Анна Дэ. Обзор стихов-победителей 230-234 номерног
Всем добрый день (утро, вечер, ночь)!
Начну с традиционных слов о том, что мое мнение не претендует на истину в последней инстанции, что обзор писался с уважением ко всем авторам, и все мои негативные оценки относятся исключительно к представленным стихам, но никак не к творчеству участников в целом.
Ну что ж, приступим…
1.Юрий Рехтер. Южный крест. http://www.stihi.ru/2016/11/19/9996
Виснет в смоле небес,
В круге полярном южном
Звёздный нательный крест
Над Антарктидой вьюжной.
Высвистать всех наверх,
Чтобы узреть такое,
Мог бы и древний грек,
Лиру свою настроив.
Но не сумел поэт
Или другим был занят,
В греческих мифах нет
Крестоупоминаний.
Позже гораздо взят
Был моряком Веспуччи
В схемы небесных карт,
Ориентир могучий.
Славою обделён,
Гордость заткнув за пояс,
Путь указать лишь он
Может на южный полюс.
Никнет гордыни бес
В этом простом примере,
Каждый несёт свой крест,
Данный ему по вере
Понравилось словечко «крестоупоминание» и некоторые рифмы.
Смутил нательный крест (где у неба тело?). И нелогичность: могучий ориентир, а при этом обделен славой. Может, есть какая-то история, почему Южный крест – могучий, но при этом такой негордый. Но я не в курсе этой истории, а в тексте автор объяснений не дает.
2. Василий Толстоус Сад http://www.stihi.ru/2016/11/14/10966
В саду осеннем тихо, словно в небе,
лишь листья под ногами шелестят.
Просторы, ожидающие снега,
покорны устрашающим вестям.
Они уже всё поняли, всё знают,
полны неотвратимостью зимы.
Ветвями машут между временами
деревья, облекаемые в сны.
И только чёрно-серые вороны
и чёрные галдящие грачи
довольны, что нагими стали кроны,
а сонный мир недвижен и молчит.
И входит беспокоящее эхо
в раздетый сад, смиряя гвалт ворон,
сдвигая что-то в небе так, что сверху
спадает снег – ваятель белых крон.
Все как-то ровно, хрестоматийные интонации. Мне не хватило живости, выхода за пределы просто картинки. Пейзажная лирика - сложный жанр. Беда в том, что в этом жанре уже столько всего понаписано…Чтобы в нем создать что-то эдакое и оригинальное, недостаточно просто красивых метафор.
У автора есть свой взгляд, своя образная система, он умеет подмечать какие-то детали – этого не отнять, это плюс.
Но все-таки насторожило многое. Например, деревья, облекаемые в сны. Мне кажется, тут речь должна идти скорее о сне как процессе, а не о снах. Ветвями машут между временами (?) – с трудом могу представить…
«И только чёрно-серые вороны
и чёрные галдящие грачи» -
не уверена, что эпитеты «черно-серые» и «черные» - удачный выбор. Если бы был один цветовой эпитет здесь, то может, и не резануло бы… а вот так вот, два рядом… Что мне, как читателю, дает информация о том, что вороны – черно-серые, а грачи – черные? По-моему, ничего. Я и так знаю, какого они цвета. Вот если бы они неожиданной какой-то окраски были…Все-таки эпитет должен «работать», а не просто занимать место в строке.
Ну и повторы…«Вороны – кроны» – и чуть ниже снова: «ворон – крон».
3. Алекс Трудлер. #словомжизнь. http://stihi.ru/2016/11/17/5553
река давно иссохла, и дотла
сгорела осень в огнемётном лете.
лениво ночь над городом текла,
и месяц загорал на парапете.
по каменистым выбоинам - влёт -
гуляли парки полупьяной кодлой,
злопастный брандашмыг и бармаглот
за ними вертихвостывали гордо.
насмешливый и гулкий мелкий бес
верстал журнал без выхода на плаху,
и режиссёр паранормальных пьес
не виртуально корчился от страха.
все книги и поля укрыл ковёр
непреходящей скорби о былом, и
сочилось мироздание из пор,
зло крылышкуя ангелу на стрёме.
...............
ты сам себе не веришь. и бежишь
по высохшему руслу, отражаясь
в чужих словах под тегом #словомжизнь.
а жизни нет. давно.
вот - жалость!
жалость.
Мне понравилось (хотя есть и не бесспорные места) Может, потому что неравнодушна к Хлебникову. И вообще, я за эксперименты… Финал хороший.
4.Оксана Осипова 2 Клюква в сахаре http://www.stihi.ru/2016/11/10/11195
Заходи на чай, мой нечаянный,
Муж невенчанный, гость печальный мой!
К чаю есть у нас клюква в сахаре.
Любят все её: любят пахари,
Городские и деревенские.
Ни зефирки, ни торты венские
Не сравнятся с забытым лакомством.
Белых градин в коробке лаковой
Что жемчужин роскошных россыпи,
Обжигает , что тело розгами,
Языки нам начинкой алою,
Уж оскомина, а всё мало нам.
Как в Сахаре, в дому натоплено,
И кислинка на дне утоплена.
Как любовь, эта клюква в сахаре,
Ждали сласти, а долго плакали.
Очень такое женское-женское. Совсем не мое, надо сказать. Но довольно милая стилизация. Некоторые рифмы – хороши. Понравилась находка с Сахарой.
5.Владимир Узланер. Мраморный лев http://www.stihi.ru/2016/10/18/9310
"Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф."
Николай Гумилёв
Покурим, как прежде, мой мраморный лев?
Тебе расскажу о твоих африканцах.
Твой вечный оскал непристойно нелеп!
Не хватит ли мною тебе восторгаться?
А в Африке, знаешь, как раньше - жара,
Меня не узнали в далёком сафари.
И словно парит над землёю жираф,
Шипят по ночам африканские твари.
Твоя попрыгунья вернулась к тебе.
Ты молод по-прежнему, я - изменилась?
Я знаю - ты ждёшь, но недолго терпеть
И мне ль уповать на всевышнюю милость?
Больна я... не плачь, мой отчаянный лев!
Ведь скоро меня, облачённую в мрамор,
Поставят с тобой до скончания лет.
Нам вместе гулять по заоблачным травам.
Интересная история, хотя и запутанная. Пришлось перечитать несколько раз, чтобы уловить оттенки взаимоотношений. То, что автору очевидно и понятно, читателю – не всегда…
6.Елена Элентух Ангеля http://www.stihi.ru/2016/11/15/4214
Ах, Ангеля,
кудри твои, словно лентой, подхвачены ветром.
Скулы подкрашены жарким декабрьским морозом.
Скажешь "твоя" – и аккорд семиструнным нервом,
дрожью, ознобом острым, желанною дозой
в кровь. Разбиваешь сердца, как ребенок, случайно.
Голос мой ноты глотает в гармонии гнева.
Горечь цикуты в чашке свежайшего чая,
так горчит золотая корица, Ангеля.
Вкус поцелуя взрывает последние стены.
Белой французской ванилью, сахарной пудрой
Дева окутана в центре рождественской сцены,
тихие входят волхвы - приношения скудны.
Цветом, и светом, и запахом память ведома.
В теплой кондитерской чаша "миндаль в карамели".
Имя не помню своё. Ни отчизны, ни дома.
Только варшавское гетто
и кудри Ангели.
Вспомнилось другое стихотворение этого же автора, которое я видела на предыдущих 7ми днях. Вот то совсем другое. Вот то я бы отметила.
А это…уж очень приторно, на мой взгляд. Перебор. Так много всего – тут и кудри, и дрожь, и озноб, и «в кровь», и разбитые сердца, и (о боги!) вкус поцелуя… много красивостей, переходящих в штампы, много «ванили»… Причем, эта ваниль открыто появляется в тексте:
«Вкус поцелуя взрывает последние стены.
Белой французской ванилью, сахарной пудрой»
И далее, чтобы уж наверняка усладить читателя – вот вам еще "миндаль в карамели".
Я осознаю, что, вероятно, автор ставил задачей подать всю эту сладость как контраст к финалу. Но перестарался, на мой взгляд.
И во втором катрене что-то с ритмом произошло.
7.Анна-Мария Ситникова "Весеннее" http://www.stihi.ru/2016/10/11/8625
Белые драконьи зубы в чёрные самшиты-скалы
Падают с руки пастушьей… Что же натворил, сынок?
Сеются раздор и смута. Горя ли на свете мало?
Месть за нелюбовь-разлуку – горькое полынь-вино.
Звёздными ночами скрежет – режутся из трещин крылья,
Острые чешуи-бритвы, злобные глаза… Замри!
В холоде ночей туманных стелется дымок ковыльный.
Сердце растревожит пламя… В проблесках весны-зари
Слышится о солнце песня. Кланяется люд шаману –
Падает овца в ущелье. Тихие шаги легки…
Белые драконьи зубы крокусами утром станут…
Новая любовь-надежда – сладкая вода реки.
На мой взгляд, стих неплохой. Автор специально использовал слова через дефис в таком количестве, как специальный прием. Но лучше бы их было поменьше. Или разбавить как-то, поставить подальше друг от друга (но тогда и текст должен быть объемнее). «Месть за нелюбовь-разлуку – горькое полынь-вино» - вот это гармонично, на мой взгляд. А от чешуи-бритвы, самшиты-скалы и весны-зари, возможно, я бы отказалась.
8.Василий Толстоус. "Ёлки ветви растопырили..." http://www.stihi.ru/2016/10/27/9667
Ёлки ветви растопырили:
ветер дунет – ну и пусть! –
взмахом лап, как будто крыльями,
отгоняют снег и грусть.
Белый шквал не прекращается –
сыплет ночью, днём идёт,
зыбким светом освещает сад
серебристый снеголёт.
Галки спят рядком, нахохлены,
провода качая в такт.
Машет вяз ветвями голыми –
не достанет провода.
А вверху, где тучи пенятся,
где зима взбивает снег,
вдруг мелькнёт её соперницы
синь в морозной белизне.
И поймёшь: ветла на улице
насовсем не умерла,
просто – зная, что простудится,
к стуже листья убрала.
Не хватило мне живости, как и в предыдущем стихе данного автора. И интонация какая-то инфантильная, что ли. Последние 8 строк неплохи.
9. Михаил Эндин "а вечер..." http://www.stihi.ru/2016/11/06/9751
...а вечер, в ночь меня манящий
своей мелодией щемящей,
уходит. Встретилась уже
на полуно;чном рубеже,
в грядущий день переползая,
с минутной стрелкой часовая,
и обе, словно в полусне,
чуть слышно что-то шепчут мне.
Такая странная забота —
они рассказывают что-то
который день, который год
и, совершая оборот,
своим движеньем невозвратным
из тьмы выхватывают миг...
и вдруг становится понятным
их несмолкающий язык.
Понравилось течение стиха, его динамика – удерживает внимание на всем протяжении. Гладко скользит. Хотя тема, прямо, скажем, не нова. Но новое изобрести трудно.
10.Елька22_"Жизнь коротка"_ http://www.stihi.ru/2016/11/11/7039
Жизнь коротка. У дерева и зверя;
у человека, племени, звезды…
И каждому свой век и рок отмерен,
и каждому воздастся за труды.
Жизнь коротка. И не подарок, вроде:
обманчива, рутинна и горька;
мчит щепкою в людском водовороте;
то – божья гладь, то – к чёрту на рога.
Жизнь коротка. Но даже на исходе,
в преддверии, где грань миров тонка,
лети стрелой певучею. В полёте
поверив в безошибочность стрелка.
Хороший финал, мне понравился.
Хотелось бы чуть меньше прямых высказываний, чтобы оставить читателю место для размышлений.
11. Сергей Ясонов"Я люблю.Слов не нужно других" http://www.stihi.ru/2016/11/01/11167
-1- ЗИМУ ЖДАТЬ НЕДОЛГО
Подобрала осень краски на палитре. Яркими мазками заглянула в лес. Тема ветра в музыке.
Словно в фильме титры, замелькали листья. Подсказала текст. Как цветы, дарила спелые
каштаны, что к ногам упали с острыми шипами. По сюжету осень перед увяданьем вспыхнет
буйством красок, оставляя память красною рябиною в ярко-желтых листьях, наготой в
прозрачном с позолотой шелке, что за ветки прячется. Лишь дождем пролиться все, что ей
останется,- зиму ждать недолго. В черно-белом фильме с первыми морозами дни придут
декабрьские, по гря`зи ступая. Путь по снегу белому не усыпан розами. Да все чаще помнится:
«И они с шипами».
-2- В ДОМ ВЕДЕТ ПРИПОРОШЕННЫЙ ПУТЬ
Я люблю эту землю. Край иной полюбить не сумею.
На чужом берегу гнезд не вьют, если мучает грусть.
Я приеду. По первому льду я с любовью своею
В эти дали пешком, бросив лошадь с санями, вернусь.
Белым столбиком дым из трубы на морозе клубится.
Здесь надежное верное счастье – и в этом вся суть.
Мне уютно в ночную пургу. Снег кружится, кружится.
Согревая мне душу, в дом ведет припорошенный путь.
Я люблю. Слов не нужно других. Я войду осторожно
Запах с детства знакомый душою счастливой вдохнуть.
Светит мне и зовет из окна огонек придорожный.
Согревая мне душу, в дом ведет припорошенный путь.
«Яркими мазками заглянула в лес» - можно ли заглянуть мазками? Автор хотел соригинальничать. Ну, не писать же – «раскрасила лес яркими мазками». Вообще, образ осени-художницы – довольно избитый.
Но, несмотря на это, первая часть понравилась больше. Рифмы интересные есть, а во второй части с этим дело не очень хорошо обстоит.
Во второй части, к тому же, очень много «я», «мне» подряд. Хотя этого легко можно избежать. Например, написать «и уютно в ночную пургу» вместо «мне уютно», ну и т.д.
«Согревая мне душу, в дом ведет припорошенный путь» - зачем это повторяется второй раз? Когда заметила, сначала подумала, что показалось. Но нет. Если в этом есть какой-то смысл и авторская задумка, то я их не поняла и не оценила.
12.Юрий Семецкий. Восьмой царь. http://www.stihi.ru/2016/10/21/8155
10. и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, недолго ему быть. 11. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель.
© Откровение святого Апостола Иоанна Богослова
Когда расколется мир-матрёшка
под грозный напев зурны,
мы будем горе половной ложкой
хлебать из котла войны.
В домах наступит сезон поминок.
В словах прозвучит - беда.
Мы слёзы лить не должны. Отныне
все слёзы людей - вода.
Никто не спрячется за крестами,
когда, благодать сломив,
настанет день, и кумир предстанет
восьмым царём из семи.
Понравился образ раскалывающегося мира-матрешки. В целом, стих, безусловно, состоялся. Но на мой взгляд, начало сильнее финала. Хотелось бы выхода на что-то менее ожидаемое.
13. Елька22_муромское http://www.stihi.ru/2016/10/28/9553
В заповедных и дремучих,
Страшных Mуромских лесах
Всяка нечисть бродит тучей
И в проезжих сеет страх...
-В. Высоцкий-
Между разных земель и народов,
между солнечным полднем и льдом,
он стоит – не кибитка, не остов,
нерушимо построенный Дом.
Не боится ни ветра, ни снега
над двускатною крышей князёк,
домостроимся прочно, от века,
домоседство – совсем не порок.
Быт налажен: от кваса в кадушке
до сверчка на знакомом шестке;
может, где-то живётся и лучше,
но привычней – в родном закутке.
Проходящие мимо и дальше,
кто небрежно бросает:«Застой!»,
в заповедной теряются чаще…
Зазывали порой за собой.
Блажь поманит нездешнею песней,
Соловьём разольётся в тиши –
Кров покажется душным и тесным.
И откроются бездны во ржи.
Блудность слова
разбойничьим свистом
Дом наполнит до самых краёв,
а очнёшься – как липка расхристан,
наломавши берёзовых дров.
Озабоченно крышу латая,
и в печи раздувая огонь,
познаёшь, ценность жизни – простая:
в чистой горнице «божья ладонь».
Симпатичен мне этот стих, он живой. Несмотря на шероховатости и некоторые неточности.
14. Ольга Королева. Зарисовка в Удельном парке http://www.stihi.ru/2016/10/27/5414
Лиственные волны плещут пылко,
Травы быстро высохли от рос.
Кинем с дочкой пляжную подстилку –
Как на берегу – в тени берез.
Ткани сине-белые полоски
Помнит золотой азовский пляж.
Здесь лежали сланцы и матроска
В дни, когда роман крутился наш.
С дочкой поиграем в пляжный мячик
(Стерлась краска желтая на нем).
Папины глаза у дочки – значит
Наш роман не может быть дочтен...
Стихотворение получилось крайне двусмысленным.
15. Елька22_"непушкин" http://www.stihi.ru/2016/10/20/5018
Непокорный дикий норов,
пухлость губ, волос эбен;
не как все, а это повод
для шакалов и гиен.
Чёрный лебедь в белой стае…
Мул безродный, лисопёс –
как тебя ни обзывали,
доводя до драк, до слёз.
Кто отец?
Залётный фраер,
идеал девичьих грёз…
Однодневный яркий флаер,
исторический курьёз.
Хорошо, что кроме стаи,
Родовое есть гнездо –
Только там не попрекали,
А любили от и до.
Ты подрос, дитя окраин,
и сменил биоценоз.
Ты – судьбы своей хозяин:
повелитель, кесарь, босс.
И опять один. Вне правил.
Баобаб среди берёз.
Прочла с интересом.
«повод для шакалов и гиен» - в таком усеченном виде сомнительно, как мне кажется. Повод для чего? Для насмешек ведь, а не для шакалов. Или же: повод для шакалов насмехаться. Повод – норов – рифма не очень.
16. Бро Васёк История болезни http://www.stihi.ru/2016/10/27/4298
...насквозь пронзён осенней депрессухой,
придёшь в себя немного погодя:
усталый парк, шурша листами, сухо
назначил курс из капельниц дождя,
а медзима морозным утром ранним
привычно так, без лишней суеты,
приложит лёд к зашитой наспех ране
и следом — белоснежные бинты.
А неплохая зарисовка, надо сказать. Медзима понравилась.
17. Татьяна Шкодина "Твой голос" http://www.stihi.ru/2016/10/19/735
«И я забуду, как звучит твой голос…»
(Татьяна Артемьева)
Случайные вроде бы встречи
Становятся нашей судьбой -
Ты пел для меня каждый вечер,
Настойчиво звал за собой.
Призыв был и сладок, и светел,
Противиться не было сил -
Твой голос, свободный, как ветер,
Навеки меня покорил.
Ты пел. Я молчала отныне,
Я стала лишь тенью твоей.
Вдвоем, а как будто в пустыне.
Умолкни, Орфей, пожалей.
Мой голос слабее и глуше
Звучал с каждым прожитым днем.
Затихла, как рыба на суше,
Смертельным охвачена сном.
Уже не твоя Эвридика.
Зачем ты вернулся за мной?
Без жалоб, без слез и без крика
Опять за твоею спиной.
Словам безнадежно внимая,
Я шла за тобою сквозь Ад.
Молчала, от страха немая.
И ты оглянулся назад.
Ошибка. И снова мы порознь.
Как холодно в царстве теней…
Я скоро забуду твой голос,
Мой нежно любимый Орфей.
Развеется память земная,
Легко и беспечно, как дым…
Но ты, обо мне вспоминая,
Пропой свои песни живым.
Совсем не мое, простите, автор. Очень безлико и неоригинально. Это стих из дамского альбома, коими завалена вся стихира. Про Орфея не писал только ленивый, уж если писать, нужно что-то такое эдакое выдумать… я даже не знаю, что. И техника не порадовала.
Хочу сказать, что идеального стиха, совсем без погрешностей (если он вообще может существовать), здесь нет, на мой взгляд. И нет какого-то безусловного лидера, которому сходу хочется отдать 1 место…
Стихи, которые я рассматривала в качестве кандидатов на попадание в шорт:
3. Алекс Трудлер. #словомжизнь. http://stihi.ru/2016/11/17/5553
5.Владимир Узланер. Мраморный лев http://www.stihi.ru/2016/10/18/9310
7.Анна-Мария Ситникова "Весеннее" http://www.stihi.ru/2016/10/11/8625
9. Михаил Эндин "а вечер..." http://www.stihi.ru/2016/11/06/9751
12.Юрий Семецкий. Восьмой царь. http://www.stihi.ru/2016/10/21/8155
13. Елька22_муромское http://www.stihi.ru/2016/10/28/9553
16. Бро Васёк История болезни http://www.stihi.ru/2016/10/27/4298
В итоге мой выбор:
1 место - Алекс Трудлер. #словомжизнь. http://stihi.ru/2016/11/17/5553
2 место - Бро Васёк История болезни http://www.stihi.ru/2016/10/27/4298
3 место - Елька22_муромское http://www.stihi.ru/2016/10/28/9553
Всем спасибо за стихи. И творческих удач!
Свидетельство о публикации №116120700119
Оксана Осипова 2 11.12.2016 13:06 Заявить о нарушении