Мир параллельный

(картина Николая Рериха «Волокут волоком»: http://gallery.facets.ru/show.php?id=102)


Мир параллельный… Вход только по желтым билетам.
Тьма запечатана каменной мертвою глыбой.
Выхода нет, но не знали предтечи об этом
и исчезали, оставив гадать нам на выбор:

кто и когда возводил и колонны, и храмы,
скольких споила нелегкая чаша земная,
где этот лаз, за которым забвенье Ниббаны --
в Шамбалу вход… и какое положено знамя?..

Роем, как дети…. Глубокие рваные раны
с пылью веков отсекают могилы и кости:
этот правителем был, ну, а этот был ранним… --
Без разрешенья приходим к прошедшему в гости.

С пылью основ забываем послания предков:
«Не разбудите нечаянно-чаяно горе!».
Мы же все роем, останки ища, как таблетку –
выпить от жадности, или, чтоб выйти героем.

И невдомек, что намек на условье простое:
труд -- обезьяну… А, может,опять в обезьяну --
мы же воюем?! А те выживали, чтоб строить:
и корабли, и торговлей живущие страны.

Мир параллельный… Глаза – устаревшие линзы:
лучик развернут до стадии самосожженья.
Русский медведь, свой геном променявший на гризли*,
все очевидней в комедии всех положений…


*Гризли -- название одного либо нескольких американских подвидов бурого медведя.

________


Для монографии:

«Нет препятствий для труженика-народа, знающего, куда он идет…»

«Исчезнувший древний лик земли, людей, населявших её, их жизнь, труд, ратные подвиги и обряды Рерих как бы воскрешает из небытия во многих других работах: “Человек со скребком”, 1905, “Три варяга приближаются”, 1906, “Поморяне. Вечер”, 1907, “Задумывают одежду”, “Собирают дань”, 1908 и других…

…Мы смотрим: все та же непрерывная мечта о седой старине... О старине народной? Если хотите. Но не это главное, хотя Рериха принято считать национальным живописцем. Не это главное, потому что национально-историческая тема для него — только декорация. Его образы влекут нас в самые дальние дали безликого прошлого, вглубь доисторического бытия, к источникам народной судьбы. О чём бы он ни говорил, какую бы эпоху ни воспринимал с чутьем и знанием археолога, мысль его хочет глубины, её манит предельная основа, и она упирается в тот прекрасный гранит пламенного духа, на который легли наслоения веков.

“Человек” Рериха — не русский, не славянский и не варяг. Он — древний человек, первобытный варвар земли... ”.

http://gallery.facets.ru/show.php?id=102


Рецензии