний».

На радостях шакал вильнёт хвостом –
«Дописан каталог – вся желчь и сплетни,
людские дрязги, вой тысячелетний…
Какой, однако, препротивный том –
подробная и тщательная опись.
…А вам, голубчик, в третий каземат,
там ждёт вас белозубая Амат».

Закроет опус. 
И уедет в отпуск
на опустевший Крит – гонять котов,
искать волчицу на руинах Рима…
В наряде из несорванных цветов
земля прекрасна и необозрима.
Ни войн, ни смут, ни жертвенных костров.
До новых рас. До новых катастроф.

-------------------------------------
Отличная новелла, где сюжет построен на узнавании-неузнавании.  Столь драгоценное для меня намерение осмыслить и оценить человеческую историю.  Тот редкий случай, когда мифология не является довеском и украшениям к стихотворным построениям, но естественно вытекает из проблематики пьесы.

45.  Мадо До «читая ошо» http://www.stihi.ru/2016/09/18/7982

никогда не беспокойтесь об отрицательном/ц

запах горького шоколада
вытеснил желание сочинять о плохом
да и кому это надо
развалины ашхабада...
один незнакомый проживающий по адресу 
за несколько лет и зим превратился в нэцке
маленький неподвижный цвета слоновьей кости
не ходит в гости и к себе никого не зовёт
слушает:
вот как всегда упало в матушкин огород
а я в подвале в подвал не попало
иногда выходит чтобы занять очередь
получает богпомощь – масло крупу суп с котом
замечает бабочку на увядших флоксах
крылья плащом по краю траурная полоска
и говорит ей – я тебя помню зая
ты прилетала когда я учился в школе 
сидела на тёплом окне
и говорила – здесь запятая и здесь запятая...
он прощается с ней идёт в свой подвал
становится бледным и неподвижным
здесь у него рай и ад
 
не хотела про это думать
не хотела
просто закончился шоколад

-------------------------------------
Интересный факт превращения истории, истории культуры в личное переживание.  Ошо закономерен и чужд, как нэцкэ трупам, гниющим в уничтоженном землетрясением Ашхабаде или ракетно-артиллерийским ударам по жилым кварталам.   Психологический натурализм, настоянный на отголосках современных восточных медитативных практик, которые сводятся к вкусу тёмного шоколада, что, при известном умонастроении, можно даже счесть за иронию.  Очень интересная пьеса, вполне достойная отдельного и большого анализа. 

48.  Активированный Уголь «Шёл господин - по лужам и по клумбам» http://www.stihi.ru/2016/10/26/8130

Шёл господин - по лужам и по клумбам,
шёл господин и оставлял следы.
Он вслед за тучей пересёк холмы,
перешагнул все реки и все горы.
Его манил шаман мистерией волшебной,
что в бубен бил и дергался, как джанки.

Так мы, когда помладше были,
касанием оживляли человека,
вино из пустоты творили
и пили жадно, как уже не сможем -
как может лишь земля,
и конь, и бык.

И господин, к шаману подойдя,
всё лето простоял и осень всю, и зиму, и весну -
всё стало летом, пустыри - садами,
деревья выросли, в них гнезда завелись,
оркестр маленьких рожков и скрипок
составили жуки.

Но бом! Бом! Бом! Забилось отовсюду -
зашлись все бубны мира!
И господин отчаянно метался
и растворился в сострадании и муке.
И где костры, где факелы зажглись,
чтобы создать в окутавшем тумане
сферические капсулы свободы -
чтоб заплутавший взгляд
мог отдохнуть на очертаниях вещей.
И были столкновения огней
счастливейшими из земных мгновений.

-------------------------------------
Точно найденное слово «господин» для обозначение чужого (отчужденного), постороннего естественной природе человека.  Естественному, первоначальному (предшествующему?) состоянию единства с природой.  Пьеса выстроена на иронически осмысленном конфликте между этими двумя формами существования человека.  Ирония, конечно, выход, но это мнимый выход.  Сделано отчётливо, поэтому пьесе – моё «да».

57.  Андрей Бердников «Сезонность» http://www.stihi.ru/2010/11/14/352 

Эстрада в парке вымокла, и выдул
нелюбящих промозглость стылый ветер.
На потерявший выгодные виды
унылый парк осела тьма. И в свете
покорных фонарей видна сезонность
и чувств, и дум, и прочего земного,
а разномастных листьев невесомость
как подтвержденье – вывода иного
не может быть...

-------------------------------------
Чистая пейзажная медитативная лирика.  Ничего лишнего в описании состояния. Да, хотя всё тот же психологический натурализм, столь важный для многих, поскольку в нём, в этом перебирании чувств и состояний, только и обнаруживается возможность самоидентификации.   


Рецензии
Михаил, спасибо.
Очень неожиданно, что именно мой стих был Вами отмечен, пусть в качестве иллюстрации...
понимаю Вашу мысль. В таком виде он тоже мог бы быть, но вряд ли я бы его написала. И вряд ли он прошел бы отбор, вот ведь какая штука...
Хотя в таком варианте он тоже мне близок. просто это уже другой стих

Анна Дэ   08.12.2016 22:05     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Анна, за Ваш отклик и понимание. Ваша пьеса отмечена мною не только "в качестве примера", но и для того, чтобы выразить и восхищение, и досаду... Как хорошо, что Вы не обижаетесь! Спасибо Вам!

Михаил Озмитель   09.12.2016 05:20   Заявить о нарушении
Михаил, тут не на что обижаться. Тем более, зная Вашу строгость (например, в оценках на Вечерних стихах).. один катрен понравился - и ладно, уже что-то))

Анна Дэ   09.12.2016 15:30   Заявить о нарушении
))) а я - теперь, когда узнал Ваше имя, - познакомился с очень интересными для меня другими Вашими стихотворениями. Спасибо!

Михаил Озмитель   09.12.2016 15:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.